«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Большакова Екатерина педагог-дошкольник

Контрольная работа содержащая в себе:

Характеристика раннего возраста детей.

Физиолого-гигиенические основы воспитания детей младшего и раннего возраста.

Психолого-педагогические основы воспитания детей младшего и раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshakova.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 471 г. Челябинска»

454010, г. Челябинск, ул. Гагарина, 29а, телефон 8(351) 256-23-73,

E-mail: MDOU.471@yandex.ru


Контрольная работа

по теме:

«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»


Выполнила: Большакова Е.Н.

старший воспитатель

Челябинск, 2023 г.

План

1. Характеристика детей раннего возраста ……………………………..3

2. Физиолого-гигиенические основы воспитания детей младшего и раннего возраста ………………………………………………………………….6

3. Психолого-педагогические основы воспитания детей младшего и раннего возраста…………………………………………………………………7

Список литературы…………………………………………..………....13

1. Характеристика детей раннего возраста

Ведущей деятельностью ребенка становится предметная деятельность, в процессе которой происходит присвоение общественно выработанных, культурно-опосредованных способов действия с предметами и орудиями. При этом выделяется несколько этапов ее развития:

Первый этап –формирование предпосылок к развитию предметной деятельности (от 6 до 12 мес.):

Второй этап – овладение предметом как средством достижения какой-то цели (от 1 года до 2 лет):

Третий этап – овладение предметом как орудием и освоение функции замещения предмета (от 2 до 3 лет):

Выделяются следующие приемы, которыми взрослые пользуются в процессе развития предметной деятельности детей:

– показ предмета и его называние (М. Монтессори) – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слухозрительного сосредоточения.

– показ действий с предметами и их называние – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. В основе действия ребенка с предметами лежит подражание взрослому.

– рассматривание предмета – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной деятельности ребенка и взрослого.

Для рассматривания используются знакомые детям игрушки и картинки после усвоения их названия. При рассматривании предмета педагог обращает внимание на их признаки, пространственное расположение деталей, связывает их с функциональными характеристиками объектов.

Необходимо учитывать, что при рассматривании предмета взрослый должен научить ребенка понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов ("Мишка большой", "Мяч большой", "Стул большой", "Что еще здесь большое?"). С другой стороны, он подчеркивает наличие связей и отношений между предметами ("Мишка нужен, чтобы играть", "Мяч нужен, чтобы играть", "Мяч и мишка – игрушки").

2. Физиолого-гигиенические основы воспитания детей младшего и раннего возраста.

Основы воспитания детей самого раннего возраста предполагают формирование правильного физиологически обоснованного режима дня, который в полной мере обеспечит удовлетворение всех физиологических и психологических потребностей растущего организма: здоровый сон, физиологически адекватное питание, общение, физическую активность. Правильный режим дня в раннем возрасте обеспечивает оптимальный баланс процессов возбуждения и торможения коры головного мозга, способствует упорядочиванию поведенческих процессов, своевременному проявлению, развитию и совершенствованию различных умений и навыков, знаний, опыта.

Навыки личной гигиены. Серьезная роль в правильном воспитании ребенка отводится навыкам личной гигиены. Опрятность и чистоплотность необходимо вырабатывать у детей с первых дней жизни. Этим целям служат ежедневное умывание, купание детей, смена белья; с 5-6-месячного возраста необходимо приучать ребенка проситься на горшок. Высаживают на горшок, как только ребенок начинает уверенно сидеть. Внимание детей более старшего возраста следует обращать на грязные руки, лицо, нос и стараться вызывать к этому отрицательное отношение. Для устранения загрязнений можно использовать так называемые влажные салфетки (Cleanic, Huggies, FixesHartmann, позволяющие быстро и эффективно подмыть ребенка в любых условиях без контакта кожи с водой и мылом.

Одноразовые подгузники в последние годы получили распространение во всем мире. Их надо менять, так как влага делает кожу уязвимой, а чем дольше выделения ребенка соприкасаются с кожей, тем больше вероятность ее повреждения. Лучше использовать «дышащие» подгузники класса Premium. Одноразовыми подгузниками можно пользоваться с первых дней жизни малыша. При переходе на памперсы от родителей и ухаживающих за ребенком требуется особое внимание, чтобы ребенок не потерял «рефлекс горшка».

