Работа с родителями на тему: "Эмоциональный интеллект как важный аспект коммуникации с ребенком"
методическая разработка (младшая группа)

Кац Светлана Ивановна

Стремясь развить интеллект ребенка, многие родителей в основном уделяют внимание лишь познавательным способностям, забывая о таком важном аспекте как эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект играет важную роль в воспитании и социализации каждого человека и является фундаментом успешной, счастливой и гармоничной жизни, поскольку он влияет на многие личностные качества, в том числе и на коммуникативные способности.

Гипотеза: грамотное формирование и развитие эмоционального интеллекта ребенка зависит от эмоционального интеллекта родителей.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения различных практических задач.

Эмоциональный интеллект заключается в возможности отделять личные ощущения от фактов, а также определять настроение, темперамент, мотивацию и намерения в общении с другими людьми.

 

А зачем он нужен?

Правильное распознавание эмоций – путь к успеху в отношениях. Он является важным аспектом общения. Развитие эмоционального интеллекта является фундаментом для построения успешной и эффективной коммуникации родителей с детьми. [Принципы успешной коммуникации: качества информации, целесообразности, ясности, слушания, психологический.]

Если родители умеют правильно подбирать слова, четко выражать и описывать свои мысли и эмоции, а также могут слышать и слушать, интересуются мнением и эмоциональным состоянием своих детей, анализируя их слова и поступки, то в семье формируется благоприятная коммуникативная среда, что будет способствовать развитию эмоционального интеллекта и, соответственно, коммуникативных способностей детей.

 

Дети с развитым ЭИ увереннее и продуктивнее; им легче адаптироваться в обществе, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, избегать конфликтных ситуаций.

 

Эмоциональный интеллект – это в первую очередь навык, а не дар, это означает, что его можно и нужно развивать. Он начинает формироваться у ребенка с самого рождения. Это происходит естественно, когда мама или другой близкий взрослый откликается на его эмоции, дарит свою заботу и ласку. Ребенок, в свою очередь, многие эмоции и способы их выражения впитывает как губка. 

Например: «Мама сердится, значит, я что-то сделал не так. В следующий раз печеньку раньше времени брать не буду или краской на стенах рисовать не буду»; или мама счастлива и не говорит об этом ни слова, но ребенок видит это подкрепление эмоциями не только у мамы, но и у окружающих. На этих примерах мы видим, что эмоциональный интеллект ребенка формируется естественным образом – осознанно или неосознанно.

В большинстве случаев это происходит неосознанно. Пример: мама приходит домой с работы, нервная и уставшая. Ребенок прибегает к ней и начинает что-то рассказывать, показывает свои рисунки, а мама ему говорит: «Отстань! Дай маме раздеться и отдохнуть»; и так происходит несколько раз.

Если не объяснить ребенку, что эти эмоции никак не связаны с ним напрямую и что у мамы был тяжелый день на работе, то эта ситуация может негативно повлиять на идентификацию эмоций и даже травмировать ребенка: «Мама приходит домой, я пытаюсь с ней поговорить, а это начинает ее раздражать. Значит, я что-то делаю не так; значит, мои действия раздражают маму».

Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был ‘проводник’ (родитель), который поможет ребенку научиться понимать в первую очередь самого себя, а потом и эмоции окружающих. Необходимо проговаривать вслух те эмоции, которые ребенок испытывает в тот или иной момент:

• «Все в порядке, ты действительно сейчас расстроен, потому что…»

• «Я вижу, что ты хочешь показать свой рисунок, потому что доволен своим рисунком, »

• «Я вижу, что ты очень устал, потому что у тебя был продуктивный день»

Мы не можем обучать ребенка эмоциональному интеллекту, если сами не научились определять и контролировать свои эмоции. Поэтому пока мы не вошли в дом, останавливаемся буквально на минуту и смотрим вокруг: на деревья, на небо, на прохожих. После этого мы закрываем глаза и фокусируемся на звуках. Затем переключаемся на состояние своего тела: вдыхаем воздух, наполняемся им; ощущаем, что свою усталость и напряжение, и немного успокаиваемся. Такая перезагрузка очень важна, потому что, когда мы переключаем эти сенсорные системы, мы определяем свои чувства и эмоции, даем возможность своему мозгу и всему организму расслабиться.

