«Детский сад как одна из ступеней в развитии ребенка»
статья

В  статье описывается все возможности детского сада в развитии ребёнка. Разнообразная деятельность дошкольников  является условием и средством овладения ребенком методами познания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskiy_sad_kak_odna_iz_stupeney_v_razvitii_rebenka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский сад как одна из ступеней в развитии ребенка»

     Детский сад является следующим после семьи институтом социализации ребенка, а группа детского сада часто выступает как первая ступень его членства. Воспитатель — как далекий, не имеющий к ребенку родственного отношения взрослый, в общении с которым малыш приобретает определенный опыт социального взаимодействия.
    Разнообразная деятельность дошкольников  является условием и средством овладения ребенком методами познания мира: двигательным, игровым, коммуникативным, художественно-эстетическим, научно-исследовательским, творческим.

     Через разнообразные виды деятельности и овладение методами познания дети усваивают все новые и новые знания, выражают свое отношение к усвоенному, накапливают эмоционально-чувственный опыт, что побуждает их к деятельности, но уже на более высоком уровне.
   
Общение, как деятельность, берет на себя существенную нагрузку в социализации личности. Общаясь с педагогами, родителями, сверстниками, ребенок получает и углубляет свои знания о предметах, их значении, о явлениях в природе и общественной жизни, об отношениях людей, их вариативности и зависимости.
    Взаимосвязь всех видов деятельности детей в дошкольном учреждении является важным компонентом развития речи и социализации личности.
    Педагогический процесс должен носить комплексный характер: задачи развития интеллекта, чувств, нравственных основ личности формируются во взаимосвязи, и отделить одни от других невозможно.
    Развивая коммуникативные навыки детей, педагогам рекомендуется опираться на следующие приемы: этюды, сочинение историй, моделирование и анализ заданных творческих ситуаций, творческие задания для детей, мини-конкурсы, импровизация.

     Коррекционно-развивающие игры, воссоздающие отношения между людьми не только развивают диалогическую речь, но и учат детей общению друг с другом, помогают осваивать общечеловеческие ценности.
    Задачи по воспитанию у детей
экологической культуры следует решать в ДОУ на принципах развивающего обучения, т.е. формировать у старших дошкольников целостный взгляд на природу, понимание роли и места человека в ней.
   
Интеллект ребенка повышается пропорционально получаемой информации. Давая знания детям по каждой теме, большое внимание целесообразно уделять роли человека в создании и развитии им окружающего мира.

     Расширение имеющихся знаний дошкольников происходит параллельно с развитием интереса к миру взрослых. Обязательно нужно рассказывать детям

о профессиональной деятельности взрослых, о значимости их труда для других и о его результатах. Например, вместе со взрослыми дети могут отправляться путешествовать в прошлое и настоящее разных предметов: молотка, часов, посуды, книжки и т.д.
    Познание ребенком себя происходит и при осознании им своей социальной роли в семье, при понимании связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду.
    В дошкольный период у детей развиваются образные формы познания окружающего мира (восприятие, наглядно-образное мышление и память, творческое воображение), эти познавательные процессы развиваются не вопреки, а благодаря игре. Формируя психологическую готовность к обучению в школе.
    В дошкольном возрасте происходит первичное формирование самооценки, перечисленные направления и методики способствуют ее сохранению на уровне нормы. Кроме того, социальное развитие ребенка в детском саду направлено на понимание добра и зла, четкого разграничения этих двух понятий.

     Правильно развитый дошкольник на этапе пребывания в ДОУ имеет:

  • сформированное мировоззрение,
  • морально-этические ценности,
  • навык коммуникации с людьми разного возраста. 

     Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний.   Воспитатели:
1.    Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме. 
2.    Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление). 
3.    Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности. 
4.    Способствуют развитию любознательности, интеллекта.
5.    Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений. 

     Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ должны использоваться 3 тактики:

  • эмоциональная,
  • логическая,
  • речевая модель. 

     Эффективное направление интеллектуального развития – логические игры и головоломки.

     Физическое развитие в детском саду представляет собой мотивацию к совершенствованию ловкости, быстроты действий, силы, выносливости, гибкости. Благодаря правильной организации занятий, у дошкольника формируется правильная осанка и полноценная физическая форма, соответствующая его возрасту. 
    Дополнительная задача, которую решают воспитатели, развивая у ребенка физическую форму – мотивируют его к ведению здорового образа жизни, выполнению упражнений.

     Основные формы взаимодействия с детьми: прогулки, элементарные упражнения физкультуры, гимнастика с элементами закаливания (при условии отсутствии противопоказаний). Также используют подвижные игры, оздоровительный бег на свежем воздухе. 
    Дополнительно физическому развитию дошкольников способствует обеспечение здорового питания в детских садах. Оно организовано таким образом, чтобы обогатить растущий организм минералами, витаминами. 
Мероприятия, проводимые в ДОУ для физического развития дошкольников, эффективны тогда, когда и родители ребенка поощряют ведение здорового образа жизни. 
    Особенность работы воспитателей детских садов заключается в обеспечении правильного
эмоционального развития детей. Работа воспитателя должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку:

  • Сформировать уверенность в себе.
  • Избавиться от тревожности, страхов. 
  • Овладеть языком эмоций. 
  • Избавиться от агрессивной реакции на определенные события. 
  • Предотвратить появление негативных эмоций в ответ на воздействие различных факторов.
  • Сделать ребенка эмоционально здоровым. 
  • Развить стремление к сопереживанию, состраданию, сочувствию. 


     Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Воспитатели детских садиков должны включать в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся:

  • Развивающие игры.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
  • Занятие музыкой.
  • Танцы. 
  • Инсценировки (непродолжительные театральные постановки). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование математических игр и упражнений как одно из условий интеллектуального развития ребенка" (из опыта работы)

Краткое описание математических игр и упражнений используемых в работе с детьми, созданой предметно-развивающей среды....

Примерная таблица нормативных ступеней в развитии ребенка от рождения до года.

Таблицы помогут выявить, соответствуют ли способности ребёнка нормам развития, которые предъявляются к детям в период от рождения до года....

Музыка, как одно из средств физического развития ребенка

Консультация для педагогов и родителей...

ХАТХА-ЙОГА – КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА, ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА В РАМКАХ ФГОС.

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в формировании физического и духовного "Я" ребенка....

«Развитие мелкой моторики в ходе игровой деятельности дошкольника - одно из условий полноценного развития ребенка»

В работе отражены методы, приемы и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук детей, предложены варианты работы в данном направлении с использованием нестандартного оборудования....

Родительское собрание Тема «Микроклимат в семье –первая ступень в развитии ребенка»

Цель: создать атмосферу доверия и сотрудничества; обеспечивать оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; повышать самосознание и ответс...

Презентация к родительскому собранию тема «Микроклимат в семье –первая ступень в развитии ребенка»

Цель: создать атмосферу доверия и сотрудничества; обеспечивать оптимальные условия для саморазвития и самореализации родителей в освоении ими различных социальных ролей; повышать самосознание и ответс...