дополнительная образовательная программа патриотического воспитания "Мы Смоляне"
рабочая программа (подготовительная группа)

Без знания своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_smolyane.docx516.65 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

1.3. Принципы формирования Программы.

1.4. Значимые характеристики.

1.5. Целевые ориентиры.

1.6. Система оценки результатов освоения Программы.

2. Содержательный раздел.

2.1. Образовательная деятельность.

2.2. Содержание  блока «Мир истории».

2.3. Содержание  блока «Мир культуры»

2.4. Содержание  блока «Мир природы»

3. Организационный раздел.

3.1. Организация образовательного процесса.

3.2. Формы организации образовательного процесса.

3.3. Формы взаимодействия с семьей.

3.4. Тематическое планирование.

Литература.

1. Целевой раздел.

1. 1. Пояснительная записка.

Смоленская земля — наша Родина. Нам дорога ее история, ее культура, питающая сегодняшний день. Мы должны осознать, что без прошлого нет будущего. Без знания своих корней невозможно развитие личности, ее духовное становление.

Основной источник впечатлений детей дошкольного возраста - их ближайшее окружение, та среда, в которой они живут. Любовь к своей малой Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знание детьми доступного им краеведческого материала будет основой понимания своеобразия других далеких краев.

Каждый уголок Смоленщины имеет свою историю, замечательных людей, прославивших свой край.

Учитывая, что дети дошкольного возраста восприимчивы к содержательной выразительности национальной культуры, задача воспитателя - пробудить у них интерес к своему родному краю, помочь осознать, что Смоленская земля — наша Родина, формировать целостное представление о культуре своего народа.

Знакомя детей с родным краем, педагог должен сам его хорошо знать и любить, выделять характерные для своей местности объекты, о которых следует рассказать детям. Необходимо сформировать первые представления о географии своего края (название населенного пункта, реки, озера, на котором он расположен, что находится вокруг него, ведущую отрасль современного производства и т д.).

Очень важно найти формы работы, интересные малышам, адекватные психологическим особенностям возраста, уровню их развития.  Программа поможет  в определении целей, задач, направлений, содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста.

Программа «Мы - Смоляне» - региональная программа, предназначена для работы с детьми от 3до 7 лет. Она интегрируется с  основной общеобразовательной программой, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, может являться основой для разработки части Программы, формируемой участниками образовательного процесса.

1.2. Цель и задачи программы

Развитие у детей интереса к родному краю, его истории, природе и культурным традициям народа; формирование на этой основе духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к своей малой Родине.

Задачи программы

1. Приобщать детей к окружающему миру через ознакомление с ближайшим природным, социальным миром, историей и культурой родного края.

2. Развивать познавательные способности, расширять кругозор, любознательность, наблюдательность детей.

3. Формировать доброе, заботливое отношение к природе, людям, своему городу, поселку.

1.3. Принципы построения программы

Краеведческий принцип. Отбор содержания  по изучению истории родного края идет на основе непосредственных наблюдений за явлениями окружающей жизни, посещения краеведческих музеев, встреч с интересными людьми и др.

Принцип научности. Программа строится на основе научных источников известных краеведов Смоленщины, содержание материалов адаптировано с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

Принцип доступности и посильности. Содержание каждого раздела программы строится от простого к сложному. Задачи и содержание усложняются с учетом возраста и уровня развития детей, ориентации на интересы, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.

Принцип наглядности. Программа предоставляет большие возможности для реализации этого принципа, так как содержанием работы является ближайшее окружение и достаточное его сопровождение: фотографии, альбомы, книги, предметы быта и др.

Принцип интеграции. Программа строиться с учетом принципа интеграции с основной частью общеобразовательной программы и интеграцией      образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Культурологический принцип. Содержание программы направлено на формирование у ребенка представлений о социальных, духовно-нравственных и эстетических ценностях, ориентацию на интересы, эмоциональную и мотивационную сферу ребенка.

Эстетический (художественный) принцип. Программа предполагает использование музыки, фольклора, произведений литературы и искусства, что способствует развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Нравственный принцип. Отбор природного, исторического, литературного материала способствует воспитанию любви и привязанности к малой Родине, чувства сопереживания и сопричастности к людям, событиям, истории родного края, выработке эмоционально-нравственного и действенного отношения к окружающему миру.

Принцип вариативности. Структура и объем программы предполагает вариативное их использование в зависимости от местности, особенностей культуры, быта и т.д. Педагогу предоставлена возможность выбора тем, форм, методов работы с детьми.

Комплексно-тематический принцип. Все  разделы программы, мир природы, мир культуры и мир истории, взаимосвязаны между собой и направлены на формирование у детей целостного представления о своей малой Родины.

1.4. Значимые для реализации Программы характеристики.

Возрастные особенности усвоения программного материала у детей  3-7 лет:

- ребенок проявляет любознательность по отношению к родному краю, городу;

- включается в проектную деятельность, коллекционирование;

    - в сюжетно-ролевых играх и театральной деятельности дети начинают осваивать сложные взаимодействия людей;

- проявляет инициативу в социально значимых делах, участвует в событиях, переживает, стремится выразить позитивное отношение к прочитанным произведениям, музыкальным понятиям, жанрам;

- развивает чувство гордости, бережное отношение к родному городу;

- игровые действия детей становятся более сложными;

- развивается речь, внимание, творческая самостоятельность.

     Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента выделены следующие  условия:

- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования: педагоги   ДОУ имеют высшее образование и первую квалификационную категорию;

- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

- образовательный процесс в дошкольном учреждении регламентируется  образовательной программой, перспективным планированием, комплексно - тематическим планированием, разработанный с учетом гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах деятельности;

- среда – важный фактор воспитания и развития ребёнка.  Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих;

- ДОУ  эстетически привлекательно, оборудование безопасно.  Мебель изготовлена из экологически чистого материала,  соответствует росту и возрасту детей, игрушки безопасны, имеют сертификат и обеспечивают максимальный для дошкольного возраста развивающий эффект;

   -  детский сад расположен  в экологически чистом районе, в благоприятном социально-культурном окружении;

- организация эффективного взаимодействия ДОУ и семьи.

1.5 .Планируемые результаты освоения Программы

    При решении поставленных в Программе задач педагогический коллектив выстраивает систему воспитательно-образовательной работы и создает условия, направленные на достижение детьми целевых ориентиров в части, формируемой участниками образовательных отношений.

Целевые ориентиры образования в дошкольном  возрасте.

