Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ
статья (старшая группа)

Жирнова Наталья Владимировна

Для всех де­тей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация развивающей предметно-пространственной среды для детей с ОВЗ

 

При реализации инклюзивной практики необходимо осознавать, что появление в группе ребенка с ограниченными возможностями здоровья   требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.

Принимая в группу такого ребенка, необходимо учитывать следующее:

  • практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
  • у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
  • у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как:                       - нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);
  • нарушение равновесия (это создает сложности при обучении катанию на роликовой доске и двухколесном велосипеде);
  • из-за проблем зрительно-пространственной координации затруднительно участие в спортивных играх, особенно с мячом.

Таким образом, при включении в группу ребенка с ОВЗ необходимо создание таких условий, при которых обеспечиваются:

- привлекательность развивающей предметно-пространственной среды для детей разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке. Например, если в старшей группе есть дети с интеллектуальными нарушениями, то в доступе для них должны быть игрушки предыдущей возрастной группы, в т. ч. такие, которые отражают реальные предметы окружающего мира, соответствуют жизненным ситуациям (купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.);

- присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенное внимание и помощь;

- использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания. Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности;

- упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;

- недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;

- включение детей в помощь друг другу - общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;

- включение в структуру образовательного процесса специально организованных видов деятельности, направленных на развитие коммуникации; создание безопасной предметной среды, в т. ч. на прогулке, - это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;

- обеспечение спокойного засыпания (балдахин над кроваткой, домик и т. д.) и возможности уединения для ребенка. Уголки уединения - это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.

Помимо общих условий, распространяющихся на всех детей с ОВЗ, необходимо создание условий в зависимости от характера нарушений здоровья. Рассмотрим их подробней.

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением восприятия

К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения.

Для детей с нарушением слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления.

Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых закономерностей.

Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха должны обеспечить развитие:

- полисенсорного восприятия;

- зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);

- слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов-звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);

- тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других свойств предметов на ощупь и по обводящему движению);

- вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители); двигательной активности;

- мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи,  внеситуативного понимания речи;

- игровой деятельности (поэтапное формирование).

Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:

  • зрительного - игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;
  • слухового - музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;
  • тактильно-двигательного - тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, доски Сегена (для определения формы и величины на ощупь и по обводящему движению), сенсорные дорожки, «Твистер» и др.

Для развития детей с нарушением зрения характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем мире, с преобладанием общих, неконкретных знаний; недостаточная предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.

Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения должны обеспечить:

- расширение знаний и представлений об окружающем мире;

- развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимулированием остаточного зрения;

- развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного;

- формирование пространственных представлений.

Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения должна способствовать развитию полисенсорного восприятия и включать следующее:

  • дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема;
  • рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;
  • специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель, одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.

Необходимо обеспечить безопасность перемещения ребенка по детскому саду и его территории и предоставить возможность довольно близкого его расположения к наглядному материалу во время занятий.

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата частично или полностью ограничены в произвольных движениях. В зависимости от характера заболевания и степени выраженности дефекта их условно подразделяют на три группы:

  1. Дети, страдающие остаточными проявлениями периферических параличей и парезов, изолированными дефектами стопы или кисти, легкими проявлениями сколиоза (искривлениями позвоночника) и т. п.

Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к освоению ребенком образовательной программы.

  1. Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными поражениями костно-мышечной системы (при сохранности двигательных механизмов центральной нервной и периферической нервной системы), а также дети, страдающие тяжелыми формами сколиоза.

Хотя потенциальные возможности усвоения программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений затрудняют обучение.

  1. Дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или подтверждением двигательных механизмов центральной нервной системы. Последствия заболевания в некоторых случаях могут отразиться на психическом развитии ребенка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы.

При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения и задержка формирования познавательных функций, пространственно-временных представлений, практических навыков и др.

У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата часто наблюдаются различные формы дизартрии. Специфика в том, что ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.