В период с 1,5 до2 лет ребенка следует научить самостоятельно пользоваться носовым платком. На 3-м году жизни необходимо приучать ребенка мыть руки перед едой, причем по собственному почину, утром и вечером умываться, вытираться только своим полотенцем, салфеткой. Если ребенок воспитывается в коллективе, то личные вещи должны иметь маркировку: рисунки с изображением фруктов, овощей и т. д. В 1,5 года ребенок должен уметь полоскать рот и чистить зубы. Вначале в течение 2-3 мес. зубы чистят лишь влажной зубной щеткой, а затем зубной пастой. Чистят зубы утром и вечером перед сном.

3. Психолого-педагогические основы воспитания детей младшего и раннего возраста.

Семья является основной средой развития ребенка и его становления как личности. Основными факторами, непосредственно влияющими на воспитательный процесс, являются:

-Структура семьи;

-Условия жизни и труда в семье;

-Отношение членов семьи к труду;

-Культурный потенциал;

-Социальный статус семьи.

Педагогические основы воспитания детей в семье предусматривают:

-Восприятие ребенка как равной личности, что предполагает адекватное принятие ребенка таковым, какой он есть, без завышенных требований;

-Избегание прямому наследованию либо подражанию определенной модели поведения;

-Создание адекватных условий для развития ребенка (как бытовых, так и эмоционального микроклимата в семье);

-Педагогическая грамотность родителей;

-Собственный пример родителей как идеальная модель для подражания.

В основе воспитания детей в семье лежат принципы гуманизма, равенства, последовательности и планомерности, непрерывности, целенаправленности, систематичности, согласованности действий всех участников воспитательного процесса.

По некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до 3-х лет приобретает от 60% до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь 30% - 40%. Но ребенок не может сам повлиять на свое будущее, он целиком зависит от взрослых, окружающих его в семье и детском саду, от их мастерства, компетентности, умения пользоваться современными достижениями науки. Однако, чтобы помочь ребенку в развитии, необходимо знать, в чем проблемы, где и как нужно оказать помощь.

Учеными выделяются две основные стороны в развитии ребенка раннего возраста: психическое и физическое. Однако педагоги и психологи избегают строгих определений того, что ребенок должен уметь в том или ином возрасте. Это происходит потому, что развитие одного ребенка может сильно отличаться от развития другого. Физически и психологически ребенок может или расти скачками, «отдыхая» в промежутках между ними, или развиваться постепенно. У каждого из них есть свой темп и свой стиль развития, которые также индивидуальны как внешность ребенка.

Из вышесказанного следует вывод, что в воспитании и развитии ребенка раннего возраста перед взрослыми ставятся две основные цели:

• удовлетворение всех физических потребностей ребенка;

• обеспечение эмоционально обогащенного развивающего общения.

Ранний возраст является наиболее важным периодом в жизни ребенка, когда закладываются основы здоровья, определяющие развитие всего организма в последующие периоды жизни. Задачи по укреплению здоровья детей включают целенаправленные оздоровительные воздействия, гигиенический уход, выполнение физиологически целесообразного режима дня и формирование основ здорового образа жизни.

Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) – комплексное и многоаспектное, в нашем понимании – это образ жизни, способствующий формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальное здоровье человека многомерное, в его структуру входят соматические, психические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей раннего возраста являются физическое и психическое развитие.

Физическое развитие детей раннего возраста в деятельности педагогов считается особенно важным и необходимым условием для формирования индивидуального здоровья ребенка. Процессы физическое развития ребенка раннего возраста включают в себя, прежде всего, моторное развитие. Проявляется оно в динамике усложнения двигательных действий, развития двигательных качеств и формирования двигательных навыков.

Развитию моторики в раннем возрасте необходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие может стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении детей в школе. Формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития личности, наивысшего проявления потенциалных возможностей человека, его способностей и талантов.

Традиционные физкультурные занятия, проводимые в дошкольных образовательных учреждениях, не в полном объеме обеспечивают эффективное физическое воспитание детей раннего возраста. Данную проблему, на наш взгляд, возможно решить через привлечение родителей. Еще П. Ф. Лесгафт отмечал, что «вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности».

Подобный подход объясняется главным образом тем, что именно эти два социальных института – семья и детский сад – имеют решающее значение в социализации детей раннего возраста. По существу, это единственные каналы, через которые общество направляет и реализует воспитание будущего гражданина.

Однако не все родители обладают достаточными знаниями и умениями для занятий с детьми для обеспечения ребенку нормального развития. Многие из них испытывают трудности, обусловленные разными причинами: незнанием возрастных особенностей детей и неумением учитывать их индивидуальные особенности; неправильно выбранным стилем общения с ребенком; недостаточным владением двигательными умениями; неумением выполнять задания в условиях игровой деятельности и др. Именно поэтому педагоги дошкольного образовательного учреждения организовывают занятия физическими упражнениями вместе с родителями, и тем самым способствуют не только физическому развитию детей, но и способствуют повышению грамотности родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста.