Можно выделить три этапа работы с эмоциональным интеллектом:

1) Какая это эмоция?

2) Откуда она взялась?

3) Как ей управлять?

Формула: «Я ЧУВСТВУЮ… – ПОТОМУ ЧТО… – Я ХОТЕЛ БЫ…» Она является универсальной в качестве первичной практики для коммуникации на языке эмоционального интеллекта.

В этой формуле заложены все три этапа работы над эмоциональным интеллектом. Пример: я чувствую усталость, потому что 8 часов провела на работе. Приходилось много работать с различными документами и взаимодействовать с другими людьми, и это никак не связано с моим ребенком. Я хотела бы 15 минут отдыха после тяжелого рабочего дня. Я спокойно открываю дверь, и ко мне прибегает мой замечательный ребенок, который говорит: «Мама, я очень хочу сейчас рассказать вам…» Я отвечаю: «Солнышко, я тебя очень люблю, но я очень устала после работы и хочу немного отдохнуть. Я с радостью выслушаю тебя через несколько минут».

Таким образом получится избежать непонимания со стороны ребенка. Мы можем задать себе эту формулировку: «Я чувствую…, потому что…  Я хотел бы…», и дальше действительно управлять своими эмоциями. Это то, с чего можно начинать коммуникацию с ребенком каждому родителю в любой ситуации.

К сожалению, описанная нами ситуация происходит почти в каждой семье, поэтому было проведено исследование на базе детского сада №72 (МАОУ Начальная школа - детский сад №72) в группе «Одуванчики».

 

В исследовании приняли участие 10 респондентов: дети в возрасте 5-6 лет (7 девочек и 3 мальчика) и их родители. 

 

Детям было предложено пройти тест на соотнесение 14 картинок с эмоциями, до проведения лекции с их родителями и после. В первый раз средний показатель составил 51 процент, а через две недели средний показатель оказался равен 73 процентам.

Родителями отмечалось, что после лекции и, соответственно, выполнения упражнений в течение двух недель их детям стало легче называть и определять свои эмоции. Дети стали чаще делиться своими чувствами, когда им грустно, обидно или радостно; стали больше обращать внимание на эмоции окружающих: мамы, папы, сестер, братьев и т.д. Кроме того, у 7 из 10 детей улучшились коммуникационные способности и в целом дети в группе стали лучше коммуницировать.

На основе проведенного нами исследования мы можем сделать вывод о том, что эмоциональный интеллект ребенка, его формирование и развитие действительно зависят от ЭИ родителей и их заинтересованности в способности детей распознавать и выражать свои эмоции и других людей.

Как мы уже говорили, эмоциональный интеллект имеет большое значение в жизни каждого человека, охватывая различные качества личности, в том числе и на коммуникабельность. Поэтому очень важно, чтобы родители уделяли внимание эмоциональной сфере – как собственной, так и своих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eq_kopia.pptx1.09 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эмоциональный интеллект как важный аспект коммуникации с ребенком Работа выполнена воспитателем МАОУ СОШ №10 Кац Светланой Ивановной

Слайд 2

Гипотеза : эмоциональный интеллект является важным аспектом коммуникации с ребенком и его нужно развивать как детям, так и родителям. Цель проекта: сделать подборку упражнений для развития EQ у родителей и детей. Задачи: 1) ознакомиться с термином «эмоциональный интеллект» и понять, для чего он нужен 2) рассмотреть конкретную проблемную ситуацию и найти эффективные способы ее решения 3) подобрать упражнения для развития эмоционального интеллекта 4) провести исследование на базе образовательного учреждения для определения эффективности выбранных упражнений

Слайд 3

Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать причины своих эмоций, намерений, желаний, мотивации, управлять ими и распознавать их у других людей.

