" В Гармонии с природой"
рабочая программа (подготовительная группа)

Ниязова Ольга Маскимовна

 В представленной программе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, раскрывается мир природы через различные  виды ощущений, характерных для всего живого, представлены элементарные сведения о живой и неживой природе, анализируются особенности приспособления животных, растений к различным временам года, важность сезонов года в жизни природы в целом. Программа  составлена с учетом национально- регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл garmonii_s_prirodoy.docx63.62 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Панаевский детский сад общеразвивающего типа «Красная шапочка»

 Принята на заседании

педагогического совета

от___________________

Протокол №1 от 20.09.2019

Утверждаю

заведующая детским садом «Красная шапочка»

_________________А.С. Бесейкеева

Приказ№ 100-ОД от 20.09.2019

                                                                                                     

Дополнительная общеобразовательная     общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

« В гармонии с природой»

Возраст обучающихся: старший дошкольный (6-7 лет)

Срок реализации: 1  год

 

 

                                                                                                                         Автор-составитель программы: Ниязова Ольга Максимовна,

                                                                                                                                                           педагог  

 

 

 

 

 

Панаевск- 2020 г

                                                           

                                                                     

                                                        СОДЕРЖАНИЕ.

                                                   

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка Актуальность Новизна……
  2. Цель. Задачи программы
  3. Принципы и подходы  к формированию программы
  4. Методы и приёмы реализации программы
  5. Характеристика особенностей развития детей  6- 7 лет
  6. Планируемые результаты освоения Программы

1.7 Условия реализации программы

1.8.  Формы образовательной деятельности

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Календарно – тематическое планирование  

2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации Программ

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Объем образовательной нагрузки

 3.2.  Материально-техническое и учебно -методическое оснащение  программы

3.3 Мониторинг достижений детьми планируемых результатов     освоения Программы    

 Список литературы

                                    Паспорт программы

Наименование программы дополнительного образования

Дополнительная общеобразовательная     общеразвивающая программа естественнонаучной направленности

« В гармонии с природой» 6-7 лет

Основание для разработки программы

  • ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании РФ»;  
  • Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;  
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 октября 2011г. № 2562 «Об утверждении типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;  
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30 июля 2013г (с изменениями);  
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Устав МБДОУ « Панаевский детский сад «Красная шапочка» от 04.03.2019 г;

Заказчик программы

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад общеразвивающего типа «Красная шапочка»

Организация - исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Панаевский детский сад общеразвивающего типа «Красная шапочка»

Адрес организации - исполнителя

629707 ЯНАО, Ямальский район с Панаевск, ул Школьная д 6

Контактный телефон

83499621362

83499621363

Целевая  группа

Дети  старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет

Форма реализации:   групповая

Составитель программы

Ольга Максимовна Ниязова

Цель программы

формирование  экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Задачи программы

 

  • формировать у детей ответственного отношения к природе, потребность в самостоятельном её изучении,   умения и навыки по уходу за растениями и животными,  осознанное понимание взаимосвязей         в природе и учёт этого в практической деятельности, бережного отношения к своему здоровью;
  • развивать умение наблюдать за явлениями природы, анализировать, сравнивать, обобщать  познавательный интерес к миру природы;
  • воспитывать у дошкольников любовное, заботливое отношения к природе путём систематического , целенаправленного общения с окружающим миром, эстетические и патриотические чувства детей, гуманное бережное, эмоционально-положительное отношение к природе, прививать трудовые природоведческие навыки;

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Сформированность представлений о своей малой родине.    Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания.  

Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.

 Воспитание осознанно-бережного, экологически целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае.  

Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни.

Сроки реализации программы

Один год

Вид программы

Авторская

Уровень реализации

Дошкольное образование

                                         1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

                               1.1. Пояснительная записка

Природа – наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, -эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М.Пришвин, В Бианки, К Паустовкий. Между человеком и  окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа –одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть всё для жизни, природа щедра, но черпая из её кладовой, нельзя выбирать до донышка. Природа всё устойчивее требует бережного, внимательного отношения к себе. В настоящее время на нашей планете отмечаются серьёзные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней, вплоть до биосферы. Причины этого видятся в экологической неграмотности человека, относящегося к окружающему миру потребительски, занимающегося по отношению  к природе антропоцентрическую позицию. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Распространение других резко сократилось. Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста, ведь именно  с него закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания, поэтому важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе. В представленной программе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, раскрывается мир природы через различные  виды ощущений, характерных для всего живого, представлены элементарные сведения о живой и неживой природе, анализируются особенности приспособления животных, растений к различным временам года, важность сезонов года в жизни природы в целом.  Дети знакомятся с многообразным окружающим миром живых организмов, со средой обитания и сложными взаимосвязями. Всё это  позволит пробудить интерес к живому, научиться воспринимать гармонию и красоту природы, видеть, чувствовать, слышать и охранять её. Воспитание у детей дошкольного возраста ответственности за судьбу родного края, привлечение ребят к посильной помощи в её охране- одна из актуальнейших задач сегодня.   Познание ими сегодняшнего мира в значительной степени будет способствовать охране природы в мире завтрашнем. Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

 Новизна дополнительной образовательной программы  -проектная (цветная) организация учебно-воспитательного пространства, построенная с учётом национально-регионального компонента. Программа включает следующие проекты «Времена года», «Мир Растений», « В мире животных», «Имя на карте»,  « Планета Земля». Возможно условное обозначение каждого  проекта определённым цветом. Ориентиром в выборе цветового обозначения может стать «Технология валеологического развития ребёнка в ДОУ» ( М.: Просвещение, 1999) Л.Г. Татариновой. Цветные проекты понятны и доступны. В основе  проектов–здоровье сберегающая технология-Цветотерапия

«Зажги цвета радуги». Это особая методика, основанная на влиянии фотонов цвета различной длины волны на мозг ребенка. Благодаря такой простой методике, воздействию определенного цвета на ребенка, можно добиться значительных результатов в лечении апатии, раздражительности, чрезмерной активности и даже начинающейся детской агрессии, управлять своими эмоциями.

  • «Времена года» - жёлтый  цвет: цвет радости (это и осень разноцветная, это пробуждение природы весной, цвет веселья и счастья)
  • « Мир растений»  « В мире животных» -зелёный цвет: цвет живой природы, цвет жизни; (успокаивает, создает хорошее настроение).
  • «Имя на карте»- голубой цвет: цвет чистоты, северных озёр и рек, цвет тундры, (оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения).

  • «Планета Земля» - фиолетовый цвет: цвет мечты, будущего, цвет пробуждения чувств и веры в чудо.

Знания, приобретаемые в ходе реализации проектов, становятся достоянием их личного опыта. Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и опыт становится для ребёнка движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применение уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по – настоящему интересуют ребёнка. Программа «В гармонии с природой» предусматривает возможность интеграции нескольких образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевое развитие». Проектная деятельность ориентирована на совместную деятельность воспитателя и ребёнка, совместную деятельность детей и родителей.

                                  1.2  Цели и задачи реализуемой программы

Цель: формирование  экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни детей дошкольного возраста

Задачи:

  • формировать у детей ответственного отношения к природе, потребность в самостоятельном её изучении,   умения и навыки по уходу за растениями и животными,  осознанное понимание взаимосвязей         в природе и учёт этого в практической деятельности, бережного отношения к своему здоровью;
  • развивать умение наблюдать за явлениями природы, анализировать, сравнивать, обобщать  познавательный интерес к миру природы;
  • воспитывать у дошкольников любовное, заботливое отношения к природе путём систематического , целенаправленного общения с окружающим миром, эстетические и патриотические чувства детей, гуманное бережное, эмоционально-положительное отношение к природе, прививать трудовые природоведческие навыки;

                               1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

В основе программы лежат следующие принципы:

-Принцип интеграции;

-Педоцентрический принцип, который определяет отбор занятий наиболее актуальных  для дошкольников;

- Принцип гуманности;

- Принцип наглядности;

- Регионализм – необходимо учитывать региональный компонент (природу родного края, народные традиции, краеведение);

- Научность – обоснованность и достоверность содержания теоретической части экологического образования;

- Учёт этнокультурной и социальной ситуации развития детей;

- Принцип экологизации -умение  предвидеть последствие своего поведения, сравнивать своё поведение с установленными нормами поведения в окружающей среде;

- Принцип последовательности и перспективности;

 - Принцип доступности и систематичности;

Программа « В гармонии с природой» направлена на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития и реализуется в образовательной области «Познавательное развитие».

