ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (младшая группа)
Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Игры с пальчиками -это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Пальчиковые игры не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Изображая знакомые предметы, игрушки, животных ребенок
начнет придумывать небольшие рассказы иллюстрируя их с помощью все тех же
незаменимых пальчиков.
Хочу отметить, что представление об окружающем предметном мире у ребёнка не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно
лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому свою работу по развитию мелкой моторики я применяю с малого возраста.
Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший
положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно
приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению
согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
1. Сделать рывок в развитии речи-улучшить произношение и обогатить лексику.
2. Развивать внимание, терпение, умение концентрироваться на выполняемых действиях.
3. Развивать фантазию и проявлять творческие способности.
4. Играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве.
5. Развивать память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. Ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения.
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут
силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем овладение навыком
письма.
Поэтому развивать общую и мелкую моторику ребёнка необходимо с самого
раннего возраста. В этом помогают пальчиковые игры.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с
родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.
В начале года я разработала картотеку пальчиковых игр. Пальчиковые
упражнения разнообразны по содержанию.
1. Игры-манипуляции
«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» – указательным пальцем осуществляют круговые движения.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной
образ.
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» – подушечки пальцев соприкасаются с большим
пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются. К этой группе
относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
252
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом,
или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев
рук.
Самомассаж оказывает благоприятное воздействие на развитие движений
кисти пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
5. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает
психоэмоциональное напряжение.
В своей практике я использую игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает
чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к
заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру.
С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит
постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
При использовании игровых упражнений, в своей работе я руководствуюсь
следующими принципами:
1.Игровые упражнения должны приносить детям радость.
2.Личностные отношение взрослого и ребенка строятся на основе доверия,
взаимопонимание, доброжелательности, ребенок знает, что получит необходимую
помощь при затруднениях.
3.Постепенное усложнение игрового материала, упражнений от простого к
сложному. Индивидуальный подход к каждому ребенку.
Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на
уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»;
имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. В концепции модернизации дошкольного образования подчеркивается первостепенность решения задач, направленных на создание творческой атмосферы и условий для инновационной деятельности. В результате работы по данным методикам у ребёнка рождаются и развиваются такие стержневые качества личности, как самостоятельность, инициативность, произвольность в виде стремления к преодолению трудностей, а также потребность в активном освоении и созидательным преобразовании окружающей действительности.
Степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от нас – взрослых. Поэтому с детьми помладше следует быть ласковыми и
спокойными, а прикосновения должны отличаться осторожностью, а для малышей
старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика
и интересная речь педагога. Такое близкое общение доставляет малышу море положительных эмоций, а также создаёт почву для его гармоничного развития, как
интеллектуального, так и эмоционального.
Хочу сказать о том, что кроме указанных способов развития речи ребенка
существуют и другие – это постоянное речевое общение, разъяснение, чтение художественной литературы, пение песен и мн. др. И хочу обратить ваше внимание
на то, что только совместными усилиями с родителями воспитанников и систематической работой с детьми можно достичь желаемого результата.
Литература
1. Бардышева, Т.Ю. Разговорчивые пальчики/ Т.Ю. Бардышева. – М., 2012.
2. Бардышева, Т.Ю. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры/ Т.Ю. Бардышева,Т.Н. Щербакова. – М., 2009.
3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для
родителей и педагогов/ А.Е. Белая, В.И. Мирясова. – М., 2010.
4. Жинкин, Н.И. Психологические основы развития речи / Н.И. Жинкин // В защиту
живого слова. – М. Логос, 2011. – 241с.
8. Железнова, Е. Паучок ходил по ветке…/ Е. Железнова.– М.: Карапуз, 2012.
9. Железнова, Е. Тюк-тюк кулачок (2 – 4 года)/ Е. Железнова. – М.: Карапуз, 2012.
10. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры/ О.И. Крупенчук. – СПб.: Издательский
Дом Литера, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-823941-1477320287.jpg)
Мастер- класс «Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие младшего дошкольника»
Через развитие мелкой моторики развивается и речь....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-967474-1665330419.jpg)
Познавательно-речевое развитие младших дошкольников с помощью методов сказкотерапии
Метод сказкотерапии актуален в наши дни. Он приносит много полезного, помогает педагогам, родителям и , конечно же, самому ребенку справиться с возникающими трудностями в развитии.- Сказка...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-846386-1622043695.jpg)
«ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ как инновационная форма речевого развития младших дошкольников» консультация для родителей младших дошкольников.
Автором представлен материал расскрывающий понятие игоровая обучающая ситуация как форма развития речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/11/picture-1325855-1618149904.jpg)
"Альтернативная дополнительная коммуникация как один из методов речевого развития дошкольников с ОНР"
В статье описывается применение средств АДК...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/28/picture-839206-1619619524.jpg)
Пальчиковая гимнастика по потешкам, стихотворениям и сказкам для младших дошкольников
Пальчиковая гимнастика -это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев. Игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию речи и творческой активности....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/02/picture-1207371-1585813755.jpg)
Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"
Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...