«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»
материал

Миллер Мария Владимировна

«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx26.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 76 г. Челябинска»

ул. Котина, 50; конт. тел. 772-86-29, e-mail:  sadik.76@yandex.ru

Контрольная работа

по теме:

«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»


                                                                      Выполнила: Миллер М. В.

Челябинск, 2021

План

1. Характеристика детей раннего возраста ……………………………………..3

2. Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста…..6

Вывод……………………………………………………………………………..10

Список литературы……………………………………………………………....11

  1. Характеристика детей раннего возраста

В раннем возрасте изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность ребенка. Ситуативно-деловое общение с взрослым становится формой и средством организации предметной деятельности ребенка. Взрослый становится не просто источником предметов и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка по нескольким линиям, среди которых главными являются предметная деятельность, речь, произвольное поведение, общение со сверстниками, начало символической игры, самосознание. Главной возрастной особенностью этого периода является ситуативность, которая заключается в зависимости поведения и психики ребенка от воспринимаемой ситуации.

Овладение предметными действиями.

В начале раннего возраста манипуляция ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации. На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудийными предметами действий. Раннее детство является периодом становления первичных форм наглядно-действенного мышления, которые возникают в процессе смены ручных операций на орудийные. При освоении орудийных действий в предметах выделяются наиболее существенные и общие признаки, что приводит к формированию обобщений, приобретающих характер понятий.

Развитие речи в раннем возрасте.

Становление речи, которое наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте, перестраивает все психические процессы ребенка. Речь возникает и первоначально развивается в онтогенезе как средством общения со взрослыми. В дальнейшем она становится средством мышления и овладения своим поведением. Между довербальным периодом и периодом разговорной речи находится этап автономной детской речи, который приходится на начало второго года жизни. Слова ребенка этого возраста отличаются от взрослых слов и по звучанию, и по значению. В середине второго года происходит «речевой взрыв», который проявляется в резком нарастании словаря и повышенном интересе ребенка и речи. На третьем году жизни происходит интенсивное освоение грамматических структур языка. Овладение грамматической структуры языка позволяет ребенку выражать словами такие отношения предметов, которые не представлены в наглядной ситуации.

Становление произвольного поведения в раннем возрасте.

Развитие произвольного поведения является одной из основных линий развития личности ребенка. Произвольность и осознанность поведения освобождают ребенка от давления воспринимаемой ситуации и от собственных стереотипов. Главным средством произвольного поведения является речь. Первой формой произвольного поведения является выполнение речевых инструкций взрослого. При выполнении речевых инструкций поведение ребенка определяется не воспринимаемой ситуацией, а словом взрослого.

Развитие игры в раннем возрасте.

В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. На втором году жизни игра детей имеет процессуальный характер: игровые действия однократные, не связанные между собой. Ребенок еще не осознает, что он играет: он просто действует с предметами. Формирование игровых замещений осуществляется в совместной игре ребенка со взрослым. Этот процесс можно описать как превращение разделенного со взрослым действия в индивидуальное действие ребенка, в ходе которой он открывает новый способ действия с предметом и изобретает свои собственные способы замещения. Между третьим и вторым годом жизни характер игры детей существенно меняется: усиливается игровая мотивация, изменяется структура игровых действий, начинает активно работать воображение детей.

Становление потребности в общении со сверстниками.

Потребность в общении со сверстником складывается на протяжении раннего детства. Развитие потребности в общении со сверстником происходит ряд этапов. На втором году жизни у детей наблюдается внимание и интерес друг к другу. К концу второго года жизни наблюдается стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать ему свои успехи. Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально- практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. Наиболее эффективным путем воздействия взрослого на контакты детей является организация субъектного взаимодействия между ними.

Основные проявления кризиса трех лет.

К трем годам резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, что находит свое выражение в кризисе трех лет. Этот кризис внешне обычно проявляется в негативизме, упрямстве, строптивости, своеволии ребенка в общении с близкими взрослыми. Новое видение «Я» через призму своих достижений кладет начало бурному развитию детского самосознания. Становление такой системы «Я», где точкой отсчета является достижение, оцененное окружающими, знаменует собой переход к дошкольному детству.

  1. Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста

1.Принцип единства в оздоровительной и воспитатель­ной работе. Это правило основывается на такой законо­мерности, как тесная взаимосвязь физического и психического развития. Ребенок не может быть здоровым при отсутствии или недостатке влияний, организующих его нервно-психическую деятельность. У недостаточно раз­витых в нервно-психическом и эмоциональном отношении, малоподвижных, вялых детей часто отмечаются физичес­кое недоразвитие и склонность к заболеваниям.

В настоящее время разработаны критерии оценки здо­ровья детей раннего возраста, среди которых есть пока­затели и нервно-психического развития. Если ребенок имеет какие-либо отклонения в психическом развитии, он не может быть зачислен в первую группу здоровья. Правильное воспитание малышей может быть осущест­влено лишь при условии выполнения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий, которые должны быть объединены в систему. Для получения положительного эффекта оздоровительных процедур необходимо обеспечить бодрое настроение детей, их активную деятельность и хороший контакт со взрослыми. И наобо­рот, все специальные педагогические мероприятия должны соответствовать состоянию здоровья и физическому раз­витию малышей.

2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей. Это правило вытекает из особенностей высшей нервной деятельности детей: для образования условного рефлекса и возникающей на его основе привычки необходимо многократно повторять воздействие раздражителей в одних и тех же условиях. Поэтому для выработки у ребенка той или иной привычки или правила поведения необходимы полная согласованность и единство воспитательных приемов. Это достигается путем обсуждения педагогических вопросов на родительских собраниях и педсоветах.

