картотека сюжетно-ролевых игр для детей 3-4 лет
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

Потихенченко Елена Васильевна

картотека сюжетно-ролевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rol_igry.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно - ролевые игры  для детей 3-4 лет

Месяц

Тема

Предварительная

работа

Задачи

Игровые действия

(развитие сюжета)

Оборудование

(атрибуты)

Словарная

работа

сентябрь

I

Семья

Рассматривание иллюстраций на тему «семья», семейных фотоальбомов; беседы о семье.

Стимулировать у детей условные игровые действия роли мамы: варить суп, жарить котлеты, кипятить чай; накрывать на стол, наливать суп, мыть посуду, укладывать дочку спать. Упражнять детей брать на себя роль дочки и выполнять соответствующие действия: помогать маме накрывать на стол, мыть посуду.

Осн.роль         доп.роль дочка

мама                     ребёнок

взрослый

Кукольная мебель, посуда; куклы, фартуки, косынки.

Дом, семья.

II

Больница

Рассматривание иллюстраций «Больница», беседы о профессии доктора, наблюдение за работой доктора в детском саду.

Стимулировать у детей условные игровые действия роли врача: измерять температуру, слушать пациента, давать лекарство. Упражнять детей брать на себя роль пациента и выполнять соответствующие действия: выпить лекарство.

Осн.роль     доп.роль пациент

врач                     ребёнок

взрослый

Аптечка, халат и шапочка доктора.

Поликлиника, доктор, пациент.

III

Шофёр

Рассматривание плакатов «машины», беседы о профессии «шофёр»; наблюдения на прогулке за машинами.

Стимулировать у детей условные игровые действия роли шофёра: приглашает пассажира, управляет машиной, ремонтирует её, ждёт пассажира на остановке. Упражнять детей брать на себя роль пассажира и выполнять соответствующие действия: садиться в машину.

Осн.роль         доп.роль

шофёр              пассажир           

взрослый          ребёнок

Кепка шофёра, руль, инструменты для ремонта машины.

Автомо= биль

IY

Детский сад

Наблюдения за трудом воспитателя; рассматривание иллюстраций о детском саде; беседы о работниках детского сада.

Стимулировать у детей условные игровые действия роли воспитателя: воспитатель встречает детей, играет с ними, читает им книги;

Осн.роль              доп.роль

воспитатель        ребёнок           

взрослый               ребёнок

октябрь

I

Семья

Рассматривание иллюстраций на тему «семья», семейных фотоальбомов; беседы о семье.

Стимулировать у детей условные игровые действия

 с сюжетными игрушками: готовить обед для куклы (варить суп, жарить котлеты, кипятить чай); накрывать на стол, наливать суп, мыть посуду, укладывать куклу спать. Поощрять у  детей стремление брать на себя роль дочки.

                          доп.роль дочка                                                        

Осн.роль            кукла

 мама              доп.роль дочка

 взрослый          ребёнок

Кукольная мебель, посуда; куклы, фартуки, косынки.

Дом, семья.

II

Магазин

Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин», беседы о профессии продавца.

 Стимулировать у детей условные игровые действия роли продавца: подавать товар, брать деньги, давать сдачу. Упражнять детей брать на себя роль покупателя и выполнять соответствующие действия: попросить нужный товар, заплатить деньги, взять сдачу.

Осн.роль         доп.роль

продавец           покупатель         

взрослый            ребёнок

Касса, весы, муляжи овощей, фруктов, конфет, бумажные деньги, чеки.

Прилавок, касса, покупатель.

III

Шофёр

Рассматривание плакатов «машины», беседы о профессии «шофёр»; наблюдения на прогулке за машинами.

Стимулировать у детей условные игровые действия

 с сюжетными игрушками: шофёр везёт пассажира, ремонтирует машину. Поощрять у  детей стремление брать на себя роль пассажира.

Стимулировать детей к «оживлению» партнёров-игрушек, упражнять вести диалог за себя и за игрушку.

                  доп.роль пассажир

                            кукла

Осн.роль

 шофёр      доп.роль пассажир

 взрослый          ребёнок

Кепка шофёра, руль

Автомо-биль

IY

Парикмахерская

Рассматривание иллюстраций «Парикмахерская», беседы о профессии парикмахера.

