Статья «Формирование физического и социального здоровья дошкольников»
статья

Захарова Татьяна Ивановна

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Формирование физического и социального здоровья дошкольников»

Общеизвестно, что детство – это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.

В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.

Целенаправленное физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени; складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества, как выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.

Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста состоят в охране и укреплении их здоровья, полноценном физическом развитии, закаливании организма, формировании двигательных и культурно-гигиенических навыков и умений.

Здоровьесбережение детей одна из главных проблем на сегодняшний день. Ведь по данным массовых медицинских обследований ситуация усложняется тем, что состояние здоровья детей ухудшается. За последние годы среди дошкольников увеличилось частота болезней нервной системы, органов чувств, кровообращения, эндокринной системы, увеличились аллергические реакции, ухудшается зрение, увеличивается число детей с вольгусной стопой.

Поскольку большинство семей вынуждены работать для удовлетворения потребностей семьи, отдавая своих детей в детские сады, огромная ответственность за здоровье детей ложится на дошкольные образовательные учреждения.

Проблема оздоровления, воспитания и развития – это работа не одного дня, а целенаправленная, систематическая, спланированная деятельность ДОУ и семьи на длительный период времени – дошкольный период.

Принцип единства подходов к воспитанию, обучению и развитию лежит в основе любого воспитательного и образовательного процесса, а также учета умственной и физической нагрузок на ребенка в целях охраны его здоровья. Учитываем возрастные возможности, состояние здоровья, психологические особенности детей.

Разумно организованный режим, выполнение необходимых правил гигиены, достаточная двигательная активность все это благоприятно влияет на самочувствие ребенка, создает преобладание у него эмоционально-положительного состояния, радостного настроения. У здорового ребенка крепкий сон и хороший аппетит.

Важной задачей физического воспитания является закаливание детского организма. Укрепление здоровья детей путем закаливания повышает их сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям. Систематическое закаливание вырабатывает в организме способность приспосабливаться к различным условиям и переменам внешней среды: к изменениям температуры, к ветреной и дождливой погоде и т. д.

Утренняя гимнастика, которая проводится ежедневно под веселую, бодрящую музыку закаляет детский организм. Является важной частью режима двигательной активности дошкольника, безусловно, приносит колоссальную пользу для каждого ребенка: пробуждает организм после ночного сна, обеспечивает положительный заряд энергии и отличное настроение на весь день, улучшает самочувствие. Проводимая гимнастика после сна (гимнастика пробуждения, «босохождение» (ходьба по оздоровительным дорожкам, самомассаж, умывание водой и полоскание ротика, принятие воздушных и солнечных ванн, релаксационная гимнастика, дыхательная гимнастика на свежем воздухе, обладают превосходным закаливающим и лечебно-профилактическим действием.

Существенная задача физического воспитания — формирование у детей двигательных навыков, умений и физических качеств. Движение оказывает существенное влияние на растущий организм. Разнообразная активная двигательная деятельность благотворно сказывается на развитии костно-мышечной системы, совершенствовании функций организма детей, помогает приспосабливаться к различным условиям внешней среды.

У детей дошкольного возраста довольно рано начинают формироваться основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание). Однако наиболее полноценно их развитие происходит при правильно организованном воспитательном процессе. Кроме основных жизненно необходимых движений, с детьми дошкольного возраста проводятся упражнения, направленные на укрепление определенных групп мышц (рук, ног, туловища).

Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную нравственную задачу воспитание культуры поведения.

Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Не следует думать, что физическое воспитание дошкольников заключается только в проведении спортивных занятий и организации подвижных игр. На самом деле сюда относятся режим дня, рациональное питание, достаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, развитие у него культурно-гигиенических навыков.

Физическое воспитание детей подразумевает также и проведение с ними бесед о важности культурно-гигиенических процедур, физических упражнений, соблюдения режима дня, правильного питания и т. п. Поэтому, мероприятия по профилактики заболеваний, формирования у детей и родителей правильного образа жизни, играют важную роль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Роль игр-эстафет в формировании физических качеств и здоровья старших дошкольников "

Статья раскрывает основные приимущества игр-эстафет и их влияние на формирование физических качеств старших дошколбьников....

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья дошкольника

В дошкольном детстве ребенок развивается в игре, и получает первый социальный опыт. Наиболее эффективной является та деятельность, в основе которой лежит движение, т.к. двигательная активность во мног...

Охрана и укрепление физического и психического здоровья дошкольников как формирование ЗОЖ

Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях это происходит, во многом зависит будущее реб...

Статья "Значимость использования тем патриотического воспитания детей дошкольного возраста в системе работы по формированию физической культуры и здоровья."

Использование  патриотического направления  в формировании физической культуры и здоровья, личностно-ориентированный подход и индивидуализация образовательного процесса по данному направлени...

«Физическое воспитание, как социальная составляющая охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников».

Партнёрские взаимоотношения между педагогами ДОУ и родителями являются одной из социальной составляющей в достижении наиважнейшей цели: «Сохранение и укрепление здоровья детей». Дошкольное...

Пути формирования фундамента физического и психического здоровья дошкольников.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни....

Статья "Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у дошкольников"

Интерес к здоровью дошкольников объясняется ростом заболеваемости, снижением их функциональных способностей и темпов их физического и умственного развития. Детство - важный период жизни, когда заклады...