                             1.4. Методы и приемы реализации Программы

Наглядные методы:  экскурсии,  наблюдения,  показа  (педагогом, детьми), рассматривание книжных иллюстраций, репродукций,   проведение дидактических игр;

Словесные методы:  чтение литературных произведений,  беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;

Игровые методы:  проведение разнообразных  игр (сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций),  загадывание  загадок, проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практические методы: организация продуктивной деятельности детей, оформление гербария растений, плодов, акции,  рисование, лепка,  постановка сказок, изготовление с детьми наглядных пособий, экспериментирование;

                              1.5. Характеристика особенностей развития детей от 6 до 7 лет

   В возрасте 6 – 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её 6 привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений. При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он  предполагает взаимосвязь  исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы.

                                   1.6. Планируемые результаты освоения Программы

Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

  • Сформированность представлений о своей малой родине, крае, посёлке, округе;
  • Приобретение представлений об основных группах животных и растений округа, среды обитания;  
  • Умение уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года;  
  • Воспитание осознанно-бережного, экологически-целесообразного отношения к человеку, к растениям, к животным, к неживой природе, к миру, созданному трудом человека в родном крае;  
  • Развитие осознанного отношения к своему здоровью, навыков здорового и безопасного образа жизни;

                                    1.7  Условия реализации программы

                           

  • Создание экологической среды в ДОУ;
  • Готовность педагога к осуществлению экологического образования детей;
  • Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • Установление педагогом связей с родителями, педагогами и учреждениями дополнительного образования;

                                1.8.  Формы образовательной деятельности

 Организация занятий предусматривает учебно-воспитательную работу в специально оборудованном помещении, на экскурсиях в природную среду и в группах через различные формы: беседа, рассказ, чтение,  экскурсия  , презентация,     тематическое занятие сюжетно-ролевая игра, игра-прогулка, устный журнал, литературно-музыкальная гостиная,

 исследование и экспериментирование, экологические -  сказки, экспедиция, путешествия, викторины,  праздники,  игры и развлечения, инсценировки и театрализации, рисунки, поделки, аппликации, альбомы с творческими заданиями, интерактивная игра, Клуб  юных почемучек

 

                                            2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Календарно – тематическое планирование   возраст (6-7 лет)

 

Месяц

                Тема

Количество часов

Форма работы с детьми

Взаимодействие с родителями

  Сентябрь

                                       Проект « Времена года. Осень»

 

Осенние изменения в живой и неживой природе   Осень в моём селе

1

Экскурсия  

Прогулки в тундру, Сбор гербария,

 Как разные животные  к зиме готовятся?  

1

  Презентация,   интерактивная игра   «Назови детёнышей»

Чтение художественных произведений Н.Сладкова, В.Бианки

«Кладовая без замков»

1

Викторина  

Сбор  ягод, грибов и заготовка на зиму

    Что такое погода?

1

   Тематическое занятие  

Наблюдение за погодой  с ребёнком на прогулке, определение температуры воздуха, слушание прогноза по телевизору.

 «Что же осень нам готовит» »

1

     Интеллектуальная игра- викторина

 Изготовление поделок из природного материала.

 Октябрь

                                              Проект «Мир растений»

 

 «Как растёт растение?»

1

  Тематическое занятие-исследование

Рассматривание иллюстраций деревьев, кустарников, трав нашей местности.  

«В наш зелёный огород»

1

Игра –путешествие, интерактивная игра  

Нарисовать, вылепить овощи

 Сказка «Как зайчата Белянка и Пушок искали целебную траву»

1

    Театрализация

Сделать фотоальбом лекарственных растений

 « Мы юные экологи»

1

 Сюжетно-ролевая игра

Нарисовать эмблему юных экологов

 «.Познаём, играя»    

1

  Экологическая игра

Экология в клеточку и в строчку

Ноябрь

                                          Проект « В мире животных» 

 

 

«Какие животные живут на Ямале?»

1

Презентация

Раскрась животных

 «В гости к Тундровичку -Здоровичку»

1

 Игра-прогулка

 Акция «Столовая для пернатых»

«Знакомые незнакомцы»»

1

Устный журнал

Выучите загадку о животном

 «Есть ли чувства у животных?»

1

Клуб  юных почемучек

Чтение информации в энциклопедии

 «Эти забавные  животные!»

1

Интеллектуальная игра  

 Изготовление поделок из природного материала

Декабрь

                                              Проект Времена года .Зима»

 

 «Пришла зима холодная»

1

  Устный журнал

Пословицы и поговорки о зиме

«Кто главный в лесу? Живые цепочки»

1

Путешествие в зимний лес

 Читать сказку В.Бианки «Сова»

 «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?»

1

Исследовательская деятельность

Консультация « Разнообразный мир экспериментирования»

Жизнь на Крайнем севере и в тундре

1

 Тематическое занятие  

Открытое занятие

Январь

 «Почему снег скрипит?»  

1

Экспериментальная деятельность

Консультация « Играя на природе, познаём её»

«Зима в картинах русских художниках»

1

Виртуальная экскурсия в картинную галерею

Нарисовать зимний пейзаж

Февраль

                                                Проект «Имя на карте»

 « Родные просторы»

1

Экологическая экспедиция

Буклет «История моего края»

Экологический календарь ненцев

1

 Художественно-эстетическая ОО «Рисование»

Запомнить названия месяцев по экологическому календарю ненцев

Заповедники Ямала

1

 Тематическое занятие- путешествие

 Консультация «Заповедники Ямала»  

Красная книга ЯНАО

1

 Презентация

Нарисовать. чего нельзя делать в природе

Март

«Чем  богат  наш  край?»

1

Викторина

Составление кроссворда

«Природа Ямала в произведениях поэтов, художников и композиторов»

1

Литературно-музыкальная гостиная

 Папка-передвижка «Поэты, художники, композиторы Ямала»

 Экологический практикум

1

 Рисование, аппликация, лепка  

Конкурс по теме: «Экологические знаки»

Апрель

                                                Проект « Планета Земля»

  «Земля-наш дом»

1

Просмотр Познавательных  мультфильмов из серии «Уроки большой природы»

 Иллюстрации в энциклопедии.

«Путешествие вокруг света»

1

Сюжетно-ролевая игра

Подготовить атрибуты к игре

«День земли»

1

 Тематическое занятие -игра

Акция «Посади цветок»

 «Как мы можем помочь Планете»

1

 Экологическое развлечение

Буклет «Будущее планеты зависит от нас»

Май

                                       Проект «Времена года. Весна

«Ты весна приходи, всю природу разбуди».

1

Сюжетно-ролевая игра «Весеннее путешествие в лес».  

Чтение Г. Скребицкий "На лесной полянке. Весна

«Весна в произведениях художников, поэтов композиторов»

1

Литературно-музыкальная гостиная

Нарисуй весенний пейзаж

  «Как у наших у ворот»

1

 Весенний фольклорный праздник с использованием экологического материала

Экологический десант

«Прикоснись  к природе сердцем"

1

Экологический коллаж

Анкетирование «Экологическое воспитание детей»

2.2 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников по реализации Программ

  Формирование экологической культуры родителей способствует формированию основ и экологической культуры детей. В соответствии с этим необходима система педагогического всеобуча родителей в экологическом направлении. Планирование экологического просвещения родителей органически включено в технологии. План распределен на весь учебный год по месяцам. Соблюдены принципы: материал в течение года постепенно усложняется, дополняется объем знаний, впечатлений, интеллектуальных и практических умений не только родителей, но также для их детей. Каждое совместное мероприятие представляет собой систему педагогического всеобуча родителей по одной проблеме – семейное воспитание и развитие ребенка и культуры его поведения по отношению к окружающей его природе. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.

 

Формы взаимодействия с родителями:

  •   Экология в  клеточку (составление кроссвордов);
  • Акции;
  • Изготовление поделок из природного материала;
  • Прогулки в  природу, экскурсии, рассматривание;
  • Наблюдение за погодой;
  • Чтение художественных произведений, пословиц и поговорок, загадки;
  • Беседы, консультации;
  • Участие в выставках, конкурсы;
  • Анкетирование, памятки,  консультации,  буклеты;
  • Проведение «Дня открытых дверей»;
  • Создание   экологических альбомов, папок- передвижек;

                                       3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

                                          3.1. Объем образовательной нагрузки

Сроки реализации программы – 1 год  

Продолжительность занятий:         – 30 мин

Форма обучения –               подгрупповая,  

 Количество детей в подгруппе – 10 человек.

