Семинар-практикум «Реализация проекта «Карта нашей страны», как способ раскрытия ценности Родины через интеграцию всех направлений воспитательной работы»
методическая разработка

Цель мероприятия: познакомить педагогов городского округа с педагогическим опытом работы по программе воспитания с использованием «Практического руководства».

План:

  1. Выставка методического обеспечения к «Практическому руководству» «Воспитателям о воспитании».

  2. Презентация педагогического опыта с видео фрагментами образовательной деятельности педагогов и детей.

  3. Выставка проектов и карт нашей страны по теме месяца.

  4. Практическое задание (разработка дидактической игры или игрового упражнения, задания для детей по карте)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_proekta_karta_nashey_strany.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Реализация проекта «Карта нашей страны», как способ раскрытия ценности Родины через интеграцию всех направлений воспитательной работы»

от

Семинар-практикум проводится на базе МАДОУ детского сада «Ивушка».

Провели: Епифанова С.Ю., заместитель заведующего; педагоги: Тюрина Е.В., Гриднева Ю.И., Сметанкина А.С., Тихомирова Н.Ю., Пелагеина А.Н., Цыганова О.А., Хакимова А.Т., Алемасова Г.В., Лукина М.И., Желонкина Е.Ю.

Цель: познакомить педагогов городского округа с педагогическим опытом работы по программе воспитания с использованием «Практического руководства».

План:

  1. Выставка методического обеспечения к «Практическому руководству» «Воспитателям о воспитании».
  2. Презентация педагогического опыта с видео фрагментами образовательной деятельности педагогов и детей.
  3. Выставка проектов и карт нашей страны по теме месяца.
  4. Практическое задание (разработка дидактической игры или игрового упражнения, задания для детей по карте)

1 сл.

Сегодня мы с коллегами хотим поделиться опытом работы по реализации программы воспитания с использованием практического руководства «Воспитателю о воспитании».

2 сл

Практическое руководство ориентируется на базовые ценности российского общества, на духовные и культурно исторические традиции многонационального народа России, на поддержку семьи в воспитании ребенка.

«Практическое руководство» включает два вида проектов — «Проект месяца» и «Проект года» При этом проект понимается как комплекс целенаправленно организованных мероприятий (воспитательных ситуаций), позволяющих эффективно решать задачи приобщения детей к ценностям российского общества.

Проект года «Карта нашей страны» предполагает регулярную работу детей с картой для отражения опыта реальных и виртуальных путешествий по родной стране, фиксацию маршрутов и личных впечатлений — размещение на карте фотографий, картинок, наклеек, условных знаков (следов, стрелок и др.). Карта предлагает детям зримый образ мира, позволяет им ориентироваться не только в географическом пространстве, но также в пространстве истории и культуры на доступном языке образов и символов. Такая карта поможет педагогу в течение года раскрывать ценность Родины через личные переживания и опыт каждого ребенка, что является системообразующей и структурообразующей идеей воспитательной работы в ДОО и семье.

Проекты месяца разнообразны по тематике, содержанию, организационным формам, при этом каждый проект месяца ориентирован на ценность-доминанту, например, проект сентября «энциклопедия почемучек» предполагает постижение детьми ценности познания, проект апреля «цветы России» нацелен на приобщение детей к ценности природы своего родного края (малой Родины) и страны в целом.

3 сл.

Каждому месяцу соответствует своя карта и проект.

Презентации проектов воспитательной направленности проводятся в утреннее и вечернее время, гибко включаются педагогом в различные образователь ные ситуации, в игровую и театрализованную деятельность детей.

Карта — универсальный инструмент познания. Дошкольнику не нужна точная географическая карта, потому что там много мелких деталей и пока не очень понятных ему значков. Зато ему очень важна карта культурологическая, которая появляется у него на глазах, наполняется его воспоминаниями, новыми знаками и символами, привязывает их к конкретному месту в пространстве родной страны. Каждый месяц карта наполняется новым содержанием. Ее можно сделать одну на месяц, а можно сделать на каждый месяц свою.

