Программа кружка подготовительной группы "Маленькие чтецы"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа)

Климентова Туяра Львовна

Информационная карта

 

  1. Учреждение:  МБДОУ детский сад №42 « Мамонтенок» подготовительная группа « Смешарики»

2. Название программы: «Маленькие чтецы»

3.Ф.И.О., должность : Климентова Туяра Львовна, воспитатель

4.Вид программы: развивающая

5. Направление деятельности:  Якутская художественная литература

6. Продолжительность освоения программы: 1год (1раз в неделю)

7.Количество участников: 18 детей.

8. Возраст участников:  5-6 лет

9. Форма организации: подгрупповая

10. Продолжительность занятий - 25 мин.

 

Цель: Привить детям любовь к художественному слову, родному языку, к заучиванию стихотворений,  воспитывать уважение к книге.

Задачи:

  1. Приобщить детей к поэтическому слову.Учить выразительно читать стихи и уметь слушать.
  2. Развивать поэтический слух – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности.
  3. Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
  4. Воспитывать способность замечать красоту и богатство русского языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 42 «Мамонтенок»

Программа кружка

 «Маленькие чтецы»

Воспитатель Климентова Туяра Львовна

г.Якутск 2023г

Информационная карта

  1. Учреждение:  МБДОУ детский сад №42 « Мамонтенок» подготовительная группа « Смешарики»

2. Название программы: «Маленькие чтецы»

3.Ф.И.О., должность : Климентова Туяра Львовна, воспитатель

4.Вид программы: развивающая

5. Направление деятельности:  Якутская художественная литература

6. Продолжительность освоения программы: 1год (1раз в неделю)

7.Количество участников: 18 детей.

8. Возраст участников:  5-6 лет

9. Форма организации: подгрупповая

10. Продолжительность занятий - 25 мин.

Цель: Привить детям любовь к художественному слову, родному языку, к заучиванию стихотворений,  воспитывать уважение к книге.

Задачи:

  1. Приобщить детей к поэтическому слову.Учить выразительно читать стихи и уметь слушать.
  2. Развивать поэтический слух – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности.
  3. Познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
  4. Воспитывать способность замечать красоту и богатство русского языка.

Пояснительная записка

Заучивание стихотворения- одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость и т.д.). Именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзияпервоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове» (В. Г. Белинский). Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения. В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекают мир звуков.

Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы.Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их. Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов.

Календарно-тематический план мероприятий

Мероприятия

Цели, задачи

Октябрь

Осень способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи.

1

Неделя

Беседа: «Литературный жанр- стихотворение»

Заучивание стихотворения  «Садка кэлэн биьиги» Н.Петров

Познакомить детей с понятием – «Стихотворение» «ритм», «рифма». Что во время чтения используем паузу, темп, силу голоса.

2

Неделя

Заучивание стихотворения А.Пушкина «Унылая пора».

Беседа об осени.Рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников.

Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образы

3

Неделя

Заучивание стихотворения « Сарсыардаанны хамсаныы» И.Левин

Фонетическая ритмика

Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.

Развитие координации дыхания, голоса, артикуляции

4

Неделя

Повторение выученных стихотворений

Выступление детей полюбившейся стихотворений

Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой.

Ноябрь

Осень, День матери учить чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

1

Неделя

Заучивание стихотворения « Ийэни харыстаа» С.Тимофеев

Беседа по содержанию стихотворения.

Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

2

Неделя

Заучивание стихотворения « Ийэни харыста» С.Тимофеев

Беседа по содержанию стихотворения.

Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Учить читать с интонацией, выразительно

3

Неделя

Заучивание стихотворения « Саха таптала» С. Данилов

Беседа о празднике «День матери». Рассказ детей о маме по плану.

Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.

Воспитывать любовь и уважение к мамам.

4

Неделя

Развлечение ко Дню Матери в детском саду. Выступление детей стихотворения « Ийэни харыстаа»

Учить читать с интонацией, громко, выразительно

Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.

Декабрь

Зима способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста

1

Неделя

Беседа о зиме. Рассматривание репродукций с зимними пейзажами якутских художников. Чтение стихотворения « Таба» Эллэй

Развивать образность речи.

Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи.

2

Неделя

Заучивание стихотворения « Сахам сирэ» А.Бродников

Беседа о начале зимы. Заучивание стихотворения.

Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи

Воспитывать любовь к природе

3

Неделя

Заучивание стихотворения «Сана дьыл»  О.Иванова

Е. Благинина

Беседа о предстоящем новогоднем празднике елки. Пальчиковая игра «На ёлке» В. Волгиной.

Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений.

Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

4

Неделя

Заучивание стихотворения

«Дело было в январе» А. Барто

Массаж для язычка

Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Январь

Зимняя природа продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. Совершенствовать интонационную выразительность речи расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам.

3

Неделя

Заучивание стихотворения « Сылгы чыычага» Баал Хабырыыс

Беседа о зиме, о зимних развлечениях. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию.

учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.

4

Неделя

Заучивание стихотворения « Тиин» А.Николаев

Беседа о временах года. Беседа по содержанию. Рассматривание иллюстраций. Рисование по содержанию стих.

Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор.

Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Февраль

«Февральские стужи» Формирование интереса и потребности к заучиванию художественных произведений.

1

Неделя

Заучивание стихотворения  «Агабын таптыыбын» А. Егорова

Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества!». Рассказ детей о папе.

Формировать умение передавать свое отношение и любовь к отцу

Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества.

2

Неделя

Заучивание стихотворения «Агалар гимнара»  И.Мигалкин

Беседа о зиме, о зимних месяцах Чтение стихотворения

Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения

3

Неделя

«Заучивание стихотворения «Агалаах буоларбыт астыгыан» Бурнашева, У.И.

Беседа о зимних явлениях в природе.

Продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. Совершенствовать интонационную выразительность речи Расширять словарный запас детей.

4

Неделя

 Повторение выученных стихотворений

Выступление на празднике День защитников отечества

Продолжать формировать умение слушать и выделять интонацию, ритм стихотворения

Совершенствовать громкость, выразительность речи.
Воспитывать интерес и любовь и стихам

Март

«Пришла весна» Продолжать знакомить детей с литературными произведениями о весне

1

Неделя

Заучивание стихотворения

 « Ийэ» Амма Аччыгыйа

Беседа о предстоящем празднике«8 Марта!».

Беседа по содержанию.

Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения.

Воспитывать любовь и уважение к мамам.

2

Неделя

Повторение стихотворения  « Ийэ»

Беседа о писателе Амма Аччыгыйа

Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение,. Развивать речевое дыхание.

Знакомство о творчестве писателя

3

Неделя

Заучивание стихотворения

« Котордор» В.Чиряев  Чтение стихотворения.

 Рисование на тему стихотворения.

Учить детей понимать текст стихотворения, стараться его запомнить. Воспитывать умение слушать товарища; Воспитывать интерес к художественной литературе, эмоциональность и выразительность при его чтении наизусть.

4

Неделя

Повторение заучивание стихотворения « Котордор»

Стихотворения о весне.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, выразительность)

Апрель

«Весна идет, весне дорогу»

1

Неделя

Заучивание

Беседа об апреле, его признаках Чтение стихотворения « Сахабын»

Н.Пахомов

Развитие речевого слуха, зрительного внимания, памяти, творческого воображения,

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви к природе, поэзии.

2

Неделя

Повтор и заучивание стихотворения « Сааскы ырыа»

 

Беседа о весне. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения.

Учить детей интонационно выразительно читать наизусть стихотворение, замечать шутливый тон стихотворения.

 Закреплять навыки узнавания вопросительных предложений в стихотворении. Упражнять детей в их произношении.

 Формировать навыки восприятия логического ударения.

3

Неделя

 Заучивание стихотворения

« Тыл» Баал Хабырыыс.

Чтение русских народных песенок, потешек, закличек о весне. Чтение заклички. Беседа по содержанию.

Познакомить детей с устным народным творчеством. Способствовать пониманию текста. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Вызвать интерес к устному народному творчеству.

4

Неделя

Повторение стихотворение  

« Тыл» Баал Хабырыыс

Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любовь к родному языку. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.

