Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2024-2025 учебный год.
материал (младшая группа)
Тема профессионального саморазвития педагога:
«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол № … от ……. | «Утверждаю» Заведующая МБДОУ «__________________Ф.И.О. «______»______________20 г. |
Программа
профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2024-2025 учебный год.
Составлена: воспитателем
Колесниковой Светланой Владимировной
Образовательное учреждение: МБДОУ «Детский сад №58 «Золотой петушок»
г. Дзержинск 2024 г.
Тема профессионального саморазвития педагога:
«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет».
Сведения об образовании: среднее профессиональное «Дзержинский педагогический колледж».
Должность: воспитатель.
Категория: 1.
Педагогический стаж: - 14 лет.
Стаж работы в МБДОУ: - 14 лет.
Пояснительная записка.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Малышу необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому пальчиковые игры развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры – хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой:
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, сто в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
- Развивается память ребенка, т.к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность действий.
- У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Цель: формировать у детей 2-3 лет основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- Изучение теоретической базы по проблеме.
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей раннего возраста.
- Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр.
- Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
- Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости
пальчиковых игр детей 2-3 лет.
- Совершенствовать развивающую предметно-пространственную
среду группы.
- Способствовать формированию благоприятного эмоционального
фона в детском коллективе.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы разработки:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
2. Дать общую характеристику значения содержания понятия «пальчиковые игры».
3. Исследовать эффективность использования пальчиковых игр у дошкольников.
4. Создание игр для развития мелкой моторики рук.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме;
• посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка ООД в своей группе;
• апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив;
• проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
• обобщение результатов на заседании методического объединения.
Практический выход: картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук для детей 2-3 лет.
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I. Диагностический | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | Начало года. Сентябрь. |
II. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | Сентябрь – октябрь. |
III. Практический | - Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы. - Формирование методического комплекса. - Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. - Корректировка работы. | Конец октября - март |
IV. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме самообразования. 3. Представление материалов. | Апрель – май |
V. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы. Изучение литературы в интернете. | Сентябрь - май |
| Повышение собственных знаний по теме. |
Работа с детьми | Сентябрь | Выявление уровня развитиямелкой моторики рук у детей. | Анкетирование родителей. |
Октябрь – апрель | ООД и самостоятельная деятельность детей с использованием дидактических игр и пособий | Игры: пазлы, игры со шнуровками, игры–вставыши, пальчиковые игры и упражнения, игры с крупами, с песком, с конструктором, с прищепками, нанизывание бусин, мозаика. | |
Октябрь – май | Развитие мелкой моторики рук детей, осуществляемое в процессе обучения рисованию (использование нетрадиционных техник рисования – ватными палочками, мятой бумагой, пальчиками, ладошками) | Работы детей и фотоотчеты. | |
Ноябрь – декабрь | Отобрать и выделить более эффективные игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. | Создание развивающей среды в группе. | |
Работа с семьей | Октябрь | Консультация «Развитие мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр у детей 2-3 лет» | Проведение родительского собрания. |
Ноябрь | Вызвать у родителей желание играть дома с детьми в пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук детей. | Практикум «Пальчиковая гимнастика для развития речи детей 2-3 лет». | |
Декабрь | Создание родителями совместно с детьми игр с прищепками. | Презентация «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». | |
Январь | Оформление папки-передвижки для родителей на тему: «Играем пальчиками везде». | Познакомить родителей с различными пальчиковыми играми. | |
Февраль | Дополнение среды играми, сделанными родителями, обмен опытом. | Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки». | |
Март | Применение опыта родителей на практике. | Создание пальчиковых игр для работы с детьми. | |
Апрель | Изготовление папки-раскладушки «Развитие речи детей с помощью пальчиковых игр». | Беседа с родителями «С удовольствием ли ваши дети играют в пальчиковые игры?». | |
Май | Отражение навыков детей. | Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок. | |
Самореализация | Ноябрь – май | Совершенствование предметно-пространственной среды дидактическими играми. | Картотека пальчиковых игр для развития мелкой моторики рук. |
Октябрь-май | Нетрадиционные техники рисования (ладошкой, пальчиками). | Развитие мелкой моторики рук. | |
Январь | Оформление родительского уголка. | Изготовление папки-передвижки «Развитие мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр»; беседы, консультации. | |
Февраль | Выставка рисунков детей с помощью нетрадиционной техники рисования. | Рисунки детей. | |
Март | Взаимодействие с родителями. | Применение потешек при взаимодействии с детьми для развития мелкой моторики рук. | |
Май | Обогащать опыт детей в играх по развитию мелкой моторики рук. | Пальчиковый театр «Колобок». | |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Выступление на педсовете. |
Рефлексия.
Можно сделать выводы о проделанной работе:
- Целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики рук детей 1 младшей группы положительно влияет на развитие речи ребенка;
- У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития детей;
- Расширились представления о влиянии пальчиковых игр на развитие речи детей 2-3 лет;
- Дети научились совершать манипуляции различной сложности с мелкими и крупными предметами.
- К концу года стали увереннее управлять движениями пальцев.
- Речь детей стала более разнообразной и понятной для понимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2018-2019 учебный год.
Тема«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет»....

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.
Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.
Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...
Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»
В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2021-2022 учебный год.
Тема профессионального саморазвития педагога:«Игры для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.
Тема профессионального саморазвития педагога:«Нестандартное оборудование как средство развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2023-2024 учебный год.
Тема профессионального саморазвития педагога:«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через дидактические игры»...
