ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «В МИРЕ НАСЕКОМЫХ»
проект (средняя группа)

куликова жанна юрьевна

Тип проекта: исследовательский с заданным результатом и элементами творчества.

 

Вид проекта: групповой.

 

Продолжительность:(три месяца)

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников.

 

Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

 

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Лето – просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли: в лес, на луг, в поле, к реке или озеру. Но и у нас в детском саду есть много таких мест, где можно наблюдать за обитателями нашего родного края.

 

Цель проекта: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательнее отношение к ней посредством знакомства с миром насекомых.

 

Задачи проекта: формировать реалистическое представление об окружающей нас природе;  желание стать другом природы,беречь и охранять ее.Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»,предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр.

Работа педагога:подбор необходимого материала по теме«Насекомые».Чтение художественной литературы, разучивание стихов о насекомых «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым, «Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко. Проведение тематических занятий и пальчиковой гимнастики «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;просмотр мультфильмов, «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Совместная деятельность родителей и детей:разучивание стихов о насекомых в семейном кругу.Конкурс: предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр.

Предполагаемый результат: дети научатся различать и называть насекомых:  бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика. Будут знать о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям. Ребята будут бережно относиться  к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым. У них сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

 

 

                                            Этапы проекта:

1 Этап:

Предварительная работа: конкурс шапочек насекомых для подвижных игр.

Консультации для родителей«Первая помощь при укусах насекомых».

Подбор иллюстраций.

Подбор методических материалов: стихи, загадки, мультфильмы.

 

2 Этап:

Реализация проекта:

План реализации проекта:

Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга».

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

Загадки о насекомых

Стихи о насекомых

Продуктивная деятельность: оригами «Божья коровка»

Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;

Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

Объемная аппликация «Бабочки».

С/р «Приключение в лесу»

П/и «Стрекозы, бабочки,пчелы»

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)    

 

Дидактические игры и упражнения

Д/и «Кто из нарисованных животных не является насекомым»

«Медведь и пчелы», «Пчелки и ласточки», «Насекомые над лугом».

НОД «На лугу»

Прогулка «Насекомые летом»

 

3. Этап – заключительный.

Продукты проектной деятельности:

 Записанная родителями история с детскими иллюстрациями;

Дидактические игры;

 Фотографии досугов;

 Коллективная аппликация «На полянке»;

 Выставка детских работ «Милые букашечки»;

 

Ожидаемы результаты:

- у детей интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx73.83 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 90

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ д /с № 90

___________ Кожина О.В.

«____»_______2015г.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

«В МИРЕ НАСЕКОМЫХ»

Автор проекта:

воспитатель Куликова Ж.Ю.

г. Калининград 2023

Тип проекта: исследовательский с заданным результатом и элементами творчества.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность:(три месяца)

Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители воспитанников.

Образовательная область: «Познание»; «Коммуникация»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

Поддерживая искренний интерес ребенка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

Лето – просто замечательная пора! Везде хорошо, куда бы ни пошли: в лес, на луг, в поле, к реке или озеру. Но и у нас в детском саду есть много таких мест, где можно наблюдать за обитателями нашего родного края.

Цель проекта: Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, познавательнее отношение к ней посредством знакомства с миром насекомых.

Задачи проекта: формировать реалистическое представление об окружающей нас природе; желание стать другом природы,беречь и охранять ее.Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

Работа с родителями.

Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»,предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр.

Работа педагога:подбор необходимого материала по теме«Насекомые».Чтение художественной литературы, разучивание стихов о насекомых «Хитрая бабочка» Варвара Бардадым, «Антошка и комар» Любовь Мирошникова, «Паучок» Владимир Нестеренко. Проведение тематических занятий и пальчиковой гимнастики «Утром бабочка проснулась», «Божьи коровки», загадывание загадок;прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;просмотр мультфильмов, «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Совместная деятельность родителей и детей:разучивание стихов о насекомых в семейном кругу.Конкурс: предложить изготовить шапочки насекомых для подвижных игр.

