Отчёт по самообразованию
материал

Чех Татьяна Александровна

 Тема: "Развитие мелкой  моторики   у  детей  младшего  дошкольного  возраста"

Консулшьтация  для родителей " Игры для развития  мелкой  моторики  с предметами домашнего обихода"

Рекомендации для родителей  по развитию  мелкой  мсоторики

Анкета для родителей  :"  Развитие  мелкой  моторики"

Родительское собраниеи  "Способы  развития мелкой  моторики у детей "

Пальчиковые  игры и упражнения

Картатека дидактических  игр для   развития  мелкой  моторики

Консультация  для  воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://free-images.com/or/2255/hands_on_border_svg.jpg

Отчет по самообразованию

на 2020-2021 учебный год

тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дош кольного возраста»

Воспитатель: Чех Татьяна  Александровна

Актуальность

         Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук,  на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

          Систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

      И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также речь. Этим и был обусловлен выбор темы моего самообразования – «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Были поставлены следующие цели:

Для педагога:

- Повышение профессиональной компетентности в вопросе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

       Для детей:

развитие мелкой моторики и координации движений рук через различные виды деятельности.

Задачи работы по самообразованию:

  • Для педагога:
  1. Приобретение и систематизация знаний в области физического и психического развития детей младшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС;
  2. Показать родителям, педагогам значимость пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
  3. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
  4. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
  5. Разработать перспективный план работы на учебный год;
  1. Представить свой опыт работы коллегам на педагогическом совете в виде сообщения и презентации на тему «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».
  • Для детей:
  1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук;
  2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр;
  3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Основные направления работы с детьми.

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Массаж кистей рук;
  • Игры с мелкими предметами (камешки, пуговицы, мелкие игрушки, крышки от пластиковых бутылок).
  • Шнуровка, застёгивание и расстегивание молний.
  • Работа с бумагой (складывание (дополнительная образовательная деятельность «Оригами»), сминание, обрывание).
  • Работа с карандашом (рисование, раскрашивание, массаж ладоней с помощью карандаша).
  • Игры в “сухом бассейне” (наполненном фасолью; горохом):                                                - нахождение заданных предметов,                                                                                                                                - угадывание предмета с закрытыми глазами на ощупь.
  • лепка из пластилина;
  • игры с природным материалом;
  • игры с кубиками, конструкторами.

В течение учебного года силами воспитателей и родителей совершенствовалась предметно-пространственная развивающая среда группы.

Для развития мелкой моторики детей использовались следующие игры:

Название игры

Цель

«Мозаика»

 

Развитие мелкой моторики рук, развитие усидчивости и терпения,  воображения.

«Сухой бассейн для рук»

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

«Волшебный мешочек (узнай наощупь, что в мешочке)»  

Развитие тактильного восприятия.

«Лего»

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

«Пазлы »

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

«Кубики»

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

«Шнуровка»

Развитие  сенсомоторной координации, мелкой моторики рук; пространственное ориентирование, развитие усидчивости и терпения.

«Прищепки»

Учить детей пользоваться прищепками. Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры.

«Собери узор из крышечек»

Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение.

Природный материал (шишки, ракушки, желуди, каштаны, крупа).

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

Пластилин

Укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения.

 

В начале учебного года  был составлен  план работы по самообразованию:

Сроки

Содержание работы

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Сентябрь - октябрь 2020

 

- Подбор и изучение методической литературы по теме (см. Приложение )

- Обсуждения вопросов с родителями и педагогами.

- Разработка  плана работы по  самообразованию.

- Создание мини-библиотеки по теме.

- Выявление уровня развития мелкой моторики рук у детей (используется метод наблюдения, учитываются  успехи детей в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.)

2 ЭТАП — внедрение в практику

Ноябрь -

Декабрь 2020

Создание картотеки пальчиковых игр и гимнастик.

(см.Приложение )

Январь – май 2021

Обогащение  предметно-пространственной развивающей среды в группе.

