Перспективный план воспитания гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Перспективный план  разработан на основе Федеральной образовательной программы и включает в себя цели и задачи по воспитанию основ патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста и привлечение родителей в эту работу в соответствии с Российскими памятными датами и праздниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

(в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования)

Месяц

Даты государственных праздников и памятных дат

Задачи

Методы, приемы, виды деятельности по реализации задач

Привлечение семьи

Сентябрь

3 сентября – День окончания Второй мировой войны.

День солидарности в борьбе с терроризмом.

- Актуализировать знания детей о ВОВ; воспитывать гордость за советский народ, победивший фашизм.

- Обогащать знания детей о понимании  «терроризма», познакомить с простыми правилами антитеррористической безопасности, воспитывать ответственность за свою безопасность.

- беседы

- рассказы взрослых

- рассматривание иллюстраций, фотографий, книг

- чтение художственной литературы С.Алексеев «Рассказы из истории ВОВ». А.Барто «Звенигород»

- беседы

- рассказы взрослых

- просмотр видео

- проблемные ситуации

- рассматривание иллюстраций

- игра «Опасные предметы», «Можно и нельзя», «Что сделать, если…»

- оформление газеты «Терроризму нет»

- рассказы взрослых о каких-либо событиях

Октябрь

1 октября – Международный день пожилого человека

- Расширять знания детей о празднике, о людях разных поколений, различии, их взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга; воспитывать чувство уважения к пожилым людям, желание помогать им.

- беседы

- проблемные ситуации

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы Л. Н.Толстой «Рассказы для маленьких детей», «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Бабушка - забота», «Наш дедушка»

- просмотр мультфильмов

- изобразительная деятельность

- изготовление подарков для бабушек и дедушек

- составление рассказов на тему «Моя бабушка (дедушка)»

- разучивание песен

- рассказы родителей о бабушках и дедушках, об их жизни в молодости, каких-то событиях.

- организация выставки творчества бабушек и дедушек.

Ноябрь

4 ноября – День народного единства

8 ноября – День памяти погибшим при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России

30 ноября – День Государственного герба Российской федерации

- Развивать интерес к жизни людей разных национальностей, их обычаям и традициям; воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих на территории Красноярского края, их культурному наследию.

- Расширять знания детей о профессии полицейских, значимости в обществе, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам органов внутренних дел

- Обобщать сведения о том. Что такое герб, Государственный герб Российской Федерации, его значение, отличие от гербов других стран

- Игра «Интервью»:  «Что означает слово гражданин?».

- рассказы воспитателя и беседы о народах, населяющих Красноярский край, их обычаях, занятиях (охота, рыболовство, скотоводство), национальных костюмах, культуре (нганасаны, чулымцы, эвенки, ненцы, хакасы);

- рассматривание иллюстраций,

- чтение художественной литературы

К. Д. Ушинский «Наше отечество»  и

разных народов

- просмотр мультфильмов

- изобразительная деятельность

- игры «Путешествие», «Кто где живет», «Чей костюм»

- изготовление макетов

- беседы

- рассказы взрослых

- просмотр видео, мультфильмов

- рассматривание иллюстраций

- изобразительная деятельность

- чтение художественной литературы

С. Михалков «Дядя Стёпа»

- рассказ воспитателя, беседа с детьми

- рассматривание иллюстраций

- сравнение гербов других стран

- рассматривание монет

- рассказы родителей о возможных родственниках других национальностей, о том, где они проживают, какой знают язык

- рассматривание фотографий

- рассказать детям о знакомых или родственниках - сотрудников органов внутренних дел России

- прогулки с детьми по городу, посмотреть, где изображен Государственный герб Российской Федерации

Декабрь

3 декабря – День неизвестного солдата

5 декабря – День добровольца (волонтера) в России

8 декабря – Международный день художника

9 декабря – День Героев Отечества

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

27 декабря – День спасателя

- Расширять представления детей о Российских и советских воинах, героях, которые сражались за Родину, но остались безымянными, не снискавшими ни почета, ни славы. О Могиле Неизвестного солдата в Москве., о вечном огне.