Ребенок проявляет интерес к произведениям писателей и поэтов Смоленщины,  чувствует красоту и  выразительность поэтического слова; имеет представление о литературных жанрах;

- ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности; имеет представление об истории, традициях города через знакомство с произведениями искусства; проявляет интерес к окружающей природе, умеет правильно себя вести;  

- ребенок проявляет чувство патриотизма, гордости за свой город, людей проживающих в нем; поддерживает интерес к событиям, происходящим в городе, уважает традиции и культуру народа; использует в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры; проявляет отзывчивость на эмоции людей, героев литературных произведений; выполняет установленные нормы поведения, общую культуру; проявляет трудолюбие, бережное отношение к окружающей природе, к людям труда;

- ребенок умеет вести диалог с воспитателем, со сверстником, содержательно и эмоционально рассказывать об интересных фактах и событиях, высказывает собственное суждение; умеет составлять рассказы, сочинять короткие сказки;

- ребенок проявляет интерес к произведениям  композиторов родного края; проявляет активность и самостоятельность в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности; имеет представление о музыкальных понятиях;

- ребенок проявляет интерес к искусству родного края, театру, имеет представление о видах искусства; активен  в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого;

- ребенок имеет представления об опасных для человека и природы ситуациях и способах поведения в них;

- ребенок активен  в организации собственной двигательной деятельности и деятельности сверстников, подвижных играх; проявляет интерес к ним,  узнаёт новые игры, самостоятельно обращается к ним в повседневной жизнедеятельности.

2. Содержательный раздел.

Программа на каждом возрастном этапе включает 3 раздела:

I. Мир природы (образовательная область «Познавательное развитие», интеграция с образовательными  областями: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие », «Физическая культура», «Художественно-эстетическое развитие».

 

II. Мир истории (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»»,  интеграция с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Физическая культура», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

III. Мир культуры (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», интеграция с образовательными областями: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическая культура», «Социально-коммуникативное развитие».

2.2. Образовательная деятельность

В соответствии  с ФГОС образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной, чтения) через:

  -непосредственно образовательную деятельность;

  -образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

  -самостоятельную деятельность детей;

  -взаимодействие с семьями детей.

 Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от культурных и региональных особенностей, контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения,   от квалификации педагога.

   2.3.   Блок «Мир истории»

Блок «Мир истории» (младшая группа)

Задачи: дать доступные исторические  знания об образовании города: его названии, о ближайшем окружении своего микрорайона. Воспитывать любовь к своему краю.

Содержание и формы работы.

Рассказ воспитателя о названии города и ближайшем окружении, о наличии домов, улиц, парков, дорог. Рассматривание иллюстраций.

- Экскурсии - путешествия в ближайшее окружение. Улицы, которые находятся недалеко от детского сада, здания,  памятные места, транспорт и др.,

Блок «Мир истории» (средняя группа).

Задачи: дать доступные знания о красивых местах родного города, о его достопримечательностях, памятных местах.

Учить детей ориентироваться в ближайшем окружении своего микрорайона, города.

Воспитывать любовь к своему краю, желание участвовать вместе с взрослыми в общественной жизни своего города (праздниках, ярмарках, фестивалях, соревнованиях, уборке и озеленении парков, скверов, улиц)

- Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование),  содержанием которой является краеведческая тематика.

Содержание и формы работы.

- Рассказ воспитателя о названии города, о ближайшем окружении, о достопримечательностях и памятных местах.

- рассматривание фотографий, иллюстраций.

-- Экскурсии - путешествия в ближайшее окружение. Улицы, которые находятся недалеко от детского сада, здания,  памятные места, транспорт и др.,

-Дидактические игры краеведческого содержания.

- Знакомство с наиболее известными памятниками. Исторические события, связанные с памятником или памятным местом.

- Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование),  содержанием которой является краеведческая тематика.

- Участие в праздниках, связанных с событиями родного края.

Блок « Мир истории «(старшая группа)

Задачи:

Дать доступные исторические знания об образовании своего города: его названии, знаменательных событиях данной местности, о достопримечательностях, памятных местах, о своих прославленных земляках.

Знакомить с местными событиями, интересными новостями и обсуждать их.

Учить детей ориентироваться в ближайшем окружении своего микрорайона, города.

Воспитывать любовь к своему краю, желание участвовать вместе с взрослыми в общественной жизни своего города (праздниках, ярмарках, фестивалях, соревнованиях, уборке и озеленении парков, скверов, улиц)

Примерное  содержание и формы работы

- Рассказ воспитателя о возникновении своего города.  Происхождение названия, время возникновения, некоторые, доступные для понимания детей,  исторические события. Рассматривание фотографий, иллюстраций, макетов.

- Экскурсии - путешествия в ближайшее окружение. Улицы, которые находятся недалеко от детского сада, здания,  памятные места, транспорт и др.,

- Дидактические игры краеведческого содержания.

- Знакомство с наиболее известными памятниками. Исторические события, связанные с памятником или памятным местом.

- Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование),  содержанием которой является краеведческая тематика.

- Встречи с интересными людьми.

- Участие в выставке детских работ краеведческого содержания.

- Участие в праздниках, связанных с событиями родного края.

- Участие в мероприятиях по уборке, озеленению своего микрорайона.

Мир истории (подготовительная группа)

Расширять знания детей о своем городе, истории образования, достопримечательностях, памятных местах, прославленных земляках.

Познакомить детей с гербом  своего города (главные элементы, их символика). Знакомить с местными событиями, интересными новостями

Расширять ориентировку в своем микрорайоне, поселке.

Привлекать детей к посильному участию совместно со взрослыми в общественной жизни своего города, поселка. Воспитывать любовь, привязанность, чувство сопереживания и сопричастности к людям, истории родного края.

Примерное содержание и формы работы

- Беседа об истории своего края. Знакомство с Гербом города , создание своего герба.

- Экскурсии-путешествия по городу. Улицы, здания, общественно-культурные, производственные объекты.

- Посещение краеведческого (исторического) музея. История родного края, наиболее яркие события, знаменитые люди.

- Знакомство с памятниками далекого прошлого. События,  о которых они свидетельствуют.

- Знакомство с памятниками Великой Отечественной войны.

- Беседа о славных именах в истории края, встречи с интересными людьми.

- Цикл рассказов, бесед о городе Смоленске. Место расположения, история возникновения,  достопримечательности (крепостная стена, Успенский собор,  памятники, музеи, театры) награды г.Смоленска.

