Обобщённый педагогический опыт по теме:«Познавательное развитие ребёнка через дидактическую игру»
статья

Генералова Наталья Владимировна

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchyonnyy_opyt_generalovoy_n.v.docx37.35 КБ

Предварительный просмотр:


НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: «Познавательное развитие ребёнка через дидактическую игру»

НАЗНАЧЕНИЕ: обобщение педагогического опыта предназначено для педагогов ДОУ, родителей, студентов вузов и колледжей

ЦЕЛЬ: показать эффективность дидактических игр и упражнений в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.

МАТЕРИАЛ: Дидактическое панно «Времена года», дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн», тренажер для пальчиков «Матрешки – застежки»; дидактические игры: «Цветные горошины», «Геометрическое лото», «Веселые прищепки», «Чудесный мешочек», «Стиральные машины», «Цветочная полянка», «Объемные картинки», «Подбери по цвету», «Подбери по цвету, форме и размеру», «Волшебные резиночки», «Магический квадрат», «Математические яблочки», «Математические пазлы», «Состав числа», «Тримино», «Пентамино»,

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

Познавательная активность проявляется с рождения и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства и продолжает развиваться дальше практически на протяжении всей жизни. Однако дошкольное детство – очень важный период. Именно в это время закладывается фундамент всего дальнейшего познания мира.

Познавательный интерес – важная составляющая познавательной активности. Чем больше ребенок накапливает знаний и опыта, тем сильнее интерес.

Познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

Одним из способов развития познавательных способностей являются дидактические игры. Они являются и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка. Основу дидактических игр и упражнений составляет органическая взаимосвязь деятельности и интересного усвоения знаний.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА

Свою работу я начала со сбора и анализа по данной проблеме, изучила исследования ученых, педагогическую литературу по познавательному развитию дошкольников.

Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности. Формирование познавательных способностей следует начинать именно с дошкольного возраста, поскольку они активно взаимодействуют с системой ценностных ориентаций, с целью и результатами деятельности, отражают интеллект, волю, чувства личности, а также являются необходимым условием готовности детей к обучению в школе. Развитие познавательных способностей детей, а также становление образных форм познания — это основная линия умственного развития дошкольников. Психологи (Выготский Л. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Поддьяков Н. Н.) утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению К. Д. Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Проблема познавательного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Дидактические игры и упражнения широко используются педагогами как средство развития познавательных способностей. Они способствуют расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактические игры и упражнения делают процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и формирования познавательных способностей. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ТЕМЫ ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Использование педагогом дидактических игр и упражнений в развитии познавательных способностей способствует:

- получению новых знаний, их обобщению и закреплению;

- усвоению общественно выработанных средств и способов умственной деятельности;

- обеспечивает расчленение сложных явлений на простые и обобщение единичных;

- осуществлению аналитической и синтетической деятельности;

- приносит большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях

НОВИЗНА ТЕМЫ ОБОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Цель деятельности педагога заключается не только в том, чтобы с помощью дидактических игр и упражнений формировать у ребенка умение ориентироваться в различных свойствах предметов. Использование дидактических игр и упражнений помогает развивать у детей первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.

Итак, целью познавательного развития ребенка является формирование у него познавательных способностей.

ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Ведущими задачами является следующее:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

- поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства

Задачи решаются в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности, в рамках непосредственной образовательной деятельности и при проведении режимных моментов.

Познавательное развитие осуществляю через разные формы:

- непосредственно образовательную деятельность

- игры

- экспериментирования

- наблюдение

- художественное творчество

- дидактические игры и упражнения

Для успешной организации познавательного развития в группе создана предметно – развивающая среда. Созданы дидактические игры и картотека дидактических упражнений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОПЫТА

1. Соответствие возрастным особенностям детей

2. Системность. Она предполагает систему игр, последовательно развивающуюся и усложняющуюся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.

3. Повторность. То, что легко и просто взрослому или детям школьного возраста, у детей дошкольного возраста вызывает значительные затруднения.

4. Наглядность в игре прежде всего представлена в предметах, которыми играют дети и которые составляют материальный центр игры, в картинках, изображающих предметы, действия с ними и отчетливо выделяющих назначение, основные признаки предметов, свойства их материалов.

5. Слово воспитателя. Словесные обращения к детям, объяснения, короткие сюжетные рассказы, которые раскрывают содержание игры и поведение персонажей, образные пояснения игровых действий, вопросы к детям - все это составляет содержание умственного воспитания и раскрывает игру как форму обучения

6. Отбор и продумывание воспитателем программного содержания, четкое определение дидактических задач, определение и место роли игры в системе воспитания и обучения, взаимосвязи и взаимодействия игры с другими формами обучения

7. Время проведения игр не должно превышать:

- для детей младшего дошкольного возраста 5-10 минут

- для детей среднего дошкольного возраста 15-20 минут

- для детей старшего дошкольного возраста 25-30 минут

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Деятельность в группе по развитию познавательных способностей не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Между педагогом и родителями сложились партнерские отношения. Родители являются активными участниками образовательного процесса: проводят игры, совместные прогулки, занятия, участвуют в праздниках и развлечениях. С родителями проведена целенаправленная работа по познавательному развитию:

- Родительское собрани: «Ребёнок и развивающая среда дома»

- Консультации для родителей «Развитие у ребёнка уверенности в себе через игру», «Игры на кухне»,» «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста».

