«Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога на 2022-2023уч.годы»
учебно-методический материал (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога на 2022-2023уч.годы»
Васюковой Ольги Георгиевны
ТЕМА
«Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»
Актуальность темы:
Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей. Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе – игровую. Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает.
Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п.
Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, педагог развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различному роду исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию.
Поэтому я углубленно начала работать над темой: «Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира»
Цель:
создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;
сформировать навыки самостоятельной деятельности.
Форма работы с детьми: совместная деятельность воспитателя с детьми, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная деятельность детей, консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.
Форма самообразования: индивидуальная
Возрастная группа: первая младшая группа
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 года
Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год)
Предполагаемый результат:
переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
освоение новых технологий по поисково-исследовательской деятельности и экспериментированию;
совершенствование учебно-методического сопровождения;
внедрение современных технологий в образовательный процесс;
разработка и внедрение дидактических материалов;
разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей.
Этапы создания системы работы:
Подготовительный этап.
Создание условий для детского экспериментирования (исследовательские центры, центры игровой деятельности и пр.).
Изучение теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Аналитико-диагностический.
Проведение диагностирования по проблеме (дети, родители)
Основной этап.
Разработка перспективного планирования экспериментальной деятельности с детьми.
Создать картотеку опытов и экспериментов.
Оформить и провести консультации для родителей по данной теме.
Оформить папки-передвижки в родительский уголок.
Условия реализации.
Год | Месяц | Название темы | Содержание работы |
2022уч.г | сентябрь | Адаптационный период | На протяжении месяца Петрушка знакомит детей с групповым помещением. Он может разыграть перед детьми какую-нибудь забавную сценку. Можно дать детям самим попробовать поиграть с Петрушкой, показать как он «оживает», когда его надевают на руку. На прогулке дать возможность детям поэкспериментировать с осенними листьями и семенами. Показать, как по-разному подлетают опавшие листья, если их собрать и снова подбросить, провести игры «Большие и маленькие листочки», «Соберем букет». |
октябрь | «Водичка-водичка» | Цель: Закрепление первоначальных представлений о воде, вода может литься, а может брызгать. «Дождик» Цель: Формировать навык правильно замечать и называть явление в природе («идет дождь»), развивать внимание и наблюдательность. «Вода прозрачная» Цель: закреплять знание свойств воды: прозрачная, в ней растворяются некоторые вещества. «Лужи» Цель: Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь (после дождя на дорогах образуются лужи). Подвижные игры: «Птички и дождик», «Солнышко и дождик» Чтение стихотворения П. Синявского «Дождик». Лейка, пульверизатор «Напоим кукол» Цель .Дать представление о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда. Дидактическая игра «Времена года» «Побродим по лужам». «Купание куклы Кати» Цель: продолжать закреплять знание свойств воды: вода может быть чистой (прозрачной), грязной. Кукла Катя, ванночка с водой. Мыльница с мылом, губка, полотенце | |
ноябрь | «Песок» | Цель: Дать представление о том, что песок бывает сухой и мокрый. «Чудесные фигурки» Цель: Закреплять знание свойств мокрого песка; развивать игровые навыки. Дидактическая игра «Отпечатки», «Я пеку, пеку, пеку» «Следы» Цель: Дать представление о том, что на мокром песке остаются следы и отпечатки. Емкость с песком, кувшин с водой «Песчинки» Цель: Дать представление о том, что песок – это множество песчинок. «Сыпучий песок» Цель: Закреплять знание свойств сухого песка; развивать игровые навыки с песком. Дидактическая игра «Фрукты из песка». «Песочные часы» Показать детям, что сухой песок сыплется. Емкость с сухим песком, лист бумаги | |
декабрь | «Воздух» | «Поймаем воздух» Цель: Дать представление о том, что воздух не виден. «Ветер» Цель: Способствовать умению детей определять теплый и холодный воздух. Подвижные игры «Ветер дует нам в лицо»; «Снежинки и ветер» Речевое упражнение «Ветерок». «Утопим игрушки» Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды. Пакет, емкость с водой, резиновые игрушки «Мой веселый звонкий мяч? Цель: Дать представление о том, что мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха. «Кораблик плывет по воде» Цель: Закрепить знания детей о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Игры с вертушками, мячами, шарами; Подвижная игра «Красный и синий мячик». «Сделаем ветерок» Цель: Дать представления о том. Что ветер – это движение воздуха. Два мяча: новый и старый, проткнутый, вырезанные из бумаги бабочки, жучки с нитками, шары, вертушки «Буря в стакане» Цель: Дать представление о том, что воздух легче воды. «Наблюдение за ветками деревьев» Цель: Формировать умение определять скорость ветра. «Игры с соломинкой» Цель: Формировать представление о том, что человек дышит воздухом; Хоровод «Раздувайся пузырь» Цель: Способствовать двигательной активности детей. «Выдувание мыльных пузырей» Цель: Доставить детям радость; формировать умение выдувать мыльные пузыри. Стаканы с водой, трубочки для коктейля | |
