Развитие речи
методическая разработка

план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального  уровня (самообразования) по теме: «Развитие речи дошкольников»

на  2018-2023 гг.

                                                                                                    Воспитатель: Сахабиева Г.З.

Индивидуальный план самообразования

ФИО: Сахабива Гелюся Замиловна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Тема самообразования: «Развитие речи дошкольников»

- 2018-2019 учебный год «Развитие речи детей в различных видах деятельности»:

- 2019-2020 учебный год «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и социальным миром родного края»

- 2020-2021 учебный год «Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками»

- 2021-2022 учебный год «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

2022-2023 учебный год  «Развитие диалогического общения детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками»

Срок реализации: 2018-2023 гг.

Актуальность выбранной темы

В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают.

   Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании  и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы.

   Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Проблемы:

1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Недостаточный словарный запас.

4. Неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий

или развёрнутый ответ.

5. Трудности в составлении сюжетного или описательного рассказа.

Цель:

-обогащать активный и пассивный словарь детей по различным лексическим категориям;

-расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

-изучить способы, методы и приемы активизации речи детей младшего и дошкольного возраста;

-объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.  

 Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование лексико-грамматической и связной речи.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3.Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата.

4. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Основные направления деятельности:

1. Повышение уровня самообразования.

2. Совершенствование предметной среды, способствующей развитию связной речи детей.

3. Разработка перспективного плана образовательной деятельности и совместной деятельности.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

2018-2019 учебный год (первый год обучения)

Тема: «Развитие речи детей в различных видах деятельности»

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам развития речевой активности детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

№ п/п

Содержание работы

Форма работы

Срок реализации

Работа с детьми

1

Проведение артикуляционной гимнастики, кинезиологических

упражнений, игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук».

Составление картотеки артикуляционной гимнастики, кинезиологических упражнений, игр

Сентябрь 2018

2

Подготовка детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Матери», «Новый года», «Сөмбелә”, “Нәүрүз”

Изготовление атрибутов к утренникам  

В течение 2018-2019 учебного года

3

Развивающих игры на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?».

Изготовление дидактических игр

Ноябрь 2018г.

4

Лэпбук  «Говорящий куб»

возраста»

Изготовление лэпбука

Декабрь – Январь 2019г.

5

Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Семейный ужин» и т.д.

Обыгрывание стихотворений А. Барто «Игрушки»

Заучивание игры с движением «Строим дом»

Беседа

Чтение

Составление сюжета к играм

Заучивание

Февраль 2019г.

6

Наблюдения на прогулке «Изменения в природе», «Мой двор» и т.д.

Составление картотеки наблюдений и прогулок

Март 2019г.

7

Конкурс чтецов (групповой конкурс)

Составление сценария конкурса

Апрель 2019г.

8

Экскурсия «Весенняя красота»

Составление конспекта экскурсии

Май 2019г.

Работа с педагогами

1

Консультация «Развитие речи детей в различных видах деятельности»

Выступление на методическом часе

Ноябрь 2018г.

2

Презентация Лэпбука

Выступление на педсовете

Февраль 2019г.

3

Брошюрка «Потешки в кармане»

Изготовление брошюрки для педагогического коллектива

Апрель 2019г.

Работа с родителями

1

Консультация «Форма развития речи детей в условиях семьи»

Выступление на родительском собрании

Сентябрь 2018г.

2

День открытых дверей

Составление плана Дня открытых дверей

Декабрь 2018г.

3

Анкетирование родителей

Составление анкет

Сентябрь-Октябрь 2018г.

Апрель Май 2019г.

4

Составление папок-передвижек и консультаций «Развитие речи в детском саду»

Изготовление папок передвижок

Март 2019г.

5

Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению основных правил по развитию речи.

Составление подборки книжек

В течение учебного года

6

Индивидуальная помощь родителям по их запросам

Консультации по запросу

В течение учебного года

Список литературы:

• «Программа воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой

• « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду» /под редакцией М. Васильевой,В. Гербовой, Т. Комаровой

• О.С. Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.

• О.С, Ушакова. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство, 2001г.

• О.С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты. Москва ТЦ Сфера

• Ф.А. Сохина. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 1984г.

• А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991г.

• В.В.Гербова. Картинки по развитию речи.-М.: Прсвещение, 1985г.

• Комплект тематических иллюстраций: «Одежда», «Деревья», «Посуда», «Овощи». «Фрукты», «Мебель», «Растения» -М.:2005г., серия «Знакомство с окружающим миром и развитие речи».

• «Знакомим дошкольников с литературой» О. Ушакова. «Учимся по сказке» Т. Большева.

• Г.С.Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

2019-2020  учебный год (второй  год обучения)

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой и социальным миром родного края»

Цель: повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных   на развитие речи детей через ознакомление с окружающим миром.

№ п/п

Содержание работы

Форма работы

Срок реализации

Работа с детьми

1

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые гимнастики, логопедические пятиминутки.

Составление картотеки словаря, пальчиковых гимнастик и логопедических игр

Сентябрь – Октябрь 2019г.

2

Развлечение «Матушка-земля»

Изготовление атрибутов к развлечению

Ноябрь 2019г.

3

Открытое занятие «Здравствуй солнышко»

Творческий отчёт

Апрель 2020г.

4

Оформление развивающих речевых зон в группе и зон речевой направленности: «Центр красивой речи», «Юные исследователи», «Волшебный театр», «Юные сказочники», «Здравствуй, книжка» и т.д.