Работа с детьми

В течение года

 

- Дидактические и настольные игры, направленные на развитие мелкой моторики;

- игры с природным материалом;

- лепка из пластилина и теста;

- игры с сухим бассейном для рук.

В течение года

Заучивание пальчиковых игр и гимнастик  в ходе режимных моментов и в ООД.

В течение года

 

Дополнительная  образовательная деятельность «Оригами».

Занятия проводятся 1 раз в неделю  (в соответствии с календарно-тематическим планированием дополнительной образовательной деятельности).

Работа с родителями

Октябрь 2020

Анкетирование родителей «Развитие мелкой моторики у дошкольников»

 

Ноябрь 2020

Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики.

Декабрь 2020

Папка – передвижка для родителей на тему « Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода».

Январь 2021

Сообщение   родителям в  общей группе ( в воцапе) «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста».

Март 2021

Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками».

Апрель 2021

Выставка дидактических игр  и пособий на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

3 ЭТАП — диагностика, представление опыта работы по теме.

Апрель - Май 2021

 

Проведение контрольного диагностического исследования (используя метод наблюдения, выявить результаты проделанной работы).

 

Особенности организации игр и упражнений для развития мелкой моторики.

Очень важной часть работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

В своей работе по данному направлению я использовала  следующие  принципы:

  • Систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам.
  • Последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативную реакцию ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием.
  • Индивидуальный и дифференцируемый подход. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативным реакциям.

При проведении пальчиковых  игр необходимо соблюдать следующие правила:

Отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с первой группы.

Игровые задания должны постепенно усложняться.

Начинать игру можно только, когда ребёнок хочет играть.

Никогда не начинайте игру если вы сами утомлены или если ребёнок неважно себя чувствует.

Недопустимо переутомление ребёнка в игре.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях, и длительность их будет составлять не более 5 минут.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

В работе с родителями проводилось анкетирование родителей по теме "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста". Итоги этого анкетирования таковы: большинство родителей знают, что такое мелкая моторика и для чего ее нужно развивать. Проводились беседы  с родителями "Как можно развивать моторику рук".  Были предложены несложные игры, например, с песком «Найди что спрятано», нанизывание бус, мозаика, массаж кистей рук с помощью различных предметов (карандашей, шишек и д.р.).

Результаты.

       В процессе работы по данной теме я приобрела и систематизировала знания в области  развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста;

показала родителям педагогам  значимость пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста.

В группе усовершенствована предметно-пространственная  развивающая среда;

Сформирован благоприятный эмоциональный фон в детском коллективе.

         У детей:

 Улучшилась моторика, координация движений кистей, пальцев рук;

усовершенствовалась  речь  и расширился словарный запас посредством использования пальчиковых игр;

продолжает развиваться воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческая активность.

 

Вывод.

 Работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма,  поэтому я не хочу останавливаться на достигнутом.  И  буду продолжать использовать дальше разные методы и приемы в работе с развитием мелкой  моторики рук.

 

Приложение.  

Список научно - методической литературы.

Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

Османова Г.А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики. - Каро:2008

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: ООО«ЭКСМО», 2006.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

Ткаченко т.а. развиваем мелкую моторику. - м.: эксмо, 2007.

 

Консультация для родителей 
« Игры для развития мелкой моторики с предметами домашнего обихода».

