Краткосрочный проект во второй младшей группе «Чистота-залог здоровья!»
проект (младшая группа)

Королёва Юля Викторовна

Проблема: Не достаточно развиты у детей культурно гигиенические навыки. Несмотря на доказанную эффективность гигиенических мероприятий, соблюдают их далеко не все. 

Цель проекта:

  • Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках.
  • Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №35»

__________________________________________________________________

Тел.64-12-22                                                                                                                                                                                            

г. Солнечногорск ул. Красная д.37 а

        sunsad35@mail.ru

        

Похожее изображение

                                                                                       

                                                                                         

Подготовила и провела:                                                                            

                                                                         

 Королева Ю. В.

Солнечногорск 2021 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: познавательно-исследовательский- практико-ориентированный

Продолжительность: краткосрочный (01.04.21 – 07.04.21)

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта: Каждый современный человек знает о необходимости соблюдения норм ежедневной личной гигиены. Купаться, принимать душ, мыть руки с мылом, чистить зубы и уши, полоскать рот после еды – вот стандартный набор процедур, к которому приучен каждый из нас. И это – не просто ритуал! Это – комплекс мер, направленный на поддержание чистоты человеческого тела, а чистота, как известно, - залог здоровья. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Проблема: Не достаточно развиты у детей культурно гигиенические навыки. Несмотря на доказанную эффективность гигиенических мероприятий, соблюдают их далеко не все.  

Цель проекта:

  • Расширение кругозора, знаний детей о культурно-гигиенических навыках.
  • Формирование представлений о правилах личной гигиены у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни.

Задачи проекта:

  1. Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
  2. Закрепить у детей первоначальное представление о личной гигиене: уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
  3. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом, самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, после туалета, по мере загрязнения.
  4. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей (формирование у детей гигиенических навыков).

Основные формы реализации проекта:

• Занятия по ознакомлению с окружающим миром.

• Решение проблемной ситуации

• Игровая деятельность

• Чтение художественной литературы, художественное слово.

• Беседы.

• Работа с родителями.

Методы реализации проекта:

• Словесные: Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки.

• Наглядные: Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик.

• Практические: Продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, эксперименты.

• Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно - ролевые игры. 

Разделы направлений проекта

  • Гигиеническое содержание тела (кожи, волос, полости рта, органов слуха, зрения, половых органов);
  • Гигиена одежды и обуви;
  • Гигиена жилища.

Перечень основных направлений проекта

• Разработать конспекты занятий и картотеки проведения режимных

моментов.

• Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.

• Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения,

словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме.

Работа с родителями:

Консультации

• «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»

• «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка»

«Гигиенические требования к одежде ребёнка»

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Ожидаемые результаты для детей:

  • Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
  • Повышение уровня о гигиене одежды и обуви;
  • Повышение уровня о гигиене жилища.
  • Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
  • Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.

Ожидаемые результаты для родителей:

  • Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
  •  Получение консультаций по вопросам формирования культурно- гигиенических навыков;
  • Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.

Ожидаемые результаты для воспитателей:

  • Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
  • Единство требований культурно- гигиенических навыков; укрепление связи с родителями.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме. Разработка содержания проекта. Создание развивающей среды: подобрать материалы, пособия, дидактические игры, иллюстративный материал, презентации, художественную литературу, мультфильмы. Подготовить материал для продуктивной деятельности. Обсуждение с родителями предстоящих мероприятий.

Основной этап:

Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач. 

Заключительный:

Подведение итогов работы над проектом

ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Гигиеническое содержание тела (кожи, волос, полости рта, органов слуха, зрения)

 (период проведения 29.03.21 – 30.03.21 г.)

  1. Беседы с детьми ««Друзья Мойдодыра», « Микробы ужасные, микробы опасные».
  2. НОД рисование «Полотенце для зайчат»
  3.  Чтение К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», рассматривание иллюстраций, иллюстраций как умываются люди, животные.  

