Доклад " Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"
статья (старшая группа)

Сатаева Нурия Зинатовна

Введение ФГОС определило новые требования к системе развития дошкольных учреждений и вместе с тем определило вектор развития трудового воспитания. Значительное место в системе развития детей занимает дидактическая игра. Данные условия согласно ФГОС ДО становится возможным реализовать в большинстве своем в условиях дидактической игры и тем самым обеспечить реализацию большинства требований данных стандартов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад «Солнышко» Старополтавского  района Волгоградской области

Доклад

«Значение дидактических игр

в трудовом воспитании дошкольников»

Подготовила воспитатель:

Сатаева Нурия Зинатовна

"Самое большое богатство, которое отец может

оставить сыну в наследство, научить его трудиться".

К. Д. Ушинский

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

Слайд 3 Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Трудовое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач нашего общества. Средства трудового воспитания детей дошкольного возраста должны обеспечивать формирование достаточно полных представлений о содержании труда взрослых, о труженике, его отношении к делу, о важности труда в жизни общества; помочь в обучении детей доступным им трудовым умениям и организации разных видов труда с целью воспитания у них в процессе деятельности положительного отношения к труду и установление доброжелательных взаимоотношений со сверстниками.

Слайд 4 Такими средствами являются:

    -  ознакомление с трудом взрослых;

        -обучение навыкам труда, организации и планированию деятельности;

       - организация труда детей в доступном им содержании.

В педагогическом процессе детского сада все перечисленные  средства используются в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга.

Труд увлекает ребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.

 Слайд 5 В труде дошкольника ярко обнаруживается связь с игрой. В игре дети отражают труд взрослых. Поэтому важно установить связь между трудом и игрой.

 Слайд 5. Основными видами игр, где дети знакомятся с трудом взрослых являются:

• сюжетно – ролевая игра.

• театрализованная игра – игра, в которой дети обыгрывают сюжет из литературного источника.

• дидактическая игра.

Значение же дидактических игр чрезвычайно велико: в процессе игровой деятельности происходит всестороннее развитие личности ребенка.  Дидактические игры являются средством воспитания, с их помощью воспитатель воздействует на все стороны ребенка: волю, сознание, чувства, отношения. Выполняют обучающую функцию. Являются средство первоначального обучения дошкольников. В них дети отражают окружающую жизнь и познают доступные для их понимания факты и явления.

Слайд 6 Применительно к трудовому воспитанию, дидактические  игры направлены на решение конкретных задач обучения детей (они способствуют усвоению, расширению, закреплению у детей знаний о труде, предметах труда, материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий,  о многообразии профессий  взрослых), но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние: происходит развитие высших психических процессов, формируется уважительное отношение к людям труда, профессиям родителей, ценностное отношение к собственному труду, стремление реализовать себя в той или иной сфере деятельности.

Но, в работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: значительная часть труда взрослых протекает не на глазах детей. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения к ним труда взрослых, работающих в детском саду, активизировать его влияние на формирование у ребят трудовых навыков, определить условия наиболее действенного влияния примера взрослого, а также наметить принципы, формы и содержание труда взрослых, производимого при детях или совместно с ними.

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

 Слайд 7  В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1.     Игры с предметами

2.     Настольно – печатные игры

3.     Словесные игры

Слайд 8 Игры с предметами

Используются игрушки и реальные предметы, играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия предметов.

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, мною используются такие игры с предметами: "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

Слайд 9 Настольно – печатные игры

Виды настольно – печатных игр:

  1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.
  2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т.д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.
  3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.
  4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.
  5. Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного.

В более старших группах решаются задачи посложнее: одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие — отгадывают, кто нарисован на картине, что делают там люди, например, маршируют солдаты, пожарные тушат пожар, строители строят дом, оркестр играет на инструментах.

 Слайд 10 Словесные игры

Построены на словах и действиях играющих. В таких играх, дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т.к. в таких играх требуется использовать приобретенные ранее знания. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам. 

Сильное влияние на детей, особенно младшего и среднего возраста, оказывает пример бытового труда взрослых (уборка, приготовление пищи, различные действия медицинских работников, прачки, дворника и т. п). Этот труд понятен детям, так как он направлен на удовлетворение их личных потребностей, в нем много интересных действий, его можно часто наблюдать. В нем много моментов, тесно связанных с поведением самих детей по поддержанию чистоты, порядка, соблюдению гигиенических правил. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых.

Вывод:

Использование дидактических игр в общей системе трудового воспитания дошкольников способствуют реализации поставленных задач:

- Формирование и овладение трудовыми навыками и умениями

- Воспитание положительного отношения к труду, заложение основ трудолюбия

- Воспитание нравственно-волевых качеств личности (целеустремленности, самостоятельности, инициативности, ответственности, предприимчивости)

- Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь

- Формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия

Таким образом, игра является важнейшим средством развития, обучения и воспитания дошкольников. И является неотъемлемым средством знакомства детей с профессиями взрослых.

 Слайд 11 «Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, сознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим»

В.А. Сухомлинский

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение дидактических игр в трудовом воспитании

Консультация для педагогов "Значение дидактических игр в трудовом воспитании"...

Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников".

Сообщение на тему: "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"....

Выступление на педагогическом совете "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников."

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников.    "Самое большое богатство, которое отец можетоставить сыну в наследство, научить его трудиться". К Д. Ушинский...

«Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

laquo;Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда –это и принесет им счастье»К.Д. Ушинский....

Консультация «Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников»

laquo;Воспитывать детей надо не для счастья, а для труда – это и принесет им счастье»К.Д. Ушинский....

Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников

Презентация на тему : "Значение дидактических игр в трудовом воспитании дошкольников"...