«Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога на 2022-2023уч.годы»
учебно-методический материал (младшая группа)

Сафиулина Ольга Георгиевна
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

  «Индивидуальная программа профессионального     саморазвития   педагога  на  2022-2023уч.годы»

                         Васюковой Ольги Георгиевны

                                                 

                                                    ТЕМА

    «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

        

                                                     

                                              Актуальность темы:

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.

Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.

Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.

Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»

                                                                      Цель:

создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.

                                                                   Задачи:

изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

сформировать навыки самостоятельной деятельности.

Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Форма самообразования: индивидуальная

Возрастная группа: первая младшая группа

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 года

Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год)

Предполагаемый результат:

переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;

освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;

совершенствование учебно-методического сопровождения;

внедрение современных технологий в образовательный процесс;

разработка и внедрение дидактических материалов;

разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.

Этапы создания системы работы:

Подготовительный этап.

Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).

Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Аналитико-диагностический.

Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)

Основной этап.

Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.

Создать картотеку опытов и экспериментов.

Оформить и провести консультации для родителей по данной теме.

Оформить папки-передвижки в родительский уголок.

Условия реализации.

Год

Месяц

Название темы

Содержание работы

2022уч.г

сентябрь

Адаптационный период

На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет».

октябрь

«Водичка-водичка»

 Цель: Закрепление первоначальных представлений о воде, вода может литься, а может брызгать.

«Дождик»

Цель:

Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность.

«Вода прозрачная»

Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества.

«Лужи»

Цель:

Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи).

Подвижные игры:

«Птички и дождик»,

«Солнышко и дождик»

Чтение стихотворения П. Синявского «Дождик».

Лейка, пульверизатор

«Напоим кукол»

Цель .Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда.

Дидактическая игра

«Времена года»

«Побродим по лужам».

«Купание куклы Кати»

Цель: продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной.

Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце

ноябрь

«Песок»

Цель: Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.

«Чудесные фигурки»

Цель: Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки.

Дидактическая игра

«Отпечатки»,

«Я пеку, пеку, пеку»

«Следы»

Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

Емкость с песком, кувшин с водой

«Песчинки»

Цель: Дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

«Сыпучий песок»

Цель: Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком.

Дидактическая игра

«Фрукты из песка».

«Песочные часы»

Показать детям, что сухой песок сыплется.

Емкость с сухим песком, лист бумаги

декабрь

 «Воздух»

«Поймаем воздух»

Цель: Дать представление о том, что воздух не виден.

«Ветер»

Цель: Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух.

Подвижные игры

«Ветер дует нам в лицо»;

«Снежинки и ветер»

Речевое упражнение «Ветерок».

«Утопим игрушки»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

Пакет, емкость с водой, резиновые игрушки

«Мой веселый звонкий мяч?

Цель: Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха.

«Кораблик плывет по воде»

Цель: Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Игры с вертушками, мячами, шарами;

Подвижная игра «Красный и синий мячик».

«Сделаем ветерок»

Цель: Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха.

Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с нитками, шары, вертушки

«Буря в стакане»

Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды.

«Наблюдение за ветками деревьев»

Цель: Формировать умение определять скорость ветра.

«Игры с соломинкой»

Цель:

Формировать представление о том, что человек дышит воздухом;

Хоровод «Раздувайся пузырь»

Цель: Способствовать двигательной активности детей.

«Выдувание мыльных пузырей»

Цель: Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри.

Стаканы с водой, трубочки для коктейля

2023 уч.г

январь

«Заморозим»

Цель :Дать представление о том, что вода может превращаться в лед.

«Снег»

Цель: Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый).

Подвижные игры

«Дед мороз»,

«Берегись, заморожу»

«Снежинки и ветер».

«Плавает-тонет»

Цель: Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью.

Небольшие формочки с водой

«Легкий -тяжелый»

Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие.

«Снегопад»

Цель: Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок.

Дидактические игры

«Собери картинку»,

«Какой» (игра с предметами).

«Твердый - мягкий»

Цель: Дать представления о том, что камни твердые.

Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона

Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед.

февраль

«Тайны снега и льда»

Цель: Расширять представления детей о свойствах снега и льда.

«Тает льдинка»

Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле.

Подвижная игра

«Снежинки».

«Лед-вода»

Цель: Развивать наблюдательность.

Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав

«Цветные бусы»

Цель: Познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета.

«Лед»

Цель: Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t).

Подвижная игра

«Снег кружится».

«Украшение елочки на участке»

Цель: Создать радостное настроение.

Формочки для замораживания воды

март

«Бумага»

«Бумажные листочки»

Цель: Дать представления о том, что бумага легкая.

Лото «Игрушки»

Цель: Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина).

«Порвем бумагу»

Цель: Дать представление о том, что бумага может рваться.

Лист бумаги, емкость с водой

«Лодочка, плыви»

Цель: Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха.

Подвижные игры

Бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками.

«Сделаем ветерок»

Цель: Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха.

Таз с водой, бумажные лодочки

апрель

«Температура»

«Горячо -холодно»

Цель: Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов.

«Снежная баба»

Цель: Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь (из мокрого снега можно лепить, и, наоборот, в тепле снег тает, в холоде замерзает).

Подвижные игры

«Снег кружится»,

«Мишка, мишка, что ты долго спишь?»

Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Цель: Определить температуру воды.

2 тазика с водой теплой и холодной

«Чудесный мешочек»

Цель: Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее).

«Наблюдение за состоянием погоды»

Цель: Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года.

Дидактические игры

«Части суток»,

«Времена года».

«Опыт с металлами и деревом»

Цель: Определить температуру воды.

Мешочек с предметами из металла и дерева

май

 «Свет»

«Солнечные зайчики»

Цель: Расширять представления о свете.

«Солнечные зайчики»

Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте

Подвижная игра

«Солнышко-ведрышко»,

Упражнение

«Где солнечный зайчик?»

Чтение стихотворения А.Бродского

«Солнечные зайчики»

«Солнечный зайчик»

Цель:Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении

Зеркала, мольберт, кисти, бумага

«Что в коробке»

Цель:Формировать познавательную сферу ребенка.

«Тень»

Цель:Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.

Дидактические игры

«Волшебная коробочка»,

«Части суток»

«Гуляем в темноте»

Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте.

Волшебная коробочка

Изучение методической литературы

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.

«Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.

Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.

Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.

«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева

Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа профессионально-личностного саморазвития воспитателя

Тема: Организация взаимодействия с семьей в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста в детской литературе...

Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя

Индивидуальная программа профессионального и личностного  саморазвития воспитателя...

Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития педагога.

laquo;Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с элементами спорта в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»...

Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития

Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя...

Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя

Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога....

Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога

Профессиональное саморазвитие педагога необходимо для успешной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога стимулирует рост профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие твор...

Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя

Самосовершенствование профессиональной деятельности воспитателя...