Консультация для педагогов (Критическое мышление)
консультация

Давыдова Кристина Эдуардовна

Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Развитие критического мышления у дошкольников»

К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его развитием нужно заниматься в дошкольном возрасте? Давайте разбираться.

Что такое критическое мышление

Умение критически мыслить – это умение рассуждать, способность «взвешивать» информацию и искать логическую связь между фактами.

Развивая навык критического мышления у малыша, вы тренируете и свой мозг тоже. Пусть вам кажется, что некоторые способы и наивны и просты. На самом деле, простые вопросы часто приводят к неоднозначным рассуждениям.

Зачем ребенку критическое мышление

Дошкольнику критическое мышление, казалось бы, не нужно – все важные решения за него принимает взрослый, но именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития этого важного навыка.

Детям критическое мышление поможет избежать ряда неприятностей: не попасть под влияние других людей, отличить достоверную информацию от лжи и слухов. В будущем ребенок не будет слепо следовать указаниям, а сформирует собственное аргументированное мнение, найдет причину неудач вместо того, чтобы предаваться отрицательным эмоциям, что даст ему силы не пасовать перед трудностями, а уверенно идти к успеху.

Как развить критическое мышление у дошкольника

С помощью дидактических игр:

Игра «Третий лишний»

В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях.

Детям 3-5 лет условия более простые, например:

Взрослый говорит три слова - сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все три слова относятся к живой природе, однако, сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Примеры для младших дошкольников:

• молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.

• машина, лошадь, трамвай;

• шапка, платок, сапоги;

• роза, береза, ёлка.

Для детей  5-7 лет задания усложняются:

• дождь, снег, река;

• врач, турист, шофер;

• тень, солнце, планета;

• мороз, вьюга, январь;

• камень, глина, стекло;

• дверь, ковер, окно;

• море, река, бассейн.

Подвижная игра:

Выстраиваем деток в шеренгу. Объясняем, что сейчас ведущий будет называть вразброс цифры «3, 13 и 30». На «3» нужно похлопать, на «13» нужно потопать, а на «30» — подпрыгнуть. Ведущий должен цифры произносить сначала медленно, а если детки справляются, можно увеличить темп.

Малоподвижная игра:

«БЫВАЕТ ИЛИ НЕ БЫВАЕТ» Для этой игры нужен мяч. Говорим фразу, и если такое бывает, ребенок ловит мяч. А если не бывает, то не ловит. Например: «Кошка квакает», «Собака летает», «Уточка плавает» и т.п.

Проблемные ситуации:

  1. Как увидеть воздух?
  2. Куда прячется вода?
  3. Дышат ли рыбы?
  4. Где можно увидеть динозавра?
  5. Как без космического корабля слетать на Сатурн?

«Диаграммы Венна» («Круги сравнения»)

Конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Животные». - Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения животных на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние). - Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют птиц, которые расположены в общей части кругов. - Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:
 В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если ..., то ...".
 Приучайте малыша развивать мышление разными способами и в игровой форме.
 Пусть он сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
 Не принимайте ответ: "Потому что так хочу" или "Потому что мне так нравится", если речь идет об аргументации мнения о чем-либо. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над этим. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
 Позвольте ребенку сомневаться. Ваш ребенок в чем-то сомневается, выражает недоверие к каким-то фактам— отлично! Значит, он будет стараться доказать, что он прав. Значит, захочет узнать все об объекте спора. Узнает и запомнит много нового и интересного.
 Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и очень хочет все знать. Поощряйте такие разговоры.
 Старайтесь приучить ребенка сначала выяснять всю информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.
Пробуждая в детях критическое мышление, воспитатель учится честно отвечать на детские вопросы, даже если он не знает ответа. И самое лучшее. Что можно ответить в таком случае: «Я не знаю, почему это так. Давай вместе придумаем, как это можно узнать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие мышления путем коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР"

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научить обследовать предметы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"

В этой статье мы обсуждаем способы использования кругов Эйлера на занятиях по развитию логического мышления у дошкольников....

Консультация для педагогов "Развитие мышления у дошкольников"

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Умственный труд, восприятие и переработка идущей из внешнего м...

Консультация для педагогов: «Логическое мышление, как один из важнейших аспектов в жизни дошкольников».

ДЛогика-это то, с чем мы  постоянно сталкиваемся в жизни. То, о чем говорит логика, знакомо каждому и близко каждому: это законы правильного мышления, образное видение мира, последовательность до...

Мастер-класс для педагогов"Критическое мышление"

Мастер-класс помогает педагогам освоить новую инновационную технологию, которая помогает дошкольниками самостоятельно находить выход из поставленной ситуации,  и критически мыслить, что бы решить...

Консультация для педагогов " Позитивное мышление"

laquo; Мысль-начало всего.И мыслями можно управлять.   И поэтому, главное дело совершенствования-работать над мыслями»Лев Толстой...