ФГОС ДО: развитие ребёнка в пространстве игры
консультация (младшая группа)

Рудакова Анжела Александровна

Материал семинара:

Вопросы для обсуждения:

  1. Игры на развитие двигательных способностей.
  2. Игры на развитие мелкой моторики.
  3. Игры на развитие речи.
  4. Игры на развитие творческих способностей.
  5. Игры, направленные на познавательное развитие.

Игры на развитие двигательных способностей.

При организации подвижных игр педагогу следует помнить, что главные его задачи заключаются в следующем:

  • научить детей играть активно и самостоятельно;
  • сформировать широкий круг игровых действий;
  • воспитать нравственно-волевые черты личности;
  • укрепить здоровье детей;
  • обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка;
  • помочь прибрести запас прочных умений и двигательных навыкав для труда и активного отдыха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_do_razvitie_rebyonka_v_prostranstve_igry_.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС ДО: развитие ребёнка в пространстве игры

Вопросы для обсуждения:

  1. Игры на развитие двигательных способностей.
  2. Игры на развитие мелкой моторики.
  3. Игры на развитие речи.
  4. Игры на развитие творческих способностей.
  5. Игры, направленные на познавательное развитие.

Игры на развитие двигательных способностей.

При организации подвижных игр педагогу следует помнить, что главные его задачи заключаются в следующем:

  • научить детей играть активно и самостоятельно;
  • сформировать широкий круг игровых действий;
  • воспитать нравственно-волевые черты личности;
  • укрепить здоровье детей;
  • обеспечить всестороннюю физическую подготовленность каждого ребенка;
  • помочь прибрести запас прочных умений и двигательных навыкав для труда и активного отдыха.

Варианты игр:

«Муравьи»

Цель: научить детей ориентироваться в пространстве; равномерно размещаться по площадке, не сталкиваясь друг с другом; двигаться в разных темпах; тренировка внимания.

Ход игры: по хлопку педагога дети начинают хаотически двигаться по залу, не сталкиваясь с другими детьми и стараясь все время заполнять свободное пространство.

«Снеговик»

Цель: научить детей напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног, корпуса.

Ход игры: дети превращаются в снеговиков – ноги на ширине плеч, согнутые в локтях, руки вытянуты вперед, кисти округлены и направлены друг к другу, все мышцы напряжены. Педагог говорит: «Пригрело солнышко, под его теплыми весенними лучами снеговик начал медленно таять». Дети постепенно расслабляют мышцы: опускают бессильно голову, роняют руки, затем сгибаются пополам, опускаются на корточки, падают на пол, полностью расслабляясь.

«Самолеты и бабочки»

Цель: научить детей владеть мышцами шеи и рук; ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.

Ход игры: дети двигаются врассыпную (как в упражнении «Муравьи»), по команде «самолеты» бегают стремительно, вытянув руки в стороны (мышцы рук, шеи и корпуса напряжены); по команде «бабочки» переходят на легкий бег, делая руками плавные взмахи, голова мягко поворачивается из стороны в сторону («бабочка ищет красивый цветок»), кисти, локти, плечи и шея не зажаты. Упражнение можно делать под музыку, подобрав соответствующие произведения из репертуара по музыкальному воспитанию.

«Кактус и ива»

Цель: развить умение владеть мышечным напряжением и расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения; останавливаться точно по сигналу педагога.

Ход игры: по любому сигналу, например, по хлопку, дети начинают хаотично двигаться по залу. По команде педагога «Кактус» дети останавливаются и принимают «позу кактус» – ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях, подняты над головой, ладони тыльной стороной повернуты друг к другу, пальцы растопырены, как колючки, все мышцы напряжены. По хлопку педагога хаотическое движение возобновляется, затем следует команда «Ива». Дети останавливаются и принимают позу «ивы»: слегка разведенные в стороны руки расслаблены в локтях и висят, как ветви ивы; голова висит, мышцы шеи расслаблены.

«Насос и надувная кукла»

Цель: Научить детей напрягать и расслаблять мышцы; взаимодействовать с партнером; артикулировать звуки «с» и «ш»; действовать с воображаемым предметом.

Ход игры: дети распределяются на пары. Один ребенок – надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены; второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса; наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с-с-с-с», при вдохе – выпрямляется. Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем куклу сдувают, вытаскивая пробку, воздух выходит со звуком «ш-ш-ш-ш», ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями.

Игры на развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста, но и в более позднем возрасте упражнения будут полезны и эффективны. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.

