Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха
методическая разработка (подготовительная группа)

Кравцова (Гребенкина) Татьяна Александровна

Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха, методическая разработка воспитателя для подготовительной группы

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya_adaptatsiya.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха №7 "НАДЕЖДА"

Социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Подготовила:

воспитатель 4 группы (подготовительная)

Гребенкина Т.А.

Реутов, 2017

Цель: социализация и адаптация детей с нарушением слуха в слышащем социуме

Задачи:

  1. Воспитывать уважительное отношение к окружающим, обогащать словарь детей вежливыми словами.
  2. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
  3. Формировать стремление проявлять заботу о товарищах, оказывать помощь, при необходимости просить о помощи взрослого или старшего товарища.
  4. Воспитывать у детей старшего возраста чувство ответственности за себя и за детей младшей группы.
  5. Формировать навык самостоятельного речевого высказывания.
  6. Повышать уровень разборчивости речи, и формировать умение слушать и понимать собеседника.
  7. Закреплять и расширять представления об окружающем мире.

В условиях современной социально-экономической ситуации в стране все большую остроту приобретает вопрос о роли социализации детей с ограниченными возможностями. В связи с этим переосмысливаются цели, задачи, содержание и технологии обучения и воспитания детей. С позиций деятельностного подхода к социализации детей с ограниченными возможностями необходимо создать условия для постепенного усвоения детьми социально значимого опыта поведения, норм культуры общения с окружающими людьми, нравственной и трудовой культуры. Проблемы социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями решаются в условиях целенаправленного социально-педагогического воздействия через их включение в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учетом личных интересов и возможностей детей.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением слуха №7 «НАДЕЖДА» - образовательное учреждение, реализующее общеобразовательную программу дошкольного образования детей с нарушением слуха, разработанную на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программ для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» Головчиц Л.А., Носковой Л.П. и «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста» Носковой Л.П., Головчиц Л.А., и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников. Детский сад посещают дети с нарушением слуха от 2 до 7 лет. Режим обучения: посещение ДОУ с шестидневным круглосуточным пребыванием. Образовательная программа, реализуемая в ДОУ рассчитана на 5 лет при условии начала обучения с 2х лет. При поступлении в детский сад в более поздние сроки (с 3х лет, с 4х лет, с 5и лет, с 6и лет) объём и период освоения программы меняется.

Ребенок с нарушением слуха обязательно должен принимать самое активное участие в концертах для родителей, праздничных утренниках и прочих подобных мероприятиях. Он может читать стихотворения, танцевать, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Это тоже важный шаг в социализации детей с нарушением слуха — публичность учит детей преодолевать стеснительность и страх перед большой аудиторией. Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии и походы, организацию которых берет на себя детский сад, в которых участвуют семейные знакомые и товарищи ребёнка. В этих условиях он учится действовать в группе, в команде; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребёнка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста. Большинство семей - глухие и предпочитают общаться жестовой речью, что не может служить детям примером общения со слышащим социумом. Дети и взрослые часто встречаются с проблемами изъяснения с нормально слышащими людьми, т.к. качество их речи оставляет желать лучшего. Зачастую люди не понимают их. Дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, невозможность высказать своё пожелание; повышенная ранимость и обидчивость. Поэтому нашей задачей в первую очередь является – научить ребенка самостоятельно обращаться к нормально слышащему человеку.

В течение нескольких месяцев я провела целый ряд мероприятий, помогающих социализировать детей с нарушением слуха, а именно:

Дата и место проведения

Количество участников

Описание

14.04.2017г

МБДОУ д/с №7 «НАДЕЖДА»

9

Беседа с детьми подготовительной группы на тему: «Магазин».

Цель: уточнение словарного материала по теме «Магазин».

19.04.2017г

МБДОУ д/с №7 «НАДЕЖДА»

9

Дидактическая игра «Магазин игрушек».

Цель: моделирование ситуации в магазине в группе.

27.04.2017г

Продуктовый магазин

19

Поход с детьми в продуктовый магазин.

Цель: перенесение смоделированной ситуации в саду в реальную жизнь.

(приложение 1)

18.05.2017 г

Аптека

19

Поход с детьми в аптеку.

Цель: перенесение смоделированной ситуации в саду в реальную жизнь.

(приложение 2)

25.05.2017г

Магазин одежды

19

Поход с детьми в магазин одежды.

Цель: перенесение смоделированной ситуации в саду в реальную жизнь.

(приложение 3)

31.05.2017г

МБДОУ д/с №7 «НАДЕЖДА»

9

Сюжетно-ролевая игра «У врача»

Цель: моделирование ситуации в поликлинике в группе.

