«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игр и игровых упражнений».
методическая разработка (младшая группа)

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игр и игровых упражнений».

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.

Формированию личного вклада способствовали следующие условия. Вы их видите на слайде.

Научно-исследовательские, методические и организационно-педагогические условия.

В своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное развитие.

Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и позволил поставить следующую цель моей работы: создание условий для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста средствами игр и игровых упражнений.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи, вы их видите на слайде.

Задачи:

  1. Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
  2. Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
  3. Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способам обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус, обвести пальцем контур); содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
  4. Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.

Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в том, что. Знакомя ребенка с сенсорными эталонами через игры и игровые упражнения, мы способствуем его всестороннему развитию.

Наша работа строилась из 3 этапов:

1 этап – подготовительный

2 этап – основной

3 этап – итоговый

Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности сенсорных представлений. Которая установила, что лишь небольшая часть из детей различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.

Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием сенсорика. Имеют представление об этом понятии, выделяют свойства и качества сенсорного развития. Также результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую дидактические игры на ознакомление детей с сенсорными эталонами, развитие образных представлений, группировку однородных предметов по нескольким сенсорным признакам, установления тождества и различия предметов по их свойствам.

По величине: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п.

Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.

  • Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п.

В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;

  • Цвет: «Разноцветные бусы», «Воздушные шары», «Разноцветные карандаши», «Укрась елочку» и т. п.

Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

  • Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Волшебные стаканы», «Волшебные деревья».
  • Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом.

Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д.

Большинство используемых в работе дидактических игр, были взяты из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».

  • Например: Дидактическая игра «Подбери по цвету и форме».

Детям необходимо подобрать по цвету и форме геометрические фигуры.

Игры – пазлы учат детей находить связи между частью и целым, развивают логическое мышление, память и мелкую моторику рук.

Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается. Бусины также можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Дидактическая игра «Прищепки».
Цель научить пользоваться прищепкой; развивать мускулатуру пальцев рук; подбирать прищепки по цвету.

Игры с закручиванием крышек очень полезны.
Необходимо подобрать крышку по цвету и закрутить ее.

Игры с мозаикой, конструктором, отлично развивают мелкую моторику, внимание, мыщление, логику, зрительное восприятие.

Бизиборд - развивающая доска со всевозможными кнопками, выключателями, шнуровками, задвижкам и т.д. С помощью развивающей доски происходит развитие мелкой и крупной моторики. Основная задача бизиборда – дать ребенку полную свободу тактильного восприятия.

Сортеры станут отличными помощниками в изучении цветов, фигур, форм. Сортировать фигуры можно по – разному. В одних видах сортеров нужно вставлять в соответствующие отверстия объёмные фигуры.

Разнообразие современных игрушек позволяет легко обучить ребенка цвету, форме. Вкладыши – это всевозможные матрешки, стаканчики или рамки – вкладыши, которые похожи по форме, но отличаются друг от друга размером. В отличие от пирамидок, из «Вкладышей чаш» можно собрать не только устойчивую башенку, но и компактную конструкцию с вложенными друг в друга элементами.

Панно «Времена года»

Цель способствовать сенсорному развитию, знакомить с признаками времен года, активизировать речь, развивать умения выделять существенные признаки

Массаж с гранеными карандашами.

Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровообращение пальцев рук.

Рисование пальчиками развивает тактильную чувствительность (ощущения от соприкосновения с предметами и материалами), мелкую моторику рук, стимулирует воображение.

Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС и ФОП ДО:

За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. В уголок сенсорного развития, изготовила новые дидактические игры. Собрала картотеку дидактических игр, которую использовала в режимных моментах. Изготовила Бизиборд, Панно “Времена года”.Так же была разработана серия конспектов по познавательнму развитию для детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.

В группе имеется центр «Песок- вода», его значение для развития органов чувств трудно переоценить.

  • В уголке природы много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки…), который используется в дидактических играх (например: «Собери букет», « Где большой листок?» и др.), продуктивной деятельности

(«Выложи узор из листьев», « Кто скорее соберет узор из камушков?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает эстетические чувства.

  • Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности (например: « Спрячь мышку», « У кого какое платье» и др.)

Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:

- « Мозаика» ( несколько видов, настольная и напольная)

- конструкторы «Лего»,

- пазлы,

- кубики (разного цвета и величины),

- пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины),

- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)

- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.

При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и веши с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, одежда для ряженья разного цвета и т.д.).

В работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр для группы, их помощи в оформлении игрового уголка. В течение года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок («Путешествие в Красную страну», « Где живет круг» и др.)

С родителями проводились:

  • индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»,
  • консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей»,
  • родительские собрания,
  • анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании.

Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей младшего дошкольного возраста», а также родители привлекались к изготовлению дидактического материала.

Итоговый мониторинг показывает, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности. Родители стали активно участвовать в воспитательно - образовательном процессе.

Перспективы работы

Продолжать разрабатывать комплекты методического обеспечения для сенсорного развития для детей младшего дошкольного возраста.

Продолжать взаимодействие с родителями и педагогами ДОО, по данной теме.

  • Обобщён опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игр и игровых упражнений»
  • Разработан «Методический банк» (перспективные планы, конспекты ОД, картотека игр по сенсорному развитию, медиатека, консультативный материал для педагогов и родителей).
  • Изготовлены различные дидактические игры и пособия для детей младшего дошкольного возраста.
  • Изготовлен бизиборд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыка как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста". Методические рекомендации.

Перед Вами  представлены методические рекомендации по использованию музыкального компонента в процессе НОД по сенсорному развитию детей младшего возраста , а так же вне ее....

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»

laquo;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является зало...

Презентация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий в рамках реализации ФГОС ДО"

Основная задача – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и др.)...