Варианты игр:

«Бусы»

Цель: развить точность движений, закрепить знание цветов.

Материалы: крашенные макароны, длинный шнурок.

Ход игры: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.

«Упражнения с пинцетом»

Цель: развить точность движений, закрепить знание цветов.

Материал: пинцет, мелкие «пуговички» (их можно сделать из впитывающих влагу салфеток для кухни с помощью дырокола), несколько маленьких мисочек.

Ход игры: раскладываем с помощью пинцета «пуговички» по цвету в разные мисочки (формы).

«Упражнения с прищепками»

Цель: развить точность движений, внимание.

Материал: коробка, прищепки, набор парных картинок; на край коробки и на прищепки наклеить картинки.

Ход игры: взять прищепку с любой картинкой, на коробке найти такую же картинку, прицепить на край коробки прищепку.

«Выкладывание по контуру»

Цель: развить точность движений.

Материал: набор листов с контурным изображением предметов, цветные скрепки, пуговицы, природный материал (ракушки, мелкие камешки, фасоль).

Ход игры: предложить выбрать фигуру, по заданному контуру с помощью выбранного материала выложить фигуру, можно предложить «закрасить» фигуру.

«Покорми птичку»

Цель: развивать точность движений.

Материал: картонная коробка с наклеенным рисунком птички, около клюва сделать небольшую дырочку; горсть пшеницы, фасоли, гороха.

Ход игры: в дырочку необходимо бросать по одному зернышку.

Игры на развитие речи.

Предлагаемые ниже игры могут быть использованы для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, научения соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-, двух-, а также трех- и четырехсложные слова, отвечать на вопрос, громко и тихо воспроизводить звукоподражания.

Варианты игр:

«Угадай, что звучит»

Материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Ход игры: воспитатель показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. «Что звучит?» – спрашивает он детей. Дети отвечают, и воспитатель снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

«Чудесный мешочек»

Материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных (утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр.)

Ход игры: все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему.

«Можно ездить или нет»

Материал: коробка и картинки с изображением предметов, имеющих в названии звук с (сь): санки, самолет, велосипед, самокат, троллейбус, автобус, стул, стол, сапог и др.

Ход игры: дети по очереди вынимают из коробки картинки; каждый показывает свою группе, называет изображенный на ней предмет и говорит, можно на нем ездить или нет. Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки с (сь) в словах, отчетливо выговаривали слова с этим звуком.

«На прогулку в лес»

Материал: игрушки (собака, слон, лиса, заяц, коза, гусь, цыпленок, курица, корзина, блюдце, стакан, автобус и др.), в названиях которых имеются звуки с (сь), з (зь), ц.

Ход игры: воспитатель выставляет игрушки на столе и просит детей назвать их. Затем он предлагает детям отправиться на прогулку в лес и взять с собой игрушечных животных. Малыши выбирают нужные игрушки, называют их, сажают в машину и отвозят в определенное заранее место. Педагог следит, чтобы дети верно отбирали предметы, внятно и громко называли их, правильно произносили при этом звуки с (сь), з (зь), ц.

«Скажи, как я»

Цель: научить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развить слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).

Ход игры: педагог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слова, и произносить (повторять) их так же. Воспитатель следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости. Для данного упражнения рекомендуется подбирать слова, в произношении которых дети испытывают затруднения.

Игры на развитие творческих способностей.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направить свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

Варианты игр:

«Оденем кукол»

Цель: знакомство с величиной предметов, сравнение между собой однотипных предметов разного размера.

Материал: две куклы (большая и маленькая) и два комплекта одежды (ребенок не должен знать, какой из кукол принадлежат те или иные вещи).

Ход игры: объясните, что куклам холодно и они хотят одеться, но перепутали свою одежду. Предложите малышу помочь куклам. Если сначала ребенок распределит вещи неправильно, не беда. Обратите его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает еще раз. Когда каждой кукле достанутся ее вещи, похвалите ребенка и подчеркните: «Большое платье – большой кукле, маленькое – маленькой, большие туфельки – большой кукле, маленькие – маленькой». Чтобы усложнить задание, можно дать трех кукол.

«Во что с этим можно играть?»

Материал: несколько предметов, не имеющих четкого назначения – палочка, кубик, коробочка, камешек, картонка и т.д.

