Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.
материал (младшая группа)

Колесникова Светлана Владимировна

Тема профессионального саморазвития педагога:

«Нестандартное оборудование как средство развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2022-2023.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол № … от …….                                            

 «Утверждаю»

Заведующий  МБОУ «__________________Ф.И.О.            «______»______________20    г.                                                                                                      

Программа

профессионального саморазвития педагога

Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.

Составлена: воспитателем

Колесниковой Светланой Владимировной

Образовательное учреждение МБДОУ «Детский сад №58 «Золотой петушок»

г.Дзержинск 2022 г.

Тема профессионального саморазвития педагога:

«Нестандартное оборудование как средство развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»

Сведения об образовании: среднее профессиональное «Дзержинский педагогический колледж».

Должность: воспитатель.

Категория: 1.

Педагогический стаж: - 12 лет.

Стаж работы в МБДОУ: - 12 лет.

Пояснительная записка.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

И, поэтому, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности по вопросам развития мелкой моторики рук детей 1 младшей группы посредством нестандартного оборудования.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

  1. Изучение теоретической базы по проблеме.
  2. Объединить усилия педагогов и родителей в работе по развитию мелкой моторики рук детей 2-3 лет.
  3. Разработать перспективный план работы с детьми 1 младшей группы.
  4. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса детей посредством использования нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет.
  5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и эмоционально-приподнятого настроения у детей.
  6. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы для развития мелкой моторики рук детей 1 младшей группы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Этапы разработки:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  2. Дать общую характеристику содержания понятия «мелкая моторика рук детей».
  3. Исследовать эффективность нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет.
  4. Приобщать родителей к совместной работе по развитию мелкой моторики детей 2-3 лет.
  5. Разработать картотеку игр и наглядных пособий с использованием нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

•         изучение литературы по теме;

•         посещение ООД у воспитателей своего ДОУ и района;

•         посещение педсоветов, семинаров, конференций;

•         самоанализ и самооценка ООД в своей группе;

•         апробация разработанной модели на практике; внесение необходимых корректив;

•         проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

•         обобщение результатов на заседании методического объединения.

Практический выход: картотека игр с использованием нестандартного оборудования для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

  1. Анализ затруднений.
  2. Постановка проблемы.
  3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

Начало года.

Сентябрь.

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

Сентябрь – октябрь.

III. Практический

  • Внедрение ППО, системы мер, направленных на решение проблемы.
  • Формирование методического комплекса.
  • Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
  • Корректировка работы.

Конец октября - март

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
  3. Представление материалов.

Апрель – май

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
  2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Бабаева Т.И. Комплексная программа «Детство». 2016 г.
  2. Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. 2005 г.
  3. Зажигаева О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. ФГОС. 2021 г.
  4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. ФГОС. 2019 г.
  5. Энциклопедия развивалок. 2012 г.

Повышение собственных знаний по теме.

Работа с детьми

Октябрь

Мониторинг развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Выводы о перспективе работы по проблеме

Ноябрь

Подбор нетрадиционного материала для работы с детьми.

Создание методической копилки.

Декабрь

Игры с детьми 2-3 лет с использованием нестандартного оборудования.

Игры, пальчиковая гимнастика, индивидуальные беседы с рассматриванием картинок.

Январь

Февраль

Март

Применение нестандартного оборудования на основе русских народных сказок,  потешек.

Сказка на прищепках «Репка», пальчиковый театр «Колобок», д/и «Собери солнышко» (липучки), д/и «Собери яичко».

Апрель

Мониторинг развития мелкой моторики рук у детей 2-3 лет.

Подведение итогов

Работа с семьёй

Октябрь

Оформление уголка для родителей: советы, рекомендации по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Консультации «Необходимость развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет», «Комплекс упражнений для самомассажа в детском саду», «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания у детей»

Ноябрь

Участие родителей в создании развивающей среды.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет»

Январь

Создание картотеки для родителей для работы с детьми «Веселые пальчики».

Совместный конкурс для родителей и детей из бросового материала «Нестандартное оборудование для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»

Март

Вызвать у родителей желание играть дома с детьми в пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук детей.

Открытое занятие для родителей  «Сделаем колючки ежику»

Апрель

Выставка для родителей и педагогов картотеки игр на развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 2-3 лет»

Самореализация

Октябрь

Ноябрь – май

Составление перспективного плана работы

Совершенствовать предметно-пространственную среду.

Подбор материалов, пособий.

Изготовление игр для развития мелкой моторики рук.

Март

Взаимодействие с педагогами.

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»

Апрель

Оформление картотеки игр с использованием нестандартного оборудования.

«Картотека дидактических игр

 для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством

использования нестандартного оборудования»

Май

Открытый показ ОД в первой младшей группе.

Оформление выставки нетрадиционных игр, изготовленных своими руками «Нестандартное оборудование для детей 2-3 лет»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Рефлексия.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – источник творческой мысли, которая питает мозг ребёнка.

Для пальчиковых игр подойдут:

  • Зубные щетки;
  • Мячики – ёжики;
  • Грецкие орехи;
  • Деревянные палочки;
  • Прищепки;
  • Липучки;
  • Яйца от киндер – сюрпризов;
  • Пуговицы;
  • Крышки от пластиковых бутылок.

Выполняя пальчиками различные упражнения с использованием нестандартного оборудования, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Создание условий для профессиональной компетентности педагогов через реализацию «Программы профессионального развития педагогов»

В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива МАДОУ. Появилась реальная возможност...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2021-2022 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Игры для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2023-2024 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2024-2025 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Пальчиковые игры в развитии речи детей 2-3 лет»....