Перспективный план работы по самообразованию на 2022 – 2023 учебный год
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Тугарина Светлана Иосифовна

Перспективный план

                  работы по самообразованию

                   на 2022 – 2023 учебный год

воспитателя Тугариной Светланы Иосифовны

 

Тема: «Развитие связной речи детей с ТНР

посредством ментальных карт»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        детский сад комбинированного вида №19.

                             Перспективный план

                  работы по самообразованию

                   на 2022 – 2023 учебный год

воспитателя Тугариной Светланы Иосифовны

Тема: «Развитие связной речи детей с ТНР

посредством ментальных карт»

Цель: повышение своего теоретического, практического уровня профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизация работы по реализации системы мероприятий, направленных на развитие связной речи детей через использование ментальных карт.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, путѐм изучения статей в журналах, изучить методики и технологии педагогов в Интернете, ознакомиться с инновационными методиками.

2.         Создать условия для составления ментальных карт детьми

3.        Разработать перспективный план занятий с использованием ментальных карт.

5.        Разработать ментальные карты на каждую лексическую тему.

6.        Апробировать занятия с использованием ментальных карт на практике и проанализировать их результативность

7.        Вызвать у родителей интерес к созданию ментальных карт совместно с ребенком и использованию их при составлении рассказов и пересказе текстов.

8.        Обобщить полученные результаты.

Актуальность. 

На сегодняшний день проблема развития речи детей является, по мнению многих педагогов, одной из главных проблем.

Уровень развития речи детей в дошкольном возрасте низкий. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Нарушение экспрессивной речи наблюдается у большинства детей. Отсутствие образной речи, богатой синонимами, дополнениями, определениями. Речь чаще односложная, словарь беден. Дети не могут грамматически правильно построить распространенное предложение, ограничиваясь простыми предложениями, а зачастую перечислениями предметов и их частей. У детей отмечаются значительные трудности при описании предмета по плану, данному педагогом. Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

     Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, а также составление рассказов по картине. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, уметь описать предмет связно и последовательно, уметь рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

           Чтобы процесс обучения был для детей интересным, занимательным, развивающим, а также для достижения наилучших результатов используются ментальные (интеллектуальные карты).

Благодаря применению ментальных карт, происходит развитие детских ассоциаций, пополнение и активизация словарного запаса, формирование значения слова, развитие фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, количественное определение целого и частей к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов.

Ментальные карты являются отличным средством, помогающим сделать процесс развития речи детей интересным. Включают в работу два полушария головного мозга, помогают в усвоении графических образов и в развитии мелкой моторики рук.

Я предположила, что применение данного метода в работе будет

способствовать положительной динамике речевого развития детей.

Формы работы

Методическая работа

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Сентябрь

Подбор материала по теме: «Использование ментальных карт при обучении детей связной речи»

(Сентябрь)

Постановка целей и задач по данной теме.

(Сентябрь)

Составление перспективного плана.

(Сентябрь)

Подбор и изучение методической литературы по теме:

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- 2. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе

обучения дошкольников. /Журнал Начальная школа, вып.7/12.

3. Бьюзен Т. Супермышление /Тони и Барри Бьюзен.

4. Жукова Н. С., Преодоление общего недоразвития речи /Жукова Н.С.,

Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. –.

5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном

процессе в детском саду / Н.И. Колчина // Дошкольная педагогика. – 2016. -

6. Попик С. Г. Познавательно-речевое развитие детей дошкольного

возраста с использованием интеллектуальных карт [Текст] // Аспекты и

тенденции педагогической науки: материалы I междунар. науч. конф. (г.

Интернет-ресурсы:

http://www.mindmap.ru – вход на сайт 14. 05. 2016г.

http://www.infokart.ru/karty-uma-kartografiya-razuma- вход на сайт 10. 09.

2018г.

http://bershadskiy.ru/index/intellekt-karty-v-obrazovanii/0-33 – вход на сайт

Подготовить консультацию для педагогов

«Использование ментальных карт в работе над развитием связной речи у детей дошкольного возраста»

(Декабрь)

Разработать памятку для воспитателей «Как работать с ментальными картами»

(Март)

Изготовление ментальных карт для составления рассказов  (В течение года)

 

Изготовление шапочек для пересказывания с элементами драматизации

согласно перспективному плану.

(В течение года)

1. Составление ментальных карт по темам «Игрушки»

«Овощи»

2. Проведение занятий:

«Составление описательного рассказа по теме «Игрушки»

«Овощи»

с использованием ментальных карт».

Консультация для родителей

«Как учить ребенка составлять рассказ

Октябрь

1. Составление ментальных карт по темам

«Фрукты»

«Сал - огород»

«Осень»

«Грибы, ягоды, деревья»

2. Проведение занятий:

«Составление описательного рассказа по теме «Фрукты»

«Сал - огород»

«Осень»

«Грибы, ягоды, деревья» с использованием ментальных карт».

Информационный стенд

«Что такое ментальные карты»

Ноябрь

1.  Составление ментальных карт по темам

 «Перелетные птицы»

«Посуда»

«Продукты питания»

«Одежда»

2. Проведение занятий:

«Составление описательного рассказа по теме «Перелетные птицы»

«Посуда»

«Продукты питания»

«Одежда» с использованием ментальных карт».