Основным источником психического развития ребенка раннего возраста является общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая играет огромную роль в деятельности ребенка и в познании им окружающего мира. Для формирования таких личностных качеств как мышление, воображение, память, волевые регуляции действий и др., требуются определенные социальные условия жизни и воспитания. Основным средством формирования этих качеств является обучение, которое основывается на теоретическом положении Л. С. Выгодского о взаимосвязи обучения и развития – развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.

Сенсорное развитие осуществляется непосредственно через систему анализаторов, в которой происходит восприятие и анализ информации о явлениях, происходящих в окружающем мире. Различают внешние и внутренние анализаторы. К внешним, или экстероцептивным анализаторам относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, и другие. В случае недогрузки или перегрузки системы анализаторов могут наблюдаться расстройства основных органов чувств, что в последствии может привести к сенсорной депривации.

Поэтому в сенсорном развитии детей раннего возраста необходимо, прежде всего, учитывать специфику развития мышления – ребенок мыслит лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. В данном случае очень важно преобразовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимуляторами, оказывающими положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния и осязания.

Большое значение имеют рационально организованная совместная деятельность педагога с детьми и профилактические мероприятия, направленные на формирование, сохранение и укрепление чувственной сферы ребенка.

Таким образом, психолого-педагогическими основами воспитания ребенка раннего являются: обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития; формирование речи; организация предметной деятельности.

Заключение

Основы воспитания детей самого раннего возраста предполагают формирование правильного физиологически обоснованного режима дня, который в полной мере обеспечит удовлетворение всех физиологических и психологических потребностей растущего организма: здоровый сон, физиологически адекватное питание, общение, физическую активность. Правильный режим дня в раннем возрасте обеспечивает оптимальный баланс процессов возбуждения и торможения коры головного мозга, способствует упорядочиванию поведенческих процессов, своевременному проявлению, развитию и совершенствованию различных умений и навыков, знаний, опыта.

Семья является основной средой развития ребенка и его становления как личности. Основными факторами, непосредственно влияющими на воспитательный процесс, являются:

-Структура семьи;

-Условия жизни и труда в семье;

-Отношение членов семьи к труду;

-Культурный потенциал;

-Социальный статус семьи.

Педагогические основы воспитания детей в семье предусматривают:

-Восприятие ребенка как равной личности, что предполагает адекватное принятие ребенка таковым, какой он есть, без завышенных требований;

-Избегание прямому наследованию либо подражанию определенной модели поведения;

-Создание адекватных условий для развития ребенка (как бытовых, так и эмоционального микроклимата в семье);

-Педагогическая грамотность родителей;

-Собственный пример родителей как идеальная модель для подражания.

Психолого-педагогическими основами воспитания ребенка раннего являются: обеспечение полноценного физического, в том числе двигательного развития; формирование речи; организация предметной деятельности.

Список использованной литературы

1. Безрукова В. С. Педагогика. — Екатеринбург, 2016. – 560с.

2. Зязюн И. А. Основы педагогического мастерства / И. А. Зязюн. – М., 1989.

3. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 2006.

4. Сластенин С., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. М. ,2002.

5. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; /Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр "Академия", 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре- конкурсе"Педагогические идеи в сенсорном воспитании детей раннего возраста"

ПОЛОЖЕНИЕО СМОТРЕ-КОНКУРСЕ  «Педагогические  идеи  в  сенсорном  воспитании  детей  раннего  возраста»  ПОЛОЖЕНИЯ.Положение разработано для МАДО...

Педагогический проект "Игровая деятельность, как средство развития и воспитания детей раннего возраста"

Игра - великое изобретение человека. В ней, как в зеркале отражается история человечества. С раннего детства взрослые знакомят ребенка с окружающей действительностью, с помощью общения передают ему оп...

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками....

Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста

Характеристика основных отклонений в поведении детей дошкольного возраста...

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые коллеги!Какм и обещала, хочу продолжить обсуждение темы "Сенсорное воспитание детей раннего возраста". Сегодня предлагаю вспомнить тех, кто занимался данным вопросом. ...

«Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»

laquo;Характеристика основных педагогических правил воспитания детей раннего возраста»...

Характеристика лепбука по трудовому воспитанию детей раннего возраста

Характеристика лепбука по трудовому воспитанию детей раннего возраста...