«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игр и игровых упражнений».
методическая разработка (младшая группа)
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игр и игровых упражнений».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Я считаю, что эта тема наиболее актуальна в наше время. Ведь не зря профессор Н.М. Щелованов называл младший дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного развития.
Формированию личного вклада способствовали следующие условия. Вы их видите на слайде.
Научно-исследовательские, методические и организационно-педагогические условия.
В своей работе мы опирались на теоретические и практические опыты и исследования педагогов в области дошкольного образования. Выдающиеся зарубежные ученные в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А.В.Запорожец, А.П. Усова) справедливо считали, что сенсорное развитие является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Младший дошкольный возраст очень важный период в развитии ребенка, период ознакомления с окружающей действительностью. В это время необходимо дать ребенку возможность получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт. Большое значение в этом вопросе имеет сенсорное развитие.
Анализ первичных диагностических данных помог спроектировать мою педагогическую деятельность и позволил поставить следующую цель моей работы: создание условий для формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста средствами игр и игровых упражнений.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи, вы их видите на слайде.
Задачи:
- Создавать условия для обогащения чувственного опыта детей, их представлений о многообразии свойств предметов окружающего мира; стимулировать развитие разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- Поддерживать и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
- Знакомить детей с разными видами сенсорных эталонов (представления о цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине) и способам обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус, обвести пальцем контур); содействовать запоминанию и использованию детьми названий сенсорных эталонов и обследовательских действий.
- Формировать умение сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру), устанавливая тождество и различие; подбирать пары и группы предметов на основе сходного сенсорного признака.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в том, что. Знакомя ребенка с сенсорными эталонами через игры и игровые упражнения, мы способствуем его всестороннему развитию.
Наша работа строилась из 3 этапов:
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – итоговый
Началом работы по теме опыта стало проведение мониторинга уровня сформированности сенсорных представлений. Которая установила, что лишь небольшая часть из детей различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать и различали единицы.
Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием сенсорика. Имеют представление об этом понятии, выделяют свойства и качества сенсорного развития. Также результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую дидактические игры на ознакомление детей с сенсорными эталонами, развитие образных представлений, группировку однородных предметов по нескольким сенсорным признакам, установления тождества и различия предметов по их свойствам.
По величине: «Большие и маленькие», «Какой мяч больше», «Угости зайчика» и т. п.
Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
- Форма: «Подбери фигуру», «Сложи картинку», «Составь цветок», и т. п.
В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме;
- Цвет: «Разноцветные бусы», «Воздушные шары», «Разноцветные карандаши», «Укрась елочку» и т. п.
Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
- Развитие осязания: «Чудесный мешочек», «Волшебные стаканы», «Волшебные деревья».
- Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, ребенок познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом.
Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д.
Большинство используемых в работе дидактических игр, были взяты из системы, предложенной Л. А. Венгер в своем пособии: «Ознакомление детей дошкольного возраста с цветом, формой и величиной предметов».
- Например: Дидактическая игра «Подбери по цвету и форме».
Детям необходимо подобрать по цвету и форме геометрические фигуры.
Игры – пазлы учат детей находить связи между частью и целым, развивают логическое мышление, память и мелкую моторику рук.
Игры с бусинами, макаронами. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается. Бусины также можно сортировать по размеру, цвету, форме.
Дидактическая игра «Прищепки».
Цель научить пользоваться прищепкой; развивать мускулатуру пальцев рук; подбирать прищепки по цвету.
Игры с закручиванием крышек очень полезны.
Необходимо подобрать крышку по цвету и закрутить ее.
Игры с мозаикой, конструктором, отлично развивают мелкую моторику, внимание, мыщление, логику, зрительное восприятие.
Бизиборд - развивающая доска со всевозможными кнопками, выключателями, шнуровками, задвижкам и т.д. С помощью развивающей доски происходит развитие мелкой и крупной моторики. Основная задача бизиборда – дать ребенку полную свободу тактильного восприятия.
Сортеры станут отличными помощниками в изучении цветов, фигур, форм. Сортировать фигуры можно по – разному. В одних видах сортеров нужно вставлять в соответствующие отверстия объёмные фигуры.
Разнообразие современных игрушек позволяет легко обучить ребенка цвету, форме. Вкладыши – это всевозможные матрешки, стаканчики или рамки – вкладыши, которые похожи по форме, но отличаются друг от друга размером. В отличие от пирамидок, из «Вкладышей чаш» можно собрать не только устойчивую башенку, но и компактную конструкцию с вложенными друг в друга элементами.
