Статья. Наш музей "Народное творчество"
статья (старшая, подготовительная группа)

Курдюмова Ирина Александровна

                         «Наш музей «Народное творчество»»

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут наши нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице поколение, не имеющее никаких нравственных ценностей? Как быть нам, педагогам и родителям, чтобы этого, не произошло? Выход я вижу в том, чтобы с самого раннего возраста учить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать у них нравственные качества.

Вопрос в том, какими методами воспитывать нравственность. Мы в своей группе, совместными усилиями педагогов, предлагаем знакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, а для этого, я считаю, нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором. Почему же народное творчество доступно детям? Потому, что в народных детских играх и игрушках блестяще соединились художественное и педагогическое начало. И здесь, как в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители тоже могли помочь детям в знакомстве с народными традициями и промыслами, мы расскажем о народно – прикладном искусстве и им. Для этого мы задумали и создали наш мини-музей «Народное творчество» в нашей логопедической группе «Теремок». Мы решили «разбить» тему по сезонам:

 

                                            Осень «Золотая хохлома».

 

В селе Хохлома искусные мастера расписывали её красивой росписью и отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом.

Позже стали делать и детскую мебель. На хохломской посуде и мебели вьется, кружится травка -  былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывает ягодка: смородинка, малинка, рябина или цветы: маки, колокольчики, ромашки. В хохломской росписи их называют по-иному - завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.

Рассмотрите их внимательно и найдите на предметах ягоды клубники, смородины, завиток, листья, цветы.

 

Хохломские мастера изготавливают посуду, предметы быта из дерева - липы и берёзы (мягкие породы), покрывают тонким слоем жидкой глины (вапы), затем томят в вареном льняном масле и покрывают (припудривают, натирают оловом - серебрят). Краски берут: красную, жёлтую (оттенок - оранжевую), чёрную и зелёную и начинают расписывать растительным узором. Из "серебряной" посуда превращается в "золотую". Только тогда, когда поверх росписи ещё раз её покроют олифой и поставят в печь закаливать. Говорят, что посуда из хохломы в огне не горит, и в воде не тонет.

 

Этот тонкий, этот золотистый завиток!

Раз увидишь - не забудешь, и хотел бы, да не смог!

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Также осенью мы занимаемся и филимоновской игрушкой – одним из древнейших русских народных промыслов. 

 

                                «Сказка о филимоновской игрушке».

Есть под Тулой деревенька, Филимоново зовут. И живут там мастерицы, что добро в дома несут. И добро там не простое, и не злато-серебро. Филимоновской игрушкой называется оно!

Давно это было. В одной деревне, что недалеко от города Тула на высоком берегу реки Упа жил дед Филимон. Весёлый, работящий был человек. Как-то раз пошёл Филимон в овраг и выкопал из земли кусок сине-чёрной глины. Был дедушка гончаром. Умел лепить посуду, да с остатков глины игрушки на потеху малых деткам. Положил глину на гончарный круг и давай мять её мять, с водичкой да приговаривать: 

– Лепись ковш, лепись горшок,

   Да весёлый петушок!

И пошло дело! Получились зверушки, петушки, кони, козлики, барышни с солдатами. Все игрушки забавные, высокие, весёлые и такие вытянутые, будто они всегда чему-то удивляются, да так удивляются, что все на длинношеих жирафов похожи! Очень любил Филимон деток забавить. Проковырял он своим игрушкам дырочки. Зверушкам – в хвостике, барышням – спрятал в кувшины, у солдатиков – в гусей. Залилась звонкой песней игрушка. И стали они игрушками –свистульками. Детишкам и людям понравилось. Стал Филимон свистульки для народа делать да весной на ярмарке продавать. Всем полюбилось это занятие. Мужчины лепили посуду, а женщины с детьми игрушки. А чтобы игрушки были твёрдыми и звонкими, ставил их Филимон в огненную печь. Игрушки на огне сначала раскаливаются докрасна, а потом добела. Когда остывают, становятся бело-розовыми и твёрдыми, как камень.

Остынут свистульки, тогда их Филимон начинал украшать узорами. В этом ему помогла природа – матушка. Бывало, проснётся дед ранёшенько, улыбнётся Солнышку, а потом яркие лучики на игрушке появляются. Посидит на берегу у реки Упа, вот и волна перекатывается по игрушке. Посмотрит на яркие звёздочки в ночном небе и добавит их яркими точками на игрушки. Пойдёт в лесок, поговорит с ёлочками, и вот уже разноцветная «ёлочка» украшает игрушку. И цвета выбирал любимые, те, что подсказывала земля-матушка. Жёлтый – цвет солнышка, алый и малиновый – цвет спелой ягодки, зелёный – цвет травы да деревьев. Вот так и прославилась эта деревня, назвали её Филимоново, в честь деда Филимона, а игрушки и по сей день зовут Филимоновскими.

