Консультация для воспитателей «Педагогические принципы В.А. Сухомлинского в дошкольном воспитании».
консультация

Мухина Вера Петровна

28 сентябр 2023 года исполнилось 105 лет со дня рождения В.А. Сухомлинского -  советского педагога - новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребенка высшей ценностью. Педагогика сотрудничества В.А. Сухомлинского  базируется на гуманистических принципах доверия к ребенку, воспитания без наказания, высокой нравственности, свободе выбора поведения, поступка, образа жизни, ответственности за свой выбор. Идеи Сухомлинского являются основой современного подхода к воспитанию ребенка, ориентированы на индивидуально - личностный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_o_suhomlinskom.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Педагогические  принципы  В.А. Сухомлинского в дошкольном воспитании».

28 сентября 2023 года исполнилось 105 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского -  советского педагога - новатора, детского писателя, создателя педагогической системы, основанной на признании личности ребёнка высшей ценностью. Его педагогические труды занимают особое место в системе педагогики. Это не простые рекомендации по воспитанию детей, это и советы, касающиеся всего образа жизни воспитателей, родителей и воспитанников. Наработки ученого и выводы педагога очень интересны и ценны!   Сердца детей должны быть широко открыты радостям и горестям других людей — в этом одна из важнейших идей педагогической системы Сухомлинского.

Педагогика сотрудничества В.А.Сухомлинского базируется на гуманистических принципах доверия к ребенку, воспитания без наказаний, труде как творчестве, получении знаний без принуждения,  высокой нравственности, сотрудничестве родителей, воспитателей и детей,  свободе выбора поведения, поступка, образа жизни, ответственности за свой выбор. Во многих странах мира известны его произведения: «Письма к сыну»,            « Сердце отдаю детям», « Родительская педагогика», « Как воспитать настоящего человека», «Легенда о материнской силе любви». Сухомлинский написал и книги для подрастающего поколения, среди них: «Цветок солнца», «Огонек в окне», «Все добрые люди – одна семья», в которых   советовал детям, как надо учиться, любить красоту, слышать музыку природы, быть добрым, чутким, наблюдательным.

Идеи В.А. Сухомлинского являются основой современного подхода к обучению и  воспитанию ребёнка дошкольного возраста, ориентированы на индивидуально -  личностный  подход, когда центром всего воспитательного процесса является ребёнок со своим внутренним миром. Педагогические принципы Сухомлинского актуальны в работе  с детьми разного возраста, начиная с дошкольников и заканчивая студентами ВУЗов. Назовем  некоторые из них.

1.Научить жить.

Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский, актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы. Педагог настаивал на том, что старшеклассников надо учить отношениям, объяснять, как проявлять любовь друг к другу и детям, находить компромисс в семье. Кроме школы, детей этому должны учить родители своим примером с самого рождения. В. А. Сухомлинский говорил о том, что школьный предмет под названием «Семья. Брак. Любовь. Дети» едва ли не важнее других наук.

2. Быть талантливым родителем.

Для настоящего воспитания взрослым достаточно просто быть рядом и показывать своим примером, как относиться к близким и поступать в разных случаях. А.В. Сухомлинский писал: «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».

3. Быть мудрым учителем.

Задача школы, детского сада - развить в ребёнке как можно больше способностей, проявлять чуткость и такт, считал Сухомлинский. Исходя из этого принципа, он определил необходимые личные качества, которыми, по его мнению, должен обладать каждый педагог. Это: любовь к своей работе, высокая квалификация, высокие моральные личные качества педагога, творческий подход к процессу воспитания и обучения.

4. Воспитывать без наказаний.

          Если необходимость в наказаниях есть, значит, были совершены ошибки воспитания. Быть требовательным, не значит добиваться слепого послушания. Взрослые должны чувствовать тонкую границу, где заканчивается предел их власти и начинается мир ребёнка.

        5. Развивать любознательность.

         С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Учить наблюдать. Постепенно он уже сам будет замечать детали окружающего мира. В возрасте от двух до семи лет ребёнок должен как можно чаще задавать вопрос «Почему?», а взрослым стоит обстоятельно на него отвечать.

        6. Найти  индивидуальный подход к каждому ребенку.

 Василий Александрович считал, что педагог обязан подобрать к каждому ребёнку ключик. А это будет невозможно, если воспитатель  не увидит в нём личность и не признает её. Как следствие, к  детям надо относиться с достоинством, своим добрым отношением и примером добиваться, чтобы воспитанники захотели стать ещё лучше.

7. Воспитывать прекрасным.

Среди разнообразных способов,  воспитание красотой стоит на первом месте. Воспитание чувств – самое тяжёлое в работе педагога. Сухомлинский учит чувствовать красоту природы, красоту искусства и, наконец, подводит воспитанников к пониманию высшей красоты- красоты человека, его труда. Труд, человек и красота соединяются в одно целое, и это доставляет детям радость. И отдельно, по одному, им в душу ребёнка не проникнуть.

Эти  принципы стали фундаментом педагогики  В.А.Сухомлинского, основой истинного, нешаблонного воспитания дошкольников. Когда воспитание проходит на уровне сердца и на личном примере, когда каждый из нас, взрослых, выбирает действительно «быть», а не «казаться». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Значение русских народных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Эта консультация поможет воспитателям ДОУ разобраться что же это  такое- русские народные игры....

Консультация для воспитателей ДОО "Значение подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста"

Материал для воспитателей ДОО. Содержит информацию о значении подвижных игр в дошкольном возрасте....

Консультация для воспитателей ДОУ " Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

       Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир, занять  достойное место в системе отношений с окружающими невозможно без воспи...

Консультация для воспитателей. Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.        Одной из основных задач дошкольного образования является нравственно - пат...

консультация для воспитателей ""Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста".

В духовно нравственном воспитании дошкольников очень помогает использование одного из мощных средств - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего...

Консультация для воспитателей : «НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Консультация для воспитателей :«НАРОДНЫЕ ИГРЫ В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»....