2023 уч.г | январь | «Заморозим» | Цель :Дать представление о том, что вода может превращаться в лед. «Снег» Цель: Формировать умение определять и называть явление природы (снег), различать и называть признаки снега (белый, холодный, из него можно лепить, он тяжелый). Подвижные игры «Дед мороз», «Берегись, заморожу» «Снежинки и ветер». «Плавает-тонет» Цель: Показать. Что большинство легких предметов обладают плавучестью. Небольшие формочки с водой «Легкий -тяжелый» Цель: Дать представление о том, что камни бывают тяжелые и легкие. «Снегопад» Цель: Закрепить знание о явлении природы – снегопаде; определить вес снежинок. Дидактические игры «Собери картинку», «Какой» (игра с предметами). «Твердый - мягкий» Цель: Дать представления о том, что камни твердые. Три камня, резко контрастные по величине, кусочек поролона Продолжаем игры-эксперименты со снегом, снежинками, льдинками и сосульками. Педагог обращает внимание детей на их свойства, дает возможность потрогать, нагреть, сжав в руках, подышать «горячим» воздухом. При этом следить. Чтобы дети не лизали и не засовывали в рот снег и лед. |
февраль | «Тайны снега и льда» | Цель: Расширять представления детей о свойствах снега и льда. «Тает льдинка» Цель: Познакомить с тем, что вода замерзает на холоде и тает в тепле. Подвижная игра «Снежинки». «Лед-вода» Цель: Развивать наблюдательность. Емкости со льдом и снегом, пустые стаканы на каждого ребенка, картинки с изображением снежинок, зимних забав «Цветные бусы» Цель: Познакомить детей со свойствами льда, учить правильно называть цвета. «Лед» Цель: Определить вес льда (лед легче, чем вода); закрепить знание свойств воды (вода замерзает при низкой t). Подвижная игра «Снег кружится». «Украшение елочки на участке» Цель: Создать радостное настроение. Формочки для замораживания воды | |
март | «Бумага» | «Бумажные листочки» Цель: Дать представления о том, что бумага легкая. Лото «Игрушки» Цель: Закрепить знания детей о различных материалах, из которых сделаны игрушки (бумага, дерево, резина). «Порвем бумагу» Цель: Дать представление о том, что бумага может рваться. Лист бумаги, емкость с водой «Лодочка, плыви» Цель: Дать представление о том, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. Подвижные игры Бабочки, жучки с прикрепленными к ним нитками. «Сделаем ветерок» Цель: Дать представление о то, что ветер – это движение воздуха. Таз с водой, бумажные лодочки | |
апрель | «Температура» | «Горячо -холодно» Цель: Формировать умение определять на ощупь температуру воды, предметов. «Снежная баба» Цель: Формировать умение определять на ощупь температуру снега. Устанавливать причинно-следственную связь (из мокрого снега можно лепить, и, наоборот, в тепле снег тает, в холоде замерзает). Подвижные игры «Снег кружится», «Мишка, мишка, что ты долго спишь?» Вода бывает теплой, холодной, горячей» Цель: Определить температуру воды. 2 тазика с водой теплой и холодной «Чудесный мешочек» Цель: Продолжать определять температуру жидких и твердых предметов (металл холоднее, дерево теплее). «Наблюдение за состоянием погоды» Цель: Определить температуру воздуха, отметить характерные признаки времени года. Дидактические игры «Части суток», «Времена года». «Опыт с металлами и деревом» Цель: Определить температуру воды. Мешочек с предметами из металла и дерева | |
май | «Свет» | «Солнечные зайчики» Цель: Расширять представления о свете. «Солнечные зайчики» Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о свете и темноте Подвижная игра «Солнышко-ведрышко», Упражнение «Где солнечный зайчик?» Чтение стихотворения А.Бродского «Солнечные зайчики» «Солнечный зайчик» Цель:Детям предлагается поиграть с зайчиком в слабо освещенном помещении Зеркала, мольберт, кисти, бумага «Что в коробке» Цель:Формировать познавательную сферу ребенка. «Тень» Цель:Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте. Дидактические игры «Волшебная коробочка», «Части суток» «Гуляем в темноте» Цель:Развивать зрительные ощущения; формировать представления о темноте. Волшебная коробочка |
Изучение методической литературы
«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры». Составитель Н.В. Нищева 2013г.
«Экспериментальная деятельность в ДОУ» Л.И. Одинцова 2013г, методическое пособие.
Дыбина О.В. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», М.: Сфера 2005г.
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» М., 2005г.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М.: Сфера, 2004г.
«Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ». Конспекты занятий в разных возрастных группах, Н.В. Нищева
Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Н.В. Нищева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/01/picture-329870-1383315073.jpg)
Индивидуальная программа профессионально-личностного саморазвития воспитателя
Тема: Организация взаимодействия с семьей в вопросах приобщения детей старшего дошкольного возраста в детской литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-763892-1456936808.jpg)
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/02/picture-745860-1514894130.jpg)
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития педагога.
laquo;Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с элементами спорта в двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/19/picture-1039169-1526746812.jpg)
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/01/picture-354059-1698849530.jpg)
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя
Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/07/picture-1185113-1573101055.jpg)
Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога
Профессиональное саморазвитие педагога необходимо для успешной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога стимулирует рост профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие твор...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/10/picture-1152227-1562771624.jpg)
Индивидуальная программа профессионального и личностного саморазвития воспитателя
Самосовершенствование профессиональной деятельности воспитателя...