3. Индивидуальное обращение к детям. Обычно ребенок быстрее реагирует на речь, адресованную к нему одному. Индивидуальным обращением легче вызвать сосредоточение малыша, привлечь его внимание. Поэтому «беседовать» с каждым ребенком надо как можно чаще.

4. Учет возрастных особенностей и возможностей детей. На необходимость соблюдения этого правила указывал К.Д. Ушинский. Оно возможно лишь при условии глубокого знания индивидуальных особенностей развития и поведения детей. Одинаково вредны как недооценка, так и переоценка их возможностей. Несоответствие педагогических мероприятий возможностям детей не стимулирует их развитие, а скорее, наоборот, тормозит.

5. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий. В раннем детстве формируются первые представления о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Если слова «нельзя» с запрещающей, а «можно» с разрешающей интонацией произносятся при общении с ребенком, то уже в возрасте 10-12 месяцев малыш начинает понимать значение этих слов и соответственно реагировать на них.

6. Маленьким детям трудно находиться длительное время в бездеятельном состоянии: они обычно не подчиняются требованию «тихо сидеть», пока не раздадут питание, пока не выполнят физкультурные упражнения остальные сверстники и т.д. Всякие формы ожиданий непосильны детям раннего возраста из-за несформированности процесса торможения. По этой же причине не следует прибегать к частым запрещениям: если их много, дети обычно не реагируют. В окружающей обстановке должно быть больше разрешаемого, чем запрещаемого. Однако ограниченное число запретов должно иметь место и постоянно повторяться (нельзя брать предметы со стола воспитателя, нельзя трогать чайник, брать в руки нож и т.д.). Понимание слова «нельзя», спокойное выполнение требований взрослого формируют положительное поведение детей.

7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение. Это одно из важных требований педагогики раннего возраста. Стремление к самостоятельности – закономерность развития формирующейся личности. Если не учитывать этого, то у ребенка постепенно могут закрепиться негативизм, упрямство, капризы. Часто взрослые выполняют за ребенка то, что легко может выполнить он сам. В этом случае потребность в самостоятельных действиях у малыша угасает. Важно, чтобы попытка самостоятельно выполнить действие завершилась успехом. Результативные действия укрепляют уверенность в своих силах и стимулируют самостоятельность.

8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. Правило вытекает из недостаточ­ной сформированности и подвижности нервных процессов малышей. Маленьким детям нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Отрицательное поведение часто возникает тогда, когда ребенок со­средоточен на какой-либо деятельности, а его молча бе­рут за руку и ведут умываться, одеваться, заниматься.

9. Установку на переключение с одного вида деятельнос­ти на другой помогают создать спокойные слова воспита­теля, индивидуально обращенные к ребенку: «Оля, Сере­жа, Таня, собирайте игрушки: будем заниматься», «Таня, пойдем мыть руки» и др. Своим обращением взрослый на­страивает детей на предстоящую деятельность, создает определенную готовность подчиниться его требованиям. Это положительно влияет на воспитание поведения.

10. Поведение взрослого — образец для подражания. Особенность детей раннего возраста — подражательность, впе­чатлительность. Благодаря способности подражать дети овладе­вают речью, способами действий с предметами, осваи­вают правила поведения. Поэтому взрослые не должны допускать в их присутствии поступки и слова, закрепле­ние которых у детей нежелательно.

Соблюдение перечисленных выше правил воспитания помогает формированию нравственных сторон личности. Какие качества будут сформированы в раннем детстве, во многом зависит от окружающих ребенка взрослых.

Вывод

Таким образом, от года до трех ребенок проходит значительный путь в своем психическом развитии. Он овладевает культурно нормированными орудийными действиями, овладевает навыкам самообслуживания и действиям с бытовыми предметами. В этом возрасте интенсивно развиваются все познавательные процессы - восприятие, наглядно-действенное мышление, внимание, память, познавательная активность. Одно из главных событий в жизни ребенка в раннем возрасте - овладение активной и пассивной речью, включённой в общение; к трем годам малыш может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Ребенок любит слушать и понимает стихи, песни и короткие сказки, рассматривать картинки В раннем возрасте формируется потребность в общении со взрослыми и складывается эмоционально-практическое взаимодействие. Появляются первые игровые замещения, возникает сюжетная игра. Ранний возраст - период интенсивного моторного развития, ребенок осваивает различные виды движения (бег, подпрыгивание, лазанье, перешагивание, и пр.), удерживает равновесие, учится ловко двигаться в пространстве. Все эти достижения становятся возможными при адекватной образовательной работе.

Список литературы

  1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Искуство общения с ребенком. - М.: Аркти, 2004.
  2. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Модек, Институт практической психологии, 1997.
  3. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Изд. центр «Академия», 2006.
  4. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. - М.: Зеркало, 1995.
  5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педаг. дошк. учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2002.
  6. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.
  7. Стребелева Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: Метод. пособие. - М.: Просвещение,
  8. Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду: Метод. пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре- конкурсе"Педагогические идеи в сенсорном воспитании детей раннего возраста"

ПОЛОЖЕНИЕО СМОТРЕ-КОНКУРСЕ  «Педагогические  идеи  в  сенсорном  воспитании  детей  раннего  возраста»  ПОЛОЖЕНИЯ.Положение разработано для МАДО...

Педагогический проект "Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста"

Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками....

Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста

Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые коллеги!Какм и обещала, хочу продолжить обсуждение темы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста". Сегодня предлагаю вспомнить тех, кто занимался данным вопросом. ...

«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»

Контрольная работа содержащая в себе:Характеристика раннего возраста детей.Физиолого-гигиенические основы воспитания детей младшего и раннего возраста.Психолого-педагогические основы воспитания детей ...

Характеристика лепбука по трудовому воспитанию детей раннего возраста

Характеристика лепбука по трудовому воспитанию детей раннего возраста...