Май

Мир поэзии. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.

1

Неделя

Заучивание стихотворения  «Кыайыы салюта» И. Артамонов

Беседа о Дне Победы, его значимости для страны. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения.

Рассматривание иллюстраций

Формирование умений выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Формирование умений передавать свое отношение к содержанию стихотворения Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.

2

Неделя

Заучивание стихотворения  «Кыайыы салюта»

Беседа о природе родного края, о весенней природе

Развитие умений чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе

3

Неделя

Заучивание стихотворений

« Сааскы ырыа» по тематике. Рассматривание книг, фотографий. Прослушивание муз произведений.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, выразительность).Воспитывать патриотические чувства.

4

Неделя

Повторение всех пройденных тем самый полюбившийся ребенком

Выступление на выпускном концерте

Формировать умение выразительно и эмоционально читать наизусть стихотворение.

Литература:

  1. . Кыайыы салюта: хоһоон/Көтүү: хоһооннор, поэмалар/Иннокентий Артамонов – Якутскай: Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1978 – с.163
  2. Ийэ: хоһоон// Сибэккичээн : орто саастаах оҕолорго хоһооннор / Иван Горнай ; А.Е. Евстафьев ойуулара. — Дьокуускай : Бичик, 1999. —
  3. Тыл: хоһоон // Хоhооннор / Баал Хабырыыс : [орто саастаах оскуола оҕолоругар / хомуйан онордо З. В. Мигалкина ; худуоһунньук. И. Ю. Пестряков]. -Дьокуускай : Бичик, 2013. –с.93
  4. АҔАЛАР ГИМНЭРЭ : хоһоон// Сырдык иэйиим: хоһооннор/ Иван Мигалкин.-Дьокуускай: Бичик,2019.- с.332
  5. Тимофеев, С. Ийэҕин харыстаа// Кэскил : Төрөппүт, детсад иитэччитэ оҕоҕо ааҕар кинигэтэ / Хомуйан оҥордулар: А.А. Егорова, М.П. Захарова. — 2-с эбэн, тупсаран таһаарыы. -Дьокуускай : Бичик, 2002.- с.108; то же Доҕордуулар : кыра саастаах оскуола оҕолоругар [хоһооннор] / Степан Тимофеев ; [худож. В. С.Парников]. — Якутскай : Саха сиринээҕи кинигэ
    изд-вота, 1973. -с.28
  6. Бурнашева, У.И. Аҕалаах буолар астыгыан!: хоһоон// Төрөөбүт тыл оһуорунан: хоһооннор/ [хомуйан оҥордулар: И.В.Мигалкин, Г.А.Фролова].- Дьокуускай: Бичик, 2018.- с.27
  7. Тыл: хоһоон // Хоhооннор / Баал Хабырыыс : [орто саастаах оскуола оҕолоругар / хомуйан онордо З. В. Мигалкина ; худуоһунньук. И. Ю. Пестряков]. -Дьокуускай : Бичик, 2013. –с.93
  8. Пахомов, Николай. Сахабын: хоһоон //Таатта улууһа. Сүүс сыл, сүүс суруйааччы .- Ытык Күөл, 2012.- с.222

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка: «Бумажная симфония». На 2011-2012 учебный год. Подготовительная группа.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...

Программа кружка "Оригами" для детей старшей и подготовительной групп

Программа дополнительного образования «Оригами» является авторской программой художественно-эстетической и интеллектуальной направленности, созданной на основе методических пособий Афонькин С. Ю...

Программа кружка «Играем с радугой» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития на 2013-2014 учебный год.

Настоящая программа описывает курс подготовки по аппликации детей дошкольного возраста, подготовительной группы....

Программа кружка «Речевичок» по речевому развитию детей в подготовительной в подготовительной группе

Программа кружка «Речевичок» по речевому развитию детей в подготовительной в подготовительной группе...

Рабочая программа кружка "Школа юного книголюба" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования старшая - подготовительная группа.

Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения...

Программа кружка "Школа юных чтецов"

Кружковая работа организуется для детей старшего дошкольного возраста, желающих научиться красиво читать стихи....