Из истории эстетического воспитания в России «Краткая характеристика основных этапов»
методическая разработка (старшая группа)

Гульназ Медведева

 

Актуальность данной темы определена тем, что одной из ярких черт современного этапа развития культуры в нашей стране является растущий интерес общества к теории и практике эстетического воспитания подрастающего поколения.

Проблемы воспитания дошкольников призван осуществлять всестороннее воспитание детей дошкольного возраста. Физические, умственные и нравственные воспитание значительное место в работе детского сада занимает эстетическое воспитание. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического воспитания - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Занятия проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям детей рисование, лепки, слушать художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое воспитание (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hud_razvitie.docx48.54 КБ

Предварительный просмотр:

Из истории эстетического воспитания в России

«Краткая характеристика основных этапов»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….…………3 #1058;еоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………..….…6

Характеристика эстетического воспитания в дошкольном образовании……………………………………………………………………………….6

2 Основные формы и методы эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………………………...…9

Исторические аспекты эстетического воспитания детей старшего дошкольного воспитания……………………………………………………………………………..…11

Заключение………………………………………………….……………………..…… 16 Список литературы…………………………………………………………….…………17

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы определена тем, что одной из ярких черт современного этапа развития культуры в нашей стране является растущий интерес общества к теории и практике эстетического воспитания подрастающего поколения.

Проблемы воспитания дошкольников призван осуществлять всестороннее воспитание детей дошкольного возраста. Физические, умственные и нравственные воспитание значительное место в работе детского сада занимает эстетическое воспитание. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического воспитания - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Занятия проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям детей рисование, лепки, слушать художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое воспитание (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения

Система эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей. «Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является одной из значимых в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»

Именно эстетическое воспитание является прочным связующим звеном между детскими дошкольными учреждениями и начальной школой. Если у ребёнка сформирован высокий уровень эстетической воспитанности, то и адаптация к обучению в школе у него происходит значительно легче. В дошкольном возрасте более ярко начинает проявляться гибкость и самостоятельность мышления, у детей формируется познавательный интерес и любознательность. Поэтому особенную актуальность получает воспитание у дошкольников художественных умений, формирование у них эмоционального отклика на красоту окружающего мира, а также осознание ими чувства прекрасного.

Эстетическое воспитание является одним из самых важных составляющих общего воспитания любого ребенка. Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей.

Многие педагоги и психологи считают, что формировать эстетическую культуру, также как и личность, необходимо с раннего возраста, так как этот возраст наиболее благоприятен. Данная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Т.С. Комарова, Д.Н. Джона, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая и другие.

Специалист в области эстетического воспитания дошкольников Т.С. Комарова пишет: «Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного…»

1 Теоретические основы эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Характеристика эстетического воспитания в дошкольном образовании.

Формирование у детей эстетического отношения к окружающей действительности является одной из важнейших проблем педагогики. Эстетическое воспитание образует основу восприятия личности, стремление к преобразованию мира, произведений искусства и умению наслаждаться ими.

«Эстетикос» по-гречески означает «имеющий отношение к чувственному восприятию». Эстетика – это философская наука о прекрасном в действительности и искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты».

Содержание эстетического воспитания – это система знаний, умений и навыков, главная цель которой – научить человека понимать и ценить прекрасное. На содержание эстетического воспитания влияет множество факторов. Но сначала необходимо дать определение самому понятию «эстетического воспитания». Ниже представлены некоторые из определений:

эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. (Б.Т. Лихачёв);

эстетическое воспитание – знание и правильное понимание сущности эстетики, как в искусстве, так и в окружающем нас мире. (Мамедова И. М.).

Ниже представлено, как определяли эстетическое воспитание разные ученые, педагоги, психологи.

«Эстетическое воспитание» – воспитание способности целенаправленно воспринимать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в явлениях искусства» (В. Н. Шацкая)

«Эстетическое воспитание» – это просвещение ума, образование сердца – утонченность обращения». (В. Г. Белинский)

«Никакие моральные поучения, как бы мудро они ни были освещены жизненным опытом и чувством благоговения перед человеческой красотой, не могут утвердить в юных сердцах благородные, высокие чувства, если рядом со словом не стоит искусство». (В. А. Сухомлинский)

«Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, жить и творить по «законам красоты». К. Маркс

Эстетическая воспитанность – результат, качественный показатель эффективности осуществления процесса эстетического воспитания.