- Формировать знания детей о добровольцах (волонтерах), людей, которые безвозмездно помогают обществу по разным направлениям.; воспитывать желание у детей помогать, не требуя ничего взамен (престарелым людям, животным, детям); познакомить с волонтерскими организациями в России.

- Уточнить представления детей о профессии художника, познакомить с русскими художниками, воспитывать чувство гордости за их произведения, поддерживать эмоциональный отклик на искусство.

- Рассказать детям о героях страны, их подвигах, служении Отечеству (герои воины и выдающиеся достижения других профессий); воспитывать чувство гордости за героев нашей страны.

- Рассказать детям о главном документе страны; познакомить с некоторыми гражданскими правами, рассказать для чего он нужен и что происходит в этот день (патриотические мероприятия, круглые столы, митинги, концерты, вручение паспортов россиянам, достигшим 14 лет)

- Уточнять знания детей о профессии спасателя, ее важности; кто относится к этой профессии и чем они занимаются; закреплять правила безопасности; воспитывать уважение к сотрудникам МЧС

- рассказ воспитателя, беседа с детьми

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы: Е.А.Благинина «Шинель»

- экскурсия на аллею победы, к вечному огню, возложение цветов

- изобразительная деятельность

- слушание песни «Алёша»

- игра «Найти спрятанный предмет по плану» (флаг, карта и т.д.).

- рассказ воспитателя о волонтерах, волонтерском движении, рассмотреть символ волонтерства (открытая ладонь и сердцу), беседа с детьми

- просмотр мультфильмов

- игра «Какие качества нужны волонтеру»

- игра «Волонтерские движения» (дети разбиваются на команды, выбирают волонтерское движение и действуют в соответствии с этим)

- встречи с интересными людьми.

- беседа с детьми о том, кто такие художники, что они изображают, что используют в работе

- рассказ воспитателя о русских художниках

- рассматривание иллюстраций картин

- составление описательных рассказов по картинам

- игра «Что перепутал художник».

- выставка детских рисунков.

- встречи с интересными людьми

- рассказ воспитателя, беседа с детьми о героях, о том, кто ими может стать, за какие заслуги

- рассматривание портретов героев Отечества

- рассматривание иллюстраций орденов, их названия

- рассказ воспитателя, беседа с детьми о том, что такое «закон», «правила», «обязанности»

- вспомнить какие бывают правила, правила в группе

- обсуждение некоторых прав

- чтение В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо»

- беседа о профессии спасателя, о том, кого и от чего они спасают

- рассматривание иллюстраций

- просмотр мультфильмов

- чтение художественной литературы: С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки»

- сюжетно-ролевые игры в спасателей

- игровые ситуации

- встречи с интересными людьми

- экскурсия на пожарную выставку

- игра «Вызываем спасателей»

- игра «Спасаем друзей»

- развлечение «Начинающие спасатели»

- дид.игра «Кому что нужно»

- изобразительная деятельность

- рассказы родителей о родственниках, участвующих в ВОВ

- рассматривание фотографий

- возложение цветов к вечному огню в выходной день

- рассказы родителей о знакомых волонтерах

- рассматривание фотографий

- выход с детьми в МВЦ  

- виртуальные прогулки по музеям

- рассказы родителей о возможных героях родственниках

- рассказы родителей о случаях спасения людей

Январь

27 января – День снятия блокады Ленинграда

- Расширять представления детей о ВОВ, важных событиях, трагических эпизодах и переломных моментах; познакомить с историческими событиями.; воспитывать сопереживание и гордость за народ.

- рассказ воспитателя о трагическом событии во время ВОВ, о тяжелых испытаниях людей и их победе

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы: Б.Алмазов «Горбушка», Ю.Герман «Вот как это было», В.Драгунский «Рбузный переулок»

- рассказы родителей

- просмотры фильмов о ВОВ

Февраль

2 февраля – День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

21 февраля – Международный день родного языка

23 февраля – День защитников Отечества

- Расширять представления детей о ВОВ, важных событиях, трагических эпизодах и переломных моментах; познакомить с историческими событиями.; воспитывать сопереживание и гордость за русских солдат и российский народ.

- Обобщить знания детей о том, что у всех жителей земли есть родной язык; о важности языка, как носителя истории и культуры народа.