Разучивание стихотворения «Водичка, водичка»

  1. Пальчиковая гимнастика «Зайчик умывается», «Моем руки», «Любит ёжик умываться»
  2.  Показ алгоритма «Как правильно мыть руки». Познакомить детей с пеной и мыльными пузырями.
  3. Отгадывание загадок по картинкам (мыло, полотенце, зубная щётка, расчёска)
  4.  И/ситуация «Купание куклы»
  5. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
  6.  Д\И «Как и когда мы пользуемся салфеткой»,  «Делаем прическу»
  7. П/и «Пузырь», «Зайка серый умывается»

Гигиена одежды и обуви

(период проведения 31.03.21 – 02.04.21 г.)

  1. Беседа «Посмотрим в зеркало, как аккуратно мы одеты»
  2. Сюжетно-ролевая игра «Ателье», «Прачечная»
  3. И/ситуация «Покажем, как нужно складывать свою одежду перед сном».
  4. Практическое упражнение «Покажем мишке, как нужно складывать свои вещи в шкафчике». 
  5. Просмотр и обсуждение мультфильмов «Уроки тётушки совы» (Грязнуля); «Большая стирка»

Гигиена жилища

 (период проведения 05.04.21 – 06.04.21 г.)

  1. Беседы «Помощники Мойдодыра» 
  2. Сюжетно-ролевая игра «Семья. Убираем дом», «Дочки-матери»
  3. Рассматривание и беседы  по сюжетным картинкам «Помогите маме навести порядок в комнате»,
  4. Чтение художественной литературы: «Федорино горе»  К. Чуковский
  5. Хозяйственно- бытовой труд. Помощь воспитателю в уборке игрушек в группе, на прогулке. 
  6. Наблюдение за трудовыми действиями младшего воспитателя.

Заключительный этап.

Итоговое мероприятие (07.04.21)

Праздник «Русские потешки, посвящённые развитию у детей КГН»

Список используемой литературы:

1. Елисеева Л.Н. (сост.) Хрестоматия для маленьких. – М.: Просвещение,1987.

2. Картушина М.Ю. Быть здоровым хотим. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

3. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего

года жизни. – М.: Линка-Пресс, 2005.

4. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток,

пальчиковой гимнастики. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-

ПРЕСС», 2011.

5. Развивающие игры с малышами: популярное пособие для родителей и педагогов

/ сост. Т. В. Галанова. – Ярославль, 2005.

6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет.

Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2005

Приложение 1

День здоровья в детском саду. Сценарий для младшей группы

Познавательный досуг ко Дню Здоровья для детей младшей группы

«К нам в гости пришел Айболит»

Описание: материал может быть полезен педагогам младших групп ДОУ, родителям.

Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью.

Задачи:

- расширить знания детей о профессии врача, о том, как он помогает людям быть здоровыми;

- формировать желание вести здоровый образ жизни;

- закрепить элементарные представления детей о том, как нужно заботиться о своем здоровье;

- содействовать созданию хорошего настроения.

Предварительная работа:

- чтение К. Чуковский "Айболит";

- дидактическая игра "Кому, что нужно для работы";

- экскурсия в медицинский кабинет;

- рассматривание картины "На приеме у врача";

- с/р игра «Больница»;

- загадки про врача, стихи: И. Гурина "Врач", Л. Разумова "Доктор", И. Горюнова "Медицина малышам".

Материал:

- телефон,

- игрушка или перчаточная кукла (доктор Айболит),

- зайчик,

- столик,

- чемоданчик с медицинскими инструментами и лекарствами (градусник, шпатель, спрей для горла, тюбик с мазью, фонендоскоп, зеленка, йод, бинт, шприц, баночки с таблетками и витаминами),

- предметы (расческа, ложка, карандаш, заколка),

- доска, магнитики,

- картинки (дети: моют руки с мылом, кушают овощи и фрукты, моют овощи и фрукты водой).

- магнитофон, запись музыки "Солнышко лучистое любит скакать".

Ход:

Звонит телефон. Ведущая берет трубку:

- Алло! Слушаю Вас! Да, да, мы Вас ждем!

