Консультация: "Детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
статья

Петухова Татьяна Алексеевна

Консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

             Автор: музыкальный руководитель:

Петухова Татьяна Алексеевна

Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой
Потому что музыка – навсегда с тобой!

Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Ничего нет в мире

Доброй, милой песни!

       Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Ввести маленьких детей в прекрасный мир музыки, воспитывая на ее основе добрые чувства, прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем важная задача!

 В ещё не столь отдаленные времена, когда музыкальная культура была неотъемлемой частью признанных обществом духовных ценностей, дети, несмотря на разницу сословий, получали богатые, разнообразные музыкальные впечатления. Ребёнок обязательно слышал колыбельные песни матери, народную музыку. Дети много и часто слышали музыку в исполнении членов семьи, во многих семьях устраивали коллективное, домашнее музицирование. В итоге, несмотря на отсутствие в те времена радио и телевидения ребёнок получал духовно и нравственно ценные музыкальные впечатления. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это шелест молодых листьев березы, восход солнца, бескрайнее поле ромашек и конечно родные напевы.

Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка. Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.

          Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воспитания заключаются в фольклоре, в частности – песенном искусстве. Фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время. С музыкальным фольклором дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и праздниках. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, используемые в работе с детьми, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью, они просты, образны и мелодичны. Интонационные достоинства песен позволяют использовать их как в младшем, так и в старшем возрасте. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В образовательной деятельности, в доступной форме, дети получают знания о том, что песни и прибаутки люди сочиняли с давних пор, но не умели их записывать. Так они и передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни. Поэтому их и называют народными.

         Песня открывает перед ребенком красоту мира, начиная с колыбельной, она имеет простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя детского сада, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песню танцевальными движениями. Кроме того, народную колыбельную песню ребёнок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей. Именно через русскую народную песню маленький человек получает первые представления о культуре русского народа. Яркие художественные образы, четкая композиция, изобразительные средства языка народных песен способствуют глубокому восприятию детьми нравственно-эстетических идей, отразивших представления народа о духовной красоте. Народные песни связаны с различными сторонами жизни народа. В них передаются его мечты, раздумья и надежды, которые воплотились в художественных образах русских народных песен.

         Содержание песен и авторских, и народных несет нравственный заряд. Дети из песен узнают, как живут люди, как заботятся друг о друге. Через содержание музыкальных произведений дети знакомятся с взаимоотношениями, обычаями, обрядами, с трудом взрослых и т.д. Так, например, в песнях «А я по воду ходила...», «Аннушка» или «Во кузнице»  поется о труде девушки и молодых кузнецов, а в песне «Голубые санки» — о дружбе мальчика Вани и девочки Марины, которые быстро едут с горы на санках, сделанных старым дедушкой для маленького Вани. В песнях «Хорошо у нас в саду» и «Песенка друзей» поется о любви к детскому саду, заботе и хороших, добрых взаимоотношениях между детьми. Общая деятельность объединяет детей, приобщает их к нравственно-эстетической культуре.

          Правильно подобранный репертуар является одним из основных механизмов, влияющий на формирование общечеловеческих ценностей детей. Песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребенка, его творческому самовыражению в сольном, ансамблевом и хоровом исполнении народных, классических и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Изучая творчество В. Шаинского, Г. Гладкова, А. Филиппенко, Т. Попатенко, М. Красева, В. Герчик, Г. Струве, открываешь много интересного и поучительного. Популярные песни этих композиторов благодаря яркой образности стихотворных текстов и мелодической выразительности с задорным ритмом с удовольствием распевает детвора не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. У детей вырабатывается потребность собираться вместе, что бы попеть. Песня вводит их в духовную жизнь, придавая яркую, эмоциональную окраску их мыслям. Такие песни как: «Улыбка», муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, сл. Н.Носова; «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского; «Листопад», муз. Т. Попатенко, сл. Е. Авдиенко; «Детский сад» муз. А Филиппенко, «Здравствуй, Родина моя!», муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева ; «До свидания, детский сад», муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова; «Мамин праздник», муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова и др., несут большое воспитательное воздействие на душу ребенка. Есть такое человеческое качество - тонкость, эмоциональность натуры. Оно выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека. Совесть заставляет его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка и песня. Мир поэтических образов, тексты разучиваемых песен, учат жить, творить добро, воспитывают тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца.

         Современным детям необходимы песни – детские,  светлые, задорные. Песня, это путеводная звезда, без неё нам взрослым было бы скучно жить на свете, а юному поколению тем более. В наше непростое время детям не хватает духовности, тепла и доброты. Все меньше внимания уделяется именно детской песне, все больше детишки спешат подражать взрослым, перепевая их песни. Помочь возрождению музыкальной детской культуры можно только сообща, безусловно, нужен энтузиазм не одного человека, а общества в целом.

Петь надо так, чтоб вместе со словами

Душа и сердце пели заодно.

И чтоб слова не разошлись с делами

И все сливалось в целое одно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ «Современная детская песня в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском сад...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Консультация: "Детское волонтерство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Воспитание у дошкольников нравственных качеств, духовности, толлерантности - главная задача педагогической деятельности, которую можно осуществлять через разные формы, одна из которых детское волонтер...

Познавательно-творческий проект «Блокада Ленинграда – 900 дней Подвига» по духовно-нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет посредством деятельности клуба «Волонтёры истории»

У нашей страны великое прошлое, которое нас учит, воспитывает, формирует чувство гордости. Победа России во Второй мировой войне завоёвана непомерным подвигом народа.Ещё живы свидетели ...