- Выставка литературы, игр, пособий

- Практические рекомендации

МЛАДШИЙ ВОЗРАСТ

Дидактическое Панно из фетра «Времена года, направлено на развитие речи детей, ознакомление с окружающим миром и основными явлениями в природе (снег, дождь, листопад, формирование понятий овощи-фрукты); развитие мелкой моторики рук

Тренажер для пальчиков «Матрешки – застежки» направлен на формирование мелкой моторики

Дидактическая игра «Цветные горошины», направлена на закрепление основных цветов, на развитие мелкой моторики, на умение группировать по цвету, соотносить цвет предмета с подставкой.

Детям предлагается разложить горошины в домики, в соответствии с их цветом

Дидактическая игра «Веселые прищепки», направленная на: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается найти потерянные зайчиком ушки, потерянные ромашкой лепестки и т. д… В ходе игры педагог побуждает детей называть цвет выбранных прищепок, сравнивать/обозначать различия; классифицировать словами «такой» - «не такой».

Дидактическая игра «Стиральные машины», направлена на развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; умение соотносить предмет и цвет; развитие зрительного восприятия и внимания.

Детям предлагается разложить одежду в «стиральные машины» в соответствии с цветам. При выборе одежды педагог побуждает ребенка к словесному обозначению выбранного цвета.

Дидактическая игра «Цветочная полянка», направлена на закрепление умения группировать предметы по цветам; закрепление счёта; развитие мелкой моторики.

Детям предлагается посадить бабочку на цветок соответствующего цвета

Дидактическая игра с цветными крышками «Объемные картинки», способствуют развитию мелкой моторики рук; дают понятие о величине, учат ориентироваться в цветовой гамме, решать логические задачи, развивают внимание, воображение, творческие способности.

Детям предлагается выложить узор из крышек различного цвета по схеме на карточке

Дидактическая игра «Чудесный мешочек», направленная на совершенствование тактильных ощущений и восприятия.

Детям предлагается по очереди опознать игрушку посредством осязания в "чудесном" мешочке, затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания

Дидактическая игра «Подбери по цвету», направлена на развитие умения различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый); развитие моторики кистей пальцев рук через действия с предметами; обучение группировать предметы по определённому признаку; развитие речи.

Детям предлагается разложить представленные карточки в соответствии с цветом, называть изображённый предмет и его цвет. Игра может проходить как индивидуально, так и в групповых занятиях

Дидактическая игра «Подбери по цвету, форме и размеру», направлена на развитие логического и творческого мышления детей; формирование умения детей составлять узор, ориентируясь на размер, цвет и форму; закрепление знаний геометрических фигур

Детям предлагается подобрать подходящие по цвету, размеру и форме геометрические фигуры

Дидактическое пособие «Сухой пальчиковый бассейн», направлено на развитие мелкой моторики, осязательных ощущений

Ребенку предлагается закрыть глаза, педагог расставляет игрушки по углам «бассейна», задача ребенка: угадать игрушку (либо предмет)

Дидактическая игра «Геометрическое лото» направлена на закрепление умения детей различать геометрические фигуры, цвета, пользуясь схемой, составлять фигуры предметов и животных, ориентироваться в пространстве игрового листа

Ребенку предлагается выложить узор по схемам

Дидактическая игра «Волшебные резиночки», направлена на развитие мелкой моторики рук ребенка; закрепление основных цветов и знаний разнообразных видов геометрических фигур, линий.

Дидактическая игра «Магический квадрат» направлена на закрепление знаний геометрических фигур и умение различать и называть цвета

Предложить детям назвать геометрические фигуры и обозначить какого они цвета

СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ

«Из чего сделано?»

Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.

.

 «Что кому»

Дидактическая задача: Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх.

«Не ошибись»

Дидактическая задача: Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание.

картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для )

«Где это можно купить»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных; учит детей различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывать желание помогать родителям, делать несложные покупки

«Так бывает или нет?»

Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

«Узнай по описанию»

Дидактическая задача: Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

«Какое время года?»

Дидактическая задача: Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

«Назови одним словом»

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметов

 «Что было, если бы…?»

Дидактическая задача: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам.

 «Так у нас. А как у вас?»

Дидактическая задача: Разъяснить детям, что вечернее время – это время после работы, когда взрослые возвращаются с работы, а дети из детского сада. Это время, когда вся семья собирается дома. Учить детей радоваться участию в семейных делах, разговорах, играх. Формировать добрые чувства к членам семьи

"Что умеет делать?"

Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

"Раньше - позже"

Дидактическая задача: Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях

 «Где живет?»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о среде обитания животных, фантастических героев

"Хорошо-плохо"

Дидактическая задача: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

"Раз, два, три… ко мне беги!"

Дидактическая задача: Упражнять детей в классификации предметы

«На что похоже»

Дидактическая задача: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

"Теремок"

Дидактическая задача: Учить выделять свойства вещей, находить общее и различное

"Найди друзей"

Дидактическая задача: Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

"Все в мире перепуталось"

Дидактическая задача: Расширять представление детей об окружающем мире.

"Чем был - чем стал"

Дидактическая задача: Учить детей определять линии развития объекта.

СТАРШИЙ ВОЗРАСТ

Дидактическая игра «Состав числа» направлена на совершенствование знаний о составе изученных чисел; формирование умения представлять числа в виде суммы двух слагаемых (на основе наглядности).

Ребенку предлагается к паровозику с определенным числом присоединить вагончик с подходящими числами

Дидактическая игра «Математические цветочки» направлена на закрепление состава числа

Дидактическая игра «Тримино» направлена на развитие логического мышления, внимание.

Цель игры

Каждый игрок пытается первым выложить на стол все фишки, которые есть у него

таким образом, чтобы совпали как минимум два угла каждой фишки

Дидактическая игра «Пентамино» направлена на развитие логического мышления; мелкой моторики рук

Ребенку предлагается из фигурок собрать по образцу фигуры животного, цифры. Но главной задачей игры является сложение прямоугольника из всех фигур. Но фигуры не должны накладываться друг на друга и не образовывать пустот.

Дидактическая игра «Математические яблочки» направлена на закрепление навыков счета в пределах десяти.

Ребенку предлагается к яблочку с определенным количеством семечек подобрать прищепку с нужным числом. В процессе выполнения задания активно тренируется числовая память

Дидактическая игра «Математические пазлы» направлена на закрепление навыков счета в пределах десяти

Ребенку предлагается соотнести карточку с изображенными на ней предметами с определенным числом. У каждого числа по 8 карточек

АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЫ

Работа по развитию познавательных способностей проводила с 2016 по 2019 г. г.                                                                                                                        Работа с детьми младшего дошкольного возраста помогла:

- познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия;

- научила детей различать цвет;

- научила детей сравнивать по величине;

- способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия;

- помогла в совершенствовании мелкой моторики рук

У детей среднего и старшего дошкольного возраста работа помогла:

- развитию логического мышления, восприятия, памяти;

- развитию внимания, усидчивости; умению доводить начатое до конца;

- развитию творческих способностей

- закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ

Подводя итог, можно сказать, что развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений в течении трех лет (с сентября 2016 года по май 2019 года включительно) благотворно отразилось на их навыках и умениях. Анализ деятельности по развитию познавательных способностей показал, что дети успешно овладели навыками и умениями .

Представленная система работы направлена так же на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе данных дидактических игр и упражнений, у дошкольников развивается наблюдательность, внимание, память, воображение, которые они получили при взаимодействии с окружающим миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально – поисковой деятельности.

В результате работы по развитию познавательных способностей посредством дидактических игр и упражнений дети овладели способами чувственного познания мира, наглядно – образным мышлением, произошло совершенствование всех видов детской деятельности, сформирована самостоятельность в познавательной и практической деятельности. Дети любопытны, активны, эмоциональны, общительны.

В связи со сказанным становится очевидным, что, используя дидактические игры и упражнения для формирования познавательных способностей, педагог решает важнейшую задачу современного развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие цветовосприятия через дидактические игры и упражнения.

Это интересно     Если вы заметили, что вашему ребенку бывает трудно запомнить цвет и правильно    назвать его, то можно при помощи некоторых упражнений играя ...

Интегрированное занятие по развитию речи через дидактические игры в подготовительной группе на тему "Путешествие в лес"

Цель :  Составление   описательных   рассказов.Образовательные    задачи :Закрепить   знания  детей   о   диких  животны...

Экологическое развитие дошкольников через дидактические игры

Экологическое воспитание Становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим, созидающим её....

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Родительская встреча для первой младшей группы. Цель: помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по сенсорному развитию детей  и развитию ме...

Сенсорное развитие детей через дидактические игры

Конспект  непосредственно- образовательнойдеятельности для  детей раннего возрастаЦель:  Закрепление  четырёх  основных  цветов  и развитие  мелкоймоторики рук....

Конспект родительского собрания «Театрализованная деятельность, как средство развития речи. Сенсорное развитие детей через дидактические игры»

Цели:  раскрытие значения театрализованная деятельность  как средство развития речи детей. Ознакомление родителей с дидактическими играми, способствующими сенсорному развитию детей, нап...

Консультация для воспитателей по теме «Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры».

Консультация для воспитателейпо теме«Познавательное развитие дошкольников через дидактические игры»....