Как вы сейчас увидите на примере наших проектов, так или иначе все проекты в своей основе несут знакомство детей с ценностью «Родина».

4сл

Сентябрь. Ценность доминанта- «познание».

В сентябре карта поможет вспомнить лето, «где мы бывали, что мы видали»; в качестве общего продукта создаем карту летних путешествий. Дети к карте прикладывают свои фото, рисунки, предметы, так может появиться коллекция.

5 сл.

«Энциклопедия почемучек» — общий результат совместной работы детей с родителями, педагогом и друг с другом. В течение месяца ведется воспитательная работа, зримым продуктом которой становится рукотворная книга. Каждый ребенок создает свою страничку вместе с родителями и приносит в детский сад.

6 сл.

Октябрь . Ценность доминанта- «труд». И опять мы рассматриваем через призму богатства нашей страны. Мы изучаем с детьми чем богат наш край, город, село, поселок. Педагог отмечает пунктирами как эти товары попадают туда, где мы живем.

7 сл.

Проектом месяца станет выставка самодельных открыток «Бабушкам и дедушкам спасибо говорим» со словами благодарности.

Немного из истории праздника.

В России День бабушек и дедушек отмечается с 2009 года, а дата 28 октября выбрана совсем не случайно — издревле для славян она имела особое значение.

Последняя неделя октября называлась Навья седмица или Осенние Деды. В этот период, по поверьям, стиралась грань между миром живых и миром мертвых, и души ушедших предков возвращались, чтобы навестить своих родных.

Для них накрывали столы и готовили угощения. За одним столом собирались несколько поколений семьи. Детям рассказывали истории о том, какие славные предки были в их роду.

Осенние Деды был праздником, призванным укрепить связь поколений и объединить всех членов семьи.

У нас в группах дети с удовольствием делали стенгазеты, коллажи и открытки для дедушек и бабушек. Для них это было очень приятно и неожиданно, многие не знали об этом празднике и взяли себе на заметку для семейных традиций.

8 сл.

Ноябрь. Ценность доминанта- «семья».

В ноябре продолжится работа по наполнению «Карты нашей страны»- «Игрушечных дел мастера», интересным для детей и значимым для их воспитания содержанием. На примере игрушки-коня педагог познакомит детей с удивительным разнообразием материалов, художественных техник и узоров, которые используют народные мастера, создавая игрушки каргопольские и богородские, дымковские и филимоновские, абашевские и городецкие и многие-многие другие. Вместе с пе дагогом дети найдут и отметят на карте те места, где изготавливаются традиционные игрушки их региона или находящегося по соседству, разместят на карте фотографии, рисунки и, возможно, силуэтные рукотворные изображения тех традиционных народных игрушек, которыми славятся разные регионы нашей Родины.

Кроме карты с игрушками-конями наши педагоги с детьми пошли дальше и создали карту народных игрушек самых разных в нашей стране. Вспомнили об игрушках из ткани и создали календарь со славянскими названиями месяцев. Так же с детьми сходили в наш мини-музей и посмотрели на карту Нижегородской области с городами, которые славятся народным промыслом.

9 сл.

Проект месяца- «Сундучок семейных игр».

В этом сундучке будут храниться карточки с описанием любимых игр, в которые дети играют дома вместе с близкими.

Педагоги беседовали с детьми о том, во что играют дома. Предлагают дома с родителями создать карточку с описанием игры. Возможно провести родителями мастер-классы для всей группы и научить детей играть в эту игру.

Педагог поможет родителям расширить их представления о видах игр, сделать описание игры и подготовиться к мастер-классу. Например на День матери.

10 сл.

Декабрь. Ценность-доминанта месяца — «Красота»
«Карта нашей страны. Красавица зима»

Педагог познакомит детей с уникальными явлениями природы зимой в нашей стране: северным сиянием, прозрачным льдом озера Байкал, красотой родного края зимой, родиной Деда Мороза (город Великий Устюг) и Снегурочки (город Кострома), рассмотреть на фотографиях или календарях, иллюстрациях их прекрасные терема, побеседовать о том, как красота природы отражается в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.

