Применение интегративного подхода в познавательном и физическом развитие дошкольников
методическая разработка (старшая группа)

 Белоусова Валентина Александровна

В последнее время отмечается снижение двигательной активности у детей. А ведь доказано, чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Движение является важным средством познания окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tenhnologiya.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Применение интегративного подхода в познавательном и физическом развитие дошкольников

В последнее время отмечается снижение двигательной активности у современных детей. А ведь доказано, что чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Движение является важным средством познания окружающего мира. В двигательной деятельности дети активнее воспринимают новые предметы и их свойства. И, наоборот, чем полнее информация, получаемая ребенком от своих органов чувств, тем успешнее и физическое его развитие. Именно поэтому необходимо сочетание умственной и физической нагрузки, что в настоящее время позволяет реализовать основополагающий принцип ФГОС ДО– принцип интеграции образовательных областей.

Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов, увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности на другую, фокусировать внимание.

Приобретение ребёнком огромного количества двигательных умений и навыков, может быть достигнуто только при целенаправленном грамотно организованном двигательном режиме.

Интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе занятий физическими упражнениями способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования двигательного опыта детей, который будет способствовать максимальному развитию каждого ребёнка, мобилизации его активности и самостоятельности.

Ведущая педагогическая идея и ее новизна состоит в создании последовательной системы интегрированных мероприятий в организованной совместной деятельности, направленной на повышение познавательной и двигательной активности дошкольников.

Целью применения интегративного подхода в образовательных областях «Познавательное развитие» и «Физическая развитие» является повышение познавательной активности и увеличение двигательного режима дошкольников в совместной деятельности взрослого и детей.

Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:

- реализовать интегративный подход при составлении конспектов по познавательному и физическому развитию дошкольников;

- составить картотеку подвижных дидактических игр на каждом возрастном этапе;

- создать развивающие предметно-пространственные условия для реализации интегративной совместной деятельности;

- вовлечь родителей в осуществление интегративной совместной деятельности.

На первом этапе совместной деятельности воспитателя и инструктора по физической культуре изучена и проанализирована научно – методическая литература по исследуемой проблеме, подобран диагностический материал и проведена педагогическая диагностика.

Интеграция участников педагогического процесса ДОУ в рамках единого пространства развития ребенка является значимой и необходимой в работе с детьми. Суть интеграции специалиста и воспитателя состоит в воспитании и развитии детей, в ее межпредметной и междеятельностной основе. Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная система взаимодействия специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей. Инструктор по физической культуре интегративно обогатил свои занятия познавательным материалом, воспитатель организовывал образовательный процесс по познавательному развитию в движении. Причем задачи познавательного и физического развития при планировании были тесно переплетены как на занятиях физического цикла, так и познавательного. Ежемесячно проводились интегрированные совместные мероприятия.

На втором этапе реализована разработанная система интегрированных мероприятий, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной совместной деятельности на каждом возрастном этапе.

Интегрированные занятия познавательного цикла строились таким образом, чтобы новые знания и закрепление полученных происходило не только в привычной обстановке сидя за столами или на ковре, но и в движении. Чередование заданий в спокойных дидактических играх с подвижными дидактическими упражнениями обеспечивают максимальный познавательный эффект при выполнении определенных, запланированных образовательной программой по физической культуре.

Так при проведении организованной образовательной деятельности в средней группе по математическому развитию «Мишки в гости к нам пришли» дошкольники знакомились с равенством и неравенством двух групп предметов методом пересчета числа медвежат и мячей, которые они принесли с собой. А закрепление знаний геометрических фигур проходили в процессе игры «Найди свой домик», когда «пчелки» по прикрепленной эмблеме отыскивали в групповом помещении свой домик. Затем переносили бочонки с медом в кладовую и устанавливали на полку, обозначенную цифрой (соответствие числа и цифры). Передвижение к кладовой сопровождалось выполнением определенных физических упражнений. Физические упражнения подбирались в соответствии с возможностями ограниченного пространства группового помещения, а также с задачами по физической культуре дошкольников 4-5 лет.

Интегрированные занятия физкультурного цикла строились таким образом, чтобы выполнить все требования к физкультурному занятию, начиная от моторной плотности, заканчивая качеством выполнения основных видов движения.

При проведении интегрированного физкультурного занятия «Во саду ли в огороде…» дошкольники выполняли общеразвивающие упражнения с имитированными овощами, упражнялись в прыжке с места в длину («перепрыгивали через ручеек»), в лазании по гимнастической стенке («сбор урожая с деревьев»). При этом дети упражнялись в счете, в ориентировке в пространстве, а также в знании овощей и фруктов.

Старший дошкольный возраст является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества. Дети как губка впитывают всю познавательную информацию, начинают адекватно оценивать результаты своего участия в играх соревновательного характера. 

Именно поэтому интегрированные познавательные занятия носили поисковый, исследовательский характер. Физкультурные интегрированные занятия дополнялись играми соревновательного характера.

В результате проведенной работы педагоги путем педагогического длительного наблюдения за поведением дошкольников и проведенной диагностики пришли к выводу об эффективности выбранной методики интегрирования образовательных областей «Познавательное развитие» и «Физическое развитие».

Образовательная деятельность интегрированного характера вызывало интерес у детей, способствовало снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности. Под влиянием физических упражнений увеличился объём памяти, повысилась устойчивость внимания, ускорилось решение интеллектуальных элементарных задач.

Наблюдения выявили положительную динамику познавательных интересов детей, стремление к самостоятельному поиску средств познания окружающего мира.

Конспект организованной образовательной деятельности

по ФЦКМ и физической культуре в старшей группе

Тема: «Письмо Белому Медведю»

Цель. Продолжать расширять знания детей о весне, используя все анализаторы (зрение, слух, обоняние, вкус); обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Задачи: 

Обучающие:  Закрепить представления детей о весне, об особенностях данного времени года. Знакомить детей со свойствами воздуха. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов. Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи (согласовывать существительные с прилагательными, глаголами). Учить переключаться с активного вида деятельности на пассивную; повышать двигательную активность детей на занятиях, включая подвижные игры.

Развивающие: Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру. Систематизировать знания о значении воздуха для жизни. Способствовать сохранению устойчивого равновесия и координации движений при лазании, подлезании под дугу.

 Воспитательные:  Воспитывать интерес к опытнической деятельности. Воспитывать бережное отношение к природе, формировать основы экологической культуры.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе в весенний период. Беседа «Весенние приметы»,«Воздух в моей жизни». Чтение познавательного рассказа  И. Соколова-Микитова «Лес».Творческая игра «Мы туристы». Рассматривание альбома "Весна в лесу».

Методы работы: мотивация к деятельности, просмотр слайдов, дидактическая игра, подвижная игра, дыхательная гимнастика, опытно-экспериментальная деятельность.

Формы работы: групповая (фронтальная).

 Оборудование: видеопрезентация «Краски весны», ноутбук; аудиозаписи «звуковых загадок» (капель, кукушка, ворона, скворец, дятел, ручеек), магнитофон; живой цветок гиацинт; карточки с изображением птиц: зимующих, перелетных; основа для солнышка, лучики-прищепки; березовый сок в стаканчиках по количеству детей; сосуд с водой, пакет, стеклянная банка, соломинка (коктейльная трубочка), кусочек сахара, резиновый шар, мяч, аудиозапись «Старинной французской песни» П.И.Чайковского. 

Ход организованной образовательной  деятельности

Организационный момент

Воспитатель: Дети, давайте подарим друг другу улыбки, хорошее настроение и зарядимся положительными эмоциями. (Приходит СМС на телефон)

Воспитатель: Ребята, мне на телефон пришла СМС. Хотите, я вам её прочитаю?

Дети: Хотим. (Воспитатель читает)

«Здравствуйте, друзья!

Недавно я услышал незнакомое для меня слово «весна». У себя на Севере я ни разу его не слышал. Подскажите, пожалуйста, что это такое – Весна? Как она выглядит? Как звучит? Чем пахнет? И какая она на вкус? Я буду очень рад, если вы мне поможете узнать об этом».

Воспитатель: Ребята, а вы догадались от кого СМС? Почему так считаете? (показывает картинку – подпись с изображением белого медведя)

Воспитатель: Ну что, поможем Белому Медведю, выполним его просьбу?

- А как же мы сможем ему рассказать о весне?

- В каком виде мы отправим ему наши знания? (варианты ответов детей: СМС, видио-письмо и др.) 

Воспитатель: Хорошо, мы вернемся к этому потом, но для начала вспомним, что такое весна? (ответы детей)

Воспитатель: Какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май)  Воспитатель: По каким приметам мы с вами понимаем, что на улице весна? (ярко светит солнце, тает снег, бегут ручьи, прилетают перелётные птицы, животные и насекомые просыпаются ото сна, появляются первоцветы, день становится длиннее и др.) 

Воспитатель: Какие же вы молодцы, всё правильно сказали.

Воспитатель: Ребята, Мишка в СМС спрашивает, как выглядит Весна?