Предполагаемый результат: дети научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика. Будут знать о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растениям. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым. У них сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Этапы проекта:

1 Этап:

Предварительная работа: конкурс шапочек насекомых для подвижных игр.

Консультации для родителей«Первая помощь при укусах насекомых».

Подбор иллюстраций.

Подбор методических материалов: стихи, загадки, мультфильмы.

2 Этап:

Реализация проекта:

План реализации проекта:

Просмотр видео – фото-сюжетов, иллюстраций на тему «Насекомые луга».

Наблюдение за насекомыми на участке детского сада;

Просмотр и обсуждение мультфильма «Муха-Цокотуха» К.Чуковского;

Загадки о насекомых

Стихи о насекомых

Продуктивная деятельность: оригами «Божья коровка»

Рисование на тему «В траве сидел кузнечик»;

Игры с рисованием: «Дорисуй насекомое по образцу»;

Объемная аппликация «Бабочки».

С/р «Приключение в лесу»

П/и «Стрекозы, бабочки,пчелы»

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)

Дидактические игры и упражнения

Д/и «Кто из нарисованных животных не является насекомым»

«Медведь и пчелы», «Пчелки и ласточки», «Насекомые над лугом».

НОД «На лугу»

Прогулка «Насекомые летом»

3. Этап – заключительный.

Продукты проектной деятельности:

Записанная родителями история с детскими иллюстрациями;

Дидактические игры;

Фотографии досугов;

Коллективная аппликация «На полянке»;

Выставка детских работ «Милые букашечки»;

Ожидаемы результаты:

- у детей интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.

Приложение№1

Дидактические игры и упражнения

Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

***

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок.После этого воспитатель предлагает детям поиграть.

В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели - «Пчёлки» летают.

ж-ж-ж,

Дружно песенку запели –

ж-ж-ж:

- Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

- Осторожно, пчёлки! Воспитатель предупреждает.

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте. Пчёлки улетают.

Пчёлки и ласточка

Задачи: закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

Сюжетно-ролевые игра

«Приключение в лесу»

Цель:

1. Способствовать развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.

2. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

3. Формировать социально-активную жизненную позицию дошкольников, умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).

Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Дидактическое упражнение на внимание
«Найди ошибку художника»
Цели:
развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.
Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.


Подвижная игра
«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,
ловкость.

Упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут ладошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.


Физкультурная минутка.
Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.
З. Александрова.

Физкультминутка "Кузнечики"

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.

Подвижная игра «Горячо – холодно»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети должны найти игрушки насекомых.


Подвижная игра «День и ночь»
(«Дневные и ночные бабочки»)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).

Считалки, стихи, скороговорки, загадки.

***

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

Хитрая бабочка

Я за бабочкой летал,

Шапку на неё кидал.

Дразнит бабочка меня:

-Не попал! Не попал!

Я споткнулся и упал.

А она юлит, хитрит,

Села на ромашку

И как будто говорит:

-Снова дал промашку!

Посидела, помолчала,

Говорит:

-Начнём сначала!

Варвара Бардадым

Антошка и комар

-Эй, крылатый шприц с ногами!

Надоел ты мне и маме!

Подучился бы немножко-

Был бы ты бесценной мошкой:

Прививал бы всем вакцины,

Жил для пользы медицины.

А пока ты кто? Пират!

И никто тебе не рад.

Рассердился тут Антошка,

Размахнулся и ладошкой

Комаришку- хлоп!

Не кусался чтоб!

Любовь Мирошникова

Паучок

Днём всё реже

Солнце светит,

Молчит сверчок.

-Собирать

Пора мне сети,-

Тихо шепчет паучок.

-А чего тебе

Бояться,-

Пропищал

Комарик вдруг,

-Подожди-ка

Собираться,

Ты наловишь

Белых мух.

В. Нестеренко

Осы

Осы к осени желтее,

Полосатее и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас,

А им – обидно!

В.Степанов

***

-Комары, комары,!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

- Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

***

Чок, чок, чок!

На печи - сверчок,

На печи - сверчок,

За печуркой – паучок,

А ты ляг на бочок – и молчок!

