Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2018-2019 учебный год.
материал (младшая группа)

Колесникова Светлана Владимировна

Тема

«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2018-2019.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № … от …….                                            

«Утверждаю»

Заведующая  МБДОУ «__________________Ф.И.О.            «______»______________20    г.                                                                                                      

Программа

профессионального саморазвития педагога

Сроки реализация программы: 2018-2019 учебный год.

Составлена воспитателем

Колесниковой Светланой Владимировной

Образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №58 «Золотой петушок»

г.Дзержинск 2018 г.

Тема профессионального саморазвития педагога:

«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет».

Сведения об образовании: среднее профессиональное «Дзержинский педагогический колледж».

Должность: воспитатель.

Педагогический стаж: - 8 лет.

Стаж работы в МБДОУ: - 8 лет.

Пояснительная записка.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой:

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, сто в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Развивается память ребенка, т.к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность действий.
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

 В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Цель: формировать у детей 2-3 лет основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Задачи:

  1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
  2. Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
  3. Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр детей 2-3 лет.

Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы разработки:

1.        Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной      проблеме.

2.        Дать общую характеристику значения содержания понятия «пальчиковые игры».

3.        Исследовать эффективность использования пальчиковых игр у дошкольников.

4.        Создание игр для развития мелкой моторики рук.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

•         изучение литературы по теме;

•          посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;

•          посещение педсоветов, семинаров, конференций;

•         самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

•         апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив;

•         проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

•         обобщение результатов на заседании методического объединения.

Практический выход: картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук  для детей 2-3 лет.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

1.        Анализ затруднений.

2.        Постановка проблемы.

3.        Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта

Начало года.

Сентябрь.

II. Прогностический

1.        Определение цели и задач работы над темой.

2.        Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.        Прогнозирование результатов.

Сентябрь – октябрь.

III. Практический

-        Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.

-        Формирование методического комплекса.

-        Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.

-        Корректировка работы.

Конец октября - март

IV. Обобщающий

1.        Подведение итогов.

2.        Оформление результатов работы по теме самообразования.

3.        Представление материалов.

Апрель – май

V. Внедренческий

1.        Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.

2.        Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Раздел                        

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы. Изучение литературы в интернете.

Сентябрь - май

  1.         Соколова Ю.А. Игры с пальчиками. 2006.
  2. «Энциклопедия развивалок». 2012.
  3. Погудкина И.С.Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3х лет). 2015.
  4. Хомякова Е.Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. 2014.

Повышение собственных знаний по теме.

Работа с детьми

Сентябрь

Выявление уровня развитиямелкой моторики рук у детей.

Анкетирование родителей.

Октябрь – апрель

ООД и самостоятельная деятельность детей с использованием дидактических игр и пособий

Игры: пазлы,игры со шнуровками, игры–вставыши, пальчиковые игры и упражнения,  игры с крупами,

с песком,с конструктором,

с прищепками, нанизывание бусин, мозаика.

Октябрь – май

Развитие мелкой моторики рук детей, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования – ватными палочками, мятой бумагой, пальчиками, ладошками)

Работы детей и фотоотчеты.

Ноябрь – декабрь

Отобрать и выделить более эффективные игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности.

Создание развивающей среды в группе.

Работа с семьей

Октябрь

Консультация «Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр у детей 2-3 лет»

Проведение родительского собрания.  

Ноябрь

Вызвать у родителей желание играть дома с детьми в пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук детей.

Практикум «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей 2-3 лет».

Декабрь

Создание родителями совместно с детьми  игр с прищепками.

Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей».

Январь

Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Играем пальчиками везде».

Познакомить родителей  с различнымипальчиковыми играми.

Февраль

Дополнение среды играми, сделанными родителями, обмен опытом.

Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки».

Март

Применение опыта родителей на практике.

Создание пальчиковых игр для работы с детьми.

Апрель

Изготовление папки-раскладушки «Развитие речи детей с помощью пальчиковых игр».

Беседа с родителями «С удовольствием ли ваши дети играют в пальчиковые игры?».

Май

Отражение навыков детей.

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок.

Самореализация

Ноябрь – май

Совершенствование предметно-пространственной среды  дидактическими играми.

Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук.

Октябрь-май

Нетрадиционные техники рисования (ладошкой, пальчиками).

Развитие мелкой моторики рук.

Январь

Оформление родительского уголка.

Изготовление папки-передвижки «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр»; беседы, консультации.

Февраль

Выставка рисунков детей с помощью нетрадиционной техники рисования.

Рисунки детей.

Март

Взаимодействие с родителями.

Применение потешек при взаимодействии с детьми для развития мелкой моторики рук.

Май

Обогащать опыт детей в играх по развитию мелкой моторики рук.

Пальчиковый театр «Теремок».

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – программа профессионального саморазвития педагога Тема: «Реализация системы мероприятий, направленное на оздоровление и физическое развитие детей»

Цель:         Повысить собственную профессиональную квалификацию по внедрению современных здоровьесберегающих технологий....

Рабочая программа в старшей группе №11 на 2018-2019 гг. учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  организации деятельности с детьми (5-6 лет) старшей группы № 11общеразвивающей направленностина 2018-2019 гг. учебный год...

Отчет о реализации основной образовательной программы в 1 разновозрастной группы за 2018 – 2019 учебный год

С целью определения степени освоения детьми образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей в 2018 &ndash...

Программа профессионального саморазвития. Тема: «Реализация внедрения бережливых технологий в группе детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)»

Цель: 1. Повышение эффективности и улучшения качества услуг в старшей группе.2. Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников группы, педагогов и родителей, фо...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...