Как полагает специалист в области эстетического воспитания дошкольников Комарова Тамара Семёновна, одно из главных условий полноценного эстетического развития детей, формирования их художественных способностей – внимание к детской творческой деятельности: игре, изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной. Если правильно организовать, можно обеспечить художественно-эстетическое, всестороннее развитие ребёнка и подготовку его к школе, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь ребенка интересным содержанием.

Главная цель эстетического воспитания заключается в том, чтобы взрастить в человеке эстетическую культуру, включающую следующие компоненты:

Восприятие – способность видеть прекрасное в любом его проявлении: природе, искусстве, межличностных отношениях и др.

Чувства – эмоциональная оценка прекрасного.

Потребности – желание получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного.

Вкусы – умение оценивать проявления окружающего мира с точки зрения его соответствия эстетическим идеалам.

Идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.

Задачи эстетического воспитания

Формирование эстетического отношения к окружающему миру

Формирование художественных умений

умение видеть красоту в природе, поступках, искусстве;

понимать прекрасное;

воспитание художественного вкуса.

обучение рисованию, лепке;

обучение пению, движениям под музыку;

развитие словесного творчества.

Существует определенная классификация средств приобщения к прекрасному. К таким универсальным средствам относятся: изобразительное искусство (живопись, скульптура); драматургия (театр); архитектура; литература; телевидение, СМИ; музыка различных жанров; природа.

Таким образом, эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса детей старшего дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

2 Основные формы и методы эстетического воспитания дошкольников

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста может быть организовано в различных формах. Под формой воспитания детей понимают сложившийся образ взаимодействия педагога и детей. Он характеризуется сочетанием средств и методов, которые у всех педагогов разные. Именно они определяю индивидуальность и неповторимость воспитательного процесса.

Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. Эта деятельность принесет пользу, если при её осуществлении будут использованы оптимальные формы организации эстетического воспитания.

Методы эстетического воспитания – это способы совместной деятельности воспитателя и ребенка, направленные на развитие эстетических представлений, чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

Выбор конкретного метода зависит от многих условий. К ним относятся: объем художественной информации; качество художественного материала; форма организации деятельности; вид деятельности; возраст и особенности ребенка; уровень подготовки педагога, его способности и мастерство.

Вопросы эстетического воспитания и сущности творческой деятельности рассматривались многими философами, искусствоведами, культурологами, психологами и педагогами. В российской педагогике также подробно рассматривались различные методы эстетического воспитания детей.

Поскольку в дошкольном возрасте ребенок настроен, прежде всего, на игру, необходимо широко использовать разнообразные игровые методы:

  • игровые ситуации и воображаемые (помогают развить познавательно-творческую активность);
  • песни, загадки, стихи, сказки, музыкальные произведения;
  • демонстрация эпизодов кукольных спектаклей;
  • рассказ-рисование с элементами сказки.

Существует классификация методов эстетического воспитания, определенная Н.А. Ветлугиной (советский деятель в области музыкального образования и воспитания). Ветлугина выделяет методы в зависимости от: источника знаний; вида художественно-творческой деятельности; задач развития художественно-творческих способностей; индивидуальных особенностей детей; этапов художественных занятий.

Таким образом, замыслы воспитателя по организации эстетического воспитания детей могут достичь своих целей правильным подбором, а также комбинированием различных методов.

Кроме того, исследователи и ученые предлагают использование в эстетическом воспитании дошкольников как можно больше игровых методов, игровых ситуаций. Это создает положительную эмоциональную атмосферу, способствует эффективному овладению изобразительными навыками, повышает качество работы и способствует развитию интереса к художественно-творческой деятельности.

Эстетическое воспитание – задача не только воспитателей и учителей. Это непрерывный процесс, который берет свое начало в семье, а продолжается педагогами.

Содержание эстетического воспитания в семье включает:

  • личный пример родителей (именно родители являются первыми эстетическими идеалами ребенка);
  • воспитание музыкального вкуса (начинается с пения колыбельных песен, потешек, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребенком);
  • умение ценить произведения искусства (знакомство с цветами, их сочетаниями, развитие способности видеть форму и содержание);
  • чтение книг (помогает ребенку освоить богатство родного языка);
  • беседы (ответы на вопросы ребенка, возникающие во время познания окружающего мира);
  • эстетика быта (дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства – картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота).

