Подвижная игра как средство формирования социального здоровья дошкольника
консультация по физкультуре на тему

Нигматуллина Наталья Геннадиевна

В дошкольном детстве ребенок развивается в игре, и получает первый социальный опыт. Наиболее эффективной является та деятельность, в основе которой лежит движение, т.к. двигательная активность во многом определяет развитие организма и связана с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья.

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Основываясь на определении ВОЗ, выделяют следующие компоненты здоровья: здоровье физическое, здоровье нравственное и здоровье социальное. 

Социальное здоровье – мера социальной активности, деятельного отношения человеческого индивидуума к миру. Педагогическое определение социального здоровья – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (семья, детский сад, школа и т.д.).

Социально неуверенные, имеющие неадекватную самооценку дети склонны в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватным поведением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособиться  сначала к детской группе, потом к школьной жизни, затем та же проблема переходит во взрослую жизнь. Такие дети есть и в нашем детском саду.

Первый опыт социальной жизнедеятельности ребенок получает в детском саду при взаимодействии со сверстниками. Очень важно создать в этот период позитивный опыт совместного существования с другими детьми.

В дошкольном детстве ребенок развивается в игре, и получает первый социальный опыт. Наиболее эффективной является та деятельность, в основе которой лежит движение, т.к. двигательная активность во многом определяет развитие организма и связана с гармоничной последовательной организацией нервной системы, ее чувствительных и двигательных центров, анализаторов.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В ходе игры происходит не только упражнение в имеющихся навыков, но и формирование новых качеств личности ребенка.

«Передай дальше»

(4-7 лет)

Цель. Формирование чувства уверенности в себе, развитие ловкости, закрепление умения правильно выполнять физические упражнения.

Оборудование. Мягкий куб, на гранях которого изображены виды физических упражнений.

Ход игры. Участники стоят в кругу. Ведущий в центре. Дети передают друг другу куб; по сигналу ведущего «Стоп!» движение останавливается. Тот, у кого остался куб в руках, выходит в центр. Бросает куб, затем выполняет то физическое упражнение, которое выпало на его грани. Далее этот участник становится ведущим.  

«Хвосты»

(5-7 лет)

Цель. Развитие двигательной активности, ловкости, закрепление знаний о цветах, воспитания дружелюбия.

Оборудование. Разноцветные ленты одинаковой длины, 5 лепестков крупного цветка, таких же цветов, что и ленты.

Ход игры. Каждый игрок заправляет за пояс цветную ленту, чтобы свисало 2/3 длины – хвост. Лепестки цветка располагаются по кругу на расстоянии 5 метров от участников. По сигналу ведущего  каждый из игроков должен отобрать хвост у противника, одновременно не отдав свой. Ребенок, которому удастся отобрать хвост, кладет его к лепестку  соответствующего цвета. Выигрывает тот, кто первый это сделает. Одновременно играют 5 человек, по количеству лепестков.

«Я знаю пять цветов»

(5-7 лет)

Цель. Развитие самооценки, закрепление полученного умения четко и правильно выполнять физические упражнения.

Оборудование. Пять разноцветных лепестков крупного цвета, на каждом изображено любое физическое упражнение.

Ход игры. Участники стоят по кругу в руках, у каждого лепесток. Ведущий стоит в центре и бьет мячом об пол (или подбрасывает вверх), произнося с каждым ударом (броском) очередное слово: «Я знаю пять цветов» и перечисляет цвета 5 лепестков. Когда он называет последний цвет, участник с соответствующим лепестком выходит в центр и выполняет физическое упражнение, изображенное на обороте. После того, как все участники выполнят свои упражнения, можно сменить игроков или поменять лепестки у участников. Одновременно играют 5 человек.

«Листопад»

(4-7 лет)

Цель. Воспитание морально-волевых качеств в решении двигательной задачи коллективно, развитие двигательной активности.

Оборудование. Листики разных деревьев по количеству детей.

Ход игры. Участники делятся на две команды. В каждой команде один из игроков принимает роль «березки» и «рябинки», а остальные участники  - их «листики». На груди у каждого игрока прикреплены соответствующие листья. С одной стороны игрового поля становится «березка» со своими «листьями», а с другой – «рябина», то же с листьями. По сигналу ведущего все «листья» под музыку кружатся произвольно по залу; как только музыка замолкает, игроки быстро бегут к своему «дереву». Выигрывает та команда, которая быстрее соберется вместе. Местоположение «деревьев» можно менять.

«Кто где живет»

(5-7 лет)

Цель. Формирование коммуникативных способностей, развитие внимательности, закрепление знаний о диких и домашних животных.

Оборудование. Картинки с изображением домашних и диких животных.

Ход игры. В руках у детей картинки с изображение диких и домашних животных. Все играющие под музыку двигаются по залу, музыка останавливается – дети должны самостоятельно объединиться в две группы по картинкам (домашние и дикие животные).

«Дружба»

(5-7 лет)

Цель. Развитие координированности, согласованности, решительности.

Ход игры. Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу педагога дети двигаются по кругу в правую сторону со словами:

                                        Мы идем по кругу.

                                        Найдем себе мы друга.

                                        Найдем себе мы друга,

                                        Найдем себе дружка.

По окончании текста дети останавливаются. По сигналу педагога: «Раз, два, три – друга себе найди!», дети встают парами. Кому пары не хватило, встает в круг и под музыку выполняет танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши. Можно давать разные команды: « Двух друзей себе найди!», «Трех друзей себе найди!»,

« Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Именно поэтому проблему здоровья следу...

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Именно поэтому проблему здоровья следу...

« Народные подвижные игры как средство формирования физических качеств дошкольников»

Неотъемлемой  частью физического воспитания дошкольников, приобретения ими определенных навыков являются народные игры.В народных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявит...

Подвижная игра как средство формирования социального здоровья

В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития. Именно поэтому проблему здоровья следу...

Подвижные игры как средство формирования саморегуляции у дошкольников

В последние годы проблема развития саморегуляции и произвольности поведения у старших дошкольников приобретает особую значимость в связи с усиленным вниманием взрослых к качеству подготовки детей к шк...