Творческий проект "Я - русский!"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Лариса Николаевна Коноплева

СЛАЙД 1

ФГОС дошкольного образования среди общей системы задач, выделяет задачу объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей. Необходимость приобщения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего.

Работая с детьми по годовой задаче «Формирование патриотических чувств у дошкольников посредством их приобщения к историческим и культурным ценностям русского народа» я заметила, что у моих детей имеется недостаточно знаний по данной проблеме, но  есть желание и интерес узнать больше.

Со своей стороны, мне хотелось восполнить пробел в знаниях детей и родителей, приобщить их к истокам русской культуры, русского быта.

СЛАЙД 2

Передо мной встал выбор: какие технологии лучше использовать для воспитания у детей духовно-нравственных ценностей. Исходя из современных тенденций Российского образования, мой выбор остановился на технологии Николая Евгеньевича Веракса «Пространство детской реализации». Сущностью данной технологии является создание пространства детской реализации, где я поддерживала инициативу детей к познанию русских народных традиций, истории России, культурного наследия наших предков, фольклора, народных игр, жизни и быта русского народа.

СЛАЙД 3

Как сказал великий ученый М. Ломоносов «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Все это привело меня  к идее взять в работу проект по теме: «Я – русский!».

Ведущей идеей данного проекта является развитие у детей интереса к народной культуре, приобщение к традициям средствами народного творчества.

СЛАЙД 4

Для  реализации данного проекта  я поставила перед собой цель и задачи, которые вам представлены на слайде:

Цель проекта:  Создание пространства детской реализации для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста посредством их приобщения к историческим и культурным ценностям и традициям русского народа.

Задачи проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

знакомить детей с предметами русского быта, с традицией русского гостеприимства;

знакомить детей с элементами русского народного костюма;

знакомить детей с русской народной игрушкой;

знакомить детей с народными праздниками;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

развивать самостоятельность и инициативность, планирование и регуляцию ребенком собственных действий в образовательном пространстве детской реализации;

воспитывать культуру общения, навыки этикета;

Образовательная область «Речевое развитие»:

учить детей рассказывать русские народные сказки;

развивать умение использовать в речи знакомые малые формы фольклора;

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

учить играть в театрализованные игры;

воспитывать интерес у дошкольников к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись;

приобщать детей к русскому народному творчеству посредством нетрадиционных техник;

воспитывать интерес и желание участвовать в совместных праздниках.

Образовательная область «Физическое развитие»:

учить играть в народные подвижные.

СЛАЙД 5

Для успешной реализации проекта я составила план работы с детьми и родителями,  разделив его на 4 модуля. Каждый модуль имел свое тематическое название, по нему проводились мероприятия, связанные единой целью.

1. «Быт русского народа».  Работа модуля  направлена на  знакомство  с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта.

2. «Русский народный костюм». Работа модуля  направлена на ознакомление детей с национальной русской одеждой и её символикой.

3. «Русская народная игрушка». Работа модуля  направлена ознакомление с  символикой игрушки, её росписью, народным фольклором.

4. «Традиции и праздники на Руси». Работа модуля  направлена ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками, приобщение к нравственным основам культурного наследия своего народа.

В исследовательский поиск вовлекалась вся группа детей и их родители. Задача была – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников и обобщить её.

СЛАЙД 6 (1 модуль)

В группе была создана предметно-развивающая среда, которая позволяла детям моей группы реализовать свои замыслы в ходе проекта. Эта среда постоянно менялась и пополнялась участниками образовательных отношений в течение всего проекта.

Мы задались вопросом, что необходимо было людям в русской избе для жизни?

Так появились там предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность.

Однако, не все предметы русского быта и традиций мы можем увидеть воочию и потрогать руками. Поэтому мы собрали материал для рассматривания:

СЛАЙД 7

Альбомы – «Национальные костюмы», «Русская изба», «Изделия из бересты»», «Народные традиции – часть культуры нашего народа», «Предметы старины», «Быт на Руси».