Стимулировать у детей условные игровые действия роли парикмахера: мыть голову шампунем, причесать волосы. Упражнять детей брать на себя роль клиента и выполнять соответствующие действия: попросить сделать причёску.

Осн.роль            доп.роль

парикмахер        клиент             

взрослый             ребёнок

Расчёски, фен, бутылочки «Шампунь», пелеринка, ножницы, заколки, резинки, каталоги.

Клиент, салон, парик=  махер.

ноябрь

I

Детский сад

Наблюдения за трудом воспитателя; рассматривание иллюстраций о детском саде; беседы о работниках детского сада.

Стимулировать у детей условные игровые действия

 с сюжетными игрушками: воспитатель играет с детьми, укладывает их спать. Поощрять у  детей стремление брать на себя роль ребёнка. Стимулировать детей к «оживлению» партнёров-игрушек, упражнять вести диалог за себя и за игрушку.

                доп.роль ребёнок

                            кукла

Осн.роль

 воспитатель         доп.роль

 взрослый               ребёнок         

                                ребёнок

II

Больница

Рассматривание иллюстраций «Больница», беседы о профессии доктора, наблюдение за работой доктора в детском саду.

 Стимулировать у детей условные игровые действия

 с сюжетными игрушками: доктор измеряет больному температуру, дает ему таблетки. Поощрять у  детей стремление брать на себя роль пациента. Стимулировать детей к «оживлению» партнёров-игрушек, упражнять вести диалог за себя и за игрушку

                    доп.роль пациент

                            кукла

Осн.роль

 доктор               доп.роль

 взрослый            пациент       

                                ребёнок

Аптечка, халат и шапочка доктора.

Поликлиника, доктор, пациент.

III

Магазин

Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин», беседы о профессии продавца.

Стимулировать у детей условные игровые действия

 с сюжетными игрушками: продавец показывает покупателю товар, берёт деньги, отдаёт сдачу. Поощрять у  детей стремление брать на себя роль покупателя. Стимулировать детей к «оживлению» партнёров-игрушек, упражнять вести диалог за себя и за игрушку.

                доп.роль покупатель

                            кукла

Осн.роль

 продавец            доп.роль

 взрослый            покупатель       

                                ребёнок

Касса, весы, муляжи овощей, фруктов, конфет, бумажные деньги, чеки.

Прилавок, касса, покупа-тель.

IY

Парикмахерская

Рассматривание иллюстраций «Парикмахерская», беседы о профессии парикмахера.

Стимулировать у детей условные игровые действия

 с сюжетными игрушками: парикмахер подстригает волосы, моет голову, сушит волосы феном. Поощрять у  детей стремление брать на себя роль клиента. Стимулировать детей к «оживлению» партнёров-игрушек, упражнять вести диалог за себя и за игрушку.

                      доп.роль клиент

                            кукла

Осн.роль

 парикмахер        доп.роль

 взрослый                 клиент       

                                ребёнок

Расчёски, фен, бутылочки «Шампунь», пелеринка, ножницы, заколки, резинки, каталоги.

Клиент, салон, парик-махер.

декабрь

I

Семья

Рассматривание иллюстраций на тему «семья», семейных фотоальбомов; беседы о семье.

Упражнять  детей выделять для себя игровую роль (мама, дочка, сын) через цепочку специфических предметных игровых действий (мама будит дочку, кормит, одевает её, ведёт в детский сад). Приучать детей называть себя именем игрового персонажа.

Осн.роль         доп.роль дочка

 мама                 взрослый

ребёнок  

 Осн.роль       осн.роль мама

 мама                ребёнок

взрослый  

 

доп.роль          доп.роль дочка

 дочка                кукла

кукла  

Кукольная мебель, посуда; куклы, фартуки, косынки.

Дом, семья.

II

Больница

Рассматривание иллюстраций «Больница», беседы о профессии доктора, наблюдение за работой доктора в детском саду.

Упражнять  детей выделять для себя игровую роль (доктор, пациент) через цепочку специфических предметных игровых действий (доктор осматривает больного, делает ему укол). Приучать детей называть себя именем игрового персонажа.

Осн.роль              доп.роль

 доктор                 пациент

ребёнок                 взрослый

 Осн.роль            осн.роль

 доктор                доктор

взрослый              ребёнок

 

доп.роль            доп.роль

 пациент              пациент

кукла                     кукла

Аптечка, халат и шапочка доктора.