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

  • Возьмитеяркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любуюмелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д. 
  • Подберитепуговицыразного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д. 
  • Дайте ребенкукруглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

    "У сосны, у пихты, елки
    Очень колкие иголки.
    Но еще сильней, чем ельник,
    Вас уколет можжевельник".
  • Беремпельменницу.Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

    "Пальцы, как пчелы, летают по сотам 
    И в каждую входят с проверкою: что там?
    Хватит ли меда всем нам до весны,
    Чтобы не снились голодные сны?"
  • Насыпаем вкастрюлю1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: 

    "Месим, месим тесто,
    Есть в печи место.
    Будут-будут из печи
    Булочки и калачи". 
  • Насыпаемв кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
  • Насыпаемгорох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
  • Двепробки от пластиковых бутылоккладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

    "Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
    Мы любим забавы холодной зимы".
    То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. 
  • Ребенок собираетспички(или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. 
  • Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
  • Бельевой прищепкой(проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

    "Сильно кусает котенок-глупыш,
    Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
    Но я же играю с тобою, малыш,
    А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!". 
  • Натягиваем веревкуна уровне плеч ребенка и даем ему несколькобельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

    "Прищеплю прищепки ловко
    Я на мамину веревку". 
  • Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок(или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех". 


Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики.

  • Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.
  • В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. 

  • Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. 

  • Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша. 

  • Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. 

  • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. 

  • Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. 

  • Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. 

  • Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. 


Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием. 

 

 

Анкета для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников».

 

1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребёнка?(подчеркнуть)

- Да.

- Затрудняюсь ответить.

- Нет.

  1. В каком возрасте нужно начинать её развивать?(подчеркнуть)

- В младенчестве

- 3-4 года

- 7 лет.

3.Какие игры используются для развития моторики рук дома?

 

-------------------------------------------------------------------------------

4.Какой нетрадиционный материал используется в работе?(подчеркнуть)

- Крупа, природный материал

- Пуговицы, бусины

- Иголки , нитки.

- Конструктор, мозаика.

 - Кубики , пирамидки, матрёшки.

  1. Где берёте информацию о видах развития мелкой  моторики?(подчеркнуть)

- В саду

- В ТВ.

- В интернете.

- Подсказывает своя интуиция.

6.Как ребёнок выполняет задания игры?(подчеркнуть)

- Пассивно.

- Активно

  1. Как ребёнок воспринимает установку к игре?(подчеркнуть)

- С первого раза.

- Требуется многократное объяснение.

- Требуется объяснение и показ действий.

8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду. если да, то откуда?(подчеркнуть)

-  Нет, не знаю

-  Нет, не знаю, но что-то слышал от ребёнка.

- Знаю, рассказал ребёнок, играем вместе.

- Знаю, поинтересовался у воспитателей.

 

 

 

Родительское собрание «Способы развития  мелкой моторики у детей».

 

Вос-ль: Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.

И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.

Вос-ль: Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).

Это можно объяснить несколькими причинами:

 - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.

- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).

-  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. 

Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.

  1. Пальчиковые игры и упражнения– это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.

Комментарий педагога: Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».

«Замок».

Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:

- На двери висит замок.

- Кто его открыть бы мог?

- Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

- Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

- Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

- И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

«Пальчик-мальчик».

Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

С этим - в дудочку дудел.

«Капуста».

Говорить ритмично:

- Мы капусту рубим, рубим.

Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем.

Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим.

Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем.

Руками "мнем" капусту

Мы с вами познакомились с тремя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который находится в нашем информационном уголке, также на нашей выставке представлена очень хорошая книга Е.Черенковой «Оригинальные пальчиковые  игры».

  1. Оригами – конструирование из бумаги –это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.

Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.

Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.

«Ёлка».

Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).

Этапы выполнения работы:

- согните квадраты по диагонали

- склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться

- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы

- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.

Вот и елка.

Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.

«Гриб».

Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером       6 х 6см.

Этапы выполнения работы:

- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.

- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.

- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте  у полученного прямоугольника внутренние стороны.

- у основания треугольника взрослый делает надрез

- «ножка» вставляется в «шляпку».

Гриб готов.

Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге, которая представлена на нашей выставке Е.Черенкова «Простейшие оригами».

  1. Шнуровка– это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.

Вос-ль: Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).

Комментарий педагога:  Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки  - из плотного цветного картона.

Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.

Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.

Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.

  1. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами  - их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.

Вос-ль: Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).

Комментарий  педагога: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им.  Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.

Далеко  не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.

Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:

  • игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.
  • рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.
  • мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.