Изготовление атрибутов

Ноябрь-Декабрь 2019г.

5

Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок»

Беседы

Разучивание

Составление схем

Изготовление картотек

В течение учебного года

6

Подготовка к утренникам: разучивание стихотворений, сценок и т.д.

Разучивание

Подборка

В течение учебного года

7

Беседы

Экскурсии

Наблюдения

Составление картотеки бесед, экскурсий и наблюдений.

В течение учебного года

Работа с педагогами

1

Консультация «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Выступление на методическом часе

Октябрь 2019г.

2

Мастер-класс «Развитие речи детей через ознакомление с окружающим миром»

Выступление на методическом часе

Январь 2020г.

3

Папка-передвижка «Речевые игры. Способы их проведения»

Изготовление папки-передвижки  для педагогического коллектива в методическом кабинете

Февраль  

2020г.

4

Открытое занятие «Здравствуй солнышко»

Творческий отчёт

Апрель 2020г.

Работа с родителями

1

Консультация «Форма развития речи детей через ознакомление с окружающим миром»

Выступление на родительском собрании

Сентябрь 2019г.

2

День открытых дверей

Составление плана Дня открытых дверей

Апрель 2020г.

3

Анкетирование родителей

Составление анкет

Сентябрь-Октябрь 2019г.

Апрель Май 2020г.

4

Оформление уголка в приёмной «Сидим, изучаем. Время зря не теряем»

Оформление познавательного уголка для родителей

Март 2020г.

5

Памятка - рекомендация по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Изготовление памяток

Май 2020г.

6

Индивидуальная помощь родителям по их запросам

Консультации по запросу

2019-2020 у.г.

Список литературы:

А.Н Алексеева. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»

А.Г.Арушанова. «Речь и речевое общение»

А.К.Бондаренко. «Дидактические игры в детском саду»

Т.С.Зенина“Родительские собрания в детском саду”.

В.Н. Волчкова; Н.В. Степанова “Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада”.

С.В.Никитин. «Сенсорное воспитание в детском саду»

Ж.Пиаже. «Ребенок и мышление ребенка»

Ф.А. Сохина. «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок: Пособие для воспитателей и родителей. – 3-е изд., испр. и доп.

 Ушакова Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет А.Н. Леонтьев. Речевая деятельность

Львов М.Р. Речевое развитие человека: [Развитие речи ребенка] //  

Мухина В.С. Психологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста || Возрастная и педагогическая психология (Под редакцией Петровского А.В.)

Д.Н.Узнадзе. Психологические исследования, «Наука

Ушакова Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии // Психологический журнал.

 Ушакова Т.Н Речь: истоки и принципы развития.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.

 Чуковский К.И. От двух до пяти.

Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

2020-2021   учебный год (третий   год обучения)

Тема: «Обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками»

Цель: повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности; систематизировать работу по реализации системы мероприятий направленных   на развитие речи детей через обогащение литературного опыта дошкольников посредством знакомства со сказками.

№ п/п

Содержание работы

Форма работы

Срок реализации

Работа с детьми

1

Активизация и обогащение словарного запаса детей. Пальчиковые гимнастики, логопедические пятиминутки.

Составление картотеки словаря, пальчиковых гимнастик и логопедических игр

Сентябрь – Октябрь 2020г.

2

Инсценировка сказки

Изготовление атрибутов к развлечению

Ноябрь 2020г.

3

Открытое занятие

Творческий отчёт

Октябрь 2020г.

4

Организация совместной творческой деятельности детей и родителей в подготовке рисунков и поделок к празднованию Нового года

Изготовление атрибутов

Ноябрь-Декабрь 2020г.

5

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время инсценировки сказок

Выступления

В течение учебного года

6

Литературный вечер "Волшебная книга сказок"

Развлечение с родителями

Апрель 2021

7

Работа над развитием речи через театральную деятельность, инсценировка сказки: «Кошкин дом»

Инсценировка сказки

Май 2020г.

Работа с педагогами

1

Открытое занятие

Творческий отчёт

Октябрь 2020г.

2

Мастер-класс «Театр из бросового материала (диски)»

Выступление на семинаре

Октябрь 2020г.

3

Памятки для педагогов  «Ска – развиваем речь детей»»

Изготовление памяток, представление на пед. часе

Февраль  

2021г.

4

Консультация «Духовно – нравственное воспитание детей посредством сказки»

Выступление на методическом часе

Январь 2021г.

5

Сказкотерапия

Релаксация

Психологические приёмы

Март 2021г.

Работа с родителями

1

Консультация «Сказки могут справиться с детским непослушанием».

Выступление на родительском собрании

Сентябрь 2020г.

2

День открытых дверей

Составление плана Дня открытых дверей

Апрель 2021г.

3

Анкетирование родителей

Составление анкет

Сентябрь-Октябрь 2020г.

Апрель Май 2021г.

4

Стендовая информация в родительском уголке в печатном виде «Роль сказок в развитии детей»

Оформление информации

Март 2021г.

5

Изготовление с помощью родителей шапочек-масок для инсценировок русских народных сказок о животных.

Совместное изготовление

Май 2021г.

6

Индивидуальная помощь родителям по их запросам

Консультации по запросу

2019-2020 у.г.

Список литературы

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
  2. Васильева Л «Развитие речи. Подготовительная  группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
  3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс. 2003.
  5. Иванова Э. И.: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.
  6. Ланчеева – Репьева: «Иное царство русских сказок».
  7. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
  8. https://www.maam.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.
  9. https://nsportal.ru/ Сайт педагогов дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...