Познавательно-исследовательский проект «Мир воды» в старшей группе
проект (старшая группа)

Савиных Наталья Газизовна

 

Пояснительная записка

Вода – распространённое, удивительное вещество на Земле, как много тайн хранит она… Кажется, о ней уже известно всё. Но нам захотелось узнать, нет ли у простой воды каких-нибудь тайн. Ребёнку-дошкольнику присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребёнок во время проведения опытов, запоминаются надолго. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Дети – наше будущее.

У дошкольников вызывает интерес к исследованию, развивает их мыслительные операции, стимулирует их познавательную активность, любознательность. Также немаловажно и то, что специально организованное экспериментирование носит безопасный характер. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в разных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательский проект «Мир воды» в старшей группе

Пояснительная записка

Вода – распространённое, удивительное вещество на Земле, как много тайн хранит она… Кажется, о ней уже известно всё. Но нам захотелось узнать, нет ли у простой воды каких-нибудь тайн. Ребёнку-дошкольнику присуще познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Дети очень любят экспериментировать. Знания, которые получает ребёнок во время проведения опытов, запоминаются надолго. Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на своих наблюдениях, установлении взаимосвязей, закономерностей и т. д. Если посмотреть на глобус, мы увидим, что большую часть земной поверхности занимает вода. Без воды не может прожить человек. Дети – наше будущее.

У дошкольников вызывает интерес к исследованию, развивает их мыслительные операции, стимулирует их познавательную активность, любознательность. Также немаловажно и то, что специально организованное экспериментирование носит безопасный характер. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. В процессе экспериментов обогащается память ребёнка, развивается наблюдательность и пытливость ума, а также все познавательные способности, умение изобретать и использовать не стандартные решения в разных ситуациях.

Актуальность темы: первые представления о воде ребёнок получает в младшем дошкольном возрасте: вода течёт из крана, в весеннем ручейке, вода растекается, её можно разлить. Но сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому. Воды на земле и много и мало одновременно. Её много в морях и океанах, но она не пригодна для питья. А ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения. Вода необходима всему живому на нашей планете. В рамках проекта знакомлю детей со свойствами воды, значением для жизни человека, а также бережного к ней отношения.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (февраль-май 2023) Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Предмет исследования: свойства воды.

Цель проекта: расширение представлений детей о свойствах воды, её качестве, о значении в жизни человека через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса, и умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;

- расширять представления детей о свойствах воды и её переходах из одного состояниях в другое (вкус, цвет, запах, текучесть, способность отражать, испаряться, твердеть) посредством организации познавательно-исследовательской деятельности;

- формировать представления о значении воды в жизни человека;

- развивать наблюдательность, познавательные и творческие способности ребенка в совместно исследовательской деятельности опытов с водой;

- воспитывать бережное отношение к воде.

- вовлечь родителей в познавательно-исследовательскую деятельность детей посредством их участия в совместной – экспериментальной деятельности.

Формы работы с детьми: наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, тематические прогулки, оформление книжек малышек «О воде», продуктивная деятельность.

План реализации проекта.

Этапы проекта.

Подготовительный этап:

Задачи:

1. Разработка плана. Выявление у детей имеющиеся знания о воде, степени заинтересованности детей данной темой.

Формы работы: Подбор литературы, книг познавательного характера, иллюстраций, картинок, стихов, загадок, сказок, игр о воде.

Беседа: «Вода в жизни человека»

Составление диагностики. Диагностирование детей.

2. Пополнение предметно-развивающей среды в группе для реализации проекта.

Формы работы: создание экспериментальной лаборатории в группе.

Подбор безопасных опытов и экспериментов с водой.

Подбор дидактических, словесных и подвижных игр.

Разрабатывание конспектов ООД.

3. Вовлечение родителей в проектную деятельность, определить роль родителей в данном проекте.

Формы работы:

- Анкетирование родителей

- Составление картотеки игр-экспериментов с водой в домашних условиях.

4. Сбор информации для создания творческой копилки со стихотворениями, загадками, пословицами и поговорками, рассказами, сказками о воде, усилиями педагога, детей и их родителей.

Основной этап:

Познавательное развитие:

Организованная образовательная деятельность на темы: «Для чего нужна вода», «Мир воды», «Свойства воды». «Вода поднимается вверх», «Почему одни тела тонут, а другие нет». «Можно ли увеличить силу воды» и другие.

Экспериментальная деятельность: опыты с водой:

«Свойства воды»; «Плавучесть предметов в разных средах»; «Движение воды через корешки растений»; «Фонтан». «У воды нет вкуса», Опыт «Вода – жидкая, может течь», «Прозрачная вода может стать мутной», «Вода не имеет цвета, но её можно покрасить».

Наблюдение за погодой.

Беседа: «Чем отличается вода в морях и океанах от речной и озёрной».

Исследовательская деятельность:

Наблюдения: «На что похожи облака», «Дождь», «Лёд».