Поликлиника, доктор, пациент.

III

Детский сад

Наблюдения за трудом воспитателя; рассматривание иллюстраций о детском саде; беседы о работниках детского сада.

Упражнять  детей выделять для себя игровую роль (воспитатель, ребёнок) через цепочку специфических предметных игровых действий (воспитатель встречает детей, делает с ними зарядку). Приучать детей называть себя именем игрового персонажа.

Осн.роль              доп.роль

 воспитатель        ребёнок         

ребёнок                 взрослый

 Осн.роль                осн.роль

 воспитатель    воспитатель             

взрослый             ребёнок

 

доп.роль                 доп.роль

 ребёнок                  ребёнок

кукла                          кукла

IY

Шофёр

Рассматривание плакатов «машины», беседы о профессии «шофёр»; наблюдения на прогулке за машинами.

Упражнять  детей выделять для себя игровую роль (шофёр, пассажир) через цепочку специфических предметных игровых действий (шофёр ремонтирует машину, моет её, пассажир едет на машине). Продолжать закреплять  умение детей называть себя именем игрового персонажа.

Осн.роль             доп.роль

 шофёр                пассажир

ребёнок                взрослый

 Осн.роль       осн.роль шофёр

 шофёр                ребёнок

взрослый  

 

доп.роль             доп.роль

пассажир            пассажир

кукла                    кукла

Кепка шофёра, руль

Автомо-биль

январь

I

Семья

Рассматривание иллюстраций на тему «семья», семейных фотоальбомов; беседы о семье.

Формировать ролевое взаимодействие: научить детей ориентировать игровые действия (мама прибирает в доме, стирает бельё, гладит его; дочка помогает маме) на партнёра-взрослого, а затем на партнёра-сверстника.

                     доп.роль дочка

                           взрослый

Осн.роль    

 мама (папа)   доп.роль дочка             

ребёнок 1         ребёнок 2

Кукольная мебель, посуда; куклы, фартуки, косынки.

Дом, семья.

II

Магазин

Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин», беседы о профессии продавца.

Упражнять  детей выделять для себя игровую роль (продавец, покупатель) через цепочку специфических предметных игровых действий (продавец раскладывает товар, предлагает его покупателям, взвешивает продукты на весах). Приучать детей называть себя именем игрового персонажа.

Осн.роль             доп.роль

 продавец          покупатель

ребёнок                взрослый

 Осн.роль               осн.роль

 продавец                продавец

взрослый                   ребёнок

 

доп.роль             доп.роль

покупатель      покупатель

кукла                    кукла

Касса, весы, муляжи овощей, фруктов, конфет, бумажные деньги, чеки.

Прилавок, касса, покупа-тель.

III

Парикмахерская

Рассматривание иллюстраций «Парикмахерская», беседы о профессии парикмахера.

Упражнять  детей выделять для себя игровую роль (мама, дочка, сын) через цепочку специфических предметных игровых действий (мама будит дочку, кормит, одевает её, ведёт в детский сад). Приучать детей называть себя именем игрового персонажа.

Осн.роль             доп.роль

 парикмахер       клиент

ребёнок                взрослый

 Осн.роль               осн.роль

 парикмахер     парикмахер

взрослый                   ребёнок

 

доп.роль             доп.роль

клиент                  клиент

кукла                    кукла

Расчёски, фен, бутылочки «Шампунь», пелеринка, ножницы, заколки, резинки, каталоги.

Клиент, салон, парик-махер.

февраль

I

Больница

Рассматривание иллюстраций «Больница», беседы о профессии доктора, наблюдение за работой доктора в детском саду.

Формировать ролевое взаимодействие: научить детей ориентировать игровые действия (пациент жалуется на больные уши; доктор осматривает пациенту уши, закапывает ему ушные капли)  на партнёра-взрослого, а затем на партнёра-сверстника.

                         доп.роль

                             пациент

осн.роль             взрослый

 доктор                доп.роль 

ребёнок 1               пациент 

                           ребёнок 2

Аптечка, халат и шапочка доктора.

Поликлиника, доктор, пациент.

II

Шофёр

Рассматривание плакатов «машины», беседы о профессии «шофёр»; наблюдения на прогулке за машинами.