-Рассказ воспитателя о Смоленщине. Героическая история, известные люди, современные производства (АЭС, з-д «Кристалл», авиационный завод, льноводство, животноводство и др.), города Смоленщины (Гагарин, Вязьма, Ельня, Дорогобуж и др.), Международные и всероссийские фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, проводимые в области.

- Сбор иллюстративного материала, фотографий. Оформление альбомов, книг, выставок.

- Викторины, конкурсы, дидактические игры, проекты по краеведению.

- Выставка детских работ краеведческого содержания.

- Участие в праздниках, связанных с событиями родного края.

- Участие в мероприятиях по уборке, озеленению своего микрорайона.

Наглядно-дидактические пособия

- карта Смоленской области;

- фотоальбомы;

- книги краеведческого содержания;

- макеты.

- дидактические игры краеведческого содержания

2.3. Блок «Мир культуры»

Блок «Мир культуры» (младшая группа).

Задачи:

- развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка:

-    познакомить с малыми фольклорными формами, показать яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров.

-    познакомить со сказками Смоленского края;

-    познакомить с традиционными народными промыслами.

Блок «Мир культуры» (средняя группа).

Задачи:

Дать первичные представления о культурном наследии и духовных традициях города,  о музеях, памятниках культуры.

Развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка:

-    познакомить с малыми фольклорными формами, показать яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров.

-    познакомить со сказками Смоленского края, показать их поэтичность;

-    познакомить с традиционными народными промыслами, закреплять знание об искусстве как виде творческой деятельности людей.

Дать детям доступные знания о выдающихся людях, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину своими достижениями в культуре и искусстве.

Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, любознательность.

Мир культуры (старшая группа)

Дать первичные представления о культурном наследии и духовных традициях города,  о музеях, памятниках культуры.

Развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка:

-    познакомить с малыми фольклорными формами, показать яркость, образность, выразительность малых фольклорных жанров.

-    познакомить со сказками Смоленского края, показать их поэтичность;

-    познакомить с традиционными народными промыслами, закреплять знание об искусстве как виде творческой деятельности людей.

Дать детям доступные знания о выдающихся людях, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину своими достижениями в культуре и искусстве.

Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, любознательность.

Мир культуры (подготовительная группа)

Расширять знания о культурном наследии и духовных традициях города , области; о музеях, памятниках культуры. Дать знания элементарных правил поведения по охране памятников культуры нашего края.  

Продолжать развивать эстетические и нравственные качества личности ребенка.

-    раскрывать яркость, образность, меткость, выразительность малых фольклорных жанров Смоленского края;

-   показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия;

-    развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов;

Воспитывать любовь к Родине, чувства гордости, любви и уважения к землякам, прославившим город; желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам культуры.

Развивать познавательную активность дошкольников, творческие способности, интерес к русским традициям.

Содержание

Жилища и предметы быта.

Жилище: изба, хата. Рассматривать с детьми деревянную резьбу на наличниках, фронтоне, калитках, крылечках.

Мебель: стол, лавки, палата, зыбка, сундук и др. хозяйственная утварь: ушат, ларь, дежка, ковш, ухват, чугун, корзина, коромысло, рубальник, пранник, прялка и др.;    

Убранство жилища: домотканые половики, вышитые полотенца, настольники, подузорники… Знакомить детей с оригинально и художественно оформленными сувенирами,  отражающими  местные особенности,  памятные даты, выдающиеся события (нагрудные значки, памятные медали, керамическая игрушка, настенная тарелка ...).

Посуда: познакомить детей с образцами Смоленской керамики: мисками, бокалами, кувшинами, вазами, чайными сервизами, настенными панно и др.  Обратить внимание на форму, функциональное назначение изделий, их декоративное оформление (углубленный рельеф, роспись, глазурь, налепы...)

Познакомить детей с процессом изготовления керамических изделий с особенностями традиционной смоленской керамики: толстостенная посуда,   украшенная   по   венчику   и   плечику н6огтевым орнаментом, ямками,     бороздками,  волнистыми прочеркиваниями. Цветовая гамма традиционной   смоленской керамики - коричневая.

Воспитывать у детей желание лепить по мотивам смоленской керамики.   Использовать  свои  изделия  в  играх,  для  подарка родителям, малышам.

Воспитывать интерес и уважение к труду местных мастеров. Рассматривать с детьми образцы изделий из художественного стекла: вазы для фруктов, цветов, конфетницы, сахарницы, салатницы и др. Обратить внимание   на их форму, декоративное оформление (гравировку, налепы...) цвет, назначение;

Игрушка: рассказать детям об игрушках, с которыми играли дети в старые времена: куклы тряпичные, деревянные, из льна, мочала, соломы; глиняные и деревянные свистульки, яйца, бирюльки...

Показать детям способы изготовления некоторых игрушек, создавать условия, побуждающие детей делать их и играть с ними.

Организовывать встречи с народными умельцами своего города.

СИСТЕМА РАБОТЫ

1. Организовать выставку "Старинные предметы русского быта или посещение краеведческого музея.

2. В гости к бабушке Арине (знакомство с убранством избы).

3. День рождения бабушки Арины (рассказ о предметах быта, о трапезе)

4. Любимые игрушки бабушки Арины в гостях у ребят.

II. Оформление горницы для куклы Машеньки.

1. Создание эскизов горницы (рисование, конструирование, дидактическая игра).

2. Конструирование мебели для горницы.

3. Плетение ковров, дорожек.

4. Лепка посуды и другой хозяйственной утвари.

5. Новоселье куклы Маши (вечер развлечения с использованием фольклора Смоленской области).

Как одевались в старину.

Одежда: домотканые шерстяные понёвы, сарафаны, андараки, полотняные рубахи, фартуки, кафтаны, душегрейки, тулупы;

головные уборы: платок, повойник, кокошник, сорока, лента, повязка;

обувь: лапти, сапоги.

Украшения. Детская одежда.

Показать детям красоту старинной крестьянской одежды: полотняные рубахи, насовки. чепцы, пояса, нашивки на сарафанах, расшитые характерной смоленской черно-красно-белой вышивкой.

Обратить внимание на особенности вышивки:

—  "двуликость" (двусторонность) узора,

— "ромб"   — главная фигура узора,

  • узор состоит из отдельных самостоятельных фигур.

Рассматривать с детьми скатерти, полотенца, подузорники, находить характерные смоленские "украсы" в тканье, вышивках.

             СИСТЕМА РАБОТЫ

1. Чудо-сундук бабушки Арины (знакомство с крестьянским смоленским костюмом, расшитыми полотенцами, настольниками, подузорниками, головными уборами).

II. Оформление горницы для куклы Машеньки.

1. Наряды для куклы Маши (сарафан, рубаха, передник, кокошник, ленты, поясок, бусы).

Знакомство с декоративно-прикладным искусством Смоленского края на базе выставок, музеев, мини-музеев в дошкольном учреждении.

— Смоленская керамика ("Сказка глиняного горшочка о приключениях комочка глины", "В гости к мастеру—гончару" -наблюдение за процессом изготовления изделий из глины. "Рассказ о Гнеэдовской керамике".

"Радужная сказка о стекле" (об изделиях из стекла).

—  " Скатерть — самобранка "  (об изделиях из Смоленского льна).

— Встречи с местными мастерами—умельцами ( резьба по дереву, чеканка, ковка, плетение, вязание, ткачество, вышивание). Ш. Работа детей в творческой мастерской.

—  Лепка по мотивам смоленской керамики: посуда, панно, украшения, игрушки.

—  Декоративное рисование: составление узоров для полотенец, скатертей, подузорников, для украшения одежды с использованием элементов "смоленских украс".

—  Овладение практическими навыками по вышиванию, плетению, вязанию и др.

—  Выставки детского творчества.

—  Вечера развлечений, праздники по народному календарю с использованием местного фольклора.

Культурная жизнь нашего края.

Народные праздники. Порядок и время их проведения. Игры и хороводы..

Современные праздники. Современная культурная жизнь нашего края. Театры, студии, планетарий, музеи, библиотеки, клубы, филармония, художественные и музыкальные школы для детей Смоленщины.

Знакомить детей  с   устным   народным  творчеством   своей местности: поговорками, закличками, пестушками, частушками, пословицами, использовать их в повседневной жизни, во время развлечений, праздников.

Рассказывать сказки Смоленского края: "Как чистота красоту понесла на высоту", "Сказка о бедном и богатом братьях", "Как барин лошадей высиживал", "Сказка про Ивана—дурачка", "Жар-птица" и др. (по выбору воспитателя).

Побуждать детей ставить спектакли по сказкам, готовить к ним декорации, костюмы и т.д.

Познакомить детей песенным фольклором: "Благослови, мати, весну загукати" (весенняя закличка), "Эх вы, пташечки, канареечки" (веснянка), "Пойдемте, девки, в луга гулять", "Вы, кумушки, голубушки" и другие.

Организовать встречи с фольклорными коллективами своего города (села), совместные концерты со школьниками и взрослы — ми, слушать музыку в грамзаписи.

СИСТЕМА РАБОТЫ

I. Знакомство с фольклором Смоленского края.

-  За сказками к бабушке Арине.

-  Бабушка-Загадушка в гостях у ребят.

-  Посещение библиотеки (рассказы, беседы детей с библиотекарем на темы: "Где живет сказка", "Песенки да потешки Смоленского края", "Писатели и поэты Смоленщины", "Художники нашего края", "Песни Смоленщины".

-  Встречи с фольклорными коллективами своей местности.

-  Создание  фольклорных групп взрослых и детей в детском саду.

- Выступления с концертами на праздниках, фестивалях, ярмарках, перед малышами; родителями, пожилыми людьми.

Прославленные имена.

Дать детям доступные знания о выдающихся людях, родившихся на Смоленской земле и прославивших нашу Родину своими достижениями в культуре и искусстве.

М.И. Глинка, гениальный русский композитор. Рассказать детям, где родился М.И. Глинка, о его семье, родовом имении в Новоспасском, Прослушать музыку (отрывки из опер "Руслан и Людмила", "Жизнь за царя", симфонические произведения, песни, романсы "Я помню чудное мгновенье", "Ах, ты, душечка", "Жаворонок" и др.}. Побуждать детей высказывать свои впечатления о прослушанной музыке, вызывать интерес к творчеству композитора, к истории создания музыкальных произведений.

С.Т. Коненков, выдающийся скульптор, родившийся на Смоленщине. Познакомить детей с работами мастера, выполненными в мраморе ("Ниночка"» "Марфинька"), резными деревянными скульптурами ("Лесовик", "Жар-птица", "Наяда", "Пан, играющий на дуде", "Старичок-полевичок" и Ар.), с резной мебелью: кресло "Сказка", кресло "Лебедь* (по выбору воспитателя). Посетить музей СТ. Коненкова, познакомить с альбомами о его творчестве, с отрывками из книг художника; "Земля и люди", "Слово к молодым", "Мой век".

Пробудить у детей интерес к работе скульптора и желание самим создавать выразительные образы в лепке.

М.В.Исаковский, поэт, мастер лирического пейзажа. Познакомить детей с творчеством М.В. Исаковского, показать яркий образный язык художественных произведений, помочь ребенку вместе с автором почувствовать особенности родных мест, красоту природы, взаимоотношений. Читать детям стихи и слушать песни на слова Исаковского по выбору воспитателя: "Край мой Смоленский", "Русская женщина", "Поезжай за моря—океаны", "Катюша", "Летят перелетные птицы", "Ой, туманы мои...", "Родное".

А.Т.Твардовский, известный поэт. Рассказать детям о месте рождения поэта, о его детских годах, о творчестве. Читать отрывки из поэмы "Василий Теркин", "Страна Муравия" и др., стихотворения "Шофер", "Перед дождем", "Сельское утро" и другие по выбору воспитателя. Рассматривать иллюстрации О.Верейского к поэме Твардовского "Василий Теркин*.

Знакомить детей с живописью В.В. Ельчанинова ("Август", "Лен цветет"), с графикой Н.И.Агеевой, с эстампами и акварелями В.Самариной, с работами скульптора А. Сергеева, с творчеством современных писателей и поэтов Смоленщины (А.Мишин, Р.Ипатова, Б.Максимов и другие).

 СИСТЕМА РАБОТЫ

Неделя музыки М.И.Глинки

1.  Прослушивание "Камаринской" М.И.Глинки.

2. Чтение отрывков из книги Г.Сальникова "Глинка в Смоленске", прослушивание, его музыкальных произведений.

3. Прослушивание музыкальной пьесы "Жаворонок".

4. Вечер Глинковского романса.

5. Чтение сказки А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", прослушивание отрывков из одноименной оперы М.И.Глинки.

Вечера поэзии "Край мой Смоленский" (совместно с родителями).

1. Родной край в поэзии М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, А.Мишина и других современных смоленских поэтов.

2. Прослушивание и исполнение песен на слова М.В.Исаковского.

3. Василий Теркин — любимый герой смолян.

С. Т. Коненков

1.  Волшебный резец мастера (рассказ о творчестве С.Т.Коненкова. Рассмотреть работу Коненкова "Автопортрет").

2.  Экскурсия в музей С.Т.Коненкова или знакомство с альбомами, посвященными творчеству скульптора.

3. Создание детьми композиций из природного материала.

2.4. Блок « Мир природы»

 Блок «Мир природы» (младшая группа).

Задачи:

- знакомить  дошкольников с некоторыми растениями родного края, птицах, диких животных и их повадках.

- формировать у дошкольников навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни);

- воспитывать у  дошкольников любовь к родному краю, эмоционально-нравственное и действенное отношение к миру природы.

Блок «Мир природы» (средняя группа).

Задачи:

- формировать у детей элементарные представления о природных и географических особенностях Смоленской области;

 - расширять и уточнять знания дошкольников о растениях родного края, птицах, диких животных и их повадках;

- знакомить детей с некоторыми  растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области;

- формировать у дошкольников навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни). Способствовать пониманию связи между поведением людей и состоянием природной среды Смоленщины;

- стимулировать любознательность, познавательный интерес к природе Смоленской области;

- воспитывать у старших дошкольников любовь к родному краю, эмоционально-нравственное и действенное отношение к миру природы.

Задачи (старшая группа)

  1. Формировать у детей элементарные представления о природных и географических особенностях Смоленской области. Познакомить с картой Смоленщины.
  2. Расширять и уточнять знания дошкольников о растениях родного края, птицах, диких животных и их повадках.
  3. Знакомить детей с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области.
  4. Формировать у дошкольников навыки экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни). Способствовать пониманию связи между поведением людей и состоянием природной среды Смоленщины.
  5. Стимулировать любознательность, познавательный интерес к природе Смоленской области.
  6. Воспитывать у старших дошкольников любовь к родному краю, эмоционально-нравственное и действенное отношение к миру природы.

Задачи (подготовительная группа)

  1. Углублять и конкретизировать представления детей о природных и географических особенностях Смоленской области. Учить использовать для ориентировки на местности простые картосхемы. Продолжать знакомить с различными картами (район, область).
  2. Формировать представления детей о реках, водоемах нашей области, учить находить их на карте Смоленской области.
  3. Закреплять и углублять представления о растительности леса, луга, сада; о диких животных, птицах, характерных для нашего региона.
  4. Продолжать знакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Смоленской области. Дать представление о необходимости охраны всех без исключения видов растений, животных родного края, независимо от того, нравятся они ребенку, взрослому или нет.
  5. Упражнять в умении собирать коллекции природного материала, характерного для нашего края, учить классифицировать и обобщать их по различным признакам.
  6. Познакомить с деятельностью людей по охране памятных мест природы родного края. Привлекать к участию в экологических акциях, праздниках, проводимых в области, районе, городе, ДОУ.

Содержание

Неживая природа

Природные особенности.

Карта Смоленской области.

Географические особенности нашего края (холмы, овраги, равнины). Погодные условия в зависимости от сезонов года (климат). Календарь с народными приметами и поговорками.

Экспериментирование с природными материалами, характерными для Смоленщины: песок, глина, известняк, мел, торф, бурый уголь и др. Изучение их свойств, возможностей использования.

Водоемы нашего края, типы водоемов. Изображение водоемов на карте. Использование и охрана водоемов.

Реки Смоленской области: Днепр, Десна, Каспля, Вазуза; озера: Акатовское, Баклановское, Сапшо и др.

Живая природа

Растения. Разнообразие растительного мира нашего края.

Растения хвойных лесов. Деревья: ель, сосна, лиственница и др. Ягоды: черника, брусника, земляника и др. Травы: кислица обыкновенная, папоротник обыкновенный, мхи и др.

Растения лиственных лесов. Деревья: береза, осина, сосна, дуб, клен, липа, ясень, рябина, ива и др. Кустарники: малина, ежевика, орешник, калина, шиповник и др. Травы: герань лесная, ландыш майский и др.

Луговые растения: одуванчик лекарственный, тимофеевка луговая, мятлик луговой, клевер луговой, колокольчик раскидистый, ромашка непахучая и др.

Грибы нашего края: съедобные (опенок, белый гриб, подосиновик, подберезовик, шампиньон, рыжик, масленок, груздь и др.) и ядовитые (ложный опенок, желчный гриб, бледная поганка, мухомор и др.). Особенности строения и использования. Правила сбора грибов.

Животные. Разнообразие животного мира нашей области. Особенности внешнего вида и повадок (на примере отдельных представителей). Приспособленность живых организмов к условиям жизни.

Насекомые: мухи, стрекоза, комары, кузнечики, бабочки, муравьи, пчелы, шмели, божьи коровки и др. Вредители и полезные насекомые.

Рыбы: щука, окунь, линь, карась, плотва, сом.

Животные озер, рек: лягушки, жабы, тритоны. Змеи: уж, гадюка.

Птицы. Перелетные птицы: дрозд, аист, грач, скворец, жаворонок, утка, журавль, ласточка. Зимующие птицы: кочующие – прилетающие на зиму из северных краёв (снегирь, синица, свиристель и др.) и оседлые – живущие в нашем крае во все времена года (ворона, сорока, галка, воробей, дятел, глухарь и др.). Польза птиц в уничтожении вредителей лесов, полей, садов, огородов.

Звери: белка, заяц-беляк, лиса, волк, барсук, куница, еж, кабан, рысь, лось, медведь, бобр, выдра и др.

Охрана природы

Красная книга Смоленской области.

Редкие растения, птицы и звери нашего края, меры по их охране.

Охраняемые природные территории: природные заповедники, памятники природы, национальные парки и др.

Правила поведения в природе.

Предлагаемое содержание по разделу «Мир природы» реализуется в соответствии с комплексно-тематическим планированием основной части общеобразовательной программы дошкольного образования ДОУ.

Формы и тематика работы по разделу «Мир природы»

Беседа «Мой край родной». 

Задачи: познакомить с географическими особенностями Смоленщины, природным ландшафтом, многообразием растительного и животного мира.

Изучение карты области (района).

Цель: учить детей ориентироваться по карте, находить на ней знакомые объекты (город, река, озеро и др.)

Составление карт-схем (парка, экологической тропы детского сада).

Коллекционирование природных материалов, характерных для Смоленщины (песок, глина, известняк, мел, торф, бурый уголь и др.).

Рассматривание собранных образцов.

Экспериментирование: изучение свойств природных материалов.

Дидактические игры «Что из чего».

Беседа о возможностях их использования человеком.

Цель: расширять представления детей о свойствах природных материалов, характерных для нашей области, возможностях их использования человеком и значении.

Беседа «Осенняя природа родного края». 

Задачи: закреплять знания детей об осени и осенних изменениях в природе. Систематизировать представления о погодных и климатических условиях, характерных для средней полосы России.

Экологическая акция по сбору ягод рябины, семян деревьев и кустарников, произрастающих на участке для зимней подкормки птиц.

Наблюдения за изменениями, происходящими в неживой и живой природе в своей местности.

Знакомство со смоленскими пословицами, поговорками, приметами об осени.

Беседа «Реки и озера Смоленского края». 

Цель: продолжать формировать представления дошкольников о водоемах Смоленщины (названия, многообразие, месторасположение), мерах по их охране.

Нахождение рек и озер на карте Смоленской области, района.

Беседа «Рыбы Смоленских рек и озер». 

Цель: расширять знания детей о рыбах (щука, окунь, линь, карась, плотва, сом и др.), их внешнем виде, особенностях питания и взаимосвязи со средой.

Беседа «Животные озер, рек». 

Цель: формировать представления детей о животных, населяющих смоленские реки и озера (лягушка, жаба, тритон, уж, гадюка): название, внешний вид, место обитания.

Игра «Путешествие по реке Днепр».

Чтение художественной и познавательной литературы о животных и растениях, живущих в реках и озерах. Обсуждение прочитанного.

Познавательные рассказы педагога о рыбах «А знаете ли вы, что…?»

Отгадывание и составление загадок о рыбах и др.

Экскурсии на луг «Кто живет на лугу?».

Цель: продолжать знакомить с живыми обитателями луга (кузнечик, божья коровка, бабочка, пчела, шмель и др.), их функциями.

 «Что растет на лугу?». 

Цель: продолжать знакомить детей с растениями луга (одуванчик лекарственный, тимофеевка луговая, мятлик луговой, клевер луговой, колокольчик раскидистый, ромашка непахучая и др.), внешний вид, взаимосвязь с местом произрастания.

Наблюдения за насекомыми, травами.

Чтение познавательной и художественной литературы об обитателях луга. Обсуждение прочитанного.

Рассматривание иллюстраций, изображающих травы и насекомых луга.

Отгадывание и составление загадок о насекомых и растениях.

Экспериментирование с насекомыми.

Создание гербария «Растения луга».

Д.и. «Что растет на лугу».

Коллекционирование семян луговых растений.

Беседа «Луг и его обитатели». Цель: расширять и конкретизировать знания детей о растениях и насекомых луга.

Моделирование природного ландшафта луга с помощью предметных картинок.

Прогулка на луг «С лукошком в зеленую аптеку».

 Цель: учить детей узнавать лекарственные травы по внешнему виду, правильно их собирать.

Д.и. «Лекарственные растения Смоленского края».

Чтение познавательной литературы о лекарственных растениях. Обсуждение прочитанного.

Познавательные рассказы педагога о лекарственных растениях «А знаете ли вы, что …?».

Обсуждение названий лекарственных растений (Например: «Почему растение называется «зверобой»?)

Работа над проектом «Лекарственные растения Смоленской области» (результатом может быть создание гербария, альбома, содержащего фотографии и рисунки детей, краткие сведения о растениях и особенностях их использования, а также правила сбора).

Беседа «Грибы нашего края». 

Цель: продолжать знакомить со съедобными (опенок, белый гриб, подосиновик, подберезовик, шампиньон, рыжик, масленок, груздь и др.) и ядовитыми (ложный опенок, желчный гриб, бледная поганка, мухомор и др.) грибами, их строением, местом произрастания, особенностями использования.

Чтение познавательной литературы о грибах. Обсуждение прочитанного.

Познавательные рассказы педагога о грибах «А знаете ли вы, что…?»

Отгадывание и составление загадок о грибах.

Д.и. «Грибы Смоленского края».

Работа над нормативным проектом «Правила сбора грибов».

Экскурсия в краеведческий музей и знакомство с экспозицией «Грибы».

Экскурсия в лиственный лес (парк). 

Цель: познакомить детей с понятием «лиственный лес», продолжать знакомить с деревьями и кустарниками, характерных для лиственного леса средней полосы.

Беседа «Лиственные леса Смоленщины». Цель: расширять представления детей о растениях лиственных лесов (деревья: береза, осина, сосна, дуб, клен, липа, ясень, рябина, ива и др.; кустарники: малина, ежевика, орешник, калина, шиповник и др.; травы: герань лесная, ландыш майский и др.), многообразие, особенности внешнего вида, их использование человеком.

Чтение художественной и познавательной литературы о растениях лиственных лесов. Обсуждение прочитанного.

Наблюдения за различными лиственными деревьями.

Д.и. «Найди растения лиственного леса».

Познавательные рассказы педагога о растениях лиственного леса «А знаете ли вы, что…?»

Экспериментирование с растениями.

Коллекционирование семян деревьев.

Отгадывание и составление загадок о растениях лиственных лесов.

Моделирование природного ландшафта лиственного леса с помощью предметных картинок.

Экскурсия в хвойный лес.

 Цель: познакомить детей с понятием «хвойный лес», расширять представления о деревьях и кустарниках, характерных для хвойного леса средней полосы.

Наблюдения за различными лиственными деревьями.

Д.и. «Растения хвойного леса».

Экспериментирование с хвойными деревьями.

Коллекционирование шишек и семян.

Чтение художественной и познавательной литературы о растениях хвойных лесов. Обсуждение прочитанного.

Познавательные рассказы педагога о растениях хвойного леса «А знаете ли вы, что…?»

Беседа «Хвойные леса Смоленского края». Цель: расширять представления детей о растениях хвойных лесов (деревья: ель, сосна, лиственница и др.; ягоды: черника, брусника, земляника и др.; травы: кислица обыкновенная, папоротник обыкновенный, мхи и др.), название, особенности внешнего вида, взаимосвязь с местом обитания, значение для человека.

Моделирование природного ландшафта хвойного леса с помощью предметных картинок.

Экскурсия в парк.

 Цель: познакомить детей с понятием «смешанный лес», расширять представления о деревьях и кустарниках, характерных для смешанного леса средней полосы.

Моделирование природного ландшафта смешанного леса с помощью предметных картинок.

Организация детских исследований «Звери наших лесов».

 Цель: систематизировать и расширять представления детей о животных представителях лесов Смоленщины (белка, заяц-беляк, лиса, волк, барсук, куница, еж, кабан, рысь, лось, медведь, бобр, выдра и др.); учить проводить самостоятельные исследования с использованием различных способов получения информации.

Беседа «Живет ли воробей в неволе?». Цель: расширять и уточнять представления детей о птицах, живущих в условиях города (голубь, ворона, галка, воробей и др.), их повадках и особенностях питания, приспособленности к месту обитания и погодным условиям.

Экскурсия в краеведческий музей и знакомство с выставкой «Птицы».

Беседа «Птицы наших лесов». Цель: расширять и уточнять представления детей о лесных птицах (дрозд, сорока, дятел, глухарь, коршун, свиристель и др.), название, внешний вид, особенности питания и поведения. Значение птиц в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций птиц.

Чтение художественной и познавательной литературы о птицах. Обсуждение прочитанного.

Д.и. «Птицы смоленского края».

Познавательные рассказы педагога о птицах «А знаете ли вы, что…?»

Экспериментирование (с птицами) «Кто что любит».

Цель: определить вкусовые предпочтения городских птиц, учить устанавливать связь между особенностями пищи и способом ее употребления.

Реализация творческого коллективного проекта «Кормушки для птиц».

Экологическая акция «Поможем птицам зимой» (размещение кормушек на территории детского сада и ближайших улицах, организация разнообразной подкормки зимующих птиц).

Беседа «Красная книга Смоленской области».

Цель: сформировать представление об охраняемых растениях и животных нашего края (название, внешний вид, место произрастания или обитания).

Рассматривание иллюстраций в Красной книге и чтение доступной информации об охраняемых видах.

Определение на карте Смоленской области мест, где встречаются охраняемые растения, птицы, звери.

Составление альбома группы «Растения (или птицы или …) Красной книги … района» (Н-р: Велижского, Краснинского и др.)

Д.и. «Определи охраняемое животное (растение) Смоленского края».

Беседа «Заповедные места Смоленской области». Цель: сформировать у детей представления о природных заповедниках, памятниках природы, национальных парках и др.

Экскурсия в краеведческий музей и знакомство с выставкой «Растительный и животный мир Смоленщины».

Викторина «Знаешь ли ты свой родной край».

   

Совместная деятельность с семьей

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность в исследовании родословной семьи

Исследовательская деятельность:

- «Изучаю свою семью»

Проекты:

-«Древо семьи»,

-«Увлечения семьи».

Индивид.

Воспитывать чувство, патриотизма, гордости за свой город, людей проживающих в нем.

Концертная программа: «Люблю тебя мой край родной».

Групповая

Формировать активность родителей в воспитании любви к традициям и культуре  родного края

Родительское собрание: «Духовно – нравственное воспитание детей»

Праздники:

«Покровская ярмарка», «Посиделки».

Кулинарный конкурс.

Групповая

3. Организационный раздел.

3.1. Организация образовательного процесса

         Реализация программы «Мы - Смоляне», осуществляется в  соответствии с учебным планом образовательной деятельности ДОУ. Объем недельной нагрузки определен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и  санитарно – эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима.

  • в совместной деятельности педагога и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов - 90 минут в неделю;
  • самостоятельной деятельности детей - 30 минут в неделю;
  • совместной деятельности с семьей -10 минут в неделю.

Общая недельная нагрузка   программы «Мы - Смоляне» равна 60 минутам.

3.2. Формы организации образовательной деятельности            

        Образовательная деятельность осуществляется как в процессе организации различных видов детской деятельности, так и в ходе режимных моментов:

-экскурсии по улицам города, в природу;

-рассказы воспитателя об интересных фактах и событиях;

-беседы;

-чтение и обсуждение произведений детской и научно-популярной литературы;

-просмотры диапозитивов, фильмов;

-встречи с участниками исторических событий, деятелями культуры, интересными людьми;

-занятия на базе музеев и других культурных центров микрорайона, города;

-игры дидактические,  сюжетно-ролевые, подвижные,  театрализованные;  

-создание альбомов, книг и др.;

  -проектная деятельность,

  -познавательно-исследовательская деятельность, конструирование;

  - викторины;

-создание макетов, коллекций и их оформление;

  -оформление выставок работ народных мастеров, книг с иллюстрациями, фотоматериалов, детского творчества и др.;

  -продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

  -слушание и обсуждение народной, классической музыки смоленских композиторов, пение, танцы, хороводы Смоленского края;

-развлечения, праздники и др.;

  -участие в праздниках, фестивалях, конкурсах, акциях

.

Самостоятельная деятельность детей

 

 В группах  выделено место для краеведческого уголка, оснащенного материалами, накопление и обновление которого идет в течение всего года в соответствии с образовательной деятельностью. Это  позволит детям выбирать занятия по интересам: рассматривать иллюстрации, фотографии, слушать музыку, рисовать, конструировать, играть, экспериментировать и др.

 Материалы для совместной со взрослыми  и самостоятельной деятельности детей:

 -книги, альбомы, фотографии, иллюстрации, слайды, видеофильмы, аудиозаписи;

          -атрибуты старины: домашняя утварь, элементы костюма Смоленской губернии, изделия смоленских мастериц, смоленская игрушка, смоленская керамика и др.;

          -атрибуты для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр;

          -материалы для продуктивной деятельности;

          -карты, схемы, макеты;

 -постоянно действующая выставка: детского (совместно со взрослыми) творчества, изделий народных мастеров, материалов к памятным датам и др.;

 -уголок природы, гербарии, материалы для экспериментирования;

          -коллекции

Формы взаимодействия с родителями

          -разработка планов (проектов) маршрутов выходного дня к историческим, памятным местам;

          -совместные экскурсии в музеи, по городу;

          -создание совместных проектов (разработка планов мероприятий) праздников, важных для города  событий и их реализация;

         -участие в акциях по уборке скверов, парков, защите исторических памятников или памятных мест и др.;

         -организация совместных выставок, посвященных истории родного края.

3.3. Тематическое планирование.