- Дети, отгадайте загадку, и вы узнаете, кто торопится к нам в гости.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит,

Добрый доктор…(Айболит)

В двери появляется Айболит:

- Здравствуйте, дети! (дети здороваются с Айболитом).

- По полям, по лесам

По лугам я бежал, спешил,

И только два слова твердил:

Детский сад, детский сад, детский сад!

И вот я здесь!

- Хочу узнать, вы все здоровы? (да).

- Давайте я вас все-таки осмотрю (Айболит осматривает детей). И, правда, все веселые и здоровые!

Ведущая: Айболит, какой у тебя интересный чемоданчик. А что у тебя там лежит?

Айболит: Там лежат медицинские инструменты и лекарства - мои предметы-помощники, которые помогают мне искать болезнь. Таких помощников много. Сейчас я вам их покажу. Ой, я так к вам торопился, что, по-моему, захватил еще и другие какие-то вещи (в чемоданчике лежат еще: расческа, ложка, карандаш, заколка). Помогите мне разобраться.

Игра «Помоги Айболиту»

Дети помогают Айболиту выбрать медицинские инструменты и лекарства (градусник, фонендоскоп, зеленку, йод, бинт, шпатель, спрей, шприц, марлевую маску, баночку с таблетками, тюбик с мазью).

Айболит: Вот молодцы, помогли разобраться. Спасибо! А сейчас назовите, что для чего нужно.

Игра «Что для чего нужно?»

(Айболит помогает детям своими рекомендациями).

1) Градусник помогает определять температуру тела. Его ставят под мышку и немного держат. Он сделан из стекла, очень хрупкий, поэтому его ронять нельзя.

2) Фонендоскоп - это такой прибор, с его помощью можно слушать легкие, сердце.

3) Зеленка, йод нужны, чтобы смазывать ссадины и царапины. А бинт - чтобы потом перевязать смазанную ранку.

4) Шпатель – чтобы осматривать горло.

5) Спрей – брызгать больное горло.

6) Шприц – делать уколы.

7) Марлевая маска – ее надевают на рот и нос, чтобы защититься от микробов.

8) Таблетки нужны для того, чтобы сбить температуру. Также их можно рассасывать во рту, когда болит горло.

9) Мазь – чтобы смазывать ушибы и синяки.

Айболит:

- Как вы уже много знаете про работу врача. Подрастете, может быть, кто-то будет врачом и станет лечить людей. А давайте я вас научу делать массаж носа и ушек, чтобы вы были всегда здоровы и не болели.

Массаж ушек и носа

- Ушки ты скорей найди,

И ребятам покажи! (взяться за уши большими и указательными пальцами);

Ловко с ними мы играем (заводим руки за уши, загибаем их вперёд всеми пальцами, резко отпускаем);

Вот так хлопаем ушами!

А сейчас все тянем вниз,

Ушко, ты не отвались! (кончиками большого и указательного пальцев тянем мочки ушей вниз, отпускаем);

Ушко, кажется, замерзло (ладонями трем ушную раковину);

Отогреть его нам нужно!

- Носик ты скорей найди,

И ребятам покажи! (поглаживание крыльев носа);

Ротик ты свой закрывай (поглаживание от центра к вискам);

Только с носиком гуляй! (вдохнуть и выдохнуть воздух);

Вот так носик – баловник,

Он шалить у нас привык! (надавливать большим и указательным пальцами одной руки на крылья носа);

Тише, тише, не спеши,

Ароматом цветка дыши! (вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрыв их поочередно указательным пальцем);

Надо носик нам погреть (указательные пальцы на переносице);

Его немного потереть (выполняют движения вверх-вниз);

Нагулялся носик мой,

Возвращается домой!

Айболит: - Молодцы! Все движения точно за мной повторили!

Заходит плачущий Зайчик.

Айболит: - Что случилось, Зайчик?

Зайчик рассказывает, что он плохо себя чувствует.

Айболит: - Давай мы тебя полечим.

Игра «Вылечи Зайку»

Айболит:

- Померяем Зайке температуру чем? (градусником). Какое лекарство дадим? (таблеточку).

- Если болит горло, посмотрим его чем? (шпателем). Побрызгаем горло чем? (спреем).

