«Как нельзя общаться с ребенком?»
материал

Никонорова Ирина Юрьевна

«Как нельзя общаться с ребенком?» Семинар-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_nelzya_obshchatsya_s_rebenkom_seminar-praktikum.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение – детский сад №3 «Радуга»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по социально-личностному развитию детей

ЗАТО п. Солнечный Красноярского края

Семинар – практикум для педагогов ДОУ.

Тема: «Как нельзя общаться с ребенком?»

Дата проведения: ______________

Выступление подготовила:

педагог-психолог: Никонорова И. Ю.

ЗАТО п. Солнечный, 2023 г.

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагогов в общении с детьми.

Задачи:

  • Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.
  • Способствовать улучшению коммуникации между педагогами.

Ход семинара:

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение («Салфетки»): перед вами на столе лежат совершенно одинаковые бумажные салфетки. Возьмите одну салфетку и строго выполняйте мои инструкции:

- разверните салфетку;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку пополам;

- оторвите правый уголок;

- сверните салфетку;

- разверните салфетку.

- Посмотрите, что получилось. Все салфетки разные, хотя вы все выполняли одну и ту же инструкцию. Почему же так получилось? Потому что мы с вами разные. Каждый из нас по-своему воспринимает одну и ту же информацию, по-разному выполняет одни и те же действия. В этом есть и «плюс» и «минус». «Минус» в том, что в обращении с нами нужны разные методы и приёмы, а «плюс» - было бы совсем неинтересно жить, если бы мы думали и делали одинаково.

Все  это необходимо учитывать как в  процессе общения взрослых, так и  в ходе взаимодействия с детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.

Мы говорим о детях. И здесь важно понимать, что отношения ребёнка с воспитателем играют сильную роль в формировании его личности,  так как ребёнок большую часть времени проводит в ДОУ. Именно в процессе взаимодействия с педагогами дети приобретают представление о взаимоотношениях людей, социализируются.

Анкета для воспитателей

«Стиль педагогического воспитания» (автор Овчарова Р. В.)

1. Считаете ли вы, что ребенок должен:

а) делиться с вами своими мыслями, чувствами,

б) говорить вам только то, что он сам захочет,

в) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2. Если ребенок без спроса взял у сверстника игрушку, карандаш, вы:

а) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять решение,

б) согласитесь с тем, что дети сами разберутся в своих проблемах,

в) известите об этом всех детей, заставите вернуть взятое и извиниться.

3. Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок в ходе образовательной деятельности был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнял задание. Как вы поступите:

а) похвалите и всем детям покажете его работу,

б) проявите заинтересованность, выясните, почему так хорошо получилось сегодня.

в) скажете ему «всегда бы так занимался»

4. Ребенок при входе в группу не поздоровался. Как вы поступите:

а) заставите его поздороваться,

б) не обратите на него внимания,

в) сразу же вступите с ним в общение, не упоминая о его промахе.

5. Дети спокойно занимаются. У вас есть свободная минута. Что вы предпочтете делать:

а) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они общаются и работают,

б) помочь, подсказать, сделать замечание,

в) заниматься своими делами (записями, подготовкой),

6. Какая точка зрения кажется вам правильной:

а)чувства., переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, на них не стоит обращать внимания,

б) эмоции ребенка, его переживания- важные факторы, с учетом которых можно эффективно обучать и воспитывать,

в) чувства ребенка удивительны, переживания значимы, к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7. Ваша исходная позиция в работе с детьми:

а) ребенок слаб, неразумен, неопытен и только взрослый может и должен научить его и воспитать,

б) у ребенка много возможностей для саморазвития, взрослый должен максимально повышать активность ребенка,

в) ребенок развивается неуправляемо, находиться под влиянием наследственности и семьи, поэтому главная задача, чтобы он был здоров, накормлен, не нарушал дисциплины.

8. Как вы относитесь к активности ребенка:

а) положительно- без нее невозможно полноценное развитие,

б) отрицательно- она часто мешает целенаправленно и планово вести обучение и воспитание,

в) положительно, но только тогда, когда активность контролируется педагогом.

9. Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что он уже делал это дома. Ваши действия:

а) скажите «ну и не надо»,

б) заставите выполнить работу,

в) предложите выполнить задание.

10. Какая позиция, по-вашему, правильная:

а) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем,

б) если ребенок не осознает заботу взрослых о нем, не ценит, то это его дело, когда-нибудь он пожалеет,

в) воспитатель должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

а

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

б

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

в

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

25-30 очков - тяготеет к демократическому стилю;

20-24 очка - преобладает авторитарный стиль;

10-19 очков - характерен либеральный стиль.

Демократический стиль воспитания

Взрослые, использующие этот тип общения, уважительно относятся к детям, стараются наладить эмоциональный контакт, учитывают индивидуальные особенности. Не подавляя строгостью и наказанием, разъясняют конкретную ситуацию, убеждают почему, в силу каких причин необходимо выполнить то или иное требование. У таких взрослых в общении с детьми преобладают положительные оценки, жизнеутверждающий, оптимистический стиль. Они воспитывают организованность, дисциплинированность, не сковывая самостоятельности, не подавляя активности детей. Демократический стиль воспитания наиболее продуктивен в воспитании личности ребенка. У детей формируется чувство собственного достоинства. Права ребенка при этом не нарушаются.

Авторитарный стиль воспитания

Педагог занимает доминирующую позицию, не позволяет детям проявлять самостоятельность и инициативу. Воспитанники в данном случае выступают объектом воспитательных воздействий.

Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя.

Авторитарные взрослые добиваются от детей слепого и беспрекословного подчинения, исключают любое объяснение, аргументацию, злоупотребляют отрицательными оценками. Уровень требований и контроль за поведением детей сверхвысокие. При таком типе воспитания строгость и наказание - основные педагогические средства. В итоге формируется ущербный ребенок. Общие черты детей при таком воспитании - заниженная самооценка, неуверенность в себе.

Либеральный тип воспитания (его еще называют попустительским)

Либеральные взрослые почти не контролируют действия детей, все позволяют, не предъявляют порой даже элементарных требований, за исключением, быть может, тех случаев, когда возникает угроза жизни ребенка, физической травмы. Внешне привлекательное, на самом деле такое отношение свидетельствует о равнодушии к жизни ребенка. Такой тип воспитания формирует в ребенке вседозволенность и безразличие к другому человеку. Ребенок привыкает не задумываться над чувствами других, потому что сам обделен вниманием.

Педагогический коллектив принял участие в тестировании. Тест называется «Стиль педагогического воспитания» по результатам тестирования было выявлено, что в нашем саду преобладает демократический стиль воспитания, затем авторитарный и последнее место либеральный.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили воспитания, общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения, которые порой оказываются достаточно эффективными. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с детьми, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно – развивающую стратегию педагогического взаимодействия.

Какие правила необходимо соблюдать при общении с детьми?

► Если вы хотите, чтобы дети прислушивались к вашему мнению, верили в справедливость ваших действий и стремились вам подражать, ваша главная задача — стать для них непреложным авторитетом. Чтобы этого добиться, всегда следите за тем, что и как вы говорите и делаете.

Относитесь к ребенку как к личности. Признавайте его право иметь собственные желания, выбирать игрушки, занятия, друзей. Всегда обращайтесь к ребенку только по имени, замечайте успехи, чаще хвалите. Разговаривайте доброжелательным тоном, улыбайтесь.

Разговаривайте с детьми, как с взрослыми. Дети очень любят, когда к ним относятся со всей серьезностью. Не игнорируйте детские вопросы: если вы можете ответить, уложившись в несколько фраз, сделайте это, не откладывая. Если нет, не отмахивайтесь «потом, потом!», а объясните: «Это очень интересный вопрос, и я обязательно расскажу тебе об этом после прогулки». Сдержите свое обещание, привлеките к обсуждению всю группу: пусть дети общаются, учатся находить ответы самостоятельно.

Будьте одинаково внимательны к каждому. Дети должны понимать, что вы любите всех одинаково, поэтому разговаривайте ровным, доброжелательным тоном, даже если вам приходится объяснять что-то в сотый раз. Уделите внимание каждому по отдельности, покажите, что их успехи вам небезразличны. «Маша, какое у тебя красивое платье! Кто его тебе купил?», «Артем, какой большой гараж ты построил! Даже грузовик в него поместится» — найдите повод для похвалы, и ребенок будет чувствовать себя немного особенным, это тоже важно.

Воздействуйте на эмоции воспитанников. Формируйте в группе доброжелательный микроклимат, рассказывайте истории из жизни, читайте книги. Помогайте детям осознавать свои чувства и переживания: «Я понимаю, тебе грустно, что мама ушла, но она обязательно вернется. А пока давай посмотрим, какие игрушки у нас есть». Побуждайте малышей к сочувствию: «Миша упал, ему больно. Давайте его пожалеем».

Чего нельзя делать?

Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.

Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.

Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.

Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.

 «Психологическая зарядка» (цель: оказание помощи в овладении приёмами релаксации и концентрации, повышение энергетического потенциала).

- А сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить зарядку: одновременно делаем движение и произносим фразу.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть поочерёдно левым, правым глазом: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь».

2. Положить на лоб левую ладонь, затем правую: «Я решаю любые задачи, ведь со мною – любовь и удача».

3. Встать на цыпочки, поднять руки, сомкнуть их над головой в кольцо: «Я согрета солнечным лучиком и достойна самого лучшего».

4. Руки в стороны, кулаки сжать, делать вращения руками: «На моём пути нет преграды, и всё получается так, как надо».

5. Руки на поясе, делать наклоны вправо-влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу».

6. Руки на поясе, наклоны вперёд-назад: «Ситуация мне подвластна, мир прекрасен, я прекрасна».

7. Подпрыгивать на правой ноге, затем на левой: «Я бодра и энергична, все дела идут отлично».

8. Сложив руки в замок, сделать глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, всё у меня получается».

 

Задание для педагогов.

На листах указаны ошибки взрослого с примерными фразами, Вам нужно подобрать правильно рекомендации при общении с детьми и озвучить их коллективу.

Игра «Солнышко».

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь и обогреет. Мы дарим вам сегодня такое солнышко, напишите на каждом лучике продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что…»

- «Как действуют слова на ребенка»

Сколько бы мы не слышали о целебной силе доброго слова, иногда все равно говорим нелепые вещи ужасным тоном, потом себя коримо за это. Но слово не воробей, вылетело - не поймаешь.

Поэтому я решила вам на практике наглядно показать влияние слова на ребенка.

• стакан воды -.ребенок (чистый, простой, наивный)

• соль - грубые слова;

• перец - слова, которые обжигают, оскорбительные слова;

• горсть земли - безразличие, невнимание к ребенку.

Соль, перец, землю высыплю в стакан. Все это хорошо перемешаем - получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется. А стоит только немного взболтать, и все поднимется наверх. А это стрессы, неврозы, гиперактивность и другие проблемы.

В заключении хочется сказать, что, прежде чем воспитывать в детях какие - либо качества, требовать от них социальных норм поведения, необходимо, чтобы это было в вас самих. Помните об этом.

1. Психологическая изоляция и отвержение ребенка со стороны взрослого и (или) сверстника.

Примеры фраз: «Отойдите от него все, пусть один сидит»; «Я смотреть на тебя даже не хочу».

Подобные высказывания оказывают сильное воспитательное воздействие, но отрицательное. Когда ребенок слышит их, чувствует себя отверженным, ненужным. Такое воздействие нарушает психическое равновесие, поэтому ребенок обязательно отреагирует: обидится, замкнется. Но потом будет стремиться реабилитировать травмирующие переживания.

Кроме того, такие фразы создают предпосылки для детской травли. Другим детям страшно оказаться на месте отвергаемого ребенка, но они видят его униженность и начинают чувствовать свое превосходство.