***

Дана козявке справка

О том, что не козявка.

Неправильная справка.

Козявка есть козявка.

А. Кондратьев

***

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

(Муравей.)

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это? (Стрекоза.)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Встать всё равно не может.

(Гусеница.)

Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.

(Комары.)

Прилетели к нам с помоек

И на стол полезли!

Сами лап своих не моют,

А у нас – болезни!

(Мухи.)

Как повадилась из леса

Шерстяная колбаса!

Что не попадя жуёт,

Вот прожорливый народ.

(Гусеница.)

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

(Пчёлы.)

Ей не сидится на цветке,

Ей нравится летать,

НА «насекомом» языке

С подружкой стрекотать.

(Стрекоза.)

Если ночью кому-то встретится

Этот крошечный червячок –

Червячок на пеньке засветится,

Как в тумбочке ночничок.

(Светлячок.)

Насекомые

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянкена лесной –
Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с
пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю
С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.

#1042; лугах без устали

Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)

#1053;адевает эта крошка

Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).

3. С ветки на тропинку,

С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(кузнечик)


Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)

Пчелка трудится весь день
И работать ей не лень.
От цветка летит к цветку,
Клеит на брюшко пыльцу.
Хоботком нектар сосет,
За день много соберет.
Унесет нектар тот в улей
И назад вернется пулей.
В сотах утрамбует мед,
Скоро вед зима придет.
Будет пчелкам чем питаться.
Летом надо им стараться.
Дети руками обрисовывают перед собой круг.
Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.
Ритмично размахивают руками крылышками.
Совершают круговые движения ладонью по животу.
Одну руку вытягивают вперед, затем вниз, наклонится.
Раскрывают перед собой все пальцы.
Обрисовывают в воздухе треугольник.
Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперед.
Топают ногами.
Ежатся.
Имитируют движения ложкой.
Имитируют накладывание меда в соты.

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе на тему «На лугу»

Интеграция образовательных областей «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»
Цель: Продолжить формировать представления об окружающем мире
Задачи:
1. Познакомить детей с лугом и его растительным миром. Показать их
взаимосвязь на примере.
2. Развивать мышление, речь, воображение, внимание.
3. Воспитывать любовь к природе.
Словарная работа:
Активный словарь: воздух, солнце, цапля
Пассивный словарь: почва, размножаются, кислород, углекислый газ.
Оборудование:
Демонстрационные - карточки с рисунками
Раздаточный - маски.
Предварительная работа: рассматривание картины с изображением луга.
Структура непосредственной образовательной деятельности :

Ход НОД:
Воспитатель: Дети, я сегодня вас приглашаю на луг. Как вы думаете, что там есть?
Дети: На лугу растут цветы, травы, живут насекомые.
Воспитатель: Правильно, когда пойдем на луг, мы это все выясним. Сейчас я вам загадаю загадки.
1) Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
2) Стоят в поле сестрички
Желтый глазок,
Белые реснички. (Ромашки)
3) Синенький звонок висит,
Никогда он не звонит. (Колокольчик)
4) Не жужжу, когда сижу
Не жужжу, когда ползу
Если в воздухе кружусь
То уж вдоволь нажужжусь. (Жук).
Все вместе идут на луг.
Воспитатель: Ребята, какие чувства вы испытываете?
Дети: На лугу так хорошо, красиво, просторно, приятно пахнет
Воспитатель: Что вы можете сказать о растениях, это живая природа?
Дети: На лугу много растений, это живая природа.
Воспитатель: Да, растения — это живая природа. Значит они дышат, растут, размножаются, у них есть корни, растения впитывают в себя из почвы минеральные соли. Листья вдыхают углекислый газ, выделяют кислород.
Дети: Они не могут без солнца, им нужно тепло и свет.
Воспитатель: Да, правильно, если бы не было солнца, чтобы с ними случилось?
Дети: Они бы не росли, не было бы воздуха, люди и другие живые существа погибли бы.
Воспитатель: Из всего сказанного, какой вывод можно сделать?
Дети: Значит, их нужно беречь. Они приносят большую пользу людям и животным.
Воспитатель: Смотрите какая красивая бабочка. Ребята, можно насекомых трогать руками?
Дети: Насекомых нельзя трогать руками, у бабочек крылья очень тонкие, они быстро ломаются теряют свой цвет.
Воспитатель: А чем же бабочки питаются?
Дети: Цветочным нектаром.
Воспитатель: Верно, когда бабочки пьют цветочный нектар‚ они, как и другие насекомые приносят большую пользу. Бабочки из одного цветка на другой переносят пыльцу, не замечая этого, опыляют их. Из этого, какой вывод можно сделать?
Дети: Значит насекомых тоже нужно беречь, они приносят большую пользу.
Воспитатель: Давайте поиграем в одну интересную игру. (Показывает карточки с рисунками солнца, цветов, бабочек, лягушки, цапли). Что можете сказать о них?
Дети: Солнце греет, цветы растут, они нужны бабочкам. Лягушка питается бабочками, а цапля съедает лягушку.
Воспитатель: Давайте сейчас эту последовательность покажем в движениях.
Цель: цепь питания показать в движениях, развивать физическую активность, логическое мышление.
Ход игры: солнце - ребенок, растение — ребенок, лягушка— ребенок и т.д., растет — поднимаются руки на верх, бабочка -— летает вокруг него, лягушка ловит бабочку, потом цапля ловит лягушку. Эту игру можно играть по подгруппам.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня узнали о том, что все живое на земле взаимосвязано, как нужно вести себя на лугу. Вам здесь понравилось?
Дети: Да, очень.
Воспитатель: А сейчас, нам пора домой.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе (для детей с нарушением зрения) «Насекомые»

Цель. Уточнить представления о насекомых и их характерных признаках. Формировать представления о развитии насекомых и о зависимости их окраски от места обитания. Развивать зрительное восприятие. Повышать остроту зрения. Стимулировать зрительную функцию глаз. Развивать воображение, умение формулировать свои ответы. Обогащать словарь.

Материал. Игрушечные жужелица, майский жук, кузнечик, муха, божья коровка, жук-олень, паук, бабочка. Письмо. Схема развития бабочки. Схема признаков живого. Листы цветной бумаги формата А4. Трафарет насекомого, простой карандаш - на каждого ребёнка.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы идём в гости к маленьким жителям полянки - насекомым.

Мы клееной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Подходят к полянке - столу, накрытому зелёной скатертью. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит только письмо, из которого дети узнают, что злая Стужа заколдовала насекомых. В письме также сказано, как спасти насекомых: прогнать Стужу и отгадать загадки.

Воспитатель. Давайте поможем маленьким жителям полянки! Чего боится Стужа? (Солнца, тепла, весны.) Встанем в круг и прогоним злую Стужу «Веснянкой».

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу.)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу.)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками.)

А сугробы тают, тают,

(Приседают.)

А цветочки подрастают.

(Поднимают руки вверх.)

Стужу мы прогнали. А сейчас нужно расколдовать маленьких жителей полянки. (Выставляет на полянку животное, которое надо угадать.)

Чёрен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук-олень.)

***

Спинка в веснушках.

«Ах, как неловко!» -

И покраснела... (Божья коровка.)

***

Наткёт, наплетёт,

Сядет и добычу ждёт. (Паук.)

***

Жу-жу-жу,

Жу-жу-жу,

Я на ветке сижу

И звук «ж» всё твержу. (Майский жук.)

***

Целый день летает, всем надоедает,

Ночь настанет - тогда перестанет. (Муха.)

***

На лугу живёт скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик.)

***

Шесть ног без копыт,

Бежит - жужжит,

Сядет - землю роет. (Жужелица.)

Воспитатель. Вот сколько маленьких жителей полянки мы расколдовали! Как можно назвать их одним словом? (Насекомые.) А все ли здесь насекомые? (Паук не насекомое.) Почему? (У паука восемь лапок, а не шесть, как у насекомых, и нет крылышек на спинке, значит, паук не насекомое.) Пусть паучок погостит у насекомых, а мы с вами превратимся в кузнечиков.

