Программа по дополнительному образованию "Зеленый огонек"
рабочая программа (старшая группа)

Козулина Дина Борисовна

Дополнительное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop.programma_podgotovishka_zelenyy_ogonek.docx421.93 КБ

Предварительный просмотр:

доп коз


Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Зеленый огонек» разработана на основании следующих нормативных документов:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
  3. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления и образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  5. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений».
  6. Методические рекомендации Министерства образования и науки Республики Алтай по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от 05.07.2016 года № 1133.
  7. Устав МДОУ д/с «Родничок» с. Турочак.
  8. Положение о бесплатном дополнительном образовании.
  9. Общеобразовательная программа дошкольного образования филиала №1 «Чебурашка» МДОУ д/с села Турочак.

                                         

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время. А дети — это самое ценное и дорогое, что есть в жизни каждого человека. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Знание и соблюдение правил дорожного движения поможет сформировать безопасное поведение детей на дорогах. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего является незнание детьми элементарных основ правил дорожного движения. Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста. Приобщение ребенка к безопасному поведению на дороге должно быть систематическим и последовательным.

Направленность программы: социально-педагогическая

 

Актуальность программы заключается в том, что задача обучить дошкольников правилам дорожного движения лежит не только на родителях, но и на педагогах дошкольных учебных заведений. Она заключается в обеспечении базовых знаний и качественной подготовки детей к школе, ведь очень часто первоклассникам приходится самостоятельно ходить в школу. Правила дорожного движения для дошкольников должны преподноситься детям по системе, которая включает в себя занятия, прогулки, экскурсии и наблюдения. Все знания должны сообщаться детям с учетом их возраста и окружающих условий. Постепенно они должны дополняться, усложняться и уточняться. С целью закрепления получаемых знаний должна организовываться игровая деятельность детей, в процессе которой они учатся применять полученные знания на практике.


Отличительные особенности программы 

Программа «Зеленый огонек» направлена на профилактику дорожно-транспортного травматизма и изучение дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребёнка.

Значительное место отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Движение транспорта и пешеходов на улице и дорогах – для детей слишком сложное явление, чтобы ориентироваться в нём самостоятельно. Поэтому особое внимание  уделяется организации наблюдений и экскурсий.

Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе.  С детьми проводятся и тематические занятия и беседы, а полученные знания закрепляются в разных видах деятельности, в том числе игровой.

Адресат программы: программа адресована для детей 6-7 лет.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем.

Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, пере- даваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее.

Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее вы- полнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигур людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении

со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст.

Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Объем и срок освоения программы – один учебный год.

Реализация образовательной деятельности осуществляется один раз в неделю во вторую половину дня в среду продолжительностью не более 30 минут.

Вид деятельности

Количество учебных месяцев

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Длительность занятий

1.

Образовательная деятельность

5

2

8

38

25 мин.

Формы обучения - очная (образовательная деятельность проводится согласно расписанию во вторую половину дня), групповая (образовательная деятельность проводится с постоянным составом группы), индивидуальная (образовательная деятельность осуществляется по принципу личностно- ориентированного подхода к ребенку).

Особенности организации образовательного процесса

Работа по ДООП строится в соответствии с учебным планом, ФГОС, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Педагогические принципы реализации программы

Комфортность: атмосфера доброжелательности, создание для каждого ситуации успеха.

Личностно-ориентированное взаимодействие: учитываются индивидуальные и психофизические особенности каждого ребенка и группы в целом, создается раскованная, стимулирующая активность каждого ребенка, атмосфера.

Погружение каждого ребенка в процесс: реализация задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.

Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание вовлеченности его в процесс и естественное повышение его работоспособности.

Деятельность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельному выполнению заданий дома, открытие новых знаний.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.

Состав группы - постоянный.

1.2 Цели и задачи программы

Цель: формирование  у детей основы культуры поведения на дороге.

Задачи:

 Образовательные:

- продолжать  формировать элементарные представления о правилах        безопасного дорожного движения;

- продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно – указательными;

- учить выполнять установленные нормы поведения на дороге;

- закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное                                      время года (катание на велосипеде, катание на санках, и др.)

Развивающие:

- систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении;

- развивать умение ориентироваться в дорожной обстановке;

-  расширять представления детей о работе ГИБДД;

- расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

Воспитательные:

-  воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения.

1.3 Содержание программы

Учебный план

пп

        Тема образовательной деятельности

        Кол- во

      часов

Январь

1

Игровая ситуация «Новогодний снег. Гололед»

1

2

Наблюдения за транспортом. Эстафета автомобилей.

1

3

Беседа « Что такое перекресток?»

1

4

Экскурсия к проезжей части улицы

1

5

Викторина « Знаете ли вы правила дорожного движения».

1

6

Просмотр мультфильма «Светофор и правила дорожного движения».

1

                                  Февраль

7

Беседа « Железнодорожный транспорт»            

1

8

Встреча с инспектором ДПС

1

9

КВН «Знаете ли вы правила дорожного движения?»

               1

10

Видеофильм «Где можно играть?»

1

11

 Сюжетно-ролевая игра « Улица»

1

12

Игровая ситуация «Вежливые дети»

1

13

Дидактическая игра «Разложи по группам»                

1

14

Беседа «Кто регулирует движение транспорта»

1

                                    Март

15

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Дорожные знаки»

1

16

Газета  «Безопасность на дорогах»

1

17

Дидактическая игра « Автотрасса».        

