«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между специалистами ДОУ и начальной школой».
проект

Романовская Анна Сергеевна

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_portfolio_2019g.docx737.89 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ «СОШ №1 г.Онеги»  детский сад «Солнышко»

 ПРОЕКТ

«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между  специалистами ДОУ и начальной школой».

C:\Users\USER\Desktop\IMG_20191123_225813.png

                                                                                     

                                                                                                   Воспитатель:

Кузнецова Екатерина Олеговна

                                                                                       Педагог – психолог:

                                                                          Романовская Анна Сергеевна  

                                                   

                           

                                                       г. Онега  2019 год

Паспорт проекта

Тип проекта:

- По доминирующей деятельности: информационно практико-ориентированный.

- По числу участников: групповой, ориентированный на детей дошкольного возраста, родителей, педагогов.

- По времени проведения: долгосрочный (до подготовительной группы).

- По характеру контактов: осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьёй.

Цель и задачи проекта

Цель  – создание портфолио дошкольника, как способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в различных видах деятельности.

Задачи – определить форму и содержание портфолио;

              - привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию  

                по оформлению портфолио;  

             - активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель;

            - обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в условиях ДОУ, а в последующем в период адаптации к школе.

Принципы реализации проекта:

  1. Доступнось: учет возрастных особенностей детей, адаптированность материала.
  2. Систематичность и последовательность: постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний, правил и норм.
  3. Наглядность и занимательность: предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
  4. Динамичность: интеграция проекта в различные виды деятельности.
  5. Дифференциация: создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Формы организации детей:

  1. Беседы
  2. Целевые прогулки.
  3. НОД.
  4. Продуктивная деятельность.
  5. Дидактические игры.
  6. Подвижные игры.
  7. Сюжетно- ролевые игры.
  8. Театрализованные игры.
  9. Участие в конкурсах, смотрах, олимпиадах.
  10. Выставки детских рисунков и  поделок (оригами).
  11. Заучивание стихов, песен, пословиц, поговорок по теме проекта.
  12. Чтение художественной литературы.
  13. Просмотры  презентаций, фильмов.
  14. Организация и проведение совместных с родителями праздников и развлечений.

Этапы проекта:

1 этап: подготовительный - выбор содержания портфолио, знакомство участников проекта с особенностями заполнения портфолио.

2 этап: основной (реализация проекта) – заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями, специалистами.

3 этап: заключительный – анализ полученных результатов.

Результат: - повышение уровня самооценки, самостоятельности  

                        и активности детей;                                                        

                     -  создание портфолио дошкольника;

                     -  выставка – презентация;

Дальнейшее развитие проекта: ведение портфолио в школе.

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей.

Актуальность

            В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

         Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу детского сада, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

 «Портфолио дошкольника»

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Это «копилка» личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.

Особенности «Портфолио дошкольника»:

1.1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника в определенный период его развития.

1.2. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, факторологических и алгоритмических знаний и умений.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые воспитанником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других, и является важным элементом практико-ориентированного, деятельного подхода к образованию. В зарубежной традиции портфолио определяется как «коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях».

1.4. Портфолио дошкольника – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного воспитанника, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и, в дальнейшем, профильного обучения.

1.5. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио дошкольника, позволяет воспитателю создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха.

Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребенка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций, подобные мероприятия (совместное создание портфолио) способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности. Вместе с этим приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в начальной школе.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженой, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями будут проводится семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии « ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв своё достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминании и доставит не меньшее удовольствие, чем семейный альбом.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве.

Отличительные особенности «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

Портфолио дошкольника во многом отличается от портфолио учащегося, который достаточно широко представлен в методической литературе.

Самое главное отличие в том, что, ввиду возрастных особенностей, при его составлении дошкольнику требуется постоянная помощь взрослых.

1. Портфолио дошкольника – это всегда портфолио-собственность. Это его любимая книга, которую он сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил свои интересы, желания, мечты.