Рекомендация. Задача воспитателя – научить детей совместной деятельности. Поэтому педагогическое воздействие следует направлять на построение детского коллектива, а не изоляцию: «Давайте поможем Ане».

2. Фразы, которые предполагают пространственное отчуждение/изгнание.

Примеры фраз: «Будешь баловаться, в другую группу отведу»; «Если не перестанешь, отправишься в кабинет заведующей».

Такие фразы воспитатели используют, когда грозятся наказать ребенка за плохое поведение – обещают отвести в незнакомое ему помещение. При этом помещения могут быть не только страшными (кабинет медсестры, заведующей), но унизительными – туалет, кладовка. Незнакомое пространство многие дети воспринимают как угрозу, и подобные неосторожные фразы могут привести к развитию у них страхов

Рекомендация. Ведущие и наиболее уязвимые в дошкольном возрасте базовые потребности – это потребности ребенка в безопасности и принятии. В детском саду они уже нарушены из-за разлуки с родителями. Чтобы не усугублять ситуацию, воспитателям следует исключить фразы данной группы из общения с детьми.

3. Фразы, которые занижают самооценку
и унижают личность ребенка.

Примеры фраз: «Посмотри, на кого ты похож…»; «С таким мальчиком никто не будет дружить»; «Не занимаешься – будешь глупым»; «В младшую группу отведу – ты же ведешь себя, как маленький».

Фразы данной группы – оценочные. Они препятствуют развитию нормальной самооценки у детей. Кроме того, дети легко привыкают к тому, как их оценивает педагог: «Взрослый же лучше знает, какой я». После этого воспитательные воздействия на ребенка, который согласился с тем, что он плохой, уже невозможны.

Рекомендация. Чтобы сформировать у ребенка критичность и способность адекватно оценивать свои действия, следует избегать негативных высказываний обобщенного и ультимативного характера. В дошкольном возрасте нормативная, здоровая самооценка у детей завышенная, поэтому воспитатель должен разбирать вместе с ребенком его поведение в каждой конкретной ситуации

4. Фразы, которые формируют негативную модель будущего, негативный образ себя в будущем.

Примеры фраз: «Если так будешь себя вести, не понятно, в кого ты превратишься!»; «Еще раз сделаешь так, тебя выгонят из садика», «Плохо ешь – будешь маленьким, слабеньким».

Подобными фразами воспитатель программирует ребенка на негативное будущее и прерывает ход развития у него представлений о времени и «Я во времени». Дети становятся пассивными, проявляют уныние, перестают фантазировать о своем будущем, не видят положительных перспектив. В дальнейшем это может плохо отразиться на обучении в школе.
Запугивания едой также оказывают негативное воздействие на детей: приводят к стрессу, формируют неправильное пищевое поведение.

Рекомендация. Педагог должен наполнять жизнь детей позитивом, укреплять их самооценку, помогать осознать маленькие достижения и компетентности: «Ты уже научился делать…»; «У тебя получается…».

5. Фразы, которые содержат гендерные ограничения или полоролевые нарушения.

Примеры фраз: «Ты ведешь себя как мальчишка/девчонка» (для девочки/мальчика); «Будешь такой вредной, никто замуж не возьмет. Кому такая нужна?»; «Настоящие мальчики не плачут».

Подобные фразы подрывают важный процесс, когда дети осваивают гендерные модели поведения, учатся осознавать себя как представителя определенного пола. Мальчики осознают себя мальчиками с позиции способности защищать других, отстаивать свои интересы, изменять мир. Девочкам важно подчеркивать позицию заботы, нежности, принятия других и умения договариваться

Рекомендация. Воспитатель должен создавать условия, в которых дети будут черпать модели позитивного полоролевого поведения. При этом особое значение имеют игровое взаимодействие детей со сверстниками и образцы поведения окружающих их взрослых.

6. Фразы, которые ставят под сомнение самовыражение и инициативность ребенка.

Примеры фраз: «Все делают нормально, ты один ничего не можешь»; «Где ты видел такой дом? Это караул, а не дом!»; «Из какого места у тебя руки растут?»; «С чего ты решил, что тебе разрешат?».