Все это с самого раннего детства формирует у ребенка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдет своё выражения в эстетическом сознании.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов говорил «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания ребенка.

Исторические аспекты эстетического воспитания детей старшего дошкольного воспитания

На рубеже XIX – XX столетия, в тяжёлые для России времена, многие педагоги, а также широкие круги специалистов разных областей и наука и искусства рассматривали вопросы эстетического воспитания. Можно сделать вывод о том, что прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с различными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания.

Советская педагогика, обобщив опыт зарубежной и русской педагогической мысли, создавала систему эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания. Значительный вклад в разработку теории и практики внесли А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они пропагандировали систематическое развитие органов чувств и творческих способностей воспитанников в процессе творческой деятельности. Это даёт им возможность наслаждаться красотой и создавать её.

Писатель, искусствовед, литературный критик А.В.Луначарский особое внимание в эстетическом воспитании отводил искусству (литературе, музыке, театру), а также развитию у подрастающего поколения творческой активности. В своей публикации «О воспитании и образовании» он призывал хранить наследие науки и искусство прошлого, а также отмечал, что человек должен развёртывать своё художественное и научное творчество

Обозначим основные исторические периоды, а также их представителей, занимающихся проблемами эстетики и эстетического воспитания.

  • Эпоха Античности (VII в. до н.э. – III в. н.э.) – Платон, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Цицерон и др.
  • Эпоха Средневековья (конец V в. – начало XVI в.) – Августин Блаженный, Фома Аквинский и др.
  • Эпоха Возрождения (XVI – XVII в.в.) – Леон-Батист Альберти, Альбрехт Дюрер и др.
  • Эпоха Нового Времени (XVII в. – начало XVIII в.) – Я.А. Коменский, Рене Декарт и др.
  • Эпоха Просвещения (XVIII в.) – Дени Дидро, И. Гербарт, Г. Песталоцци, Ф. Шиллер и др.
  • Эпоха Романтизма или «Золотой век Русской культуры» (XIX в.) –К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, В.Г. Белинский и др.)
  • Эпоха Новейшего Времени (XX- XXI в.в.) – С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.

Рассмотрим более подробно каждую историческую эпоху с точки зрения развития эстетического воспитания и его аспектов.

Период Античности (VII в. до н.э. – III в. н.э.) дает дальнейшее развитие эстетических идей: в этом периоде встречаются определенные системы эстетического воспитания, в которых определены средства, задачи и методы эстетического воспитания.

Платон объявил идею источником эстетического начала. Важнейшей эстетической проблемой Платона является прекрасное. Он считал, что красота носит сверхчувствительный характер и постигается не чувствами, а разумом.

Аристотель вводит понятие «калокагатия», которое объясняет человека как существо доброе и прекрасное, и предлагает включить в эстетическое воспитание рисование и письмо. Аристотель считал, что искусство это подражание воспроизведение природы. Также он выдвигал каноны искусства, т.е. четкие правила, на основе которых рождается произведение искусства, отличающееся большой выразительностью.

Гераклит и Демокрит считали, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах. Мера, пропорциональность, гармония частей рассматриваются ими как объективные основы прекрасного.

В философских трудах Цицерона разносторонне разрабатываются идеи эстетического воспитания, причем большое значение придается развитию таких черт личности, как умение выразительно разговаривать, развитие чувства художественного слова, ритма. Он создал фундаментальный труд «Наставление оратору». В нем он выдвинул идею гуманного отношения к детям, развитию их врожденных творческих и познавательных способностей. Цицерон говорил: «…дети подают иногда блестящие надежды, которые потом, с годами, исчезают; следовательно, не природа виновата, а недостаток воспитания служит тому причиной».

В период Средневековья (конец V в. – начало XVI в.) тенденции античной эстетики получили продолжение в трудах Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др.

Августин считал, что красота – это добро и истина, которые чувственно воспринимаются в форме созерцаемой красоты. Фома Аквинский пытался определить особенности эстетического чувства. Прекрасным он называет тот образ, который наиболее точно отражает предмет, даже если он сам по себе безобразен.

В целом, Средневековая эстетика носила формальный, отделённый от жизни характер, и в основном обобщала положения искусства, находящегося под всесторонним влиянием церкви.

