План посамообразованию
материал на тему

Плюснина Мария Прокопьевна

План работы по самообразованию на тему "Создание игровой мотивации у дошкольников в различных видах деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19»

План по самообразованию

«Создание игровой мотивации у дошкольников

 в различных видах деятельности»

Выполнила:

воспитатель Плюснина М.П.

г. Нижний Новгород, 2017г.

- «учение, лишенное всякого интереса и взятое

только силой принуждения, убивает в ученике охоту

 к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению

гораздо более достойная задача, чем приневолить».

К.Д.Ушинский

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме «Создание игровой мотивации у дошкольников в различных видах деятельности».

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний в области игровой мотивации в разных видах деятельности путем изучения педагогической литературы, работы с банком педагогической информации в системе интернет;

- разработать и реализовать систему работы с детьми, стратегию взаимодействия с родителями;

- разработать и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

- использовать в работе с детьми различные виды мотивации;

- разработать картотеку мотивации детей к совместной деятельности;

- обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения круглого стола для педагогов «Создание игровой мотивации в различных видах деятельности».

Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

         Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение имеют игровые формы обучения и воспитания. Именно игра позволяет развивать способности, умственные и художественные способности, помогает малышу познавать мир. В игре он наблюдает, запоминает, развивает фантазию, знакомится с формами и свойствами предметов, выстраивает системы взаимосвязей. Игра позволяет, будто бы незаметно, решать различные задачи, порой очень сложные, и продвигаться вперёд по пути формирования и развития детского интеллекта.

         С помощью игры обучение ребёнка идёт эффективнее, а воспитание приятнее. С помощью игры можно помочь ребёнку осознать самого себя, приобрести уверенность в собственных силах. Игра - это своеобразный эксперимент, в котором заложены условия для самовыражения и самопроверки. Общение во время игры является важным элементом воспитания личности, источником взаимного обогащения.

Что такое игровая мотивация?

Мотивация – (от лат. приводить в движение, толкать)

 1. Побуждение к деятельности.

 2. Вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Для чего вообще нужна мотивация?

Мотивация определяет “программу” игровых действий. При этом учитываем следующие условия:

1. Организация, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

4. Содержание занятий или творческих заданий должно быть трудным, но посильным.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей воспитанников.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия или задания, стимулировать познавательную активность детей.

Игровые методы, упражнения, используемые в работе педагогами, позволяют решить сразу несколько задач:

- Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

- Повысить познавательную активность и работоспособность детей.

- Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.

- Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры.

- Увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами.

Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.

Почему ребенок не хочет выполнять то или иное задание или поручение на занятии или в любом виде деятельности?

-упрямство

-плохое настроение

-плохое самочувствие

-неинтересно

-трудно не по возрасту

-плохая подготовка педагогом занятия (непродуманное, отсутствие наглядного материала, плана)

-недостаточная мотивация, отсутствие заинтересованности в конечном результате.

Чем и как заинтересовать ребенка дошкольника, чтобы он оторвался от своих дел и с интересом принялся за предлагаемое вами дело?

Следует использовать такие приемы:

        На первом плане стоят эмоции. Это актуально для раннего и младшего дошкольного возраста, например: педагог (во время сборов на прогулку в  летний период): ребята, зайка собирается с нами на прогулку, зайка, одевай кофточку и догоняй нас, а зайка отвечает, что не умеет. Ребята давайте покажем зайке, как надо одеваться. Зайка, посмотри, наши ребята сами умеют одеваться. Дети  показывают пример, как правильно одеваться).

        Заинтересовать можно также и поставленной проблемой (для старшего возраста). Например: дети, собираясь на прогулку, находят записку от огородного Пугала «Ребята, помогите, солнышко так жарко печет, что все растения в моем огороде вот-вот погибнут. А моя шляпа совсем не спасает меня от жары». Педагог спрашивает детей, что делать в данной ситуации, дети озвучивают варианты и идут на улицу поливать огород. Можно продлить игру дальше, не просто принести из дома или уголка ряжения шляпу для Пугала, а устроить конкурс на лучшую шляпку для огородного Пугала. В конце Пугало снова пришлет письмо со словами благодарности.

        Яркость предлагаемого образа (красивая, эстетичная, анатомически правильная игрушка или пособие).

        Новизна (незнакомый предмет всегда привлекает внимание. В детях просыпаются маленькие исследователи)

        - словесная мотивация (только по словесному указанию, постановка проблемы) (прием соревнования, постановка проблемы, просьба, похвала-хула)

        - предметно-действенная мотивация (внедрение в процесс какого-либо предмета игрушки или пособия, с которым в дальнейшем ребенок будет действовать) (письмо, сказочный персонаж, волшебная корзина, коробочки, плакаты)

Основные направления работы:

  1. Работа с детьми, используя приемы игровой мотивации в разных видах деятельности.
  2. Разработка дидактического материала, игр, схем, картотеки мотивации детей к совместной и самостоятельной деятельности.  
  3. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам игровой мотивации детей.
  4. Обмен опытом с коллегами.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
  • Разработка и внедрение системы использования игровой мотивации в процессе обучения и воспитания.
  • Накопление методических разработок и размещение их на сайте ДОУ.
  • Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Этапы работы по самообразованию:

  1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию.
  2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов).
  3. Собственные методические разработки (разработка практических материалов по проблеме: перспективные и календарные планы, система игр, заданий, ситуаций, упражнений и т.д.).
  4. Практическая деятельность (применение знаний, умений и навыков на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий).
  5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распространение).

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.

п/п

Мероприятие

Сроки

реализации

Отметка о выполнении

1.

Анализ методической литературы по вопросам мотивации детей в разных видах деятельности, работа с банком педагогической информации в системе интернет.

2.

Создание информационного банка приемов педагогической мотивации.

3.

Постановка цели, разработка содержания работы.

4.

Поиск наиболее эффективных игровых методов и приемов.

5.

Разработка педагогической диагностики эффективности использования игровой мотивации.

6.

Разработка конспектов НОД с использованием игровой мотивации.

7.

Создание пространственной предметно-развивающей среды в группе:

  • Изготовление интерактивных папок «Лепбук»;
  • Разработка и создание презентаций для детей по темам проектов;
  • Оформление картотеки игр, упражнений, образных ситуаций;
  • Разработка картотеки мотивации к совместной деятельности;
  • Оформление дидактических материалов, схем, таблиц, моделей;
  • Совершенствование театрализованного центра.

8.

Работа с родителями:

  • Анкетирование родителей «Использование игровой мотивации в различных видах деятельности детей»;
  • Консультации: «Использование игровой мотивации», «Игрушка в жизни ребенка», «Как стать принцессой или о пользе развивающих игр в семейном воспитании»;
  • Оформление папки – передвижки «педагогическая копилка» для родителей по данной теме
  • Акция для родителей по изготовлению дидактического материала «Игрушка своими руками»;
  • Привлечение родителей для создания ППРС;
  • Нетрадиционное родительское собрание «круглый стол» по обмену опытом между родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про

Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп

План - схема календарного плана для воспитателей младших групп составлена в соответствии с программой "Детство". План включает четыре направления развития ребенка, ежедневно планируется три индивидуа...

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы. Перспективный план по познавательному развитию во второй младшей группе. План работы с семьёй

Перспективный план опытнической и экспериментаторской деятельности детей второй младшей группы.ТемаСодержаниеЦельФорма организацииВодаД/Упражнения:«Помоем ручки», «Умоем куклу»,«Плавают кораблики», «П...

план план план план

план занятия...