Дидактические игры:

«Дождик», «Откуда вода?», «Тонет-не тонет», «Отвечай быстро», «Четвёртый лишний», «Да – нет», «Кто быстрее соберёт». «Подскажи словечко», «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

Работа в дневнике наблюдения за природой. Настольная игра: «Где живёт вода».

Речевое развитие:

Беседы по картинкам. «Пословицы и поговорки».

Игра: «Подскажи словечко»

Беседа: «Вся ли вода полезна?»;

Т. А. Шорыгина: «Беседы о природных явлениях и объектах.»

Рассматривание энциклопедии: «Водоёмы. Кто живёт в пресной воде?»

Сюжетные игры: «Семья», «Прачечная», «Готовим обед»;

Беседа: «Водичка-водичка, умой моё личико (опасность микробов для человека)»; «Растениям тоже нужна вода».

Придумывание рассказа «Путешествие на море»;

Чтение художественной литературы.

Сказки: Н. А. Рыжова «Почему заплакал ручеёк», «Сказка про капельку», «Сказка о чистоте», «Жила- была река», Чуковский «Федорино горе», Г. -Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах».

Рассказы: «Поэзия дождя» К. Паустовского, рассказа «Как Ромка переходил через ручей» М. Пришвина, П. Волцит «Почему из крана вода течёт»; «Как люди речку обидели» Н. А. Рыжовой;

Загадки о воде.

Стихотворение: К. Чуковский «Мойдодыр», «Шёл по берегу туман»; стихи А. С. Пушкина «О море», Н. Николаенко «Дождик-душ»;

Беседа «Как беречь воду».

Рассказ воспитателя о «Всемирном дне воды – 22 марта».

Социально-коммуникативное развитие

Практические работы: «Полив цветов», «Пусть одежда будет чистой», «Постройки из снега», «Изготовление цветных льдинок».

Физическое развитие:

Подвижная игры: «Дождик», «Ручеёк», «Земля, вода, огонь, воздух», «На болоте», «Лягушки и цапля», «С кочки на кочку», «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги», «Мы – капельки», «Ходят капельки по кругу», «Капельки и туча».

Игры с водой.

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование в нетрадиционной технике: «Облака», «Весёлые снежинки». Аппликации «Водоёмы», «Какие бывают облака», «Морковки из льда», «Снеговик», «Капли воды».

Слушание: «Звуки природы» (дождь, капельки, водопад и т. п.) Игра на металлофоне: «Капельки дождя», Слушание и исполнение песен о воде.

Объёмная аппликация «Зонтики»

Трудовая деятельность:

Мытье игрушек, стирка кукольной одежды, полив цветов. Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Психогимнастика «Снежинка», «Я журчащий ручеёк», «Цветочек хочет пить».

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Простые опыты с водой для дошкольников».

Конкурс рисунков «Вода нужна всем»

Создание книжек-малышек на темы: «Всё о воде», «Вода нужна всем».

Анкетирование родителей: «Выявление отношения родителей к поисково-исследовательской активности детей».

Рекомендации родителям: «Покажи и расскажи детям в домашних условиях, о значимости воды в быту (для стирки белья, приготовления пищи, уборки квартиры, гигиены людей, поливки комнатных растений, домашним животным - всем нужна вода).

Заключительный этап:

Дети практически узнали, что вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета. Представления о свойствах воды дети закрепляли на занятиях, в ходе бесед с воспитателями, в играх–драматизациях: «Где спряталась вода», «Уроки Айболита», «Вода – начало всех начал», «Как используется вода для лечения», – и на итоговом водном празднике в честь «Всемирного дня воды».

В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде, узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка, воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.

Если на начало проекта дети имеют низкий уровень знаний по таким темам: «Что такое пар», «Что такое облако», «Круговорот воды», «Свойства снега и льда», то при завершении проекта вновь проведённая диагностика, показывает высокие результаты. Дети самостоятельно отвечают на вопросы, разбираются и понимают, что у них спрашивают, могут объяснить свойства воды в разных её состояниях, знают о значимости воды и об охране водоёмов.

Я считаю, что проект удался, т. к. дети активны, тянутся всё больше и больше к новым знаниям, приводят примеры, делают свои выводы из увиденного и сказанного и могут рассказать об этом и изобразить в своих рисунках и аппликациях.

Продукт проекта:

Оформление книжек малышек: «Все о воде».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·         ознакомить детей со свойствами воды...

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Познавательно-исследовательский проект "Чудесница вода" в старшей группе

Цель этого проекта расширять представления детей о свойствах воды;  дать детям знания о переходе воды из одного физического состояния в другое; участвовать в посильной практической  опытно-э...

НОД. Познавательно-исследовательская деятельность. Тема: «Путешествие воды» в старшей группе.

Цель: совершенствование представления детей о разнообразных свойствах воды. развивать  познавательную  активность  в  ходе  познавательно-исследовательскойдеятельности, расшир...

Познавательный, исследовательский, краткосрочный проект "Волшебница вода"

Вода для нас – привычное и простое вещество. В то же время она таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых...