ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (младшая группа)

Бойченко Лариса Леонидовна

Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ

РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

        Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

         Пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Изображая знакомые предметы, игрушки, животных ребенок

начнет придумывать небольшие рассказы иллюстрируя их с помощью все тех же

незаменимых пальчиков.

        Хочу отметить, что представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно

лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому свою работу по развитию мелкой моторики я применяю с малого возраста.

Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший

положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.  Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

         Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно

приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению

согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

1. Сделать рывок в развитии речи-улучшить произношение и обогатить лексику.

2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях.

3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности.

4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.

5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут

силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком

письма.

Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого

раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с

родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

В начале года я разработала картотеку пальчиковых игр. Пальчиковые

упражнения разнообразны по содержанию.

1. Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения.

Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной

образ.

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения

«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим

пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе

относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

252

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом,

или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.

4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев

рук.

Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений

кисти пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

5. Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает

психоэмоциональное напряжение.

        В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает

чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к

заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру.

С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит

постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

          При использовании игровых упражнений, в своей работе я руководствуюсь

следующими принципами:

1.Игровые упражнения должны приносить детям радость.

2.Личностные отношение взрослого и ребенка строятся на основе доверия,

взаимопонимание, доброжелательности, ребенок знает, что получит необходимую

помощь при затруднениях.

3.Постепенное усложнение игрового материала, упражнений от простого к

сложному. Индивидуальный подход к каждому ребенку.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на

уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»;

имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. В результате работы по данным методикам у ребёнка рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательным преобразовании окружающей действительности.

       Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от нас – взрослых. Поэтому с детьми помладше следует быть ласковыми и

спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей

старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика

и интересная речь педагога. Такое близкое общение доставляет малышу море положительных эмоций, а также создаёт почву для его гармоничного развития, как

интеллектуального, так и эмоционального.

Хочу сказать о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка

существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. И хочу обратить ваше внимание

на то, что только совместными усилиями с родителями воспитанников и систематической работой с детьми можно достичь желаемого результата.

Литература

1. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики/ Т.Ю. Бардышева. – М., 2012.

2. Бардышева, Т.Ю. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры/ Т.Ю. Бардышева,Т.Н. Щербакова. – М., 2009.

3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для

родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2010.

4. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // В защиту

живого слова. – М. Логос, 2011. – 241с.

8. Железнова, Е. Паучок ходил по ветке…/ Е. Железнова.– М.: Карапуз, 2012.

9. Железнова, Е. Тюк-тюк кулачок (2 – 4 года)/ Е. Железнова. – М.: Карапуз, 2012.

10. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры/ О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский

Дом Литера, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие младших дошкольников с помощью методов сказкотерапии

Метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он приносит много полезного, помогает педагогам, родителям  и , конечно же,  самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии.- Сказка...

«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.

Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....

Пальчиковая гимнастика по потешкам, стихотворениям и сказкам для младших дошкольников

Пальчиковая гимнастика -это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев. Игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию речи и творческой активности....

Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"

Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...