Тематическое планирование в младшей группе.

Тема

Содержание

Срок

Итоговое мероприятие

История малой родины

- название нашего города; ближайшее окружение (парки, дома, скверы)

Сентябрь, ноябрь

Посещение выставки работ старших дошкольников

Как жили наши предки

- смоленская народная игрушка;

- жилища и некоторые предметы быта;

Посиделки

Культурная жизнь нашего края

-некоторые народные праздники, особенности их проведения;

- современные праздники и традиции (День города, Новый год, 8 марта и т.п.)

- народное творчество Смоленщины (малые народные формы, сказки, народные игрушки)

В течение года

Праздник в соответствии с содержанием обязательной части

Природа на шего края

- некоторые представители растительного и животного мира Смоленщины.

В течение года

Тематическое планирование в средней группе.

Тема

Содержание

Срок

Итоговое мероприятие

История малой родины

- название нашего города; самые красивые места и достопримечательности; ближайшее окружение.

Сентябрь, ноябрь

Выставка детских рисунков ко Дню города

Как жили наши предки

- жилища и некоторые предметы быта;

- смоленская керамика, смоленская игрушка;

Посиделки

Культурная жизнь нашего края

- народные праздники, особенности их проведения;

- современные праздники и традиции (День города, Новый год, 8 марта, 23 февраля и т.п.)

- народное творчество Смоленщины (малые народные формы, сказки, народные игрушки)

В течение года

Праздник в соответствии с содержанием обязательной части

Природа на шего края

- некоторые представитель растительного и животного мира Смоленщины.

В течение года

Известные люди Смоленщины

Ю.А.Гагарин

В течение года

Развлечение ко Дню космонавтики

 Тематическое планирование

Старшая группа

Тема

Содержание

Срок

Итоговое мероприятие

История малой родины

-Возникновение родного города, поселка, происхождение названия, чем знаменит, место расположения

- Ближайшее окружение (улицы, парки, скверы, памятные места и др.)

- Наиболее известные памятники

Сентябрь-ноябрь

Выставка  детских рисунков «Я люблю свой город»

Как жили наши предки

-Жилища и предметы быта, смоленская керамика, смоленская игрушка, вышивка

-Как одевались в старину

Посиделки

Культурная жизнь       нашего края

-Народные праздники, особенности их проведения

-Современные праздники и традиции

В течение года

Праздники в

соответствии с содержанием обязательной части программы

Природа нашего края

В течение года

Известные люди Смоленщины

Ю.А.Гагарин, М.И.Глинка, С.Т.Коненков, М.В.Исаковский, А.Т.Твардовский, др. по выбору педагога

В течение года

 Праздник «День космонавтики»

Викторина «Знай свой край» (совместно с родителями)

 Тематическое планирование

Подготовительная группа

Тема

Содержание

Срок

Итоговое мероприятие

История малой родины

-Возникновение родного города, поселка, происхождение названия, чем знаменит, место расположения

- Ближайшее окружение (улицы, парки, скверы, памятные места и др.)

- Наиболее известные памятники

Сентябрь-ноябрь

Выставка  детских рисунков «Я люблю свой город»

Как жили наши предки

-Жилища и предметы быта, смоленская керамика, смоленская игрушка, вышивка

-Как одевались в старину. Костюм Смоленской губернии.

Посиделки

Культурная жизнь       нашего края

-Народные праздники, особенности их проведения

-Современные праздники и традиции

В течение года

Праздники в

соответствии с содержанием обязательной части программы

Природа нашего края

В течение года

Известные люди Смоленщины

Ю.А.Гагарин, М.И.Глинка, И.Соколов-Микитов, С.Т.Коненков, М.В.Исаковский, А.Т.Твардовский, А.Мишин, В.В. Ельчанинов, Микешин, А.Сергеев, Ю.Никулин, А. Папанов и др. по выбору педагога

В течение года

Праздник «День космонавтики»

Викторина «Знай свой край» (совместно с родителями)

Смоленск-город ключ

История города, герб, памятные места: крепостная стена, собор, известные памятники, музеи, театры, здания, место расположения,

Март-апрель

Игра –путешествие «Смоленск-город ключ»

Смоленщина – мой край родной

-Чем славится Смоленщина: героическая история, известные люди, современные производства (АЭС, з-д «Кристалл», авиационный завод, льноводство, животноводство и др.),

-Известные города Смоленщины: Гагарин, Вязьма, Ельня, Дорогобуж и др.

- Реки, озера, заповедники, полезные ископаемые

- Международные и всероссийские фестивали, конкурсы, спортивные соревнования

Май

В течение года

Праздник «Моя родная сторона»

Литература

  1. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». - СПб., 1996.
  2. Куликова Т. А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. — М., 1985.
  3. Материалы и оборудование для детского сада : пособие для воспитателей и заведующих / под ред. Т. Н. Дороновой и Н. А. Коротковой. — М., 2003.
  4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие. — М., 2001.
  5. Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей: метод, рекомендации для дошкольных учреждений. — М., 1993.
  6. Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду. — М., 1999.
  7. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М., 2003.
  8. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Наглядно-дидактические пособия

Серия «Мир в картинках» (мир природы)

Арктика и Антарктика. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Высоко в горах. - М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Деревья и листья. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Домашние животные. —М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Домашние птицы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Животные — домашние питомцы. — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Животные средней полосы, — М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Морские обитатели. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Насекомые, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Овощи. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Рептилии и амфибии, —М.: Мозаика-Синтез, 2005—2010.

Собаки—друзья и помощники. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Фрукты.-М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Цветы. —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Ягоды лесные. — М.; Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Ягоды садовые, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Серия «Рассказы по картинкам»

Времена года. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Зима. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Осень. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Весна. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Лето. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Родная природа. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

В деревне, — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010,

Плакаты большого формата

Овощи. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Фрукты. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет

Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нра...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИ "ПАТРИОТИЗМ НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА" ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Предложенная в данной программе система работы содействует созданию условий для патриотического воспитания дошкольников, способствует удовлетворению возрастных потребностей, позитивной социализации, м...

Дополнительная образовательная программа по патриотическому воспитанию дошкольников

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо з...

Дополнительная образовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию "Растем патриотами" для детей 3 - 7 лет

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.Ребенок с перв...

Дополнительная образовательная программа по нравственно - патриотическому воспитанию «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста.

Культура великого русского народа, которая складывалась веками и имеет огромное количество обычаев, традиций и обрядов, уникального фольклора, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизн...