Трудовое воспитание детей
статья (подготовительная группа)

Коровина Ольга Владимировна

Воспитание должно развивать в человеке привычку и любовь к труду, оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни.

                                                                                                                                                                                                                            К.Д. Ушинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _trudovoe_vospitanie_detey_.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

        Трудовое воспитание дошкольников

Воспитание должно развить в человеке
привычку и любовь к труду; оно должно
дать ему возможность отыскать
для себя труд в жизни.
К. Д. Ушинский

Не зря, в прошлые времена, наши предки говорили: «Труд украшает человека». Такое высказывание, и в настоящее время, не является пустым, а имеет свой ценный и  глубокий смысл. Смысл этой пословицы в том, что труд – источник радости, удовольствия, способ удовлетворения своих потребностей. Трудящийся человек приносит пользу не только себе, но и людям. Он создает различные блага для людей: строит дома, ремонтирует машины, вспахивает поля и много другого делает, созидает. Только такой человек по-настоящему красив.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, целеустремлённость, доброта, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и мыслительная деятельность детей.

Истоки трудового воспитания начинают закладываться в ребёнке в дошкольном возрасте, когда он испытывает потребность в самостоятельности и заявляет о себе «Я сам!». Ребёнок, сам стремиться разобрать и собрать игрушку, сам натянуть на ножку носочек, для взрослых это легко и просто, а для ребёнка это великий труд, испытание своих сил, воли, настойчивости, стремление добиться результата, и какой бы результат не был, взрослые должны обязательно подбодрить и поощрить ребёнка добрым словом «МОЛОДЕЦ!»  

Труд всегда должен быть для малыша радостью достижений,  а не обязанностью и выполнением воли взрослого. Иначе очень скоро ребенок начнет отказываться выполнять те или иные действия. В результате возникает конфликт, в котором, по сути, виноват взрослый. 

В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда: «Если ребенок вложил частицу своей души в труд людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым человеком».

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание ребёнка должно начинаться с самого раннего возраста, осуществляться последовательно и систематично.  Положительное отношение ребёнка к труду во многом зависит от того, какое значение предаём ему мы, педагоги и родители.

Можно помочь ребенку полюбить труд, почувствовать радость от труда, а можно и отбить желание, если использовать сухие, неинтересные для детей приемы. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования именно нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. Трудовую деятельность дошкольника необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Именно в игре ребёнок учится, привыкает работать, не замечая, что это уже, далеко не игра.

В труде складываются начальные чувства долга, ответственности, жизненно необходимые навыки и умения (что очень важно для подготовки ребенка к школе!).
Когда дети осознают свои обязанности, когда они приобретают практический опыт, необходимые трудовые навыки — это создает у них уверенность в своих силах, готовность трудиться. Обычно это ярко наблюдается у детей к концу пятого года жизни, становится устойчивой чертой в старшем дошкольном возрасте. Дети в состоянии уже сами организовать свои трудовые занятия, помогать младшим и взрослым, в детском саду и в семье. Дети трудятся на участке детского сада, на клумбах, выращивать огород на подоконнике и наблюдают, как развиваются из семян растения, растут и  набирают силы.

Не следует забывать, что успех трудового воспитания зависит от особого внимания к индивидуальности ребёнка, своеобразной личности, имеющей собственные интересы, привязанность, черты характера. Поэтому, важнейшим педагогическим требованием и условием является организация разнообразного по содержанию труда. Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать. В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности. Важным педагогическим требованием является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способов их достижения. Трудовая деятельность детей должна систематически усложняться. Усложняются навыки, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка. Труд детей должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: в младшей группе — в пределах 5—7 мин, в средней — от 10 до 15 мин с небольшим отдыхом в зависимости от характера труда, в старшем дошкольном возрасте — 15—25 мин с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную позу детей в труде. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим. Орудия труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовать росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий. Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Важно так организовать трудовую деятельность детей, чтобы как можно больше было возможностей привлекать дошкольников непосредственно к труду. Вовлекая ребенка непосредственно в трудовую деятельность, мы сможем добиться наилучшего результата в будущем.
      Вы хотите, чтобы ребёнок был счастливым человеком – научите его различным видам деятельности, сделайте его трудолюбивым.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей.

Вы хотите видеть своего ребёнка сильным, вынослиаым и закалёным - тренируйте его в разнообразном труде....

Материал для родителей "Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей" Пословицы, стихи о труде

Пословицы, стихи о труде. Памятка для родителей по трудовому воспитанию детей....

Контрольная по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на тему:"Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста"

Трудовое воспитание начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ""Организация трудовой деятельности детей с учетом их индивидуальных способностей" (трудовое воспитание детей дошкольного возраста)

Если условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье благоприятные, дети имеют постоянные трудовые обязанности, то к подготовительной к школе группе они успешно овладевают предусмотренным...

План по самообразованию педагога дошкольного воспитания на тему«Трудовое воспитание детей в природе».

Мой план по самообразованию надеюсь поможет педагогам для составления своего плана и облегчит работу в этом направлении....

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

Рекомендации для родителей «Трудовое воспитание детей или как организовать труд детей дома»

Невозможно вырастить успешного человека, не привив ему трудолюбия. Но оно не дается нам от рождения, как основной инстинкт. Трудовым навыкам нужно научить. Данный материал поможет Вам  понять, ка...