Дети приносили фотографии красивых мест нашего поселка и города Бор во время ледяного дождя, инея; новогоднее украшение улиц.

11 сл.

Детско-взрослым проектом воспитательной направленности в декабре стало создание детьми, родителями и педагогами фотоколлажей «Красота вокруг нас». В этих фотоколлажах собраны фотографии и рисунки, на которых запечатлены разные проявления красоты — как окружающего мира, так и человеческих отношений.

12 сл.

Январь .

Раскрывается ценность здоровья через народные игры, в которые раньше играли дети в разных уголках нашей страны.

Здесь инструктором по физической культуре собраны игры разных народов и проиграны с детьми.

13 сл.

Детско-взрослым проектом воспитательной направленности в январе стала подготовка и проведение родителями, детьми и педагогами «Зимние олимпийские игры».

14 сл.

Февраль. Ценность-доминанта месяца — «Дружба».

В феврале продолжится работа по наполнению «Карты нашей страны» -«Крепости земли российской».

Педагог познакомит детей с тем, как обороняли свою землю разные народы нашей страны — строили деревянные крепости и остроги, каменные кремли и башни. Вместе с педагогом дети найдут и отметят на карте те места, где находятся старинные оборонительные сооружения их региона или региона, находящегося по соседству, а затем разместят на карте фотографии кремлей и крепостей, расположенных в разных регионах нашей страны.

Можно отметить размещение нескольких крепостей, мы взяли такие:

Форты Кронштадта , Шлиссельбургская крепость , Ивангородская крепость , Новгородская крепость, Выборгский замок, Крепость «Корела», Генуэзская крепость в Судаке, Генуэзская крепость в Феодосии, Петропавловская крепость, Смоленская крепостная стена , Псковская крепость , Коломенский кремль, Крепость «Вовнушки»,

Оборонительное кольцо Кенигсберга , Крепость «Пиллау», Соловецкая крепость , Брестская крепость, Крепость «Осовец».

15 сл.

Проект месяца направлен на создание общего игрового макета города. Дети знакомятся с тем, как раньше жили люди и как защищали свой город, какие сооружения для этого делали. Делают вывод о необходимости поддержки друг друга, взаимопомощи, верности, дружбы, защиты.

16 сл.

Март. Ценность-доминанта месяца — «Человек»

Карта месяца «Знаменитые люди России» позволит визуализировать и привести в систему образы, факты, события, связанные с ценностью человека,

наглядно представить многообразие и уникальность разных регионов нашей

Родины, которые прославили наши знаменитые соотечественники.

Здесь не забыли и о знаменитых людях Нижегородской области, нашего города и поселка.

17 сл.

Детско-взрослым проектом воспитательной направленности в марте станет

подготовка детьми, родителями и педагогами спектакля-инсценировки. В разных группах брали сказки на свой выбор. Главное- общая работа над сценарием, костюмом, ролями. В одной группе родители изготовили и карту сказочных героев. Где они появились, как называются. Дети с удовольствием с ней познакомились.

18сл.

Апрель. Ценность-доминанта месяца — «Природа»

«Карта нашей страны. Заповедные места россии»

В апреле педагог знакомит детей с тем, что такое заповедники, зачем и где их создают. Вместе с педагогом дети найдут и отметят на карте те места, где находятся заповедники их региона или региона, находящегося по соседству, а затем разместят на карте фотографии обитателей заповедников (животных и растений), расположенных в разных уголках нашей страны. Педагогами и родителями был собран большой материал по разнообразным заповедникам нашей страны. Более подробно конечно же остановились на Керженском заповеднике.

19 сл.

Проект месяца «Выставка «Сохраним красоту первоцветов».

Были собраны рисунки, раскраски по первоцветам, создана книга первоцветов Нижегородской области.

20сл.