Разминка «Кузнечики».

Поднимайте плечики!

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Опять прыгай высоко,

Прыгай ловко и легко!

Воспитатель. Нравятся вам чудеса? Отдохните и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо - это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка. (Демонстрирует схему развития бабочки.) Она отложила много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, мухи. Но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка: зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка, появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Сначала крылья у неё будут висеть, как мокрые тряпочки, но пройдёт час - другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими и улетит.

Гимнастика для глаз.

Воспитатель (держит в руках игрушечную бабочку на палочке). Следите глазами за бабочкой.

Бабочка летает повсюду:

Налево летит, направо летит.

Бабочка порхает по кругу,

Вверх, вниз... и назад спешит.

Упражнение повторяется 2 раза. Затем воспитатель предлагает ещё раз назвать, используя схему, этапы развития бабочки.

Воспитатель. Что сначала откладывает бабочка? (Яйца.) Кто появляется из яйца? (Гусеница.) В кого она превращается? (В куколку.) Кто выходит из куколки? (Бабочка.)

Воспитатель предлагает детям самим превратиться в бабочек.

Психогимнастика.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Затем свободно двигаются под музыку.

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

Воспитатель приглашает детей вернуться на полянку.

Воспитатель. Есть ли у насекомых враги? (Есть.) Кто? (Птицы, люди.) Как насекомые спасаются от врагов? (Обращает внимание детей на окраску насекомых.) Почему кузнечик зелёный? Почему майский жук коричневый? (Кузнечик живёт в траве, майский жук - на ветках деревьев.) Зачем им нужна такая окраска? (Защищаться от врагов, прятаться.) Возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица. (Дети прячут насекомых в кору дерева или в траву. Воспитатель обращается к каждому ребёнку.) Почему ты выбрал это место? Зачем твоему насекомому нужна такая окраска? (Ответы детей.) Посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно и в траве, и на коре дерева. Её любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Предположения детей.) Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко. Эта жидкость очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как большая корова, даёт молочко, её и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть её опасно!

Давайте послушаем стихотворение о божьей коровке.

Ребёнок.

Платье в горошек у божьей коровки,

Божьей коровке плохо в коробке.

Божью коровку пальцем не трогай.

Пусть уползает зелёной дорогой,

Пусть улетает синей дорогой.

Пожалуйста, божью коровку не трогай!

Воспитатель. Почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых? (Они живые.) Как можно доказать, что они живые? Для ответов используйте схему признаков живого. (Дышат, двигаются, питаются, размножаются, растут.) Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться; интересно смотреть, как они летают, бегают, прыгают, играют; слушать, как они жужжат.

А теперь маленькие жители полянки хотят поиграть с вами в прятки. Они приготовили для вас свои изображения (трафареты) и цветную бумагу. Вам нужно выбрать одного из жителей полянки - какое-либо насекомое - и спрятать: поместить трафарет на тот лист, на котором ваше насекомое никто не найдёт, и обвести его карандашом.

Дети выполняют задание. В ходе работы воспитатель задаёт вопросы: «Кого ты спрятал? Почему выбрал лист такого цвета?».

Воспитатель. Вы хорошо спрятали своих насекомых - они сидят на листах такого же цвета, как и сами. Вечером мы сделаем из этих листов книжку, покажем мамам и папам, придумаем вместе название, а потом поместим её в наш уголок природы.

Конспект открытой прогулки

в средней группе

"Насекомые летом"

Цель: воспитывать внимательное и бережное отношение ко всему живому, совершенствовать двигательные навыки и речь, укреплять здоровье детей.