Формировать ролевое взаимодействие: научить детей ориентировать игровые действия (пассажир просит шофёра помочь загрузить багаж, шофёр помогает ему)  на партнёра-взрослого, а затем на партнёра-сверстника.

                доп.роль пассажир

                           взрослый

осн.роль    

 шофёр     доп.роль пассажир             

ребёнок 1         ребёнок 2

Кепка шофёра, руль

Автомо-биль

III

Детский сад

Наблюдения за трудом воспитателя; рассматривание иллюстраций о детском саде; беседы о работниках детского сада.

Формировать ролевое взаимодействие: упражнять детей ориентировать игровые действия (воспитатель одевает детей, ведёт их на прогулку, играет с ними в песочнице) на партнёра-взрослого, а затем на партнёра-сверстника.

                         доп.роль

                            ребёнок

осн.роль            взрослый

воспитатель

ребёнок 1             доп.роль

                              ребёнок

                              ребёнок 2

IY

Магазин

Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин», беседы о профессии продавца.

Формировать ролевое взаимодействие: упражнять детей ориентировать игровые действия (продавец продаёт товар, пробивает чек, покупатели стоят в очереди) на партнёра-взрослого, а затем на партнёра-сверстника.

                         доп.роль

                            покупатель

осн.роль            взрослый

продавец

ребёнок 1             доп.роль

                              покупатель

                              ребёнок 2

Касса, весы, муляжи овощей, фруктов, конфет, бумажные деньги, чеки.

Прилавок, касса, покупа-тель.

март

I

Парикмахерская

Рассматривание иллюстраций «Парикмахерская», беседы о профессии парикмахера.

Формировать ролевое взаимодействие: упражнять детей ориентировать игровые действия (парикмахер моет голову клиенту, сушит волосы, делает причёску; клиенты сидят в очереди) на партнёра-взрослого, а затем на партнёра-сверстника

                         доп.роль

                              клиент

осн.роль            взрослый

парикмахер

ребёнок 1             доп.роль

                              клиент

                              ребёнок 2

Расчёски, фен, бутылочки «Шампунь», пелеринка, ножницы, заколки, резинки, каталоги.

Клиент, салон, парик-махер.

II

Семья

Рассматривание иллюстраций на тему «семья», семейных фотоальбомов; беседы о семье.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие. Стимулировать ролевой диалог между детьми (мама спрашивает  у дочки как у неё дела, что приготовить ей на обед, рассказывает детям сказки и  т.д.)

                 

                       доп.роль папа

                           ребёнок 1

Осн.роль    

 мама              доп.роль дочка             

взрослый         ребёнок 2

Кукольная мебель, посуда; куклы, фартуки, косынки.

Дом, семья.

III

Больница

Рассматривание иллюстраций «Больница», беседы о профессии доктора, наблюдение за работой доктора в детском саду.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие. Стимулировать ролевой диалог между детьми (доктор спрашивает у больного, что у него болит, какие лекарства он принимал, рассказывает больному о лечении, пациент рассказывает доктору, что у него болит.)

                       доп.роль

                           пациент

Осн.роль           ребёнок 1

доктор                доп.роль             

взрослый            пациент

                            ребёнок 2

Аптечка, халат и шапочка доктора.

Поликлиника, доктор, пациент.

IY

Парикмахерская

Рассматривание иллюстраций «Парикмахерская», беседы о профессии парикмахера.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие. Стимулировать ролевой диалог между детьми (клиент рассказывает парикмахеру, какую ему нужно причёску, парикмахер предлагает клиенту разные варианты причёсок.)

                        доп.роль

                             клиент

Осн.роль            ребёнок 1

парикмахер      доп.роль             

взрослый             клиент 

                             ребёнок 2

Расчёски, фен, бутылочки «Шампунь», пелеринка, ножницы, заколки, резинки, каталоги.

Клиент, салон, парик= махер.

апрель

I

Магазин

Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин», беседы о профессии продавца.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие. Стимулировать ролевой диалог между детьми (покупатель спрашивает у продавца, свежие ли продукты в магазине, продавец предлагает покупателю новый товар.)

                         доп.роль

                           покупатель

Осн.роль            ребёнок 1

 продавец          доп.роль 

взрослый           покупатель 

                             ребёнок 2

Касса, весы, муляжи овощей, фруктов, конфет, бумажные деньги, чеки.