- Болит лапка – помажем чем? (мазью).

- Вот и вылечили Зайку.

Зайка: Спасибо! Я больше не хочу болеть. А что нужно делать, чтобы быть здоровым?

Айболит: Надо делать зарядку. Давай мы тебе покажем!

Зарядка

(Максим Задорнов «Солнышко лучистое любит скакать»).

Дети выполняют движения под музыку.

Зайка: Ах, как весело! А что еще нужно делать, чтобы быть здоровым?

Игра «Научим Зайку быть здоровым»

Айболит: Ребята, давайте Зайке с помощью картинок расскажем, что нужно делать, чтобы быть здоровым:

- перед едой мыть руки с мылом;

- кушать овощи и фрукты;

- хорошо мыть овощи и фрукты водой.

- есть витамины.

Зайка: Спасибо, дети! Теперь я буду всегда здоров!

Айболит: Ну что ж, пора нам с Зайкой уходить. Я хочу еще зайти к другим детям. А вам дарю витамины. Берегите свое здоровье!

Ведущая: Спасибо, Айболит. Мы узнали сегодня столько нового про твою работу, о том, как ты помогаешь людям быть здоровыми, и как нужно заботиться о здоровье.

Приложение 2

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию "В стране Чистюлии".

Конспект разработан для детей 3-4 лет, проводится в игровой форме (подвижные, пальчиковые игры; загадки). Игры, использованные на занятии, можно проводить с детьми в режимных моментах. Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми младшего дошкольного возраста, родителям.

Форма проведения: Игра-путешествие.

Цель: Приобщение детей к здоровому образу жизни. Уточнение и конкретизация представлений о предметах личной гигиены, закрепление навыка их использования.

Задачи:

• Помочь детям вырасти крепкими и здоровыми, дать понять, что здоровье – главная ценность жизни человека.

• Довести до сознания детей важность соблюдения гигиенических процедур.

• Воспитывать привычку следить за своим внешним видом.

• Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, мелкой моторики, координации речи с движением, общих речевых навыков, умения отвечать на вопросы.

Материал и оборудование: кукла Чистюля, схема-алгоритм мытья рук, предметы личной гигиены, 2 обруча, 2 картинки.

Методы и приемы: Сюрпризный момент - приход Чистюли, игровой прием - поездка на поезде, коммуникативная игра «Здравствуй!», отгадывание загадок, пальчиковая игра, рассматривание алгоритма мытья рук, предметы гигиены, итог (анализ).

Ход занятия:

Звучит музыка, появляется Чистюля.

Чистюля: Здравствуйте, ребята!

Я рада повстречаться,

С вами милые друзья,

К гигиене приобщаться

Ведь, наверное, не зря,

Чистюлей звать меня.

- Я живу в стране чистоты и здоровья. Слово «здравствуй» похоже на слово «здоровье». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте и мы друг с другом поздороваемся.

Коммуникативная игра «Здравствуй! »

Кого ни повстречаем,

Здоровья пожелаем.

Друг к другу повернемся,

Скажем: «Здравствуй»,

Улыбнемся - говорят ребята

(повернуться друг к другу и поздороваться правыми руками) .

Кого ни повстречаем,

Здоровья пожелаем.

Друг к другу повернемся,

Обнимемся и улыбнемся (обнять друг друга).

Чистюля:

Девочки и мальчики, сегодня я предлагаю вам отправиться в очень интересное путешествие! В мою страну «Чистюлию»! А поедем мы на нашем паровозике!

Воспитатель:

Как весело, как весело!

Отправиться с друзьями.

В загадочное путешествие,

Поедем вместе с нами!

Наш паровозик отправляется, садитесь поскорее все те, кто хочет отправиться с нами в путешествие. Чух - чух - чух!

Чистюля: Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят

Везут в страну «Чистюлию» компанию ребят.

Мы едем, едем, едем в далекие края,

Веселые ребятки и лучшие друзья.

– Вот мы и приехали к нашей первой остановке. Наша первая остановка Гигиеническая.