Памятка для родителей «Как работать с ментальными картами»

Консультац. для педагогов «Использование ментальных карт в работе над развитием связной речи у детей дошкольного возраста»

Декабрь

1.  Составление ментальных карт по темам

«Обувь»

«Зима, зимние забавы»

«Зимующие птицы»

«Новогодний праздник»

2. Проведение занятий:

«Составление описательного рассказа по теме «Обувь»

«Зима, зимние забавы»

«Зимующие птицы»

«Новогодний праздник» с использованием ментальных карт».

Папка - передвижка с образцами ментальных карт, сказки) .

»

Январь

1.  Составление ментальных карт по темам

«Части тела»

«Домашние животные и их детеныши»

«Дикие животные и их детеныши»

2. Проведение занятий:

«Части тела»

«Домашние животные и их детеныши»

«Дикие животные и их детеныши» с использованием ментальных карт».

Папка передвижка

«Составляем и используем ментальные карты дома.»

Памятка для воспитателе «Как работать с ментальными картами

Февраль

1.  Составление ментальных карт по темам

«Домашние птицы и птенцы»

«Мебель»

«Экзотические животные»

«День защитника Отечества»

2. Проведение занятий:

«Домашние птицы и птенцы»

«Мебель»

«Экзотические животные»

«День защитника Отечества» с использованием ментальных карт».

Выступление по теме на педагогич. совете.

Март

1.  Составление ментальных карт по темам

«Семья»

«Мамин праздник»

«Профессии»

«Транспорт»

2. Проведение занятий:

«Семья»

«Мамин праздник»

«Профессии»

«Транспорт»с использованием ментальных карт».

Мастер класс для родителей:

«Учимся, играя»

(Речевые игры)

Выступление по теме на педагогич. совете

Апрель

1.  Составление ментальных карт по темам

«Весна»

«Мой город»

«День «Космонавтики»

«Бытовые приборы»

2. Проведение занятий:

«Весна»

«Мой город»

«День «Космонавтики»

«Бытовые приборы» с использованием ментальных карт».

Анкетирование родителей «Речевое развитие ребёнка».

Май

1.  Составление ментальных карт по темам

«День Победы»

«Рыбы»

«Насекомые»

«Школа»

2. Проведение занятий:

«День Победы»

«Рыбы»

«Насекомые»

«Школа» с использованием ментальных карт».

Творческий отчет.

Летом я работала с 8 августа

Тема недели была «Туризм». В рамках этой недели провела мероприятие «Я рисую турпоход»

На мероприятии

  1. Дети отгадывали загадки.
  2. Играли в игры:

  «Что в поход с собой возьму»

 Игра на подбор рифмы;

«Отправляемся в поход»

«Каскад слов»

  1. Соревнование «Артисты» Кто выразительнее прочтет стихотворение, которое выучили в рамках этой недели.

Завершилось мероприятие рисунками на асфальте. Раньше на любила проводить это мероприятие. Дети на проявляли особого интереса. Разойдутся по площадке. Кто рисует, кто нет. Многие говорили: «Я не умею». Я нарисовала на асфальте для каждого ребенка окошечко круглой или квадратной формы. Получился импровизированный лист бумаги. И дети с удовольствием стали рисовать. Рисунки получились яркими, выразительными. Создала для родителей такой ролик.

Итоговым мероприятием на этой недели был спортивный досуг «У похода есть начало», которое прошло весело и задорно.

  1. Ребята переносили рюкзак (обруч за спиной)
  2. Прыгали по болоту с кочки на кочку (из обруча в обруч)
  3. Следующее состязание «Прикрой голову от солнца» (бег с мешочком на голове)
  4. Пролезали под сломанным деревом (пролезание в обруч)
  5. Варили суп на привале (переносили овощи в кастрюлю)
  6. Проходили по мосту (ходьба по шнуру боком)
  7. А на отдыхе в походе перетягивали канат.

Вот такой видиоролик выложила родителям в вайбер.

Тема следующих двух недель была ОБЖ, Мы с ребятами играли в разные игры. «Найди опасный предмет», «Четвертый лишний», «Отгадай и опиши» Учили стихи про безопасность. Итоговым мероприятием была акция «Помощники Аркадия Паровозова». Это было выступление агитбригады в разных группах. Дети прочувствовали важность этого мероприятия. Очень ответственно отнеслись к наму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный годпо теме:«Нетрадиционные техники рисования как эффективное средство развития речи детей раннего возраста»Цель: Повышение те...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год по теме «Развитие лексико-грамматических категорий с помощью фразового конструктора»...

Перспективный план работы по самообразованию на 2022-2023 год «Художественное творчество в средней группе (4-5 лет)»

Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно определить,воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т. С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной д...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год

Проектная деятельность,  как средства развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО...

План работы по самообразованию на 2022-2023 учебный год. Тема: "Русские народные игры для детей младшего дошкольного возраста, как средство приобщения к истокам русской народной культуры в детском саду".

Цель работы по теме самообразования: Знакомство детей младшего дошкольного возраста (2-3 года) с русскими народными играми, приобщение к истокам народной игровой культуры.В данном материале представле...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2022 - 2023 учебный год  Тема: «Нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы»...