(приложение 4)

09.06.2017г

МБДОУ д/с №7 «НАДЕЖДА»

9

Итоговая беседа.

В ходе экскурсий выявлены проблемы социализации детей с нарушениями слуха, а также сделан ряд выводов:

1) Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей;

2) Основная проблема социализации — это нарушение социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, в формировании общепринятых норм поведения;

3) В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций;

4) Процессы развития личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития данных процессов в норме и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество;

5) У детей с нарушением слуха, в процессе социальной адаптации необходимо формировать целый ряд личностных особенностей, при соблюдении определённых условий дети с нарушением слуха становятся полноценными членами общества;

6) Основные задачи социальной адаптации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации – игра.

Приложение 1

Тема: «Экскурсия в продуктовый магазин»

Воспитатель: - Тут продаются продукты. Какие продукты вы видите?

Дети: - Сыр, хлеб, молоко, огурцы, помидоры, яблоки.

Воспитатель: - Кто работает в магазине?

Дети: - Продавец

Воспитатель: - Что делает продавец?

Дети: - Продавец продает.

Воспитатель: - Что нужно продавцу?

Дети: - Касса, деньги, весы, форма.

Воспитатель: Настя, спроси у Валеры, что он хочет купить.

Настя: Валера, что ты хочешь купить?

Валера: Я хочу конфету.

(Настя и Валера берут конфету, идут на кассу)

Настя: Я тебе помогу.  Здравствуйте! Тетя, сколько стоит конфета?

Продавец: Здравствуйте! Конфета стоит 5 рублей.

Настя: Возьмите деньги, дайте чек.

Продавец: Вот чек.

Настя: Что нужно сказать?

Валера: Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Настя: Молодец, Валера.

Арина: Ангелина, что ты хочешь купить?

Ангелина: Я хочу хлеб.

Арина: Купи сама.

(Ангелина берет хлеб, идет на кассу)

Ангелина: Доброе утро! Тетя, сколько стоит хлеб?

Продавец: Здравствуй! Хлеб стоит 10 рублей.

Ангелина: Вот деньги, дайте чек.

Продавец: Возьми чек.

Ангелина: Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Арина: Молодец, Лиза.

Воспитатель: Мы были в продуктовом магазине. Что купил Валера?

Дети: Валера купил конфету.

Воспитатель: Какая конфета?

Дети: Вкусная, сладкая, большая.

Воспитатель: Что купила Ангелина?

Дети: Ангелина купила хлеб.

Воспитатель: Потрогайте. Какой хлеб?

Дети: Хлеб мягкий, ароматный.

Приложение 2

Тема: «Экскурсия в аптеку»

Воспитатель: - Мы идем в аптеку.

Воспитатель: - Что продается в аптеке?

Дети: - Таблетки, мази, вата, бинт, капли.

Воспитатель: - Кто работает в аптеке?

Дети: - Продавец.

Воспитатель: - Что делает продавец?

Дети: -  Продавец продает.

Воспитатель: Вика, спроси у Данилы, что он хочет купить.

Вика: Данила, что ты хочешь купить?

Данила: Я хочу купить мазь.

(Вика и Данила берут мазь, идут на кассу)

Вика: я тебе помогу: Здравствуйте, тётя, сколько стоит мазь?

Продавец: Здравствуйте. Мазь стоит 5 рублей.

Вика: Возьмите деньги, дайте чек.

Продавец: Вот чек.

Вика: Что нужно сказать?

Данила Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Вика: Молодец, Данила.

Арина: Настя, что ты хочешь купить?

Настя: Я хочу купить бинт.

Арина: Купи сама.

(Настя берет бинт, идет на кассу)

Настя: Здравствуйте! Тетя, сколько стоит бинт?

Продавец: Здравствуйте! Бинт стоит 10 рублей.

Настя: Вот деньги, дайте чек.

Продавец: Возьми чек.

Настя: Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Арина: Молодец, Настя.

Воспитатель: Мы были в аптеке. Что купил Данила?

Дети: Данила купил мазь.

Воспитатель: Что купила Настя?

Дети: Настя купила бинт.

Приложение 3

Тема: «Экскурсия в магазин одежды»

Воспитатель: - Мы идее в магазин.

Воспитатель: Тут продается одежда. Какую одежду вы видите?

Дети: - Платье, куртка, колготы, юбка, кофта, штаны.

Воспитатель: - Кто работает в магазине?

 Дети: - Продавец.

Воспитатель: - Что делает продавец?

Дети: - Продавец продает.

Воспитатель: - Что нужно продавцу?

Дети: - Касса, деньги.

Воспитатель: - Маша, спроси у Вики, что она хочет купить?

Маша: Вика, что ты хочешь купить?

Вика: Я хочу штаны.

(Маша и Вика берут штаны, идут на кассу)

Маша: Я тебе помогу.  Здравствуйте! Тетя, сколько стоят штаны?

Продавец: Здравствуйте! Штаны стоят 100 рублей.

Маша: Возьмите деньги, дайте чек.

Продавец: Вот чек.

Маша: Что нужно сказать?

Вика: Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Маша: Молодец, Вика.

Валера: Арина, что ты хочешь купить?

Арина: Я хочу платье.

Валера: Купи сама.

(Арина берет платье, идет на кассу)

Арина: Доброе утро! Тетя, сколько стоит платье?

Продавец: Здравствуй! Платье стоит 150 рублей!

Арина: Вот деньги, дайте чек.

Продавец: Возьми чек.

Арина: Спасибо. До свидания.

Продавец: До свидания.

Валера: Молодец, Арина.

Воспитатель: Мы были в магазине одежды. Что купила Вика?

Дети: Вика  купила штаны.

Воспитатель: Какие штаны?

Дети: Красивые, черные, длинные.

Воспитатель: Что купила Арина?

Дети: Арина купила платье.

Воспитатель: Какое платье?

Дети: Короткое, белое, красивое.

Приложение 4

Тема: «У врача»

Цель: Расширять представления детей о труде работников поликлиники, их заботливом отношении к больным людям.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о профессии врача, медсестры, регистратора;

- закреплять знания социальных отношений, выполняя игровые действия в определенной последовательности;

-использовать в речи знакомые слова и фразы;

- расширять словарный запас;

Развивающие:

-развивать внимание, мышление, воображение;

- развивать игровой диалог, игровое взаимодействие;

Воспитательные:

-формировать доброжелательные и дружеские взаимоотношения, навыки коллективной деятельности;

- воспитывать чувства ответственности, дружелюбия, уважение к профессии врача, заботу к заболевшему человеку.

Коррекционные:

-развивать речь детей;

-активизировать мыслительную деятельность;

Методические приемы:

-использование табличек;

-наблюдения;

-беседа;

-игра;

Речевой материал:

 Будем заниматься, Будем думать, Будем говорить, врач, медсестра, регистратор, врач слушает, врач лечит, медсестра делает укол, медсестра ставит градусник, регистратор записывает больных, дает талон, медицинскую карту к врачу, фонендоскоп, градусник, шприц, вата, бинт, таблетки, поликлиника.

Оборудование:

- Одежда: 3 халата, 3 шапочки (на детей).

-Медицинские инструменты: градусник, игрушечный шприц без иголки, фонендоскоп, бинт, вата, пластырь, пустые баночки из под лекарств, мерная ложечка, пустые упаковки из под таблеток, кукла.

-Документация: «медицинские карточки» пациентов, талончики к врачу, ручки, таблички.

План занятия:

  1. Организационный момент
  2. Фонетическая ритмика
  3. Актуализация опорных знаний
  4. Физкультминутка
  5. Игра «У врача»
  6. Итог занятия

Ход занятия

1.Организационный момент

Воспитатель: - У нас гости, поздоровайтесь.

Дети: - Доброе утро.

2. Фонетическая ритмика

Воспитатель: - Встаньте. Будем говорить.

  • ТА – ТА – ТА – ВАТА
  • ТО – ТО – ТО – ТОП
  • ТУ – ТУ – ТУ – ТУТ

3. Актуализация опорных знаний

Воспитатель начинает чихать.

Дети: - Будьте здоровы!

Воспитатель: - Спасибо, ребята. Скажите,  что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Дети: — Делать зарядку, кушать овощи и фрукты, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и принимать витамины.

Воспитатель: — А если все же заболел человек, что нужно делать?

Дети: — Идти к врачу.

Воспитатель: — Верно, ребята. Что будем делать?

Дети: — Будем заниматься, будем говорить, будем думать, будем играть.

Воспитатель: — Сегодня у нас в гостях медсестра кукла Катя. Этот сундучок она принесла с собой. Попробуйте угадать, что там?

Воспитатель открывает сундучок и достает предметы по одному.

Воспитатель: – Ой, ребята, смотрите, что это?

Дети: — Фонендоскоп.

Воспитатель: — Кому это нужно?

Дети: — Врачу.

Воспитатель: — А что делает врач с этим инструментом?

Дети: — Слушает сердце и легкие.

Воспитатель: — А это что?

Дети: — Шпатель.

Воспитатель: — Кому это нужно?

Дети: — Врачу.

Воспитатель: — Что делает врач с этим инструментом?

Дети: — Смотрит горло.

Воспитатель: - Правильно, что делает врач?

Дети: — Врач смотрит, слушает, лечит.

Воспитатель: — Ребята, а это что?

Дети: — Градусник, вата, бинт, шприц, витамины.

Воспитатель: — Кому эти вещи нужны?

Дети: — Медсестре.

Воспитатель: — А что делает медсестра?

Дети: — Медсестра делает укол, дает лекарство.

Воспитатель: — Здесь еще карточки, талоны, ручки. Кому они нужны?

Дети: — Регистратору.

Воспитатель: — Что делает регистратор?

Дети: — Регистратор дает талон и карту к врачу.

Воспитатель: — Молодцы ребята, все знаете.

4. Физкульминутка

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо – влево. (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим. (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим. (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол. (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке. (дети садятся на места)

5. Игра «У врача»

Раздаётся стук. В группу приносят куклу с раненной рукой.

Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, что с куклой?

Дети: - У куклы болит рука.

Воспитатель: - Что нужно делать?

Дети: - Нужно лечить руку.

Воспитатель: — А кто может вылечить куклу?

Дети: — Врач.

Воспитатель: — Да, верно врач. Куда надо пойти кукле?

Дети: — В поликлинику.

Воспитатель: — Кто работает в поликлинике?

Дети: — Врач, медсестра, регистратор.

 Воспитатель: — А вы хотите поиграть в игру «У врача?»

Дети: — Да.

Воспитатель: — Кто будет врачом (медсестрой, регистратором)?

Выбор ролей.

Настя: — Я хочу быть врачом.

Арина: — Я хочу быть медсестрой.

Валера: — Я буду регистратором.

Воспитатель напоминает правила поведения в общественных местах.

Воспитатель: – Прежде чем войти в кабинет врача нужно постучать в дверь и поздороваться. Ребята, в регистратуре мы возьмем талоны на прием к врачу. И не забывайте говорить слова «спасибо»«пожалуйста»«до свидания».

Воспитатель совместно с детьми оборудуют кабинет врача – ставят стулья для врача и для больных, раскладывают медицинские инструменты.

 Дети по очереди подходят в регистратуру, называют свою фамилию.

Ребенок-больной: — Доброе утро, дайте, пожалуйста, талон к врачу.

Регистратор-ребенок: — Доброе утро. Как твоя фамилия?

Регистратор-ребенок выдает карточки и талон. Затем дети по очереди проходят к врачу.

Ребенок-врач: — Доброе утро, сядьте. Как твоя фамилия? Что болит?

Ребенок-больной: — Доброе утро, у меня болит горло.

Врач: — Открой рот, скажи «а-а-а». Да, горло красное. Иди к медсестре.

Ребенок-больной: — Спасибо.

Так по очереди дети проходят то к врачу, то к медсестре. Игра продолжается до последнего пациента-ребенка.

6. Итог занятия

Воспитатель: — Что мы делали?

Дети: — Мы занимались, мы думали, мы говорили, мы играли.

Воспитатель: — Кто работает в поликлинике?

Дети: - В поликлинике работает врач, медсестра, регистратор.

Воспитатель: - Вы молодцы, играли хорошо.

Медсестра кукла Катя угощает детей, раздает витамины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Тема: "Осень. Овощи, фрукты"

Данное занятие по развитию речи   продолжает изучение материала по теме: «Осень. Овощи - фрукты». Это занятие включает в себя приемы мнемоте...

Картотека игр, направленных на развитие психических процессов у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Предлагаемую картотеку игр можно успешно применять в работе с детьми имеющими как нарушение слуха, так и любые другие особенности развития.  Данные игры направлены на развитие всех психических п...

Картотека упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Данную картотеку упражнений можно успешно применять для развития детей со слуховой депривацией и для детей с другими  обенностями  развития.  Упражнения направлены на развитие всех пси...

Презентация по ознакомлению с окружающим "Профессии" для детей дошкольного возраста с нарушением слуха 4, 5 года обучения.

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста  с нарушением слуха с людьми  наиболее распространенных профессий....

Программа "Коррекции и развития познавательных способностей (восприятие, внимание, память, мышление, воображение) для детей дошкольного возраста с нарушениями слуха "

Коррекция и развитие ВПФ (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия, речи) у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает в...

Обучение чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха

Материал по обучению чтению с губ детей дошкольного возраста с нарушениями слуха...

Особенности социального развития ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха

Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с дру...