Задачи: - расширять знания и представления об особенностях внешнего вида и поведении божьей коровки;

-поддерживать радостное и доброе настроение;

- продолжать приучать работать в коллективе, оказывать помощь взрослым;

- воспитывать положительное отношение к труду; уметь видеть результаты своего труда;

- продолжать знакомить с профессией врача, шофера, медсестры, вызывать сочувствие к заболевшему, желание помочь;

- способствовать развитию сюжета в процессе игры;

- развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу;

- упражнять в беге с увертыванием и ловле, в приседании;

- развивать у детей выдержку, наблюдательность, честность;

- совершенствовать умение прыгать вперед с продвижением;

- способствовать развитию двигательных навыков, развивать ловкость, внимание.

Оборудование: детские ведерки, влажные салфетки, шапочки водителя и доктора, повязки на рукав для медсестры, машины, муляжи насекомых, инструменты доктора, обручи.

Ход прогулки

1. Наблюдение за божьей коровкой.

- Ребята, сегодня я вам принесла сюрприз! У меня в ладошке кто-то щекочет лапками! Кто же это? (жук) Правильно, но как зовут этого жука?

-Давайте я вам подскажу, отгадайте загадку и узнаете кто сидит в моей ладошке:

Красненькие крылышки, черные горошки.

Кто это гуляет по моей ладошке?

(Божья коровка)

- Правильно отгадали, это божья коровка. Она всю зиму спала, накрывшись листочками, как одеялом. А когда пришла весна, проснулась и расправила свои крылышки. Давайте покажем, как она расправила крылышки (воспитатель и дети поднимают руки в стороны) .

- Когда мы наводили порядок на участке и собирали листики, мы их разбудили. Посмотрите на нее - у божьей коровки выпуклое овальное тело, ярко-красная или оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать. Давайте покажем, как она перебирает лапками.

- Скажите ребята, а божья коровка умеет летать? (Да)

- Даже на большие расстояния: у нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые полупрозрачные подкрылья. Окраска божьей коровки предостерегающая. Птицы знают, что насекомые с такой окраской — несъедобные.

-Ребята, божья коровка полезное или вредное насекомое? (полезное)

- Чем же она полезна? Вы знаете? (Если дети не отвечают на этот вопрос, воспитатель поясняет, что божьи коровки поедают, огромное количество тли, любят угоститься червяками, паутинными клещиками, личинка ми жуков-листоедов. Божья коровка — хищник, она поедает других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносит людям большую пользу)

- Но появились и другие насекомые. Скажите, кого вы еще видели на нашем участке? (муравьи, пауки, мухи, пчелы, солдатики, бабочки) .

2. Трудовая деятельность.

Впереди жаркое лето и мы будем часто видеть насекомых у себя на участке. Насекомые будут прилетать к нам в гости, а в гостях должно быть чисто! Давайте возьмем ведерки и соберем веточки, бумажки, камешки.

Чистота и порядок - залог здоровья. Мы поможем и себе и природе!

Вместе с воспитателем дети наводят порядок. Вытирают ручки салфетками.

3. Сюжетно-ролевая игра "Лесные доктора"

- Ребята, у нас на участке был мусор, веточки и камешки, пока мы не навели порядок, и маленькие насекомые поранили свои лапки! Сей час у нас чисто и красиво на участке, но что же нам делать с больными насекомыми? (Полечить)

- Дети скажите, мы читали с вами сказку К. И. Чуковского "Айболит"? (Да)

- Что же делал добрый доктор Айболит? (лечил зверей)

- Правильно, он помогал всем животным и большими и маленьким. Мы с вами тоже побудем докторами и вылечим наших жучков и отпустим их здоровыми. Но наш доктор один не справится! Ему нужна помощь!

- Кто привезет больных насекомых в лесную больницу? (водитель)

- Кто осмотрит их и полечит? (доктор)

- Но доктору нужна помощница, чтобы подавать инструменты, пока доктор осматривает и лечит больного - медсестра!

Посмотрите сколько нужных и важных профессий мы назвали.

Воспитатель распределяет роли (доктора, медсестры, водителя) и каждый ребенок одевает свои шапочки и берет свои атрибуты.

Водители - машины, доктора и медсестры - лекарства и инструменты.

Лечим насекомых, отвозим их в лесную больницу.

4. Подвижная игра.