Вос-ль: На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу.  И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.  

 

 

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

  • Упражнения с мячом: Д/и «Покатай мяч», «Передай мяч»;
  • игры с кинетическим песком и тестом;
  • игры с прищепками («Чего не хватает?», «Прицепи подходящее по цвету»)
  • упражнения со счетными палочками: д/и «Построй домик, ёлочку» и т. д.;
  • фольгой: сминание, вытягивание;
  • горохом,фасолью: д/и «Найди клад», «Разложи по цвету»;
  • узнавание предмета на ощупь попеременно правой и левой руками;
  • игры с предметами домашнего обихода: пуговицы, прищепки, бусинки, решетки, пельменница: д/и «Пчелы в сотах», пробки от пластиковых бутылок, пипетки д/и «Лаборатория», клавиатура (компьютер, телефон) д/и «Нажми кнопку» : д/и «Мамин сундук», «Сами смастерим бусы», «Кто быстрее переберёт», «Ёлочка», «Сказочный цветок»;
  • шнурки: Д/и «Шнуровка», «Рыбалка»
  • массаж ладоней каштаном и шишками;
  • лепка из пластилина;
  • молнии: Д/и «Открой – закрой»;
  • морские камешки: «Кто быстрее выложит узор», «Один и много»;
  • нетрадиционное рисование: ладошками; пальчиками;
  • мозаика;
  • пальчиковый театр;
  • пазлы: бумажные и деревянные.

 

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им усвоить. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлечённого мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

Все мы знаем, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребёнка. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Недостатки развития мелкой моторики у детей проявляются:

  • В нарушении точности, быстроты, переключаемости и координации движений;
    • Затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
    • Невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
    • Снижении двигательной памяти и самоконтроля;
    • Замедленности, застывание на одной позе.

Всё вышеизложенное указывает на необходимость целенаправленной работы по развитию мелкой моторики рук у детей.
Для развития мелкой моторики широко используются разнообразные материалы:
• бумага;
• крупы;
• песок;
• пуговицы;
• молнии;
• массажные мячики;
• счётные палочки;
• бусы;
• шестигранные карандаши;
• прищепки;
• платочки и т.д.

Благоприятное воздействие упражнений оказывает использование стихов. Использование стихов в упражнениях позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
При проведении упражнений для развития мелкой моторики необходимо соблюдать 
следующие правила:
• если у ребёнка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего времени;
• играя с ребёнком, следует выражать радость, печаль, удивление, испуг, ведь то или иное событие ребёнок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено;
• запастись терпением и не ждать мгновенной реакции;
• работу проводить регулярно, систематически;
• соблюдать временной регламент, что бы не вызвать переутомления, для детей 4-5 лет – 15 мин, 5-7 – 25 мин;
• учитывать индивидуальные особенности ребёнка, темп его развития, возможности;
• стихи следует произносить то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя те или иные слова, движения выполнять синхронно со стихами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт проекта по ПДД

Отчёт проекта по ПДД...

Отчёт по самообразованию

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном...

отчёт

Наш детский сад МАДОУЦРР№1 « Берёзка» работает в режиме эксперимента с сентября 2009г. Тема эксперимента « Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игр...

годовой отчёт логопеда МДОУ (образец)

Этот образец позволяет учителю-логопеду написать годовой отчёт о проделанной работе за год по нескольким основным блокам нашей деятельности (диагностическая, коррекционная, научно-методическая и т.д.)...

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду»

Творческий отчёт на тему «Работа с родителями по экологическому просвещению в детском саду» представляет собой три документа.Во-первых, это текст отчета, состоящего из трех параграфов:§1. Просве...

Отчёт по работе над методической темой

Методическая тема: "Совместная деятельность детей и родителей как средство развития речевой и творческой активности детей"....

План посамообразованию

План работы по самообразованию на тему "Создание игровой мотивации у дошкольников в различных видах деятельности"...