В эпоху Возрождения (XVI – XVII в.в.) происходят значительные изменения в общественной жизни, формируются гуманистические взгляды в обществе. В это время центральное место в эстетическом воспитании занимает живопись, литература, архитектура, музыка, театр и т. д.

Одной из главных фигур эстетической мысли данной эпохи был итальянский художник, архитектор и гуманист Леон-Батист Альберти. Он видел сущность прекрасного в гармонии. Каждый вид искусства имеет определенные элементы гармонии: в музыке – это мелодия, ритм и композиция; в архитектуре – мера и пропорции.

Учение о пропорции – основа эстетической теории немецкого художника Альбрехта Дюрера. Суть красоты и прекрасного он видел в правильных пропорциях, при этом он абсолютизировал роль математических вычислений в области искусства.

В эпоху Нового Времени (XVII в. – начало XVIII в.) процесс эстетического воспитания основывался в большей степени на специальном обучении пению, музыке, рисованию, танцам, то есть, происходило изучение искусства одновременно с совершенствованием общей подготовки.

Значительный вклад в историю эстетического воспитания внес чешский педагог Я. А. Коменский. В своих трудах - «Великая дидактика», «Материнская школа», «Мир чувственных вещей в картинках» - он говорит о необходимости использования с раннего детства музыки, пения, игры на музыкальных инструментах и т. д. Я.А. Коменский считал это необходимым, «…чтобы их слух и сердце услаждались созвучием и гармонией».

Французский философ Рене Декарт считал, что единственным достоверным критерием существования является сознание, мысль. Он утверждал, что цель музыки – пробуждение равновесия и гармонии. На этой основе Р. Декарт развивал свою теорию эстетического воспитания.

В эпоху Просвещения (XVIII в.) ее представители пытались определить содержание эстетического воспитания, включая в него рисование, историю, искусство мыслить, изящную литературу и др.

В развитии эстетической мысли этого периода особенно значимы заслуги Дени Дидро. По его убеждению природа находится выше искусства. Он считал, что художник не сможет создать произведение, превосходящее природу, так как никакая копия не способна полностью воспроизвести оригинал. В своей статье «О прекрасном» Д. Дидро доказывал опытное происхождение некоторых эстетических понятий (красота, основы прекрасного, изящность и др.).

Особый вклад в историю эстетического воспитания внес Ф. Шиллер (немецкий поэт-романтик, автор одной из теорий эстетического воспитания).

Именно он одним из первых употребил термин «эстетическое воспитание», понимая под этим определением не только умение постигать искусство, но и обозначал его как основу формирования целостного человека.

Такие известные педагоги как И. Гербарт и Г. Песталоцци также предлагали включить в эстетическое воспитание развитие детского творчества: рисование, пение, слушание музыкальных произведений и др.

Рассмотрим особенности развития эстетического воспитания в российской педагогике.

В эпоху «Золотого века русской культуры» (XIX в.) известные писатели, педагоги, публицисты и философы рассматривали вопросы эстетического воспитания, видя в нем источник развития эстетических чувств, вкуса, творческих способностей и т.д.

К.Д. Ушинский сделал важные выводы о воспитательной силе народных традиций и обычаев, настаивал на использовании музыки в воспитании и обучении. П.П. Блонский говорил об эстетическом воспитании как о развитии творчества, которое не должно быть изолировано от повседневной активной жизни.

Известные русские публицисты и критики В. Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов подчеркивали важное значение литературы в эстетическом воспитании детей.

Они уделяли много внимания проблеме детских книг, считая, что книга, предназначенная для детского чтения, должна оказывать лишь положительное воспитывающее воздействие.

В эпоху Новейшего Времени (XX- XXI в.в.), в том числе в советский период, многие педагоги связывали эстетическое воспитание с другими сторонами воспитания, говоря о единстве и взаимосвязи образования и воспитания.

Педагог-просветитель С.Т. Шацкий внес значительный вклад в развитие теории воспитания различными видами искусства. Он считал, что они помогают выражению внутренних переживаний и эмоций ребенка.

В.Н. Шацкая создала теорию эстетического воспитания с помощью музыки и музыкального образования. Системой эстетического воспитания она считала «…совокупность последовательных, руководимых педагогом эстетических воздействий на ребенка, как посредством искусства, так и самой жизни».