2. При этом портфолио дошкольника может нести оценочную функцию – «портфолио как инструмент комплексной диагностики» (Л.И. Адаменко), но в этом случае основная роль в определении его структуры и содержания принадлежит педагогу. По мнению специалистов-психологов, оценочно-диагностический портфолио является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка.

3. Для ребенка дошкольного возраста особое значение имеет оформление портфолио. Портфолио должен привлекать, заинтересовывать. Вместе с тем страницы должны быть оформлены так, чтобы ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы.

Сходства между «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика»

1. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.

2. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.

3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.

4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.

5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.

2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

  • для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.);
  • накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени;
  • тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, «Моё домашнее животное», «Лето-весёлая пора» и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая.

4. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.

5. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.

6. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

2. Использование Портфолио в ДОУ

Возможно ли использование Портфолио в дошкольном учреждении?

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Чаще всего в ДОУ используются:

1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора-ребенка. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

3. По цели отражения итогового результата, ради которого собирается портфолио в ДОУ уместно использование:

  • портфолио-собственностъ (собирается для себя);
  • портфолио-отчет (для преподавателя).

4. Так как строгих ГОСТов к портфолио пока не существует, в нем можно использовать следующие рубрики:

  • «Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо.
  • «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две:
    - «Вот какой я большой»: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах
    - «Чему я научился»: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год.
  • «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом.
  • «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья».
  • «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов.
  • «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии.
  • «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада и друга.
  • «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.
  • «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д.

Разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка, наиболее полно отражают особенности роста и развития дошкольника. Даже за один год ведения такой папки-портфолио, у детей накопится достаточный материал, отражающий их жизни в детском саду и за его пределами.

Система работы

Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка» может быть представлена следующим образом:

Работа с педагогами

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

  1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
  2. Разработка структуры портфолио.
  3. Оформление образца портфолио ребенка педагогами.
  4. Презентация образца портфолио.
  5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.
  6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ
  1. Рассматривание образца портфолио.
  2. Индивидуальная беседа с детьми.
  1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
  2. Консультативная помощь (семинар-практикум по оформлению портфолио, памятки, опросники и т.д.)

     Памятка для педагогов ДОУ.

1.Работа с детьми над портфолио должна проводиться с каждым ребенком отдельно в любое удобное время в течение дня.

2.Дети самостоятельно отбирают и приклеивают материал (фотографии, модели, схемы). Взрослый лишь помогает ребенку, а не делает работу за него.

3.При работе с каждой страницей ребенку задают вопрос: «Что ты хочешь рассказать о себе, своей семье, об интересном событии?»

4.Рассказ, сказку, стихотворение ребенка записывать дословно, печатными буквами, так, чтобы по мере овладения грамотой ребенок смог сам прочитать свой рассказ.

5.По возможности каждый материал или группа материалов должны сопровождаться кратким рефлексивным комментарием ребенка.

6.По желанию самого ребенка можно проводить беседы, в которых он рассказывает другим детям о себе, своей семье, друзьях, достижениях.

7.При заполнении страничек создавать необходимую атмосферу для того, чтобы ребенок смог вам раскрыться. Детям бывает сложно рассказать о себе другим. Особенно если они испытывают трудности в общении или в речи – в этом прекрасным помощником оказывается портфолио. Он помогает ребенку набраться смелости и раскрыть свой внутренний мир перед другими, что очень эффективно в плане адаптации детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой».

МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»     ПРОЕКТ«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школо...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология в ДОУ»

Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.  Преимуществом технологии «Портфолио» в  ДОУ является то, ...

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется шир...

«Портфолио дошкольника как инновационная технология»

Портфолио дошкольника — это, прежде всего, копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, это своеобразный маршрут развития ребенка. Соб...

Круглый стол педагогов ДОУ и учителей начальной школы « Формирование у дошкольников внутренней позиции «я – школьник». Преемственность дошкольного учреждения с начальной школой».

Задачи проведения "Круглого стола":·         расширить теоретический диапазон знаний участников круглого стола по проблеме формирования внутрен...

Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволяет целенапра...