Исцеляющая сила сказки
статья
Консультация для педагогов и родителей и ваности сказко для детей и их силе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Исцеляющая сила сказки
«Государи мои, люди русские! Какая бы тень ни набежала на вашу жизнь, — посетит ли вас тревога о судьбе России, придут ли к вам мысли черные о вашей личной судьбе или просто жизнь покажется несносной раной, — вспомните о русской сказке и прислушайтесь к ее тихому, древнему, мудрому голосу. Не думайте, что сказка есть детская забава, несерьезное дело для умного человека: взрослый-де выдумывает, маленьким сказывает; а маленькие слушают и верят; верят, будто было тот чего не было, будто вправду такое было, чего и быть не могло. И еще не думайте, что взрослые умны, а дети глупы; и что взрослому надо нарочно притупиться для того, чтобы детям сказку рассказать; а чтобы для себя, взрослого и умного, сказку прочесть или создать,-то и притупляться не стоит… Не обратно ли дело обстоит? Не от ума ли добрая половина нашего горя родится?» - слова произнесенные величайшим философом И.А.Ильиным на вечере русской сказки и сегодня актуальны, как никогда
Сегодня многие родители не читают своим детям сказок — и времени не хватает, и жизнь сейчас такая, что не до волшебства, научить бы ребенка выживать в этом сложном мире. И если спросить современных детей, какая у них любимая сказка, большинство промолчат, а вместо имени любимого сказочного героя назовут персонажа компьютерной игры...
А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Благодаря ей ребенок узнает, что жизнь подобна путешествию, полному неожиданных открытий и приключений; что в любой миг мир может заговорить, потому что он — живой, и поэтому важно бережно и чутко относиться ко всему вокруг. Благодаря сказке ребенок понимает, что жизненный путь труден, что он не простой и гладкий; что каждое испытание помогает стать сильнее; что самое ценное зарабатывается трудом, а доставшееся легко и даром, может так же быстро исчезнуть. Сказка намекает, что сделать правильный выбор помогает любящее сердце, а не расчетливый ум. И подсказывает, что добро всегда побеждает, а справедливость действенней грубой силы. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг.
Поэтому дети иногда несколько недель подряд слушают одну и ту же сказку, не разрешая изменить в ней или пропустить хотя бы слово. (Жаль, что взрослые, уставая повторять, отмахиваются от таких просьб.) Значит, именно эта сказка и именно сейчас помогает ребенку понять что-то для него важное, усвоить необходимые модели поведения, решить очередную жизненную задачу. Потом он оставляет эту сказку, как ступеньку, и идет дальше.
Вспомним слова Д.Б.Эльконина «Классическая сказка максимально соответствует действенному характеру восприятия ребенком художественного произведения, в ней намечается трасса тех действий, которые должен осуществить ребенок и ребенок идет по этой трассе»
Ему вторят следующие слова нашего знаменитого ученого Л.Ф.Обуховой ««Сказка – произведение искусства. И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый ребенок открывает в ней свое собственное решение жизненных проблем»
И это не случайно, ибо каждый раз, читая сказку, ребенок открывает в ней «свое собственное решение жизненных проблем»
Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Дело в том, что яркие образы сказочных историй наполняют бессознательное человека, становясь своеобразным хранилищем всевозможных жизненных ситуаций, способов общения с другими людьми, решения жизненных задач и осуществления планов.