В деятельности В.А. Сухомлинского проблемы эстетического воспитания занимали одно из главных мест. Он говорил, что развитие человека не может происходить без эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

В 60-х годах произошел перелом в области эстетического воспитания. Над вопросами эстетического воспитания работали Б. Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Д.Б. Кабалевский, Н.А. Ветлугина, Б.М. Неменский и др.

Н.А. Ветлугина считала, что при развитии ребенка необходимо поддерживать даже незначительные творческие проявления.

Б.М. Неменский говорил о необходимости большего введения искусства и творчества в образовательную практику. Он видел в этом один из главных способов формирования духовной культуры растущего поколения. Б.М. Неменский говорил: «…вся жизнь детей должна быть организована по законам красоты».

Специалист в области эстетического воспитания дошкольников Т.С. Комарова пишет: «Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного…»

Выводы по первой главе

Таким образом, анализ литературы по теме исследования показал, что на протяжении всех исторических эпох эстетическому воспитанию уделяется немало внимания. Место эстетического воспитания и его роль зависит от исторической эпохи и ее конкретных особенностей, уровня развития педагогической мысли. Эстетическое воспитание в различные периоды истории рассматривается как один из главных факторов всестороннего и гармоничного развития личности.

Являясь органической частью общей системы воспитания, стремясь к цели формирования нравственного, эстетического и гуманистического идеала, эстетическое воспитание характеризуется как целенаправленное формирование творческой активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное в жизни, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты.

Подлинное эстетическое воспитание детей – результат длительной, сложной творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и в жизни. Творческая среда детского дошкольного учреждения – это не только занятия по рисованию, музыке и различные студии. Это – общая обстановка, которая позволяет создать образовательно-воспитательную среду, направленную на развитие творческого потенциала воспитанников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эстетическое воспитание – одно из главных составляющих общего развития и воспитания ребенка.

Эстетическое воспитание ребенка – это сложный и многогранный процесс, в котором важную роль играют как воспитатели, так и ближайшее окружение ребенка, семья. Эстетическое воспитание не только развивает творческие способности ребенка, но и формирует внутренний мир личности.

На протяжении многих веков эстетическому воспитанию личности отводится большое значение. Эстетическое воспитание рассматривается как важный фактор развития личности. Определяется его место и роль в воспитании личности, цель которого зависит от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития эстетической, педагогической мысли. Подчёркивается огромное влияние искусства на эстетическое развитие личности.
Следует отметить, что успех эстетического воспитания зависит от правильно организованной совместной деятельности воспитателя и ребенка. Эта деятельность принесет пользу только тогда, когда при её осуществлении будут использованы оптимальные формы и методы организации эстетического воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. В.А. Сухомлинский, «Сердце отдаю детям», – Мн.: Нар. асвета, 1981 г.
  2. Я.А. Коменский, «Избранные педагогические сочинения», – М. т. 1, 1982 г.
  3. К.Д. Ушинский, «Проблемы педагогики», – М.; УРАО, 2002 г.
  4. В.А. Глебовский, «Древние педагогические писатели в биографиях и образах», – переиздание А. Нильского; – СПб., 1903 г.
  5. Б.М. Неменский, «Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания», – М.: Просвещение, 1981 г.
  6. В.А. Сластенин, «Педагогика», – М., Академия, 2007 г.
  7. И.А. Каиров, «Педагогический словарь», – М., 2006 г.

8 Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Энхжаргал Гантумур. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 5 (16). — Т. 2. — С. 156-159. — URL:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Общая характеристика основных форм организации физического воспитания».

Дошкольное детство - это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными - задача каждого дошкольного учрежд...

Краткая характеристика основных речевых нарушений

Краткая характеристика основных речевых нарушений.Содержание:Этапы развития речиСтроение речевого аппаратаОсновные виды речевых нарушений...

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему:"Характеристика основных методов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация на тему : « Характеристика основных методов, средств, приемов по формированию экологического воспитания»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества....

Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей на тему: «Характеристика основных методов, приёмов и средств по формированию экологической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста»...

«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»

laquo;Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»...

Основные категории обучающихся с особыми образовательными потребностями, краткая характеристика

По данным научного центра здоровья детей РАМН в настоящие время 85% рождаются с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Долгое время в дефектологии использовались термины «а...