Панно «Времена года»
Цель способствовать сенсорному развитию, знакомить с признаками времен года, активизировать речь, развивать умения выделять существенные признаки
Массаж с гранеными карандашами.
Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровообращение пальцев рук.
Рисование пальчиками развивает тактильную чувствительность (ощущения от соприкосновения с предметами и материалами), мелкую моторику рук, стимулирует воображение.
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС и ФОП ДО:
За время работы над темой, в нашей группе пополнилась развивающая предметно-пространственная среда. В уголок сенсорного развития, изготовила новые дидактические игры. Собрала картотеку дидактических игр, которую использовала в режимных моментах. Изготовила Бизиборд, Панно “Времена года”.Так же была разработана серия конспектов по познавательнму развитию для детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
В группе имеется центр «Песок- вода», его значение для развития органов чувств трудно переоценить.
- В уголке природы много различного природного материала (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки…), который используется в дидактических играх (например: «Собери букет», « Где большой листок?» и др.), продуктивной деятельности
(«Выложи узор из листьев», « Кто скорее соберет узор из камушков?») и помогает детям освоить сенсорные эталоны, развивает эстетические чувства.
- Уголок изобразительной деятельности тоже важен для формирования сенсорных способностей. Нам помогут карандаши, краски, фломастеры, пластилин, раскраски. Также в уголке имеются дидактические игры- упражнения по изобразительной деятельности (например: « Спрячь мышку», « У кого какое платье» и др.)
Также в группе большое количество игр и игрушек, в которых ярко выражены: цвет, форма, величина, материал:
- « Мозаика» ( несколько видов, настольная и напольная)
- конструкторы «Лего»,
- пазлы,
- кубики (разного цвета и величины),
- пирамидки (деревянные и пластмассовые, разной величины),
- игрушки- вкладыши (домик, куб, машина)
- строительный материал с деталями разного цвета, формы, величины.
При оформлении уголка для сюжетных игр, я старалась подбирать игрушки и веши с хорошо выраженными сенсорными признаками (посуда разного цвета и величины, салфетки, прихватки разной формы и цвета, одежда для ряженья разного цвета и т.д.).
В работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Активизации их интереса к проблеме способствовало участие родителей в изготовлении дидактических игр для группы, их помощи в оформлении игрового уголка. В течение года родители участвовали в совместных выставках рисунков и поделок («Путешествие в Красную страну», « Где живет круг» и др.)
С родителями проводились:
- индивидуальные беседы («Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»,
- консультации («Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей»,
- родительские собрания,
- анкетирования по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании.
Были оформлены папки - передвижки (например, «Дидактические игры по сенсорике для детей младшего дошкольного возраста», а также родители привлекались к изготовлению дидактического материала.
Итоговый мониторинг показывает, что дидактическая игра имеет огромное значение в сенсорном воспитании, дидактическая игра - наиболее приемлемый и эффективный способ сообщения знаний ребенку. Она помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности. Родители стали активно участвовать в воспитательно - образовательном процессе.
Перспективы работы
Продолжать разрабатывать комплекты методического обеспечения для сенсорного развития для детей младшего дошкольного возраста.
Продолжать взаимодействие с родителями и педагогами ДОО, по данной теме.
- Обобщён опыт работы по теме: «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игр и игровых упражнений»
- Разработан «Методический банк» (перспективные планы, конспекты ОД, картотека игр по сенсорному развитию, медиатека, консультативный материал для педагогов и родителей).
- Изготовлены различные дидактические игры и пособия для детей младшего дошкольного возраста.
- Изготовлен бизиборд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/10/picture-289980-1412908335.jpg)
"Музыка как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста". Методические рекомендации.
Перед Вами представлены методические рекомендации по использованию музыкального компонента в процессе НОД по сенсорному развитию детей младшего возраста , а так же вне ее....
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/14/picture-602621-1644853954.jpg)
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-558785-1517936358.jpg)
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр и игровых упражнений.
План самообразования...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-1393653-1647338114.jpg)
«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»
laquo;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений»Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является зало...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/14/picture-1458268-1676374283.jpg)
Презентация "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами игровых технологий в рамках реализации ФГОС ДО"
Основная задача – научить детей воспринимать предметы, четко различать их многочисленные свойства и отношения (форму, цвет, величину, расположение в пространстве и др.)...