"Ловля бабочек"

Описание игры: выбрать 4 играющих -"дети с сачками", остальные играющие "бабочки". На слово "летите" дети разбегаются по площадке. По сигналу "лови" двое детей выбегают ловить бабочек. Они ловят, смыкая руки вокруг пойманного, затем отводят его в уловное место. На слова "Бабочки сели на цветочки", бабочки присаживаются и отдыхают. Когда поймано 2-3 бабочки, отмечают, какая пара поймала больше. Повторить игру 2-3 раза.

"Найди, где спрятано? "

Описание игры: дети сидят. Воспитатель показывает детям предмет и говорит, что спрячет его. Затем воспитатель предлагает детям встать и отвернуться к стене. Убедившись, что никто из детей не смотрит, воспитатель прячет предмет, после чего говорит "пора". Дети начинают искать спрятанный предмет. Кто первый его найдет - тот его и прячет. повторить игру 2-3 раза.

5. Индивидуальная работа

Когда вокруг чисто и убрано, все здоровы - можно немного поиграть.

- Вы знаете как пчелки перелетают с цветка на цветок и собирают нектар? (Да)

- И мы с вами побудем пчелками и будем перелетать с цветка на цветок.

- Покружились, покружились, и мы в пчелок превратились.

Воспитатель раскладывает обручи - это цветочки. Ребятам надо перепрыгивать из обруча в обруч, с цветка на цветок.

6 Самостоятельная деятельность детей.

Игры на участке с выносными игрушками, катание на горке.

Консультация для родителей «Первая помощь при укусах насекомых»

Пришло долгожданное лето, и детей просто невозможно удержать дома. Кто-то играет с друзьями во дворе, кто-то едет отдыхать с родителями на море, а кто-то проводит все лето на даче. Свежий воздух и теплое солнце очень полезно для детского организма, но окружающий нас мир полон опасностей. Одной из этих опасностей, являются укусы насекомых. Но это совсем не повод лишать ребенка свежего воздуха, друзей и самостоятельности.
Зачастую, укусы насекомых, это плата за чрезмерное детское любопытство. Вспомните себя в детстве, разве вы могли спокойно пройти мимо осинника? Нет же, его обязательно нужно было потревожить, при всем том, что мы отчетливо понимали, чем это может закончиться.
o_detyah_035

Попытайтесь объяснить вашему ребенку, чем опасны укусы насекомых, и как можно избежать встречи с ними. Ну а вам, как родителям, полезно будет знать, как оказывается первая помощь при укусах насекомых. Потому что, скорее всего, ваши рассказы, про опасность пчел, ос и пауков, окажутся не достаточно убедительными и детское любопытство сделает свое дело.

Укусы большинства насекомых, хоть и не приятны, но сами по себе, не представляют особой опасности, если конечно у вашего малыша нет на них аллергии. Но, так как все дети разные, то и на укусы насекомых, они реагируют по-разному. Одни начинаю капризничать, если их укусил комар, и место укуса постоянно чешется, а другие и укус осы воспринимают вполне спокойно, и дело тут не только в реакции организма, но и в характере малыша.

В результате укуса насекомых, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, возможно проявление различных реакций.

Местная. На месте укуса, появляется небольшое покраснение, отек, зуд и жгучая боль.

Аллергическая реакция бывает различной степени тяжести и может проявиться, как в виде крапивницы, так и в виде отека «Квинке» или спровоцировать приступ удушья и бронхиальной астмы.

Общая токсическая. Сопровождается ознобом, тошнотой, рвотой, головной болью и болью в суставах. Обычно, развивается в результате множественных укусов насекомых. Особенно опасна для маленьких деток.

ПВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ

Для оказания необходимой первой помощи при укусах насекомых, желательно, все же узнать, кто вас укусил, что бы быть уверенным в своих дальнейших действиях.

Укусы комаров - первая помощь.

Комары, как и слепни не имеют ядовитых желез, но могут быть переносчиком какой либо болезни. Для комаров, человек это – еда. При укусе комара, в организм ребенка, попадает вещество, которое препятствует свертываемости крови, что дает комару возможность подкрепиться. На месте комариного укуса появляется небольшое покраснение и волдырь, это результат аллергической реакции на вещество, которое попало к вам в кровь, в момент укуса. В преобладающем большинстве случаев, такая реакция не опасна для здоровья вашего ребенка. Для оказания первой помощи можно, протереть место укуса пищевой содой и намазать зеленкой. Сода уменьшит припухлость, а зеленка, предотвратит, возможное инфицирование.

Для того, чтобы избежать укусов комаров, можно поставить на окна москитные сетки, а во время прогулки, если ваш ребенок еще совсем мал, обязательно накройте коляску, куском тюля, москитной сетки или марли. А вот распыление противокомариных аэрозолей, и использование кремов, педиатры совсем не приветствуют, поэтому, пользуйтесь ими только в том случае, если вы собираетесь, пойти с ребенком, за грибами в лес или на рыбалку, где контакта с комарами, вам не избежать.

Укусы пчел, ос и прочих жалящих насекомых – первая помощь.

Пчела, как и шмель, может ужалить, всего один раз. В отличие от них, жало осы не имеет зазубрин, и поэтому, одна оса может ужалить человека несколько раз. Но и осы и пчелы, нападают и жалят, только в том случае, когда чувствуют опасность. Во время укуса, в кровь ребенка попадает яд, из-за чего, может проявиться аллергическая реакция. Поэтому, очень важно, уметь оказать первую помощь при укусе этих насекомых.

Первым делом, если жало осталось в месте укуса, его нужно извлечь. Для этого лучше всего подойдет пинцет, но можно воспользоваться и подручными средствами, предварительно продезинфицировав их спиртом или водкой.

Промыть с мылом место укуса.

К месту укуса, необходимо приложить холод, или ватку, смоченную в настойке календулы.

Выпить антигистаминный препарат. Например «Зиртек», «Супрастин», «Фенистил», или «Кларитин». Дозировку и возрастные ограничения смотрите в инструкции.

На свое усмотрение, вы можете воспользоваться народными средствами, и после удаления жала, приложить кусок сырой, разрезанной пополам, картошки или помидора. Но, ни в коем случае, не прикладывайте землю, несмотря на распространенность этого метода, ничего хорошего он в себе не несет. Даже наоборот, вы серьезно рискуете, и можете легко занести заразу в организм ребенка.

Если вдруг, оса или пчела ужалила ребенка в рот, лицо или голову, окажите ему первую помощь и обязательно вызовите скорую помощь, так как, такой укус, может стать причиной удушья. Так же, скорую помощь необходимо вызвать, при укусе нескольких насекомых, либо при появлении одного из следующих признаков:

Распространение отека или сыпи на различные части тела

Опухание лица

Головокружение или головная боль

Тошнота, рвота

Отдышка

Затрудненное дыхание, удушье

Боль в груди

Надеемся, что наши советы помогут вам, в случае необходимости, оказать первую помощь при укусах насекомых, и избежать возможных неприятных последствий.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию детей средней группы на тему «Насекомые»

Цель:1.Обобщить представления детей о многообразии насекомых.2. Упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величина, окраска, части тела)...

05.07.2018г. Экологический проект в средней группе. Насекомые.

Экологический проект в средней группе. Насекомые....

Экологический проект в средней группе «Загадочный мир насекомых»

Цель проекта: развивать познавательные и творческие способности детей в процессе реализации проекта....

Экологический проект в разновозрастной группе: «В мире насекомых»

Экологический проект в разновозрастной группе: «В мире насекомых»...

Проект п экологическому воспитанию детей средней группы тема "Удивительные насекомые"

Часто на прогулке весной наблюдала неординарное поведение детей по отношению  к насекомых. Одни дети сажали жуков в коробочку. Другие просто топтали муравьёв ногами. Третьи увидев паука пугались ...

Конспект в средней группе "В мире насекомых"

расширить и закрепить знания детей о насекомых....

Проект в младшей группе "В мире насекомых"

Формирование представлений о насекомых у детей младшего дошкольного возраста....