Слайд 4

Эмоциональный интеллект в общении Правильное распознавание эмоций – путь к успеху в отношениях, что является фундаментом для построения успешной и эффективной коммуникации родителей и детей.

Слайд 5

Проблемная ситуация

Слайд 6

«Дружба» с эмоциями 4 основных шага: Распознавать Понимать Управлять Использовать

Слайд 7

Упражнение для развития «осознанности» 2) Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 м вокруг себя. «Расширяя» свой слух, мы начинаем замечать детали. 3) Закройте глаза и уши одновременно. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром. Например, прикосновение к нему ветра. 1) Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Картинка станет «ярче», и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.

Слайд 8

Формула: Я ЧУВСТВУЮ… – ПОТОМУ ЧТО… – Я ХОТЕЛ БЫ…

Слайд 9

Упражнения на развитие эмоционального интеллекта «Назойливая муха» Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голову опустите, закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть назойливая муха. Она садится то на нос, то на губы, то на лоб, то на глаза. Ваша задача – не открывая глаз, согнать назойливое насекомое. Через пару минут напряжение с мышц лица уходит, а вместе с ним – раздражение. «Календарь эмоций» Каждый день записывайте, какие эмоции вы испытывали на протяжении дня; какая именно ситуация и почему вызвала те или иные эмоции; приятно ли было вам их проживать; как реагировало ваше тело на эмоциональное состояние – постарайтесь вспомнить все ощущения. Анализ поможет лучше чувствовать свое состояние и принимать эмоции не только на психологическом, но и физиологическом уровне.

Слайд 10

Упражнения на развитие эмоционального интеллекта «Люди в автобусе» Для осознания собственных эмоций важно научиться распознавать эмоциональные реакции других людей. В этом поможет простое упражнение на развитие эмоционального интеллекта: понаблюдайте за пассажирами в общественном транспорте. Подумайте, какие эмоции они испытывают. Пофантазируйте, с чем это может быть связано.

Слайд 11

Исследование • Средний показатель: 51% (до) , 73% (после) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 до 7 6 9 10 5 7 8 8 5 7 после 9 9 12 12 10 10 11 13 9 8 • 10 респондентов (5-6 лет) • Тест на соотнесение картинок с названиями эмоций

Слайд 12

Вывод: эмоциональный интеллект родителей непосредственно влияет на эмоциональный интеллект детей. Гипотеза доказана.

Слайд 13

Как определить уровень развития EQ? • Тест на уровень эмоционального интеллекта по теории Д. Гоулмана • Тест эмоционального интеллекта (Холл)

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие с семьей - важный аспект в воспитании ребенка.

Материал интересен воспитателям ДОУ, т.к. сотрудничество с родителями в воспитании детей остается актуальным звеном в профессиональной деятельностикаждого педагога, заинтересованного в положительных р...

Консультация для родителей «Формирование правильной осанки - важный аспект развития здорового ребенка в дошкольном возрасте»

Зачем такое большое внимание уделяется  формированию осанки ребенка в дошкольном возрасте? Хорошая осанка благоприятствует кровообращению и дыханию, создает ощущение бодрости, уверенности в себе....

" КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА"

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ВАЖНЫЙ АСПЕКТ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ЛЮБОГО ВОЗРАСТА...

Консультация "Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка."

Нравственное воспитание призвано способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы отношений между людьми в обществе. Предпосылки развития личности, сл...

Нравственное воспитание, как важнейший аспект формирования личности ребенка.

Нравственность -  это внутренняя мораль. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека. Нравственное воспитание - это:- одна из форм воспроиз...

Консультация для родителей "Речь важный аспект в Жизни ребенка"

Консультация для родителей "Речь важный аспект в Жизни ребенка"...