Остановка «Гигиеническая»

Чистюля: Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, что очень важно для нашего здоровья, для чистоты …

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Воспитатель: Правильно, это вода. К нам в детский сад ходят только чистые и аккуратные дети. Правда, ребята? Давайте покажем Чистюле, как мы умываемся.

Пальчиковая игра «Кран, откройся…».

Кран откройся, (Правой рукой показать, как открыть кран.)

Нос умойся, (Указательными пальцами массировать крылья носа.)

Мойтесь сразу оба глаза. (Указательными пальцами массировать веки.)

Мойтесь ушки, (Ладошками массировать уши.)

Мойся шейка. (Поглаживание шеи сверху вниз ладошками.)

Шейка мойся хорошенько.

Мойся, мойся, обливайся. (Ладошками массируют щеки.)

Грязь смывайся, (Трут ладошку об ладошку.)

Грязь смывайся.

Воспитатель: Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть.

От простой воды и мыла

У микробов тают силы.

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

А вы, ребята, моете руки перед едой?

Дети: Да.

Воспитатель: А сейчас предлагаю поиграть. Вам нужно рассмотреть схему-алгоритм мытья рук и расположить картинки в правильном порядке.

Игра «Что сначала, что потом».

Ребята, посмотрите на картинки, что нужно сделать вначале? Что потом? Разложите картинки в правильном порядке.

1. Закатать рукава

2. Открыть кран с водой

3. Взять в руки мыло

4. Намылить руки до густой пены

5. Смыть мыло чистой водой

6. Закрыть кран

7. Полотенцем вытереть воду с рук досуха

8. Опустить рукава.

Чистюля: Молодцы! А наш поезд отправляется дальше, проходим все в вагончики.

Станция «Загадки»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какие предметы личной гигиены должны быть у каждого человека, чтобы быть чистыми и опрятными?

Загадки.

1. Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

2. Хвостик из кости,

А на спинке – щетинка. (Зубная щетка)

3. Вытираю я, стараюсь

После бани паренька.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

4. Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

5. Чтобы волосы блестели

И красивый вид имели,

Чтоб сверкали чистотой,

Мною их скорей помой. (Шампунь)

6. Не смотрел в окошко –

Был один Антошка.

Посмотрел в окошко –

Там второй Антошка.

Что это за окошко,

Куда смотрел Антошка? (Зеркало)

Чистюля: А я знаю интересную игру. Это игра «Чистюли».

Игра-эстафета «Чистюли».

Дети по двое выполняют задание, перед ними на столе предметы (книги, фломастеры, ножницы, зубные щетки, мыльница, мыло, мочалка, расчески, полотенца и др.) Дети отбирают предметы, которые помогают быть чистыми и аккуратными.

Воспитатель: Весело мы с вами поиграли. Отправляемся дальше в наше путешествие по стране Чистюлии.

Станция «Топ-хлоп».

Чистюля: А сейчас поиграем в игру, которая называется «Топ-хлоп». Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.

Игра «Топ-хлоп».

а) Мылом моют руки. (хлоп)

б) Во время умывания разбрызгивают воду. (топ)

в) Зубы чистить не надо. (топ)

г) Зубы чистят зубной пастой. (хлоп)

д) Волосы расчесывать не надо. (топ)

е) Перед мытьем рук нужно закатать рукава. (хлоп)

ж) Нельзя брать грязные пальцы в рот. (хлоп)

Чистюля: Молодцы, ребята! А теперь мы отправляемся дальше. Скорее проходим все в вагончики и занимаем свои места. Чух чух –чух! Вот мы и доехали к нашей следующей станции. Выходим все скорее из вагончиков и узнаем, как же называется наша следующая остановка. Эта станция называется «Станция чистоты».

«Станция Чистоты»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь находятся предметы личной гигиены: зубная щетка, зубная паста, расческа, мыло, полотенце, зеркало. А для чего они нужны?

Игра «Ответь на вопрос».

-Для чего нужно мыло? Для чего нужно полотенце? А расческа? А зеркало? А зачем нужны зубная щетка и зубная паста? Как вы думаете, ребята, сколько раз в день надо чистить зубы? А почему нужно чистить зубы?

Чистюля: Ай, да какие вы молодцы, ребята, все то вы знаете. А теперь поиграйте со мной.

Игра «Ровным кругом».

«Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг

Что Чистюля нам покажет,

То и будем выполнять.

(Моем руки, чистим зубы, расчесываемся и т.д.)

Чистюля: Какие вы молодцы ребята! А наш поезд отправляется дальше, проходим все в вагончики. Чух- чух-чух! Выходим все из вагончиков. Вот и конечная станция. Посмотрите, здесь вас ждет картина.

Задание «Дорисуй картину».

-Давайте посмотрим на картину. Что на ней нарисовано?

Дети: душ, грязные дети.

- Что же надо сделать, чтобы дети стали чистыми?

Ответы детей, если затрудняются, то подсказать, что надо дорисовать струйки воды из душа, чтобы отмыть ребят.

- Вставайте поудобней, чтоб всем места хватило, и приступим к рисованию водички.

Дети ватными палочками рисуют струйки воды.

- Вот какая хорошая картина у нас получилась! Теперь дети стали чистыми.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться.

И прежде чем расстаться, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались, где побывали? Понравилось ли вам наше путешествие?



Предварительный просмотр:

Дидактические игры по воспитанию гигиенических навыков у детей младшей группы ДОУ

Дидактические игры по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков

Чистоплотные дети.
Задачи игры. Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры. Воспитательница говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем воспитатель говорит: «Руки». Дети, которых она вызывает, отвечают: «Мыло, полотенце». Подобным же образом дети реагируют на слова «волосы» (гребень, мыло), «купание» (ванна, полотенце, душ, губка, мыло)
Вариант. Воспитательница задает вопрос: "Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (зубная щетка, паста, мыло, расческа)

Что нужно кукле!
Задачи игры. Упражнять культурно-гигиенические навыки.
Пособия: картинки с изображением предметов, используемых при умывании, одевании (мыло, зубная щетка, полотенце, зубная паста, гребень, заколка, лента для волос носки, ботинки, шапочка, платье, блузка, юбка, перчатки, курточка).
Ход игры. Воспитатель знакомит детей с картинками, спрашивает их, для чего нужен каждый предмет, затем перемешивает картинки и раздает их, берет куклу и говорит детям: «Наша куколка встала и хотела бы умыться, но чем?»

Что ты можешь о них сказать!
Задача игры. Познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Пособия. Гребень, мыло, полотенце, умывальник, ножнички.
Ход игры. Предметы гигиены лежат возле воспитателя на столике.
Воспитательница называет по имени одного ребенка: "Петя, скажи, что ты видишь здесь?” Ребенок называет отдельные предметы и показывает их. Если он что-либо пропустил, другие дети его дополняют до тех пор, пока все предметы не будут названы.
Далее воспитательница задает другому вызванному ребенку следующий вопрос: "Яна, есть у вас дома мыло?”
Когда ребенок ответит утвердительно, воспитательница просит: Принеси мыло. Посмотри на него внимательно и понюхай его. Что мы c ним делаем? Для чего нам мыло?”
Если ребенок не рассказал о мыле чего-либо важного, воспитательница может вызвать следующего ребенка. (Когда мыло уже не нужно, она откладывает его в сторону.)
Воспитательница может задать и наводящие вопросы: "Для чего мама купила мыло?” (Она хочет стирать.) "Что сделает мама, когда полотенце станет грязным?” (Выстирает его.) "Для чего маме гребень? Какие гребни у вас дома?”.

"Сделаем лодочки"
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход занятия: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
засучить рукава (взрослый произносит потешку:
"Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!";
открыть кран;
сложить ладони рук "лодочкой";
подставить руки под струю воды;
закрыть кран;
вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает внимание ребенка на положение рук.

"Мыльные перчатки"
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: "Вот, какие у нас перчатки - белые!" Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки. В случае необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

"Умывалочка"
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход занятия: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т.д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку - посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: "Аи, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!"

