Доклад по инновационной теме 2022-2023гг
учебно-методический материал

Гурина Людмила Валерьевна

Пальчиковые игры это увлекательное занятие для детей и взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gurina_l.v._master_-_klass_dlya_pedagogov22_23.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2

Мастер-класс для педагогов на тему:

«Формирование словарного запаса у детей с ОВЗ через использование пальчиковых игр»

Тема моей инновационной работы: «Формирование словарного запаса у детей с ОВЗ через использование пальчиковые игры»

Пальчиковые игры – это интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. 

Физиологи доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Цель работы: Формирование словарного запаса у детей с ОВЗ через использование пальчиковых игр.

 Пальчиковые игры можно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности. В работе с детьми следует соблюдать некоторые правила:

1.Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2.Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.

3.Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.

4.При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.

5.Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.

6.Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.

7.Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.

8.Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7 лет) - 10-15 минут в день.

9.Воспитателям  следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно.

Во время театральных действий обязательно делается акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит тонким голосом, медведь – басом и т.д.). Интонационные упражнения на звукоподражание голосам животных, изменение громкости голоса, тембра в зависимости от эмоционального состояния героя сказки в определенной ситуации позволяют развивать артикуляционный аппарат ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Так у детей вырабатываются интонационное чутье, сила голоса, дикция. 

В результате использования игр с пальчиковым театром решаются следующие задачи:

1.Внедрить в коррекционную работу с детьми эффективные педагогические технологии, обеспечивающие формирование словарного запаса через пальчиковые игры;

2. Обучить детей способам действия с персонажами пальчиковых игр;

3. Формировать компетентность родителей в вопросе обогащения словарного запаса у детей с ОВЗ в процессе использования пальчиковых игр.

4. Изготовить пальчиковый театр своими руками

Для повышения компетентности родителей ведётся следующая работа: вязание пальчикового театра по сказке «Теремок», изготовление пальчикового театра по сказке «Три медведя» из киндеров.

В нашей группе в процессе занятий, самостоятельной и совместной деятельности,  дети узнают и называют представителей групп предметов: домашних и диких животных,  деревьев, насекомых, овощей, фруктов, птиц, посуды, мебели, транспорта, одежды. Для повышения речевой активности детей мы решили рассмотреть части предметов. В процессе обыгрывания сказок и пальчиковых игр ко мне пришла идея использования пальчиковой игры для формирования словарного запаса детей.

 Учитывая это, я решила разработать игру «Дружные пальчики» Это моя инновация.

Материал: пронумерованные картинки-образцы с изображением частей одного предмета, картинки –значки с изображением частей предметов, предметные карточки-отгадки, двухсторонний скотч.

Цель игры: обогащение словарного запаса детей, развитие мыслительных операций, мелкой моторики, внимания, речи, пространственного ориентирования.

Правила игры: Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть картинку-образец, затем дети ищут картинки- кружочки и по порядку приклеивают их на пальцы начиная с мизинца при этом называют части предмета. Затем детям предлагают показать большой палец и спросить: «Что это?» Задача детей отгадать предмет по названию его частей, найти картинку отгадку и приклеить на большой палец.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что игра является для ребенка естественным средством самовыражения, а пальчиковые игры несут в себе положительную энергию, пробуждают у ребенка желание говорить, что является мощным стимулом для всестороннего развития его речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.

Тема моего  инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать  и  рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

Тема Инновационного плана «Формирование познавательного  мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...

Доклад по инновационной теме за 2022-2023гг

quot;Рука это вышедший наружу мозг человека" И. Кант...