  - А как вы считаете, какого она цвета? (варианты детей) 

- А давайте взглянем на весенние картинки, какие цвета здесь присутствуют? (показ видеопрезентации)(светло-зелёный, голубой, сиреневый, розовый, белый, жёлтый) 

Воспитатель: Вот, оказывается, какая она разноцветная и нежная.

- Ребята, а давайте эти замечательные картинки отправим Мишке.   Воспитатель: Ну и, конечно же, самые яркие и насыщенные краски нам даёт солнышко, которое необходимо всему живому и неживому в природе.

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Подбери словечко»

 Игра «Подбери словечко» (дети становятся в круг, по кругу они передают солнышко друг другу и называют подходящие к нему слова и на каждый ответ прикрепляют лучик – прищепку) 

- Солнышко – какое? (ласковое, яркое, нежное и др.)

 - Солнышко что делает? (светит, греет, радует и др.) 

Воспитатель: Молодцы, ребята.

- Солнце – это самое большое и доброе чудо на свете, которое дарит всем радость.

- А давайте это солнышко подарим медведю, пусть он тоже радуется. (воспитатель прикрепляет солнышко на доску) 

Воспитатель: Ребята, о чём мишка ещё хотел узнать? (Как звучит весна?) 

- А как вы считаете, можно услышать весну?

- А где её можно услышать?

- А вы хотите её послушать?

 (звучат «звуковые загадки» (капель, кукование кукушки, стук дятла, щебет скворца, карканье вороны), дети отгадывают). 

Воспитатель: Ой, ребята, я вспомнила, что у меня есть картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

- Как вы считаете, картинки каких птиц мы можем отправить Мишке, чтобы он имел представление о весне? (перелётных). 

- Только вот проблема, все картинки перепутались, а вы поможете их разделить на группы?(дети распределяются на 4 группы и выполняют задание, идет проверка) 

Воспитатель: Отлично справились с заданием! Отправим мишке картинки с изображением перелётных птиц.

- А у нас осталась ещё одна «звуковая загадка», послушайте ее (звучат звуки журчания ручейка) 

Воспитатель: Оказывается, ребята, если внимательно прислушаться, то можно ещё и услышать весну. Мы и флэшку со звуками весны Мишке подарим.

 - А сейчас, чтобы у вас ещё больше поднялось настроение, мы сыграем в игру.

Игра «Веснянка» 

Солнышко, солнышко, (дети идут по кругу, взявшись за руки) 

Золотое донышко,

 Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

 Побежал в саду ручей, (бегут по кругу друг за другом на носочках)

Прилетели сто грачей, (бегут, взмахивая руками, как крыльями) 

А сугробы тают, тают, (медленно приседают) 

А цветочки подрастают. (тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки) Воспитатель: Ребята, представьте, что мы стоим на берегу ручейка, где растёт много-много подснежников. Вдохните их аромат, насладитесь им. (дыхательная гимнастика, релаксация). 

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, есть ли запах у весны?

 - Чем она пахнет?(первоцветами, свежестью).

Воспитатель: Ребята, вы хотели бы стать волшебниками? Давайте с вами закроем глаза и скажем волшебные слова: «Крабле, крибле, бумс!» Сейчас мы с вами находимся в волшебной лаборатории.

Воспитатель. Посмотрите внимательно и подумайте, что нельзя раскрасить? (воздух)

Воспитатель. Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже на такое короткое время тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.

II. Практическая работа на обнаружение воздуха в различных предметах, закрепление представлений о свойствах воздуха.

1.Игра - поиск «Где живет воздух?» (перед каждым ребенком на столе прозрачный пакет).

Воспитатель. Возьмем пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (мешочек надувается).

Воспитатель. Что же надуло пакет? (воздух)

2. Опытно - экспериментальная деятельность

Опыт. Воздух есть в воде (перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой).

Воспитатель. Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что вы видите? (пузырьки) Что это значит? (в воде есть воздух).

Опыт. Воздух есть в сахаре (перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара).

Воспитатель. Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки).

Воспитатель. Что это значит? (В сахаре есть воздух).

Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.

Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»

Воспитатель. (Достает не надутый воздушный шарик). Дети, что это такое? (шарик).

Воспитатель. Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький). Воспитатель. Шарик просит меня, чтобы я его надула (надувает шар).

Воспитатель. Чем наполнили шар? (воздухом).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход в организации экспериментальной деятельности младших дошкольников

актуальность экспериментальной деятельности в условиях ФГТ...

Презентация "Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста"

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...

«Условия применения инновационной технологии «Квест – игры» в физическом развитии дошкольников»

В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания. Обращение специалистов к ним обусловлено стремлением оптимизиро...

«Интегративный подход в экспериментировании как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

Детское экспериментирование - это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Исследовательская деятельность детей может стать одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итог...