- Закрепить знания детей о празднике, о том, кто это защитники, о первых защитниках – былинных героях, современных защитниках Отечества; воспитывать уважение и гордость за поступки героев Отечества

- рассказ воспитателя о значимом событии во время ВОВ

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы В.Осеева «Андрейка», К.Паустовский «Колечко»

- сюжетно-ролевые игры на военную тематику

- спортивное соревнование «Мы военные»

- рассматривание военной техники

- рисование  и лепка на военные темы

- беседа с детьми о том, что значит «родной язык»

- дидактические словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Вежливые слова», «Многозначные слова» и др.

- чтение русских народных потешек, сказок, произведений русских поэтов

- знакомство с пословицами и поговорками

- слушание русских народных песен

- разучивание стихов

- рисование по сюжетам народных произведений

- театрализованная деятельность

 

- беседа с детьми о празднике, о том, кто такие защитники Отечества

- рассматривание военной техники

- беседа о русских богатырях-первых защитников земли русской

- чтение былин, рассказов А.П.Гайдар «Поход», «Сказка о военной тайне…» О.Высотская «Наша армия родная» С. Маршак «Наша армия»; Л. Кассиль «Твои защитники»

- просмотр мультфильмов

- рисование и лепка богатырей

- квест «Приключение русских богатырей»

- спортивный праздник с папами «Мы защитники»

- составление рассказов на тему «Защитники Отечества»

- рассказы родителей

- просмотры фильмов о ВОВ

- чтение художественной литературы

- речевые игры с детьми

- чтение художественной литературы

- рассказать детям о военной службе пап, родственников

- рассматривание фотографий

- просмотр мультфильмов и фильмов

- спортивный праздник с папами «Мы защитники»

Март

18 марта – День воссоединения Крыма с Россией

- Познакомить детей с историей Крыма, о том, что он является частью России, воспитывать чувство патриотизма к своей Стране.

- рассказ воспитателя об исторической  дате,

- чтение стихотворения Павлова Н.И. «Наш Крым»

- рассматривание иллюстраций на тему «Достопримечательности Крыма»

- рассказы родителей

Апрель

12 апреля – День космонавтики

- Уточнять представления детей о празднике, космосе, космонавтах, героях, важности профессии; воспитывать уважение к этим людям и чувства гордости за героев России.

- беседы с детьми на тему: «Земля – наш дом во Вселенной», «Что такое солнечная система», «Человек в космосе»

- рассматривание иллюстраций, книг

- просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты»

- образовательное событие «Космическое путешествие»

- чтение художественной литературы

- коллективная аппликация «Полет в космос»

- конструирование «Ракета»

- составление рассказов на тему «Космос»

- беседы

- составление рассказов

- изобразительная деятельность

- чтение художественной литературы

- просмотр мультфильмов

Май

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

- Расширять представления детей о труде взрослых, значимости; рассказать о труде взрослых в прошлом и современном мире; воспитывать гордость и уважение к людям труда.

- Углублять представления детей о ВОВ, событиях военных лет, героях защитниках, участии всего советского народа, победе над фашизмом; воспитывать патриотические чувства, гордость за Родину, народ, ветеранов.

- беседы о профессиях в прошлом и современности

- беседа на тему «Кем хочешь быть»

- игры «Кому что нужно», «Кто что делает», «Если бы не было…»

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы «

- просмотр мультфильмов

- составление рассказов на тему «Профессии»

- сюжетно-ролевые игры

- встречи с интересными людьми

- рисование «Мой папа…моя мама…»

- беседа о ВОВ, значимых событиях, героизме русского народа, победе

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы: М.М.Зощенко «Алый», сказка «Каша из топора», А.Гайдар «Рассказы об армии», А.Митяев «Почему армия родная», С.Баруздин «Шел по улице солдат», С.Михалков «День Победы»

- изобразительная деятельность

- экскурсия в музей боевой славы

- прослушивание песен военных лет

- коллективное рисование «Этот День Победы»

- конкурс стихов о дне победы

- конструирование «Военная техника»

- рассказать детям о своих профессиях

- посещение парада «День победы»

Июнь

6 июня – День русского языка (Пушкинский день)

12 июня – День России

22 июня – День памяти и скорби

- Познакомить детей с праздником, историей; углублять знания о русском языке, богатстве и красоте слова, воспитывать любовь и уважение к своей стране, родному языку, русским поэтам и писателям, учителям русского языка.

- Обогащать представления детей о нашей Родине, о России; о Москве; воспитывать любовь к своей стране, гордость и уважение за достижения страны; уточнять знания о природе России.

- Познакомить детей с датой, углублять представления детей о ВОВ, событиях военных лет, героях защитниках, участии всего советского народа в победе над фашизмом.

- беседа о русском поэте А.С.Пушкине

- чтение художественной литературы: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

- просмотр мультфильмов

- рисование по сюжетам сказок А.С.Пушкина

- беседы о России, городах, природе, животных

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы Степанов В.А. «Родные просторы», «Что мы Родиной зовем»

- изобразительная деятельность (природа и животный мир России)

- заучивание стихов о России

- рассказ воспитателя о памятной дате

- беседа о военных годах, о борьбе всего народа, о героях военного времени

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы

- прослушивание песни «Священная война»

- чтение стихотворения Р. Рождественского «Помните, через века, через года, помните!»

- принять участие в выставке поделок по сюжетам сказок А.С.Пушкина

- рассказы родителей

- просмотры познавательных фильмов о городах России, природе

Июль

8 июля – День семьи, любви и верности

20 июля – День города Зеленогорск

- Расширять и совершенствовать знания детей о ценностях семьи и семейных традициях; воспитывать любовь, привязанность и уважение к членам семьи;

воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу, чувство заботы и взаимопомощи.

- Расширять знания детей о родном городе (как устроен населенный пункт, расположение инфраструктуры, история; достопримечательности, символы и памятники города, значение). Воспитывать любовь и гордость к малой родине.

- беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой».

- аппликация: открытка-ромашка для родных и родителей

- рисунки на асфальте «Мы рисуем солнце, небо и цветок»

- выставка рисунков «Моя семья»

- придумывание рассказов на тему

- сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Наш дом», «Дочки-матери»

- музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте»

- рассматривание семейных фотографий

- просмотр мультфильмов из серии «Мира и Гоша»

- беседы

- рассказы взрослых

- рассматривание иллюстраций, фотографий, книг

- экскурсии по городу

- встречи с интересными людьми

- просмотр видео

- изобразительная деятельность

- изготовление альбома «Наш любимый город»

- организация семейных ужинов, праздников, походов, прогулок, игр, посещение культурных мест

- рассматривание семейных альбомов

- совместная изобразительная деятельность

- прогулки с детьми по городу

- фото детей у достопримечательностей города

- рассматривание домашних фотоальбомов

- рассказы родственников о городе

Август

12 августа – День физкультурника

22 августа – День Государственного флага Российской Федерации

- Обобщать представления детей о понятиях «физкультура», «спорт»; рассказать о великих российских спортсменах в разных видах спорта; воспитывать гордость за Россию, за наших спортсменов, желание заниматься спортом, достигать результатов.

- Познакомить детей с историей праздника, с историей российского флага; воспитывать гордость за свою страну.

- беседы с детьми на темы: «Что такое спорт», «Спортсмены – гордость России», «Физкультура – это жизнь», «Здоровый образ жизни»

- спортивные соревнования между детьми

- изобразительная деятельность (изображение людей, занимающихся разными видами спорта)-

- составление рассказов на тему «Физкультура и спорт»

- рассматривание иллюстраций

- чтение художественной литературы

- просмотры видео спортсменов

- просмотры мультфильмов

- создание газеты «Юные физкультурники»

- беседа с детьми

- рассматривание флага

- изображение флага (рисование и аппликация)

- сравнение флагов разных стран

- подвижная игра «Кто быстрее до флажка», игра-эстафета «Передай флажок».

- посещение с детьми разных соревнований

- просмотр соревнований по ТВ

- посещение стадионов и спортивных комплексов города

Прогулки с детьми по городу, найти здания с Российским флагом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинае...

статья: "Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Опыт работы по формированию гражданственности и патриотизма на примере совместного с родителями проекта "Вахта Памяти". ... Я не напрасно беспокоюсь, что б не забылась та война, ведь эт...

Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....