Май. Ценность-доминанта месяца — «Родина»

Карта месяца «Моя малая родина на карте большой страны» позволит визуализировать и привести в систему образы, факты, события, связанные с ценностью «Родина», необходимостью бережного и заботливого отношения к тому месту, где мы родились и живем, осмысления многообразия и уникальности разных регионов нашей родины.

Наша карта состоит из карточек с достопримечательностями поселка, а так же другими достопримечательностями нашей страны. И можно сыграть с детьми в игру найди лишнюю фотографию объекта.

21 сл.

Детско-взрослым проектом воспитательной направленности в мае станет подготовка детьми, родителями и педагогами самодельной настольной игры «С чего начинается Родина». Этот проект направлен на обогащение представлений детей о прошлом и настоящем их малой родины, развитие у них бережного отношения к ней. Проект раскрывает и помогает в ходе совместной деятельности формировать у детей ценностное отношение к тому месту, где живут дети, умение заботливо, внимательно относиться к нему, украшать и оберегать его.

22.

Подытоживая работу с картами можно разыграть «полет» над нашей страной по стихотворению Владимира Степанова «Родные просторы», предложить детям рассказать, что еще мы

можем увидеть, если будем лететь на самолете. Называя интересные места

нашей страны, дети могут вспоминать созданные в течение года разные карты нашей страны:

• карта сентября «Где мы летом побывали, что увидели, узнали»;

• карта октября «Чем богаты — тем и рады»;

• карта ноября «Игрушечных дел мастера»;

• карта декабря «Красавица Зима»;

• карта января «Какая зима — такие забавы»;

• карта февраля «Крепости земли российской»

• карта марта «Знаменитые люди России»

• карта апреля «Заповедные места России».

карта мая «Моя малая родина на карте большой страны»

Вывод:

Вот такая работа по воспитанию была проведена педагогами совместно с родителями по проектам. Пособие «Воспитателю о воспитании» отражает взаимодействие всех участников воспитательного процесса. Проекты очень гармонично вписываются в жизнь детского сада, так как отражают календарные события, сезонную тематику. Предоставляет педагогам отличный материал для информационной работы с родителями на разные темы воспитания. Все проекты пронизаны единой темой Родина, основная задача- показать все многообразие, богатство и исторические и культурные достопримечательности нашей страны. Нам остается научиться применять в своей работе этот богатый материал, который у нас получается в процессе.

Практическая часть.

Материал: модели кубиков из бумаги, фломастеры, карандаши, листы бумаги, карточки для вопросов.

А сейчас мы предлагаем вам разбиться на 3-4 человека, выбрать карту по наиболее близкой вам теме и попробовать составить дидактическую игру, игровое задание, викторину, кроссворд... по теме карты для детей. Таким образом вы в практической деятельности убедитесь в том, как можно применять карту в работе с детьми.

Выставка и презентация дидактического материала.

Какие технологии мы применяет в работе с детьми по картам? (Вопрос к участникам).

Мы применяли: игровые технологии, синквейны, азбука темы, ровесничество, адвент календарь (календарь событий), лэпбук, утренний и вечерний круг, образовательное событие, голос ребенка ( говорящие стенды), субъектные праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы"

Семинар-практикум "Метод детских проектов как способ реализации образовательной программы" - технология Л. Свирской...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции»

Cеминар – практикум на тему: «Формирование предпосылок естественно – научной грамотности у старших дошкольников через работу на метеостанции».Он позволит проверить каждому педа...

Проект « Карта нашей страны»

. Представляем проект «Карта нашей страны». С ребятами начали работу над долгосрочным проектом. Этот проект предполагает регулярную работу детей с картой для отражения реальных и виртуальн...

Отчет о проведении проекта «Карта нашей страны» в подготовительной группе комбинированной направленности.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще...

Долгосрочный проект воспитательной направленности «Карта нашей страны»

Данный проект составлен в помощь воспитателям для работы с практическим руководством "Воспитателю о воспитании"...

семинар-практикум для педагогов "Метафорические карты в работе с детьми"

МАК являются одним из тех инструментов которые помогают человеку проработать волнующие темы благодоря обращению к своему воображению и творческому потенциалу....