Специальные условия, создаваемые в детском саду, должны обеспечить:

  • развитие двигательных функций - метод торможения и облегчения (торможение нежелательных движений, сопровождаемых повышением мышечного тонуса, облегчает произвольную сенсомоторную активность); формирование захвата-отпускания предмета, дифференцированные движения пальцев, подготовка и развитие самостоятельной ходьбы;
  • стимуляцию начальных голосовых реакций, звукоподражаний;
  • формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.

Развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игрушки с опорой на реальный уровень развития ребенка.

Игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч. - для предметно-манипулятивной.

В отличие от предметной деятельности, содержанием которой являются истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам.

 И хотя предметно-манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей:

- сенсорное лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками;

- массажные игрушки - различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д.;

- игры для развития мелкой моторики - прищепки, шнуровки, бусы и др. При создании развивающей предметно-пространственной среды для детей с моторными нарушениями необходимо обеспечить безопасность помещений детского сада, а также предусмотреть наличие специальных средств передвижения

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением  интеллекта.

Интеллект в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий (Л.С. Выготский).

Ведущим при интеллектуальных нарушениях является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде всего, высших абстрактных форм мышления. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта должны обеспечить:

- привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;

- формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

- формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями; включение речи в мыслительную деятельность - знакомство с предметом и названием, действий с группой однородных предметов; отбор предметов по словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях; знакомство со свойствами предметов (обследование, определение свойств, выделение признаков); расширение сенсорного опыта в предметно-практической деятельности и в игровых ситуациях.

Для этого развивающая предметно-пространственная среда должна содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве.

Сюда относятся:

  • Картинки с изображением последовательности действий - для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
  • Дидактические игры для стимуляции ориентировачно-исследовательской и речевой деятельности - с их помощью расширяется круг предметов, предъявляемых ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;
  • Игры на установление причинно-следственных связей между изображаемыми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом. Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями; игрушки, отражающие реальные предметы окружающего мира и помогающие моделировать жизненные ситуации, железная дорога, парковка автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.

Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями

Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми. Как правило, у таких детей ведущим является нарушение коммуникации, которое характерно и для большинства детей с расстройствами аутистического спектра.

Первостепенная задача в этом случае - установление эмоционального контакта с ребенком и развитие его взаимодействия с окружающим миром. Чтобы установление эмоционального контакта было успешным, необходимо создать для ребенка комфортную ситуацию общения, которая подкреплялась бы приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия.

Сначала ребенок должен получить опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, постепенно развивать более сложные формы взаимодействия

Предупреждению негативных реакций способствует организация целенаправленного поведения ребенка - четкий распорядок дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях.

Создание специальных образовательных условий для этой категории детей должно обеспечить:

- преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;

- преодоление отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);

- установление контакта с ребенком

Развивающая предметно-пространственная среда должна включать:

  • Последовательные картинки, структурирующие деятельность ребенка в течение дня и обеспечивающие предсказуемость событий, - это зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в данный момент информации (режим дня, календарь, последовательность заданий и др.);
  • Картинки отражающие различные эмоциональные состояния ребенка - игры с «азбукой эмоций» помогают;

-замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке);

- декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;

- анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;

- воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции;

- управлять своим эмоциональным состоянием;

  • Книги разной степени сложности;
  • Кукольный театр - прекрасное средство для развития взаимодействия между детьми, развития воображения и творческих способностей. От имени кукол ребенку значительно легче вступать в общение;
  • Музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений - его использование даст ребенку возможность уединиться и отдохнуть в течение дня.

Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, будет способствовать их включению в социальную жизнь, позволит им быть успешными, ощущать собственную безопасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом.

Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.



Предварительный просмотр:

Описание развивающей предметно-пространственной среды в группе компенсирующей направленности

 

Нашу компенсирующую группу посещают дети с задержкой психического развития от 3 до 7 лет, поэтому развивающая предметно-пространственная среда построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Развивающая предметно–пространственная среда группы соответствует требованиям ФГОС ДО. 

Проектируя развивающую среду, как основу реализации индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ, учитывались потребности  в общении, в движении, в познании.

Организация среды в группе осуществляется с учётом принципов коррекционной педагогики, использования в работе с детьми различных технологий и обучающих методик, предназначенных для коррекции детей с ЗПР.

Развивающая предметно-пространственная среда строится в соответствии с календарно-тематическими планами, которые составлены на основе образовательной программы с учётом возраста и периода обучения детей каждой группы. Предметно-пространственная среда носит характер открытой, динамичной системы, способной к корректировке и развитию.

          При проектировании РППС за основу мы взяли образовательную программу дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. «От рождения до школы», также учитывали рекомендации Г. Шевченко "Подготовка к школе детей с задержкой психического развития".

Организация развивающей среды в группе строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. В  среде группы возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами: игровым, спортивным, оздоровительным и др.

Пространство группы организовано в виде разграниченных зон (центров):

• Художественно-творческий центр, где собраны материалы для продуктивной деятельности дошкольников;

  • Речевой центр, где размещены пособия по речевому развитию, учитывая возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, а также их актуальный уровень развития.

• Цент конструирования оснащен разнообразными конструкторами, большим количеством материалов для обыгрывания построек, имеются схемы, алгоритмы.

• Игровой центр учитывает гендерные особенности воспитанников группы, оснащен разнообразными игрушками, а также имеется большое количество атрибутов, изготовленных воспитанниками и педагогами.

• Центр познания  и экспериментирования, в нем размещены дидактические игры для детей всех возрастов (каждая игра, пособие в центре имеет маркер принадлежности к определенной возрастной группе), собрано большое количество материалов для экспериментирования, совместно с детьми разработаны правила работы в центре экспериментирования, ведется детская документация.

• Физкультурно-оздоровительный центр оборудован пособиями по развитию движения.

В группе созданы условия для гендерного воспитания мальчиков и девочек. Для мальчиков - детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения воинов, инструменты для работы, разнообразные технические игрушки.

Для девочек – предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки.

Все помещения группы является образовательным: в приемной оформлен уголок природы, организованы места для презентации детских работ; в спальне размещен игровой уголок для девочек.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса, лексическая тема, запланированная в НОД прослеживается во всех видах деятельности, используются материалы и атрибуты, необходимой тематики.

В группе созданы условия для обеспечения эмоционального благополучия воспитанников, что способствует  снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства. Оформлены уголки уединения

При организации непосредственно-образовательной деятельности активно используем мобильный материал, который постоянно варьируется, видоизменяется, что позволяет обогатить сюжеты игр, разнообразить образовательное пространство группы (в соответствии с календарно-тематическим планированием).

Среда группы соответствует основным принципам построения РППС:

  • Полифункциональность – у детей имеется возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и др. Это позволяет использовать предметы - заместители в разных видах детской деятельности: игре, конструировании и т.д.

Ширмы могут использоваться не только в игровой деятельности, но и как зона отдыха и уединения.

Использование возможности изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.

  • Вариативность среды - наличие в группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическая сменяемость игрового материала; обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности.

В группах организовано гибкое и вариативное пространство.

  • Доступность и безопасность предметно-пространственной среды.

Дети могут свободно передвигаться по группе и использовать разнообразный материал, игрушки. Игры, пособия находятся в свободном доступе для детей.

В кабинете учителя-дефектолога свободный доступ к пособиям, стимулирующих познавательное развитие воспитанников. Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности, в ходе которой дети могут проявить инициативу и творчество при изготовлении учебных и игровых пособий. Результат своего труда дети используют в игровой деятельности.

В группе совместно с детьми созданы правила поведения в группе, оформлено место для хранения детских «секретиков».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Статья «Развивающая предметно – пространственная образовательная среда как средство развития познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста»

В данной статье рассматривается роль развивающей предметно – пространственной среды в формировании познавательного интереса к детской художественной литературе у детей старшего дошкольного возра...