1

18

Чтение художественной литературы С. Михалков « Дядя Степа милиционер».

1

19

Встреча с инспектором ДПС

1

20

Наблюдение «Дорога не место для игр»        

1

21

Сказка «Волшебная горка»

1

22

Беседа «Правила поведения в транспорте»

1

                                    Апрель

23

Беседа «Опасные участки на пешеходной части улицы»

1

24

Просмотр видеофильма «Где можно играть?»

1

25

Лепбук « Правила дорожного движения»

1

26

Дидактическая игра «Люди на дорожных знаках»

1

27

Целевая прогулка «Мы идем по тротуару»        

1

28

Дидактическая игра « Светофор»

1

29

Беседа « Правила пешехода»

1

30

НОД « Улицы моего села»

1

                                       Май

31

Чтение рассказа Н.Кончаловская «Самокат»

1

32

Акция «Белая ленточка»

1

33

Викторина «Дорожная грамота»

1

34

НОД « Все профессии важны: инспектор ГИБДД»

1

35

Просмотр презентации « В стране дорожных знаков»

1

36

Изготовление книжки-малышки для юных пешеходов

1

37

Сюжетно-ролевая игра « Улица»

1

38

Конструирование из бросового материала « Улица»

1

                                                                Итого:

38

   

1.4 Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы:

-  ребенок усваивает знания о правилах поведения на дороге;

- ребенок научится применять знания о ПДД в играх, инсценировках, повседневной жизни;

- ребенок может использовать полученные знания для моделирования ситуации в игровом пространстве;

- у ребенка развита ответственность за безопасность своей жизни и других людей.


Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

№ пп

Месяц

Вид деятельности

Количество часов

1

Январь

Непрерывная образовательная деятельность

6

2

Февраль

Непрерывная образовательная деятельность

8

3

Март

Непрерывная образовательная деятельность

8

4

Апрель

Непрерывная образовательная деятельность

8

5

Май

Непрерывная образовательная деятельность

8

Диагностика

2.2 Условия реализации программы

Организация предметно-пространственной среды

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

Для реализации программы используются: групповое помещение, столы, стулья, магнитная доска, экран, проектор, плакаты, диски с мультфильмами, картотека дидактических игр. Информационное обеспечение:  аудио, видео, фото, интернет-источники.  ИТС.

Развивающая среда – макет дороги, уголок дорожного движения, игровые наборы различных видов техники.

2.3 Формы отчетности

Диагностика уровня освоения программы проводится в начале учебного года (сентябрь) и в конце (май). В течение всего года ведется журнал посещения образовательной деятельности. Диагностика проходит в форме  наблюдений. Результаты наблюдений заносятся в диагностическую карту. В конце года составляется аналитическая справка по итогам работы по программе дополнительного образования.

Другими формами могут быть:

-участие в конкурсах разного уровня (дипломы, сертификаты);

-акции;

-выступление на родительском собрании с сообщением о результатах       работы по программе;

-презентация опыта работы.

2.4 Методические материалы

Особенности организации образовательного процесса

Непрерывная образовательная деятельность проводится в групповом помещении, в очной форме, во второй половине дня, согласно утвержденному расписанию НОД. Состав группы постоянный. Возраст детей – 6-7 лет (подготовительная группа)

Методы и приемы:

Педагогическая деятельность основывается на сочетании различных методов и приемов.

Словесный метод: беседа, рассказывание, образное слово, объяснение, напоминание, рассказ.

Наглядный метод: показ, демонстрация, рассматривание картинки, плаката. Данный метод  обеспечивает зрительное и слуховое восприятие.

Практический метод: экскурсии, наблюдения, игра;

Игровой метод позволяет превратить скучное занятие в увлекательное и интересное занятие.

Методы воспитания: поощрение (похвала, диплом, сертификат), убеждение (объяснение, беседа), стимулирование (конкурсы, выставки).

Формы организации образовательного процесса:

Реализация программы по дополнительному образованию осуществляется в соответствии с учебным планом. Решение задач предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет, использования современных технологий, методов и приемов в работе и технических средств. Основная форма обучения – групповая. Индивидуальная работа заключается в индивидуальном подходе к ребенку с целью закрепления и совершенствования полученных знаний и умений.

Формы организации учебного занятия:

Образовательная деятельность проводятся в форме экскурсий, наблюдений, бесед, дидактических игр, просмотра мультфильмов и др.

Педагогические технологии:

- игровые технологии;

- развивающие технологии;

- технологии сотрудничества и взаимодействия;

- здоровьесберегающие технологии;

- интерактивные и информационные технологии.

Дидактические материалы: картотеки дидактических игр, плакаты, картинки,  диски с мультфильмами.

2.5 Список использованной литературы

1. Вдовиченко, Л.А., Ребенок на улице. Детство-Пресс, 2008г.

2. Елжова, Н.В., ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий. Ростов-на-Дону, Феникс 2014г.

3. Шорыгина, Т.А., Беседы о безопасности с детьми 5- 8 лет. М., 2008г.

4. Шорыгина,  Т.А., Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5- 8 лет. ТЦ Сфера. 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....

Программа оздоровления дошкольников "Зеленый огонек здоровья"

Включение в режим жизни детейв ДОУ ежедневных оздоровительных занятий...

Рабочая программа старшей группы №1 "Огонек" на 2023-2024 учебный год

Рабочая программа по развитию детей старшей группы...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...