Прилавок, касса, покупа-тель.

II

Семья

Рассматривание иллюстраций на тему «семья», семейных фотоальбомов; беседы о семье.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие, стимулировать ролевой диалог между детьми.

Развивать умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу дополнительную роль (мама, папа, сын, дочка), совместно развёртывать 1-2 сюжета (мама ведёт дочку в садик, мама с дочкой пошли в магазин).

                     доп.роль дочка

                           взрослый

Осн.роль    

 мама              доп.роль дочка             

ребёнок,            ребёнок 2

уже начавший

игру

Дочки помогают маме приготовить обед, прибрать в квартире.        

Кукольная мебель, посуда; куклы, фартуки, косынки.

Дом, семья.

III

Детский сад

Наблюдения за трудом воспитателя; рассматривание иллюстраций о детском саде; беседы о работниках детского сада.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие, стимулировать ролевой диалог между детьми.

Развивать умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу дополнительную роль (воспитатель, ребёнок), совместно развёртывать 1-2 сюжета (мама привела дочку в садик, воспитатель и няня встретили их).

                         доп.роль

                              няня

                              взрослый

Осн.роль    

 воспитатель              

 ребёнок,                   доп.роль

 уже начавший          ребёнок             

     игру                      ребёнок 2

IY

Больница

Рассматривание иллюстраций «Больница», беседы о профессии доктора, наблюдение за работой доктора в детском саду.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие, стимулировать ролевой диалог между детьми.

Развивать умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу дополнительную роль (доктор, больной), совместно развёртывать 1-2 сюжета (доктор пришел домой лечить больного ребёнка).

                         доп.роль

                              пациент

                              взрослый

Осн.роль    

 доктор              

 ребёнок,                   доп.роль

 уже начавший          пациент             

     игру                      ребёнок 2

Аптечка, халат и шапочка доктора.

Поликлиника, доктор, пациент.

май

I

Магазин

Рассматривание иллюстраций на тему «Магазин», беседы о профессии продавца.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие, стимулировать ролевой диалог между детьми.

Развивать умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу дополнительную роль (покупатель, продавец), совместно развёртывать 1-2 сюжета (мама на машине приехала в магазин, сделала покупки и поехала домой).

                         доп.роль

                              покупатель

                              взрослый

Осн.роль    

 продавец              

 ребёнок,                   доп.роль

 уже начавший     покупатель             

     игру                      ребёнок 2

Касса, весы, муляжи овощей, фруктов, конфет, бумажные деньги, чеки.

Прилавок, касса, покупа-тель.

II

Шофёр

Рассматривание плакатов «машины», беседы о профессии «шофёр»; наблюдения на прогулке за машинами.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие, стимулировать ролевой диалог между детьми.

Развивать умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу дополнительную роль (шофёр ,пассажир), совместно развёртывать 1-2 сюжета (шофёр отвозит маму с дочкой на дачу).

                         доп.роль

                             пассажир

                              взрослый

Осн.роль    

 шофёр              

 ребёнок,                   доп.роль

 уже начавший         пассажир             

     игру                      ребёнок 2

Кепка шофёра, руль.

Автомо-биль

III

Парикмахерская

Рассматривание иллюстраций «Парикмахерская», беседы о профессии парикмахера.

Продолжать формировать ролевое взаимодействие, стимулировать ролевой диалог между детьми.

Развивать умение подключаться к игре сверстника, находить подходящую по смыслу дополнительную роль (парикмахер, клиент), совместно развёртывать 1-2 сюжета (мама с дочкой пошли в парикмахерскую делать причёску).

                         доп.роль

                              клиент

                              взрослый

Осн.роль    

 парикмахер              

 ребёнок,                   доп.роль

 уже начавший          клиент             

     игру                      ребёнок 2

Расчёски, фен, бутылочки «Шампунь», пелеринка, ножницы, заколки, резинки, каталоги.

Клиент, салон, парик-махер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями

Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с трудом взрослых

в картотеку собраны различные игры для детей с целью ознакомления их с профессиями взрослых...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями

Данный сборник содержит описание сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей с профессиями...

Картотека сюжетно-ролевых игр по ознакомлению детей 6-7 лет с ПДД

Картотека сюжетно-ролевых игрпоознакомлению детей 6-7 лет с ПДД...