Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Петрова Татьяна Сергеевна

Профессиональное саморазвитие педагога необходимо для успешной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога стимулирует рост профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_petrova.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога

Рекомендации по разработке

Профессиональное саморазвитие педагога необходимо для успешной педагогической деятельности. Саморазвитие педагога стимулирует рост профессионализма, продуктивности педагогического труда, развитие творческой инициативы педагогов.

Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога:

  • позволяет планировать собственную профессиональную деятельность с учетом собственных профессиональных интересов и в соответствии с программой развития образовательной организации на достаточно продолжительный период времени, равномерно распределив усилия, направленные на профессиональное развитие (самоменеджмент);
  • ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность;
  • максимально приближает повседневную практическую деятельность к последующему прохождению процедуры аттестации.

В индивидуальную программу профессионального саморазвития педагога можно включить разделы:

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
  • Участие в реализации программы развития образовательной организации.
  • Формальное образование.
  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Разработка индивидуальной программы профессионального саморазвития педагога включает ряд этапов, на которых педагогу предстоит проанализировать свою деятельность и построить программу собственного самообразования и саморазвития.

1-й этап – мотивационно-побудительный, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу, анализ затруднений, постановку проблемы, формулирование темы самообразования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной проблеме, планирование и прогнозирование результатов. На этом этапе необходимо примерное планирование этапов работы по разработке индивидуальной программы профессионального развития.

На данном этапе педагог анализирует уровень своей компетентности, деятельность в целом. Рефлексия помогает осознать свои затруднения, стимулирует возникновение желания исправлять положение дел, изменить что-то в себе, побуждает к самооценке своих особенностей, интересов, склонностей, способностей и т.д.

2-й этап – организационно-деятельностный, во время которого отрабатываются технологии и осуществляется практическая работа по выбранной теме самообразования, а именно: выбор темы по самообразованию, постановка цели, задач, установка сроков, поиск адресов передового педагогического опыта, изучение полученного банка данных по проблеме, прогнозирование результатов работы, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться знакомством с практическим опытом других педагогов, учреждений, посещением курсов, участием в методической работе образовательного учреждения, подготовкой сообщений и методических материалов, изучением литературы и разработкой программы индивидуального профессионального развития. На этом этапе происходит и оформление методической системы педагога.

3-й этап – внедренческий, на котором педагог в процессе дальнейшей работы адаптирует освоенный практический опыт к конкретной практике с учетом типа образовательной организации, контингента обучающихся и т.д., преобразует собственный опыт, а также начинает распространять свои наработки.

4-й этап – рефлексивно-оценочный. На данном этапе происходит осознание и оценка педагогом собственных действий, результатов продвижения в саморазвитии.

Самооценка позволяет педагогу осознать свое продвижение, соотнести достигнутые результаты с ожидаемыми, вовремя заметить ошибки, по необходимости скорректировать программу действий.

5-й этап – обобщающий. Происходит подведение итогов, оформление результатов по теме, оформление портфолио. Педагог презентует материалы на заседаниях методических объединений, педагогических советов, распространяет свой опыт.

 

ПРОГРАММА

индивидуального профессионального саморазвития педагога

на 2018-2019  гг.

     ФИО педагога: Петрова Т.С._____________________________________________________________________________________

_МБДОУ «Детский сад  

«Солнышко»____________________________________________________________________________________________________________

(наименование образовательной организации)

Формальное образование:

ПП: среднее - специальное

________________________________________________________________________________________________________________

(наименование дополнительной профессиональной программы ПП, год)

Курсы повышения квалификации (по новой специальности):

________________________________________________________________________________________________________________

(наименование дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, год)

      Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.»

      ______________________________________________________________________________________________________________________

     

      Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства, компетентности, умений и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм.

      ______________________________________________________________________________________________________________________

   

Тема: «Развитие творческих способностей детей через  нетрадиционные техники рисования»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства, компетентности, умений и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм.

Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;
  • Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  • Применить полученные знания на практике;
  • Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.

Актуальность работы.

 Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования даёт ребенку возможность увидеть мир «по-новому». Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

 Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества.

 Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Этап реализации

Срок

начала

работы

и окончания

Цели и

задачи по теме

самообразования

(по каждому этапу)

Изучение передового опыта

(ФИО, образовательная организация)

Творческое

сотрудничество по теме

самообразования

Список

изучаемой

литературы

Полученные результаты

и эффекты

1-й этап

(мотивационно-побудительный)

- выявление проблемы, теоретическое изучение вопроса разработка и

оформление плана работы саморазвития.

Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов

Выступление на пед.чтениях «Нетрадиционные техники рисования»

Сбор библиографии по данной теме

разработка и оформление плана работы саморазвития

2-й этап

(организационно-

деятельностный)

изучение научно – методической литературы;

- изучение современных форм работы, технологий;

Консультация для педагогов: «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения».

 разработка перспективного плана по данной теме;

3-й этап

(внедренческий)

- подготовка консультаций для педагогов и родителей;

-создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды

- изготовление пособий и дидактических игр

Выступление на

 МО, семинаре

Презентация: «Нетрадиционные техники рисования».

Оформление картотеки: «Пальчиковые игры»

Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

4-й этап

(рефлексивно-

оценочный)

- систематизация и обобщение накопленного опыта работы;

-участие в конкурсах и выставках различного уровня;

Выступление на пед. чтениях. МО

мастер-классы для педагогов

Сертификаты и дипломы

5-й этап

(обобщающий)

подведение итогов, оформление результатов по теме

Выступление на пед. чтениях, МО,

Выставка детских работ, выполненных по нетрадиционным техникам

Список литературы:

Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение,

2006

Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» Творческий центр,

М., 2008

Лыкова И.А. «Цветные ладошки»

«Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2, 2012

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой,

М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010

1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного

рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

2. Баранова Е. В., Савельева А. М. От навыков к творчеству - Мозайка –

Синтез М., 2009.

3.Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,

2007.

4. Дьяченко И. И., Жукова О. Г. «Волшебные ладошки», «Волшебные

краски».

5. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами // Дошкольное

воспитание. – 2000. - №10. – С. 48 – 50.

. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 5-6 лет.- М.,2009.

7. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 3-4 лет.- М.,2009.

8. Колдина Д.Н. Рисование с детьми 4-5 лет.- М.,2009.

9. Комарова Т.С. Детское художественное творчество - Мозайка – Синтез М.,

2008.

10. Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник в формировании

изобразительной деятельности дошкольников.

11. Страунинг А. М.Развитие творческого воображения дошкольников на

занятиях по изобразительной деятельности.

12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с

детьми 3-7 лет, - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2007г.

13. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные

занятия в ДОУ. – М.: Сфера, 2011.

 1..Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать

художественному развитию детей. - М. : Чистые пруды, 2007.-32с. : ил

2.Медиоресурсы интернета « МААМ.ru», «Почемучка.ru» и т.д

3.Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.

 5.Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ

Сфера»,2011 г.

Нормативные документы:

1.Закон «Об образовании» №273 от 29.12.2012г.

2.Федералтный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования Приказ №1155 от 17.10.2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный индивидуальный план профессионального саморазвития педагога

Эффективная программа профессионального развития - набор конкретизированных по времени действий с указанием ориентиров и, если это возможно, с четким количественным измерением качества достижения пост...

Долгосрочный индивидуальный план профессионального саморазвития педагога

Эффективная программа профессионального развития - набор конкретизированных по времени действий с указанием ориентиров и, если это возможно, с четким количественным измерением качества достижения пост...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога на 2023 – 2025 г.

Индивидуальный план профессионального саморазвития педагога на 2023 – 2025 г....

«Индивидуальная программа профессионального саморазвития педагога на 2022-2023уч.годы»

Сегодня в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства – экспериментирования. Именно э...