Прошли годы. Много поколений гончаров-игрушечников сменилось в Филимоново. И в наши дни лепят игрушки, соблюдая все секреты мастерства. Прославила она Филимоново по всему миру. Делают её с любовью и радостью. Вот и она дарит хорошее настроение и гордость за наших мастеров.

imageimage

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зима – это всеми любимая Дымка.

С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печки, летом, в пасмурные дни, когда туман, слобода вся будто в дыму, в дымке, здесь, в далёкую старину и зародилась эта игрушка.

Зимой, когда у людей не было работы на полях, они лепили свистульки из глины. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в точку, то в петушка, то в коня. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют весёлым товаром.

Дымковская игрушка изготавливается из красной глины, глину замачивали, добавляли песок и тщательно перемешивали - из небольшого шарика появлялась уточка, петушок, индюк, олень или барышня. Затем подделку сушили, обжигали в русской печи. Смешивали молоко с мелом и делили игрушку, затем расписывали красками. Если посмотреть на узор дымковской игрушки, он необычайно прост, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна и точки. Зато краски яркие какие! Малиновые, красные, зелёные, жёлтые оранжевые, синие, голубые цвета. На белом фоне очень весело смотрится синий; голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Орнамент всегда кроет - клетки, полоски, круги, точки, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски - сруб колодца, круг с серединой - звездочкой-солнце и другие светила.

Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барышень нашли отражение в коллекциях современных модельеров.

image

 

 

 

 

 

Ранняя весна – гжель. Это один из популярных видов русских народных промыслов.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь, известно всем в народе её названье - Гжель.

imageВ некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, весёлые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше своё мастерство показать, всех людей порадовать, своё мастерство прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из неё посуду разную, да такой, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Это посуду назвали "нежно-голубое чудо". Чашка эта голубая о зиме напомнит вдруг: на снегу холодном тает не растает синий луг. Расцветают на морозе хризантемы и ромашки, колокольчики и розы. Украшают чашки, вазы сколько блеска, сколько глянца в сине-белом том фаянсе!

 

 

 

 

 

 

 

 

   Прежде чем начать знакомство с мини-музеями совместно с родителями мы провели предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, расширение знаний и представление детей о музеях, формирование навыков музейного поведения. Большая роль отводится наглядным формам работы – это родительские уголки, ширмы–раскладушки, папки – передвижки, где родителям сообщается информация об искусстве и особенностях его восприятия детьми.

В процессе работы родители так же постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали и приносили из дома изделия, а некоторые участвовали в изготовлении экспонатов разной техникой своими руками (пластилин, посыпка, квиллинг и т.д.), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнёрами.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А так как у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

Мини-музеи, расположенные в группе, дают возможность воспитателям в любое время обратиться к материалам музея, а детям по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы воспитателю, проводить самостоятельные исследования.

К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети и их родители приняли непосредственное участие в его создании. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.  

Музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама.

В результате проведенной работы у детей повысился интерес декоративно-прикладного искусству, способность к эстетическому восприятию.

 Возросла заинтересованность педагогов и родителей в оснащение музея.

Каждая выставка мини-музея — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей, что способствует укреплению семьи и формированию желания изготавливать изделия всей семьей. Дети - начинают с гордостью и уважением относиться к своим родным, родители приобретают опыт сотрудничества со своим ребёнком и с коллективом детского сада. А мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды.

Хочется отметить, что работа по созданию мини музеев увлекает воспитателей, обогащает и развивает детей, нравится родителям, вносит радость в повседневную жизнь, доставляет взаимное удовлетворение.

   Таким образом, тема декоративно-прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

Надеемся, что в дальнейшем наш музей будет развиваться, пополняться экспонатами, будет усложняться дидактический и теоретический материал в соответствии с возрастом детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nash_muzey_narodnoe_tvorchestvo.doc1.2 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Устное народное творчество – клад для речевого развития детей младшего дошкольного возраста."

Как вырастить общительного, разносторонне развитого малыша, используя устное народное творчество....

Статья" Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов".

Развитие художественного творчества у детей с ОВЗ, с использованием нетрадиционных способов. Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самос...

Статья "Развитие речевого творчества дошкольников через театральную деятельность."

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное, волнующее. Слушая их в детстве, человек бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», поэтому очень важно, чтобы осознание «ск...

Статья «Откройте истину творчества»

  «Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?      Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но...  не опаздывайте и, помогая  ... думайте сами»    Б. П. Никитин...

статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора

статья Развитие детского творчества средствами музыкального фольклора...

Статья«РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно не редко поражает взрослых своей непосредстве...

Статья "Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

В статье раскрывается роль устного народного творчества в развитии детей младшего дошкольного возраста....