Ход игры: задача состоит в том, чтобы придумать, чем могут быть данные предметы, вместо какого реального предмета использоваться. В начале игры вы берете любой предмет, допустим, палочку, показываете его ребенку и предлагаете придумать, чем он может быть в игре. Будет прекрасно, если малыш сам назовет возможные варианты, а если он затрудняется, помогите ему. Палочка может быть градусником для куклы, ложечкой, ключом, удочкой. Кубиком нельзя кормить куклу, а коробочкой измерять температуру, поскольку одним из обязательных условий игры, которое неукоснительно следует соблюдать, является некоторое сходство с реальным предметом.

Полезно поиграть с ребенком в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы можно использовать вместо ложки для куклы, вместо кроватки, вместо машины и т.д. Это также поможет ему легко замещать один предмет другим, шире используя возможности воображения.

«Кто я?»

Ход игры: «Кто я?», спрашивает воспитатель у ребенка и изображает (жестами, мимикой, звуками и т.п.) поезд, машину, чайник, самолет, продавца, врача, собаку, кошку и т.п. Естественно, что возможности такого показа почти безграничны и зависят только от житейского опыта ребенка. Расширяйте житейский опыт и с помощью такой игры. Когда ребенок научится угадывать, что вы изображаете, загадывайте с ним по очереди.

«Дорисуй узор»

Цель: развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узора. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

«Закончи картинку»

Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

Игры, направленные на познавательное развитие.

Варианты игр:

«Так бывает или нет»

Цели: научить замечать непоследовательность в суждениях, развить логическое мышление.

Ход игры: воспитатель объясняет правила игры: Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

«Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. «Что можно делать в лесу?» (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать), «Что можно делать на реке?», «Что делают в больнице?»

«Закончи предложение»

Цели: научить дополнять предложения словом противоположного значения, развить внимание.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. «Сахар сладкий. а перец – … (горький)», «Летом листья зеленые, а осенью – … (желтые)», «Дорога широкая, а тропинка – … (узкая)».

«Узнай, чей лист»

Цели: научить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе), развить внимание.

Ход игры: на прогулке необходимо собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

«У кого кто»

Цели: закрепление знаний о животных, развитие внимания, памяти.

Ход игры: воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

«Кто (что) летает?»

Цели: закрепление знаний о животных, насекомых, птицах, развитие внимания, памяти.

Ход игры: дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят: «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

«Прятки»

Цели: научить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развить слуховое внимание.

Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

«А что потом?»

Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.

Ход игры: дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили о том, что мы делаем в детском саду в течении всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том. Что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» - «А потом?» Передает камешек другому ребенку. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее – уход домой. Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

«Выдели слово»

Цели: научить детей отчетливо произносить многосложные слова громко, развить слуховое внимание.

Ход игры: воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок) Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

«Кто кем (чем) будет?»

Цель: развить речевую активность, мышление.

Ход игры: дети отвечают на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет) … яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумают несколько вариантов, например, из яйца – цыпленок, утенок, птенчик, крокодильчик. То они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

«Кому что нужно?»

Цель: развитие навыка классификации предметов, умения называть вещи, необходимые людям определенной профессии; развитие внимание.

Ход игры: «Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажете, что ему нужно для работы». Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодится.

«У кого какой цвет?»

Цель: научить детей узнавать цвета, закрепить умение определять предметы по цвету, развить речь, внимание.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зеленый квадрат бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.

«Магазин»

Цель: развитие памяти.

Ход игры: игру в «магазин» начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Сами магазины тоже могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья.Закономерности речевого развития ребёнка дошкольного возраста, игры и задания.

Вы узнаете о формировании речи ребёнка дошкольного возраста....

Статья "Закономерности речевого развития ребёнка дошкольного возраста, игры и задания"

Статья воспитателя Прохоровой Т.Г. "Закономерности речевого развития ребёнка дошкольного возраста, игры и задания"...

Развитие восприятия глубины пространства. Игры

В буклете представлены игры и упражнения для развития глубинного зрения (бинакулярного) у детей дошкольного возраста....

Обобщённый педагогический опыт по теме:«Познавательное развитие ребёнка через дидактическую игру»

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ре...

Буклет "Игра и ёё роль в развитие ребёнка" и буклет "Играем дома"

В данном буклете даётся подборка материалов: какие качества формируются у ребёнка в процессе игры, какие условия для успешного руководства игрой, какие функции могут быть реализованны в любой игре и в...

Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве «Играем дома».

Картотека игр на развитие ориентировки в пространстве «Играем дома»....

Закономерности речевого развития ребёнка дошкольного возраста, игры и задания.

Статья. Закономерности речевого развития ребёнка дошкольного возраста,  игры и задания.Речь  дошкольника формируется в процессе общения с окружающими его людьми. Именно в этом  возрасте...