Игра "Делаем прическу"
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху-вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу: "Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!" Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу в руки ребенку при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз. В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Игра "Почистим зубки"
Цель: учить ребенка чистить зубы.
Оборудование: две зубные щетки, стакан с водой, зеркало.
Ход занятия: [/b]взрослый просит ребенка посмотреть в зеркало и улыбнуться, при этом обращает его внимание на зубы. Затем говорит, чтобы зубы не болели, нужно их чистить. Взрослый достает две щетки: одну дает в руки ребенку, а другой показывает, как нужно проводить щеткой по зубам, при этом произносит потешку:
Ротик, ротик! Где ты ротик?
Зубки, зубки! Где вы зубки?
Щечка, щечка! Где ты щечка?
Будет чистенькая дочка!
В конце игры взрослый вместе с ребенком смотрят в зеркало и улыбаются, показывая чистые зубы. При необходимости используются совместные действия взрослого и ребенка.

Игра "Кукла заболела"
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: "Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!" Взрослый произнести потешку:
Маша заболела, трудно ей дышать,
Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает детям повторить действие.

Игра "Носики-курносики"
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять(убирает платок в карман).Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.

Д.игра «Подбери предметы личной гигиены».
Задача: " Учить детей находить предметы по просьбе воспитателя. Закреплять знания о предметах личной гигиены.
Ход игры: на столе у воспитателя лежат предметы личной гигиены. Воспитатель показывает предмет личной гигиены, каждый ребенок должен показать картинку с таким же предметом личной гигиены, подумать и сказать, почему ему нужен именно этот предмет, и объяснить, для чего он нужен.
Подвижная игра «Ровным кругом»
Правила игры: Дети встают в круг. В середине круга ребёнок, исполняющий роль мыла. Дети идут друг за другом по кругу, напевая песенку:
Ровным кругом друг за другом
Будем весело шагать,
Что нам мыло здесь покажет,
То и будем выполнять.
Мыло показывает, как надо намыливать руки, дети повторяют движения. Затем соответствующее движение показывает полотенце (расчёска, зубная щётка, мочалка, носовой платок).

Игра малой подвижности "Зайка серый умывается".
Зайка серый умывается,
видно в гости собирается.
вымыл ротик, вымыл носик,
вымыл глазки, вымыл лобик,
вымыл ручки, вымыл ножки,
вымыл ухо, вытер сухо.
Действие выполняется по тексту.

М/п игра «Топ-хлоп»
Ход: Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны. Итак, начинаем.
а) полотенцем вытирают лицо ... (хлоп)
б) мыло чистят зубы ... (топ)
в) зубной щеткой расчесываются ... (топ)
г) мочалкой моют тело ... (хлоп)

Хоровод
Ход:
За руки друзей возьмем
Хоровод наш заведем.
Мы старались, умывались,
Вытирались, причесались:
А сейчас нас ждет обед:
Борщ компот и винегрет.
Теперь каждый ляжет спать
На уютную кровать.
(дети водят хоровод, в конце останавливаются, кладут руки под щеку, ладонь на ладонь «засыпаем»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Витамины и здоровье»

Краткосрочный проект во второй младшей группе«Витамины и здоровье»...

Проект по здоровьесбережению во второй младшей группы "Чистота залог здоровья"

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.                                  ...

Краткосрочный проект во второй младшей группе " Чистота- залог здоровья"

Краткосрочный проект во второй младшей группе " Чистота- залог здоровья"...

Среднесрочный проект во второй младшей группе "Чистота залог здоровья!"

Тип проекта: Познавательно- исследовательский, краткосрочный. Участники проекта : Дети второй младшей группы, родители, воспитатели. Актуальность: Нет задачи важнее, чем вырастить здоро...

Краткосрочный проект во второй младшей группе «Витамины и здоровье»

На разработку этого проекта повлияло наблюдение за тем, что дети плохо едят отварные и тушенные овощи, приготовленные разные блюда из них.Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепл...

Краткосрочный проект во второй младшей группе "Витамины и здоровье"

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является укрепление здоровья детей.Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факто...