Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2021-2022 учебный год.
материал (младшая группа)

Колесникова Светлана Владимировна

Тема профессионального саморазвития педагога:

«Игры для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2021-2022.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № … от …….                                            

 «Утверждаю»

Заведующий  МБОУ «__________________Ф.И.О.            «______»______________20    г.                                                                                                      

Программа

профессионального саморазвития педагога

Сроки реализация программы: 2021-2022 учебный год.

Составлена воспитателем

Колесниковой Светланой Владимировной

Образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №58 «Золотой петушок»

г.Дзержинск 2021 г.

Тема профессионального саморазвития педагога:

«Игры для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»

Сведения об образовании: среднее профессиональное «Дзержинский педагогический колледж».

Должность: воспитатель.

Категория: 1.

Педагогический стаж: - 11 лет.

Стаж работы в МБДОУ: - 11 лет.

Пояснительная записка.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом»

И.Кант

Проблема развития мелкой моторики у детей отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте и является одной из важных задач воспитания и обучения на протяжении всего периода дошкольного детства.

Сегодня существует много занятий и игр, направленных на развитие моторики кистей и пальцев рук. Овладение детьми такими навыками как лепка, рисование, застегивание и расстегивание пуговиц, молнии и др.

В то же время в быту существует много предметов, которые мы используем по прямому назначению. Но многие из них могут оказать помощь дошкольникам для развития мелкой моторики рук. Это могут быть шишки, орехи, массажные и зубные щетки, карандаши, бигуди.

Главное преимущество нетрадиционных предметов состоит в том, что они:

  • всегда доступны;
  • не требуют больших финансовых затрат;
  • сломанный материал легко заменить новым;
  • необычные предметы привлекают внимание детей.

Актуальность развития мелкой моторики очевидна. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук не дает ребенку овладеть навыками самообслуживания, рисованием, письмом и другими важными навыками. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.

Именно поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей как можно раньше.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам развития мелкой моторики рук детей 1 младшей группы посредством нестандартного оборудования.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

  1. Изучение теоретической базы по проблеме.
  2. Исследовать актуальность темы в 1 младшей группе.
  3. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы для развития мелкой моторики рук детей 1 младшей группы.
  4. Разработать перспективный план работы с детьми 1 младшей группы.
  5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «мелкая моторика рук детей».
  3. Исследовать эффективность нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет.
  4. Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет.
  5. Разработать картотеку игр и наглядных пособий с использованием нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

•         изучение литературы по теме;

•         посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;

•         посещение педсоветов, семинаров, конференций;

•         самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

•         апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив;

•         проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

•         обобщение результатов на заседании методического объединения.

Практический выход: картотека игр с использованием нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

  1. Анализ затруднений.
  2. Постановка проблемы.
  3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Начало года.

Сентябрь.

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

Сентябрь – октябрь.

III. Практический

  • Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
  • Корректировка работы.

Конец октября - март

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
  3. Представление материалов.

Апрель – май

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
  2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Бабаева Т.И. Комплексная программа «Детство». 2016 г.
  2. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. 2005 г.
  3. Зажигаева О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС. 2021 г.
  4. Энциклопедия развивалок. 2012 г.

Повышение собственных знаний по теме.

Работа с детьми

Октябрь

Мониторинг развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Выводы о перспективе работы по проблеме

Ноябрь

Подбор нетрадиционного материала для работы с детьми.

Создание методической копилки.

Декабрь

Занятия с детьми 2-3 лет с использованием нестандартного оборудования.

Игры, пальчиковая гимнастика, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок.

Январь

Февраль

Март

Применение нестандартного оборудования на основе русских народных сказок,  потешек.

Сказка на прищепках «Репка», Д/и «Найди чей хвост?», «Положи грибы в корзину».

Апрель

Мониторинг развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Подведение итогов

Работа с семьёй

Октябрь

Оформление уголка для родителей: советы, презентации, рекомендации по развитию мелкой моторики у детей 2-3 лет.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет»

Ноябрь

Участие родителей в создании развивающей среды.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Январь

Создание картотеки для родителей для работы с детьми «Веселые пальчики».

Совместный конкурс для родителей и детей из бросового материала «Нестандартное оборудование для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»

Март

Вызвать у родителей желание играть дома с детьми в пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук детей.

Практикум «Развиваем пальчики – развиваем малышей»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Мастер-класс «Семейные посиделки»

Самореализация

Октябрь

Составление перспективного плана работы

Подбор материалов, пособий.

Март

Взаимодействие с педагогами.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»

Апрель

Оформление картотеки игр с использованием нестандартного оборудования.

«Картотека дидактических игр

 для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством

использования нестандартного оборудования»

Май

Открытый показ ОД в первой младшей группе.

Оформление выставки нетрадиционных игр, изготовленных своими руками «Нестандартное оборудование для детей 2-3 лет»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Рефлексия.

Можно сделать выводы о проделанной работе:

  1. целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук детей 1 младшей группы положительно влияет на психическое здоровье ребенка;
  2. у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития детей;
  3. расширились представления о влиянии нестандартного оборудования на развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет;
  4. создавала атмосферу заинтересованности каждого ребенка;
  5. были созданы такие игры как:
  • игры с прищепками: театр «Репка», д/и «Найди чей хвост?», «Найди маму и детеныша», «Положи грибы в корзину», «Веселый снеговик».
  • игры с крышками: д/и «Подбери колеса к машине», «Мозаика из крышек», «Чей носик?».
  • игры на липучках: развивающий куб «Времена года», д/и «Собери солнышко», «Разноцветные рыбки», «Собери гусеницу», «Совушки», «Найди такой же».
  • игры с пуговицами: д/и «Бусы для мамы», «Собери цветок».
  • бизиборд и игровые планшеты, развивающие мелкую моторику рук детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Нестандартное оборудование как средство развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2023-2024 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2024-2025 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет»....