Но ребенок не сможет воспользоваться этими сокровищами, если никто не обсуждал с ним сказок, а только читал или рассказывал. (Но даже и простое слушание хорошо — оно дает хоть какую-то защиту и опору в жизни.) Чтобы знания о мире, которые дает сказка, ожили, взрослый должен найти возможность обсудить с ребенком прочитанное, сравнить сказочные сюжеты с историями из жизни. Так малыш учится действовать осознанно, видеть причинно-следственные связи между событиями, размышлять о своем предназначении, открывать свои способности и таланты. «Важно ли это для ребенка? Не рано ли ему задумываться о таких „серьезных“ вещах? — размышляет один из авторов метода. — Важно и не рано. Более того, позже может быть уже поздно. Если мы оглянемся вокруг, то увидим, к чему привели разрушительные действия взрослого человека, одержимого иллюзией собственной безнаказанности, отрицающего „сказочные“ законы взаимодействия с Миром. Может быть, сказки — это и „пустяки“ и „несерьезность“, однако они не разрушают окружающий мир, а взывают к светлым созидательным сторонам души человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и взрослыми сегодня особенно актуальна. Хотя бы потому, что необходимо остановить лавину разрушений, производимых человеком. А сделать это возможно, только когда человек возвращается к своему изначальному, „сказочному“ восприятию мира».
До XVII-XVIII веков волшебные сказки и истории рассказывали не только детям, но и взрослым — зимой это было едва ли не основное развлечение для жителей деревень. Тогда к сказкам относились серьезно и трепетно. Слушание сказок было духовной потребностью.
Мудрость, родившаяся в далекие-далекие времена, не потеряла актуальности и по сей день. Современные взрослые, обремененные условностями, стереотипами логического мышления и «разумного» стиля жизни, не меньше, чем дети, нуждаются в сказках. Сказка снимает весь этот налет, и оказывается, что в душе взрослого человека тоже живет ребенок — открытый, искренний, удивляющийся. Только спрятался он за высокие горы, за далекие моря, укрылся за семью дверями, за семью замками.
Способен ли современный человек вернуться к сказочному восприятию мира? Может ли он вновь стать сказочником, бесконечно удивляющимся красоте и целесообразности устройства вселенной, способен ли жить мудро, красиво и справедливо? Мне кажется, может, главное — захотеть. И если вы уже захотели, попробуйте сочинить сказку на тему: «С кем я повстречался сегодня?» или «Что тронуло мое сердце за последнюю неделю?». Может быть, ваша сказка получится о человеке, с которым вы знакомы уже давно, а по-настоящему так еще и не узнали; или о вашем ребенке, которого мучают какие-то вопросы, а вы не можете ему ничего подсказать; или о будущем, или о Весне, которая несет обновление и надежду. Не думайте долго, просто пишите — сердце само направит и подскажет и развитие сюжета, и его окончание. Вы увидите, как упадет груз тревог и забот, как нечто заставит вас улыбнуться и понять, что вы не одиноки, как мир заговорит с вами другим языком. Это и есть самая лучшая сказкотерапия!
Литература
Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998.
А. В. Гнездилов. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина. СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа первая: «В чем сила сказки?»
Мир изменился до неузнаваемости с момента появления сказок. Что в них такого, что позволяет им существовать столько времени? Нас, современников, и древние народы, которые начали сочинять сказки,...
В чем сила сказки
Консультация для родителей "В чем сила сказки"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/29/picture-1001619-1638197539.jpg)
"Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста"
Многочисленные исследования последних лет констатируют рост патологий речи у детей. При этом специалистов настораживает комплексный характер этой тенденции, заключающейся в одновременном нарушении реч...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/18/picture-464201-1411038828.jpg)
Волшебная сила сказки или сказкотеропия, как средство развития связной речи, творческих способностей детей дошкольного возраста
Одним из эффективных методов работы с детьми является сказкотерапия.Сказочное произведение развивает у детей важнейшие коммуникативные и интеллектуальные навыки:• образное мышление...
![](/sites/default/files/pictures/2021/08/26/picture-1343190-1629960898.jpg)
Памятка "В чем сила сказки"
Когда родители читают детям сказки, это сближает, это учит, это воспитывает. В чем же сила сказки?...
МАСТЕР-КЛАСС «ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА ИСКУССТВА: МУЗЫКА И ПСИХОЛОГИЯ»
Наше эмоциональное и физическое здоровье тесно взаимосвязаны. А наше эмоциональное состояние напрямую зависит от того, что с нами происходит. И наполняя нашу жизнь искусством, мы оздоравливаем себя....