Подобные фразы подавляют детскую инициативность. Дети становятся неуверенными в себе, теряют интерес к занятиям, могут отказываться от своих увлечений. Между тем, именно в дошкольном возрасте формируются такие компоненты личности, как инициативность, целеполагание, готовность предлагать идеи и ставить цели.

Рекомендация. Важно не ограничивать активность детей, а предложить адекватные формы ее реализации. Например, организовать игру, где каждый ребенок сможет предложить свою идею. Задача педагога поддерживать увлечения детей, сделать их возможными и результативными, поощрять самостоятельность: «Как интересно ты придумал!

7. Фразы, которые пугают ребенка отвержением со стороны родителей.

Примеры фраз: «Мне маме рассказать, что произошло?»; «Ну что, будем папу расстраивать?»; «Будешь так себя вести, мама тебя домой не заберет!».

Подобные высказывания опасны по многим причинам. Они пугают ребенка, разрушают его эмоциональные связи с родителями, формируют ощущение отверженности и брошенности, а родителей выставляют в качестве угрозы и источника наказания.

Кроме того, такие высказывания представляют собой шантаж и предательство и отражают неготовность воспитателя брать на себя ответственность за поведение ребенка и решать проблему здесь и сейчас.

Рекомендация. Воспитатель должен уметь решать любую ситуацию, которая возникла в группе, за счет собственного авторитета. При этом важно предоставлять детям обратную связь, обсуждать с ними проблему сразу, а не ждать, когда придет мама

8. Фразы, в которых используются пугающие персонажи.

Примеры фраз: «Не перестанешь кричать, вызову полицию»; «Останешься ночевать в группе вместе со сторожем!»; «Дед Мороз все видит и таким плохим детям ничего не принесет».

Подобные фразы формируют страхи, которые оказывают сильное негативное воздействие на психическое развитие ребенка. Страхи сковывают ребенка, отбирают энергию, и ее не остается на познавательную активность. Кроме того, они могут закрепиться и проявляться в течение всей жизни.

Рекомендация. Воспитателю следует исключить из своего профессионального лексикона фразы с пугающими персонажами и использовать альтернативные методы педагогического воздействия. Например, совместно разработать правила группы и напоминать о них, когда кто-то из детей не слушается. В таком случае не придется запугивать детей, чтобы организовать дисциплину в группе.

 9. Фразы, которые ограничивают двигательную активность детей и запрещают движение

Примеры фраз: «Стой на месте»; «Замри!»; «Перестань крутиться».

Потребность в движении является базовой и важной для общего развития дошкольников. Если воспитатель постоянно одергивает ребенка, запрещает двигаться, это может сказаться на его психоэмоциональном состоянии. Нельзя заменить физическую активность замиранием, это приведет к еще большему взрыву.

Рекомендация. Чтобы остановить или затормозить чрезмерную, хаотичную двигательную активность ребенка, воспитатель должен направить ее на конструктивное движение: «Давайте все дружно отжиматься», или «Давайте возьмемся за руки и будем водить хоровод с песнями». Исключение составляют гиперактивные дети с синдромом дефицита внимания, в работе с которыми необходим комплексный подход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как нельзя общаться с ребенком

Как нельзя общаться с ребенком...

"Как нельзя общаться с ребенком"

Рекомендации для родителей...

"Как правильно запрещать, или Нельзя говорить нельзя"

Памятка для родителей "Как правильно запрещать, или Нельзя говорить нельзя"Слово «нельзя» входит в лексикон родителей, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев. Малыш начинает верте...

Памятка для родителей "Как правильно запрещать, или нельзя говорить нельзя"

Слово «нельзя» входит в лексикон родителей, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев. Малыш начинает вертеться, что-то хватать, ползти. Защищая от возможных опасностей, родители начинают повт...

Как правильно запрещать или нельзя говорить нельзя

Слово «нельзя» входит в лексикон родителей, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев. Малыш начинает вертеться, что-то хватать, ползти. Защищая от возможных опасностей, родители начинают повт...