Доклад по инновационной теме 2019-2020гг
учебно-методический материал

Гурина Людмила Валерьевна

Самостоятельная поисковая деятельность позволит развить системное мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov_2019-2020gg.docx46.82 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Развитие умений осознанной классификации объектов»

      В прошлом году я работала над темой «Освоение основ  классификации объектов, как средство развития системного мышления»

К концу года дети  научились:

-  делить объекты окружающего мира на природный и рукотворный мир;

- делить объекты природного мира на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления;

- делить объекты живой природы на мир растений,  мир животных и  царство грибов; объяснять основания такого деления. 

Мир растений - 1 ярус – травы, 2 ярус – кустарники, 3 ярус – деревья

- звери (домашние и дикие)

-птицы (летающие и нелетающие, домашние и дикие)

-рыбы (морские и речные)

-черви

-насекомые (животные на 6 ножках)

-пауки (животные на 8 ножках)

-ракообразные (раки, крабы, креветки)

-делить объекты рукотворного мира по их назначениям  и объяснять причину такого деления

-транспорт

-одежда

-посуда

-электроприборы

-инструменты

-мебель

-муз. инструменты, одежда и т.д

- дети научились задавать вопросы, используя имя признака.

Игры “Да – Нет”  были постоены  на простых  тренингах с использованием наглядности (картинок или объектов ближайшего окружения).

 Если в старшей группе цель работы звучала как формирование представлений детей о природном и рукотворном мире, то в этом году цель направлена на  совершенствование навыков и  развитие умений осознанной классификации объектов посредством развития системного мышления.   

Главная задача: Продолжать знакомить  детей с моделью мира, совершенствовать  умения классифицировать объекты природного и рукотворного мира.

Если сначала я давала представление о классификации природного и рукотворного мира, то в этом году я планирую углубить знания детей по освоению основ классификации.  Дети должны  научиться  использовать полученные знания для самостоятельного построения алгоритма игры. На основе понимания признаков и их значений появляется самостоятельная игра детей в  «Да – Нет - Ку» друг с другом. Самостоятельная поисковая деятельность позволит развить системное мышление. Работа осуществляется через систему игр-тренингов.

Планируем следующие тренинги:

- Игры «Да-Нет» с набором картинок (играющие должны задавать вопросы, которые бы сужали поле поиска признаков загаданной картинки) Например: Ребенок берет схему одного из признаков, формулирует вопрос.

Вопросы, на которые отвечают «да»:

- В этом объекте есть круглая форма? (убираются объекты, где нет круглой формы.)

-Это объект рукотворного мира? (убираются объекты природного мира.)

-Этот объект по размеру меньше, чем дом? (убираются картинки с изображением объектов, которые в реальной жизни по размеру с дом или больше.)

-Предложить ребенку собрать информацию об объекте и сделать предварительный вывод: это объект сделан руками человек; по размеру меньше, чем дом; часть объекта имеет круглую форму.

-Это объект одного цвета? (убираются  разноцветные картинки.)

-Этот объект издает музыкальный звук? (убираются объекты с немузыкальным звуком.)

-Это неваляшка?

Для проведения классификации необходимо, чтобы ребёнок мог анализировать  сопоставлять друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять объекты в группы.

Осваивать приемы обобщения и классификации моим воспитанникам помогает  «Копилка признаков» и  Модель мира. В развитии классификационных навыков происходит расширение знаний и умений за счёт углубления (дополнения) секторов «Рукотворного мира», «Живой и Неживой природы».

В работе с сектором «Природный мир», мы планируем расширять круг задаваемых вопросов: «Какого окраса объект», Какой на ощупь» и т.п.

 

Работа с сектором Живой природы.

-  планируем изучить  группы и  представителей                  

-земноводные (лягушки, жабы)

-пресмыкающиеся (черепахи, змеи, крокодилы, ящерицы)

моллюски (речные – морские)

-Группа «Грибы» - раскроем окультуренные – дикие, а также место произрастания (подземные – наземные – древесные) и др.

-Группа «Растения» - по месту  произрастания: подводные – наземные; северные – южные; дикорастущие – культурные.

     Работа с сектором Неживой природы.

В процессе работы с миром неживой природы, ввести условные обозначения состояний веществ.

 - Человечки жидкого вещества(с опущенными руками) - вода в озере, реке, море, океане, ручье, водопад, дождь, роса и др.

-Человечки твердого вещества(с крепко держащими руками)- лед, снег, камни, горы, песок и др.

-Человечки газообразного вещества(бегущие  человечки)- воздух, ветер, туман и т.д.

     

       Работа с сектором Рукотворный мир. Продолжать учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам.(материал, цвет, форма, размер, части и т.п.)

В процессе выполнения заданий  вместе с детьми мы уточним характеристики рукотворных объектов и при этом выявим признак «Функция» при помощи вопроса « Чем этот объект помогает человеку?», так как именно этот признак является основным при объединении объектов рукотворного мира в определенную группу.

Для расширения категорий я буду использовать модель мира, морфотаблицу, а для закрепления понятий я использую дидактические игры, как новые «Домино», «Крестики-нолики», так и имеющиеся в группе - настольная игра «Классификационное лото», «Найди пару», которые будут дополнятся представителями изученных групп.

Всё это я собираюсь реализовать, используя «Модель мира», как значимый элемент развивающей предметной среды в моей группе.  Применяю модель, как в свободной игровой деятельности, так и непосредственно организованной. Ценность этого пособия  для меня состоит в том, что оно всегда в работе, в него можно добавлять новые классификационные группы и картинки объектов.  

Моя задача подготовить детей к успешному обучению в школе. К концу учебного года я постараюсь расширить представление детей о целостной картине мира, сформировать устойчивый познавательный интерес, обеспечить занимательное обучение  навыкам классификации, используя системное мышление.

                                                                                                                                                                                                                                     

 Литература:

1. Сидорчук Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков, М.: «АРКТИ», 2014

2. Шустерман З.Г.  Новые приключения Колобка, или наука думать для больших и маленьких -  М.: «Педагогика-Пресс», 1993

3. http://www.psychomind.ru/pmis-771-1.html

4. Материалы авторского курса Сидорчук Т.А. «Развитие творческого мышления и воображения дошкольников в контексте ФГОС ДО»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие инновационного потонциала ДОУ"

Инновационные технологии применящиеся в ДОУ....

Доклад «Использование инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

В развитии детей дошкольного возраста используются развивающие игровые технологии З.П.  Дьенеша, Д. Кюизнера, Ф. Фрёбеля и программа "Мате +"...

Доклад Тема : Инновационный подход при организации предметно-развивающей среды

Инновационный подход при организации предметно-развивающей среды....

Доклад "Фестиваль - инновационная форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156

laquo;Фестиваль – инновационная  форма работы по реализации детских программ и проектов в сфере патриотического воспитания дошкольников в МКДОУ д/с № 156 Подготовил: музыкальный...

Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.

Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...

Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.

laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...