Педагогическая статья: «Стиль и характер общения с детьми дошкольного возраста»
статья (средняя группа)

В чём смысл слова ,,Общение’’? Слово общение может содержать огромный спектр эмоциональных, этический и межличностных взаимоотношений. Для каждого оно означает что-то своё. Для кого-то – способ обмена информацией, для других – вид деятельности, для третьих – способ самовыражения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_statya.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа 8 им. Матвеева

Дошкольное отделение «Знайка»

Педагогическая статья: «Стиль и характер общения с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Жулей И.В.

Химки, 2023 г.

В чём смысл слова ,,Общение’’? Слово общение может содержать огромный спектр эмоциональных, этический и межличностных взаимоотношений. Для каждого оно означает что-то своё. Для кого-то – способ обмена информацией, для других – вид деятельности, для третьих – способ самовыражения. Его значение может меняться, всё зависит от того на каком отрезки жизни сейчас находится человек. Для ребёнка появившегося на свет, общение становится тем самым глотком воздуха, который даёт толчок к его дальнейшему развитию. Ребёнок, не удовлетворивший свою потребность во взаимодействии с близкими людьми, отстаёт в интеллектуальном и физическом развитии. Задача педагога – создать ребёнку все возможные условия для его развития, а значит и атмосферу доброжелательности и благополучия в том числе. Ведь очень важную часть своего детства ребёнок проводит в условиях детского сада, где происходит процесс зарождения его навыков общения и всестороннего развития.

Важный и наиболее сильный источник переживаний дошкольника — это взаимоотношения с другими детьми. Когда родители относятся к своему чаду с любовью, нежностью, признают его права, то малыш испытывает эмоциональное благополучие: чувство защищенности и уверенности. Эмоциональное благополучие влияет на нормальное развитие личности ребенка, вырабатывает у него положительные качества, доброжелательное отношение к другим людям.

Общение с детьми дошкольного возраста зависит напрямую от отношения, демонстрируемого взрослыми. Через подражание в общении, малыш осваивает способы взаимодействия с людьми. Стремясь усвоить способы взаимодействия, получить похвалу малыш с горячностью погружается в общение. Одновременно с этим, стремясь утвердить свою самостоятельность, дошкольник , демонстрируя личное стремление, например, на своем настоять: «Я буду это делать!», «Я так сказал!». Малыш не может умело управлять своими эмоциями ,и в некоторых ситуациях может растеряться и не знать как себя вести. Общение с дошкольниками постепенно приобретает внеситуативный характер. Значительно расширяются возможности благодаря речевому развитию общения с окружающими.

Профессиональная деятельность воспитателя без педагогического общения невозможна. Общение воспитателя с детьми представляет собой систему взаимодействия с целью оказания воспитательного воздействия, а также формирования самооценки ребёнка и целесообразных взаимоотношений, создания благоприятных условий для психического развития. Воспитатель должен стремиться сделать педагогическое общение с детьми наиболее эффективно, что будет способствовать психическому развитию малышей. Для достижения этого педагогу следует знать, чего от общения ждут его воспитанники, а также учитывать меняющуюся потребность на протяжении детского возраста.

Общение воспитателя с детьми подготавливает появление более новых, сложных видов взаимоотношений ребёнка с людьми. Содержание и форма педагогического общения воспитателя определяются конкретными задачами, решаемыми в процессе руководства деятельностью малышей.

Эффективность педагогического общения во многом зависит от умения воспитателя учесть возрастные, а также индивидуальные особенности детей. Воспитатель выбирает формы воздействия для общения с детьми разного темперамента, а также возраста. К самым маленьким воспитатель зачастую выражает особую теплоту, а также применяет ласковые формы обращения, которые малыши привыкли слышать в семье. Заинтересованность и чуткость педагог выражает в работе к более старшим детям. Однако в этом случае для оптимального характера взаимоотношений необходимо умение и пошутить, а при необходимости разговаривать строго и серьезно. Содержание общения воспитателя меняется с учетом поведения детей, а также учитываются их склонности, интересы, пол, особенности семейной микросреды. Воспитатель в процессе взаимодействия с малышами использует как косвенные, так и прямые воздействия. К прямым относят воздействия, которые напрямую обращены к воспитаннику, а так же касаются его поведения или взаимоотношений (показ, объяснение, указание, порицание, одобрение). К косвенным относят воздействия через других лиц. Эффективными в работе с детьми косвенными воздействиями являются воздействия игрового общения.

В наши дне установлено тир основных вида общения:

Авторитарный

Демократический

Попустительский

1. Авторитарный стиль общения предполагает что педагог единолично решает все вопросы, касающиеся как детского коллектива, так и каждого ребенка. Опираясь на свои собственные познания, он задаёт цели деятельности, способы ее выполнения, субъективно оценивает результаты. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям. Любая инициатива рассматривается авторитарным педагогом как проявление нежелательного самоволия. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.

2. При демократическом стиле общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению детей, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Педагог ориентирован на повышение субъектной роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Этот стиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба. В результате у детей развивается уверенность в себе, стимулируется проявление инициативности. Параллельно возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.

3. Попустительский стиль общения не предполагает наличие системы организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, стремиться минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за её результаты. Воспитатель выполняет свои функциональные обязанности формально, ограничиваясь лишь образовательной деятельностью. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры.

В действительности педагог чаще всего использует смешанный стиль общения. Если опираться на теорию то, наиболее предпочтительным стилем общения является демократический. Однако следовать чётким правилам и устоям не всегда получается, всегда могут произойти различные ситуации, требующие несколько другого подхода и принятия решений. Так же педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой или отдельными детьми относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

В итоге, уровень качества общения педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, чёткостью принятия решений, а также зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело, каковы индивидуальные особенности каждого человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-тренинг для педагогов ДОУ «Построение психолого-педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

Обучение педагогов основам эффективного общения. Овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в работе с детьми.Повышение п...

Статья "Ошибки взрослых в общении с детьми дошкольного возраста"

Статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста, полезно будет прочитать и педагогам дошкольного образования....

Статья «КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В ДОУ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ОТ 0-3 ЛЕТ»

В статье отражен опыт дистанционной работы Консультационного центра на базе МБДОУ «Детский сад №18 «Звёздочка» г. Воркуты, оказывающего методическую, психолого-педагогическую, диагно...

Тренинг для педагогов ДОУ «Построение педагогического общения с детьми дошкольного возраста»

Работа педагогов во время тренинга дает возможность «проживания» педагогом роли ребенка, конкретизировать  правила взаимодействия с детьми для достижения личностно-ориентированной мод...

Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»

Статья «Воспитание культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности»...