 Основные занятия проводятся  1 раз в неделю

 Количество занятий за год- 34 .  

                                           3.2  Материально-техническое и учебно -методическое оснащение  

 

Помещение

Техническое оснащение

занятий

                     Учебно-методическое и наглядное  обеспечение

Групповое помещение  с учётом направленности программы  

Мини –лаборатория

Зимний сад

Магнитофон, компьютер, мультимедийный проектор,   экран, фотоаппарат, телевизор, интерактивная панель, доска

  •     Уголок природы в групповом помещении;
  • Дерево «Времена года»;
  • Изготовленный ландшафт (горы, пустыня, тундра) для ознакомления  с рельефом Земли;
  • Аквариум, многообразие комнатных растений;
  • Мини- лаборатория для исследования и  для экспериментирования;
  • Зимний сад;
  • Календарь природы ;
  • Мини –библиотека, в которой собраны  разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, журналы» Юный натуралист» «Свиристель», книги В.Бианки, Н.Сладкова, М Пришвина, Е.Чарушина;
  • Наглядно-демонстрационный материал «Времена года» для родителей;
  • Озеленённый участок детского сада  с  цветочными клумбами, пруд;
  •  Уголок родного края;
  • Картотеки дидактических игр по экологии;
  • Настольно-печатные игры по экологии «Гнёзда и улей», «Экологическая  викторина», лото «Животные», «Овощи», «Фрукты», пазлы;
  • Тематические наглядные пособия «Дети в лесу», «Защит животных, насекомых и птиц»;
  • Тематические картинки « Животные жарких стран», «Цветы», «Животные Севера», «Дикие животные», «Домашние животные», «Растения леса»;
  • Наборы животных разных природных зон;
  • Наглядно-демонстрационный материал «Морские и речные рыбы», Насекомые»,  «Комнатные цветы», «Птицы»;

   

 3.3 Мониторинг достижений детьми планируемых результатов     освоения Программы    

Мониторинг освоения дополнительной образовательной программы проводиться педагогом на основе наблюдений, диагностических заданий и анализа продуктов  детских видов деятельности. В ходе мониторинга заполняется таблица

Группа

Дата проведения

Имя,Фамилия ребёнка

Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по проектам

«Времена года»

«Мир растений

«В мире животных»

«Имя на карте»

Планета Земля

Итоговый результат

Оценка уровня развития

  1. балл- низкий, большинство компонентов недостаточно развиты;
  2.  балла-  средний,о тдельные компоненты не развиты;

       3    балла- высокий, все задания выполнены;

 Список литературы

  • Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт.-сост.  Л.Г Киреева, С.В Бережнова, - Волгоград: Учитель, 2008.  

  • 300 вопросов и ответов по экологии, уч.пособие/ авт.-сост.В.А Алесеев,- Ярославль: «Академия развития», 1998.

  • Система экологического воспитания в ДОУ,уч.пособие/авт.-сост.О.Ф Горбатенко,- Волгоград: Учитель, 2008.

  • Знакомые Незнакомцы,кружковая работа, занятия/авт.-сост. Е.М Елизарова,-Волгоград: Учитель,2007.

  • Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста, часть 1,уч.пособие/авт.-сост. Т.Я Шипунова,-  Новосибирск: РПО  СО  РАСХН,1994.

 

 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« В гармонии с природой»

Областной Конкурс исследовательских работ и творческих проектов...

Формирование у младших дошкольников нового экологического мышления, умения жить в гармонии с природой.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

Творческий отчет воспитателя Милюковой Ольги Михайловны В гармонии с природой"

Конспект занятия в старшей группе "Живая планета"Программное содержание: Уточнить представления детей о Солнечной системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия: вода, во...

викторина по экологическому воспитанию конкурс "В гармонии с природой"

уточнить представления детей о Солнечной   системе, об уникальности Земли (на ней есть жизнь; имеются все условия: вода, воздух, тепло, необходимые живым существам)....

перспективный план работы конкурс "В гармонии с природой"

перспективный план работы по экологическому воспитанию в старшей группе...

квн в старшей группе по экологическому воспитанию конкурс "В гармонии с природой"

Вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на содержание праздника; развивать навыки командной игры, умение быстро находить ответы на вопросы; закрепить знания о природе....

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию "В гармонии с природой"

Паспорт педагогического проекта по экологическому воспитанию "В гармонии с природой"...