«ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_po_rechevomu_razvitiyu.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

 «ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Наше время - это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации. Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Поэтому мы в своей работе особое внимание уделяем развитию речи своих воспитанников. На наш взгляд, развивать речь ребенка, не включая ее в познавательную деятельность, невозможно, т. к. речь сопровождает и совершенствует любую деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Мы  считаем, чем лучше будет организована речевая деятельность детей дошкольного возраста, тем выше гарантии успешности школьного обучения и дальнейшего развития ребенка как личности. Поэтому возникает необходимость в поиске и применении эффективных методов в познавательно-речевом развитии дошкольников, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов.

Целью нашей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Коммуникативная компетентность дошкольника проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. При этом ребенок ориентируется на особые условия ситуации, в которой протекает деятельность.

Для достижения ребенком коммуникативной компетентности мы помогаем ее становлению посредством решения задач по развитию разных сторон речи ребенка: развитие связной речи, развитие словаря, освоение грамматически правильной речи, освоение звуковой культуры речи, подготовка к обучению грамоте.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбираем  формы работы в зависимости от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения и других показателей.

Исходя из этого, для формирования и активизации познавательно-речевого развития, наряду с традиционными методами и приемами, мы используем следующие инновационные методы:

  • Здоровьесберегающие технологии
  • Икт - технология
  • Мнемотехнология
  • Арт-терапия
  • Синквейн
  • Лего - технология

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация общения.

Ситуация общения - это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий.

Примерами специально планируемых ситуаций общения могут быть игры-викторины: «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок), «Кто лучше знает свой город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи),     «Магазин   волшебных   вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности).

Такая форма речевого развития дошкольников как игра побуждает детей к вступлению в контакты, является мотивом к коммуникативной деятельности. Мы предлагаем подвижные и дидактические игры с готовыми текстами, с целью освоения  разнообразия инициативных и ответных реплик, приобщения  к выполнению основных правил ведения диалога; дидактические игры, предполагающие диалогическое взаимодействие, но не содержащие готовых реплик: «Кто кого запутает», «Поручение», «Похожи – не похожи»,  игры с телефоном «Вызов врача», «Звонок маме на работу».

 Для речевого развития дошкольников мы также проводим литературно-музыкальные досуги и развлечения,  игры-драматизации, разные виды театров, посиделки, оформляем речевые газеты, книги - самоделки и др.

Хотим поделиться своим опытом по применению здоровьесберегающих технологий на своих занятиях с дошкольниками  по развитию речи.

Пальчиковая гимнастика помогает не только снять напряжение, но решить многие проблемы. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.  Ее можно проводить в любой удобный отрезок времени. Дети всегда с удовольствием выполняют различные пальчиковые упражнения.

Дыхательная гимнастика.  При выполнении дыхательных упражнений у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.  Дети тоже любят эти упражнения.  Мы устраиваем листопад или снегопад, или отправляем в полет бабочек т.д.

Также для дыхательных упражнений можно использовать скороговорки, которые нужно произносить на выдохе. Для своих младших дошкольников мы используем коротенькие скороговорки.

Гимнастика для глаз проводится в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Вообще, желательно проводить ежедневно и не только для детей, но и для педагогов. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения. Эти упражнения можно выполнять сидя, например: И. п. – сидя, руки на поясе. На счет "1" – поворот головы направо; "2" – и. п.; "3" – поворот головы налево; "4" – и. п.; "5" – плавно наклонить голову назад; "6" – и. п.; "7" – голову наклонить вперед. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

Очень полезны упражнения для мобилизации внимания и для снятия утомления с плечевого пояса и рук, которые основаны на поворотах, потягиваниях. Упражнения можно выполнять как стоя, так и сидя.

Из коррекционных технологий  мы  используем артикуляционную гимнастику – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Таким образом, каждая из применяемых нами технологий имеет оздоровительную направленность.

Очень актуально на сегодняшний день использование ИКТ – технологии. С детьми ИКТ мы используем в процессе ООД по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

Мнемотехнология (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

1. Развитие связной речи;

2.  Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. В нашем случае - это  деятельность по тестопластике и песочная терапия.

Раскрывая свои творческие замыслы в лепке из соленого теста и в игровых упражнениях с песком,  ребенок испытывает состояние покоя и мышечное расслабление, это приводит к естественной раскованности при свободном речевом общении. Дети  постепенно осваивают технику правильной речи, у них появляется свободное речевое дыхание, не напряженная артикуляция, спокойный темп речи, умение говорить ритмично, с паузами. Благодаря этому становится возможным общение в более сложной психологической обстановке. Повышается самооценка ребенка, что является важным этапом на пути осознания им своего внутреннего мира. Это помогает детям  раскрыться и в кругу своих сверстников, и в семье, почувствовать себя интересным собеседником.

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в детских садах.

Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Развивая речевое творчество дошкольников, воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение.

Созданные постройки из ЛЕГО можно использовать в играх-театрализациях,  в которых содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. д., а также имеются элементы творчества.

Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для родителей в форме СОД (дети, родители и воспитатель) с использованием нетрадиционных форм работы по речевому развитию младших дошкольников в рамках проекта «Школа красивой речи» «Зимнее настроение»

В представленном материале использованы технологии: биоэнергопластика, Су Джок терапия, дыхательная гимнастика и целебные звуки, нетрадиционные техники лепки ( плоскостная с декором) как средство рзви...

консультация для воспитателей "Инновационные формы работы по речевому развитию старших дошкольников" 4.09.16

Расширять и систематизировать знания педагогов об инновационных формах работы по речевому развитию....

Роль малых форм фольклора в речевом развитии младших дошкольников.

Большое количество детей к 2-3 годам еще очень плохо говорят. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль фольклора, а в особенн...

"Фитбол-гимнастика, как форма работы по физическому развитию младших дошкольников»

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского орга...

Инновационные методы и формы работы по формированию эмоционального благополучия дошкольников в рамках реализации ФГОС

В период дошкольного детства одной из наиболее важных задач для ребёнка  становиться  научиться правилам жизни в мире взрослых. И наша задача педагогов- дошкольников помочь ребёнку попасть в...