Воспитание любви и бережного отношения к природе.
консультация (младшая группа)

Коробова Людмила Анатольевна

   Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе. Поэтому воспитывать в детях бережное отношение к природе нужно с самых ранних лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Давайте, друзья, в любую погоду

Будем беречь родную ПРИРОДУ!

И от любви заботливой нашей,

Станет земля и богаче,  и краше!

   Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, человечество сможет лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе. Поэтому воспитывать в детях бережное отношение к природе нужно с самых ранних лет. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

   Перед нами стоят важные задачи, которые мы должны воспитать у детей в дошкольном возрасте: развивать такие качества, как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного; учить детей замечать изменения, происходящие в природе и устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать бережное отношение к природе, нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожение насекомых, животных и птиц; воспитывать умение сочувствовать и сопереживать.

   Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Знакомство детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Организация на прогулках игр с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочница, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что где растёт», «Узнай и назови», «Вершки-корешки», «Загадки о животных», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т.д.). На участке детского сада много деревьев. Благодаря этому наши дети ежедневно на прогулках могут наблюдать за птицами. Дети изучают, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц. Летом наблюдаем за насекомыми. Детям, которые наблюдают за насекомыми, можно положить свою руку рядом с существами и сравнить их по размерам. Самый маленький ребёнок против муравья или бабочки – почти великан, поэтому может нанести им вредДля любого существа жизнь и воля самые дорогие.

   В уголках природы дети ухаживают за цветами, поливают, рыхлят землю. Необходимо учить с детьми названия цветов. Детям нужно на примерах показать, что растения беззащитны – не издают звуки, не двигаются, не защищаются. Повреждённое или сломанное растение не может развиваться, как здоровое, его рост прекращается. К сожалению таких случаев, много: сломаны ветки на дереве, повреждена кора, куча мусора в лесу и тому подобное. Следует направлять внимание детей на изменения, которые состоялись с тем или другим растением, а также выяснить их причины.
      На занятиях используем художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения с детьми проводим беседы, задаём вопросы. Особое место занимают стихи для заучивания наизусть, они обогащают эстетические переживания детей.

Очень хорошо влияет на сознание детей общение к домашними питомцами. Любовь к животным, ответственность за них лучше воспитывается на наглядном примере, когда сам ребёнок непосредственно участвует в уходе за животным. Ухаживая за питомцами, ребёнок учится самому главному: быть ответственным за кого-то другого, за того, кто полностью зависит от него. Животные, так же, как и растения, приносят большую радость. Дети активно общаются с ними, ведь мир наших меньших братьев чрезвычайно привлекателен. В отличие от растений, животным присуще поведение. Замечая частично внешнее сходство между человеком и животными, ребёнок с раннего возраста понимает, что последние – живые существа. Но поведение дошкольника относительно животных всегда должно быть под вниманием и руководством взрослого.     

   Через развитие творческих возможностей, наблюдательности и стимуляции исследовательского опыта у дошкольников формируется любовь к природе. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Природа открывает большие возможности для развития любви. А знакомство с декоративно-прикладным искусством, и ремёслами народных мастеров, наиболее полно раскрывает богатство и разнообразие культурных традиций, что также развивает любовь к природе. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников.
  Экологические игры по развитию и формированию правильного отношения к окружающей природе, предложенные воспитателями ДОУ, помогут дошкольникам любить как живую, так и неживую природу.

   Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу — воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Люби природу! Изучай!

Приумножай! Оберегай!

Ведь в любое время года

Нас учит мудрая природа:

Птицы учат пению, паучок - терпению,

Пчелы в поле,  и в саду обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте, солнце учит доброте,

У природы круглый год обучаться нужно,

Ну, а весь лесной народ  учит крепкой дружбе!

   Нужно бережно относиться к природе, и она ответит добром! Бережливость – это забота о поколениях, которые будут жить на Земле после нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в старшей группе на тему: "Воспитание любви и бережного отношения к природе"

Программное содержание: Развивать конкретные представления о живой и неживой природе с помощью музыки, художественного слова. Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, птицам, животным, нас...

Эстетическая беседа «О воспитании любви и бережного отношения к природе»

Цель: формирование осознанно- правильного отношения к природе.Задачи:Образовательные:1.Обобщить знание детей о значении природы в жизни людей (воздух, вода, растительный и животный мир)2.Показать нрав...

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: «Наши младшие друзья. Воспитание любви и бережного отношения к животным»

Конспект проектной деятельности в группе среднего возраста Тема: «Наши младшие друзья. Воспитание любви и бережного отношения к животным»...

Практические советы для родителей по воспитанию в ребёнке бережного отношения к природе «Стань другом природы!»

Экологическую культуру ребёнку необходимо прививать с раннего детства. Самостоятельно выйдя за порог, он изучает окружающую природу всеми органами чувств. С этого момента полезно родителям быть предел...

Опыт работы по теме «Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»

Опыт работы по теме«Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности»...

Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка.

Формирование любви и бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности – моя педагогическая находка....