Консультация для воспитателей «Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя группы раннего возраста в музыкальном воспитании детей»
консультация (младшая группа)

Селезнёва Елена Фоминична

В помощь музыкальным руководителям и воспитателям младших групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_muz.r.i_vosp.docx169.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №12 «Светлячок», городского округа г. Бор нижегородской области

Консультация для воспитателей

«Сотрудничество музыкального руководителя и воспитателя группы раннего возраста в музыкальном воспитании детей»

Подготовила: музыкальный руководитель

Селезнёва Е.Ф.

Цель: создание условий для успешного музыкального воспитания и развития детей раннего возраста ДОУ.

Задачи:
- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкального развития детей раннего возраста;
- познакомить воспитателей с их функционалом при разных видах детской музыкальной деятельности во время проведения музыкальных занятий;
-оказать методическое сопровождение (рекомендации для воспитателей и "Ведущих" на детских праздниках и развлечениях);
-обеспечить взаимодействие педагога-воспитателя и музыкального руководителя.

Проблема адаптации детей сегодня остается особо актуальной, несмотря на активное реформирование системы дошкольного образования, т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов.

В период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград.

Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей и отклонения в поведении. Для более оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.
Эффективным средством решения проблемы выступает музыка и момент ее появления в жизни и развитии ребенка с целью обеспечения снижения эмоционального дискомфорта в период его адаптации.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Музыкальные занятия способствуют развитию творческих возможностей детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Своевременное же выявление отклонений в поведении детей и необходимая коррекция дает возможность создать оптимальные условия для развития всех сторон личности ребенка.
Музыкальное воспитание способствует эстетическому воспитанию ребенка и его всестороннему развитию.

Основные задачи музыкального воспитания детей раннего возраста:

– дать детям радость и побуждать их к активности;
– дать яркие, художественные музыкальные впечатления;
– привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память), и  музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игры или пляски).

Успешное выполнение этих задач в большей мере зависит не только от того, насколько во внимание приняты возрастные особенности нервно-психического развития детей раннего возраста, но и от взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя.  Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя – один из важных факторов в обучении и воспитании детей, от которого зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического развития дошкольников.

Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет воспитатель.

Так как воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально-педагогического процесса.

Основные рекомендации для воспитателей:

1. Воспитателю необходимо присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Необходимо (желательно!), чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Желательно, как можно чаще воспитателю повторять песни, игры, движения танцев, хороводов и плясок с малышами в группе, на прогулке.  

2. Организует самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
3. Воспитатель должен уметь играть на всех детских музыкальных инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.

4. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
5. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

 6. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
7. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
8.
Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.
9.
Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.
10. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Роль воспитателя на музыкальных занятиях.

Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.

Воспитатель не должен сидеть с безучастным видом на занятии (во время пения, музицирования на музыкальных инструментах, слушания музыки).  Совместное активное участие педагогов и интерес к различным видам музыкальной деятельности способствуют созданию благоприятных условий для эмоционального развития детей.

Воспитатель не должен отлучаться из музыкального зала во время занятия. Это недопустимо, т.к. из-за неустойчивости внимания в данном возрасте, дети быстро теряют интерес к музыке, отвлекаясь на действия воспитателя, очень часто начинают плакать и капризничать.

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1. Основные музыкально-ритмические движения: ходьба и бег врассыпную, по кругу, парами, различные прыжки, танцевальные элементы. . Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки.
3. Пение и песенное творчество
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, непосредственное извлечение звуков шумовых инструментов).
5. Танец.
6. Игра с музыкальным сопровождением.

Функционал воспитателя во время слушания музыки:

  • личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность4;
  • во время исполнения следить за тем как дети воспринимают музыку;
  • оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала;
  • действует с игрушками по сюжету, содержанию песни или музыкального произведения, (например: кукла спит - кукла пляшет).

Функционал воспитателя во время распевания и пения: 

  • поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул  перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр. При повторении песенного материала с детьми в группе лучше всего его пропевать, а не заучивать слова как стихи;
  • следит за правильной осанкой;
  • воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова следит за правильным произношением слов в песне (поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно;
  • поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

Функционал воспитателя во время музыкально-ритмического движения и игры:

  • осуществляет показ всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям; воспитатель участвует  во всех видах движений, активизируя тем самым малышей;
  • исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
  • следит за правильной осанкой;
  • дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение — упражнения на развитие творческой активности детей);
  • принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов.
  • корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
  • разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
  • берет главную роль в сюжетной игре;
  • наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
  • Функционал воспитателя во время игры на ДМИ:
  • участвует в показе приемов игры;
  • помогает «дирижирует» при игре подгруппами;
  • корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;
  • оказывает помощь при распределении (сборе) инструментов, при организации детей подгруппами;
  • наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также в разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности.

Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время), вечеров развлечений, перед сном. Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности: изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию речи.

Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной.

Музыка может входить как составная часть и в разные занятия. Музыку целесообразно включать и в занятия по развитию речи, например при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его. Исполнение песен по ходу сказок придает им особую эмоциональность.

Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка возможна при условии создания специальной предметно-развивающей среды.

Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Музыкальная предметная среда в группах должна быть ориентирована на пройденный материал занятий и индивидуальные возможности детей. Место для музыкального уголка воспитатель может выбрать сам, учитывая возможности группы и придерживаясь некоторых правил. Важно, чтобы музыкальный уголок находился в освещенном, легко доступном для детей месте. Для того чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо 1-2 раза в месяц обновлять пособия в музыкальной зоне, вносить новое оборудование.

Роль воспитателя – побуждать детей применять навыки, полученные на музыкальных занятиях в повседневной жизни детского сада.

Самостоятельная музыкальная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей, дает представление о том объёме навыков, умений, знаний, которые дети получили в результате проводимой с ними работы. Происходит перенос способов действий, освоенных на музыкальных занятиях, в совершенно новые условия, ситуации; ребёнок действует уже по собственной инициативе, в соответствии со своими интересами, желаниями, потребностями.

Итак, мне бы хотелось подвести итог своего выступления, что только в совместной согласованной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, можно достигнуть поставленных целей программы развития ребёнка:

-развитие музыкально-художественной деятельности,

-способности эмоционально воспринимать музыку;

- приобщение воспитанников к музыкальному искусству.

              https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/14700_ebad73194dbcd76890cb1f205f886eab.jpg.jpgВзаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/14700_301da1b2961b5a89c00bd0317b5a2ed7.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2017/3/14700_ebad73194dbcd76890cb1f205f886eab.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем и физкультурным руководителем

Гармоничное развитие ребенка в детском саду – это залог его  успешных отношений с родителями в семье, со сверстниками в школе, крепкая  психологическая база для получения новых знаний ...

Календарное планирование музыкального руководителя во второй группе раннего возраста на основе общеобразовательной программы "От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Утверждаю:Заведующий МБДОУ«Строчковский детский сад »Г.Н.Дмитриева   _____________      Календарное планированиемузыкального руководителя во второй ...

Календарное планирование музыкального руководителя в первой группе раннего возраста на основе общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Утверждаю:Заведующий МБДОУ«Строчковский детский сад »Г.Н.Дмитриева  _____________      Календарное планированиемузыкального руководителя в первой группе ...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль музыки в повседневной жизни дошкольника. Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»

Консультация  для  воспитателей на тему:«Роль музыки в повседневной жизни дошкольника.Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя»...

Методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста для музыкальных руководителей и воспитателей.

В материале изложены методические рекомендации по развитию песенного творчества детей старшего дошкольного возраста, а так же понятие детского песенного творчества детей, источник детского творчества,...