СЛАЙД 8

Дети узнали  интересные факты из истории:

В избах жили не просто семьями, а целыми родами, состоящими из нескольких поколений: прадедов, дедов, молодых и детишек. Говорили: «Вместе легче дом держать».

СЛАЙД 9

В обустроенной горнице знакомила детей с назначением крынки, коромысла, прялки, самовара, ухвата.

СЛАЙД 10

С большим интересом дети посмотрели видео-урок «Путешествие на машине времени», из которого узнали, как раньше строили избы, что такое сруб, тес, конек, ставни, наличники, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья и что  именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и её продолжения.

СЛАЙД 11

Наши социальные партнёры, Александровский историко-краеведческий музей, пригласил нас на познавательный час «Прогулка по прошлому», где дети расширили представления о русской избе и закрепили полученные знания.

СЛАЙД 12

Используя иллюстрированный материал «Ремесла на Руси» дети узнали названия старинных профессий, какие из них сохранились до наших дней и как теперь называются.  Также ребята приобрели знания о разнообразных предметах труда, для чего они использовались.

СЛАЙД 13

Использование современных компьютерных технологий (демонстрация презентации) дало возможность ребятам не только увидеть, как выглядели мастера, но и понять,  как   работает гончарный круг и как на нем делают  посуду, как лошадь вспахивает землю с помощью плуга и  что  искуснее всего Русь была в обработке дерева. Деревянные постройки, избы и хоромы, ворота и мосты, крепостные стены, а также лодки, хозяйственная утварь щедро украшались резьбой и определяли её облик, а железное литьё применялось для  изготовления ювелирных украшений. 

СЛАЙД 14

Успех приобщения дошкольников к русской национальной культуре зависит от выбора форм и методов. В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры я использовала одну из форм метода проектов – лэпбуки.

В этих тематических папках создан материал по темам: «Русская изба», «Богатыри Земли русской», в которых собраны былины, игровые припевы, дразнилки, перевёртыши,  которые мы разучивали с детьми.

СЛАЙД 15

Для заучивания пословиц,  поговорок, скороговорок я использовала мнемотаблицы-обьяснялки, которые мы изготовили совместно с детьми.

«Блин не сноп – на вилы не наколешь» (Блины – это не просто еда, а блюдо

обрядовое, и культура поедания блинов  насчитывает многие тысячелетия. Великий грех разрезать блин ножом или накалывать на вилку, это значит – ранить солнце, обречь весь народ на голод и болезни).

«У медведя девять песен, и все про мед» (Кто что знает, тот о том и поет);

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». (Не делай неприятностей кому-либо, т.к. в будущем ты можешь лишить себя в помощи).

СЛАЙД 16-17

Большой интерес у детей вызвала виртуальная экскурсия «Музей под открытым небом», который находится в с. Сергиевское. Ребята познакомились с разными экспозициями, которые помогли понять и увидеть быт наших предков. Девочек заинтересовали утюги, ткацкий станок, глиняная посуда, а мальчиков – старинные инструменты, подковы, серпы. Ребята узнали о том, что музей  является лауреатом краевого конкурса «Что мы сделали для Ставрополья».

СЛАЙД 18

Итогом работы по знакомству с русским бытом, стало развлечение «Посиделки в горнице». Много интересного дети рассказали о старинных  обычаях.

Ребята как бы попали в прошлое своих предков, закрепили знания о предметах  русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.), кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, чугунок, крынка, сито, самовар), рассказывали  заклички, докучные сказки, считалки, загадки, исполнили частушки.

СЛАЙД 19

Работая с детьми по второму модулю, дети узнали о традициях, обычаях и истории своего народа.

Одной из важных задач было познакомить с народным  традиционным видом женского рукоделия – вышивкой. Дети узнали, что одежда состояла из  декоративных элементов, на ней вышивали защитные знаки и символы, чтобы предать ей «обережную» силу. В узорах использовали различные геометрические фигуры, завитки, птиц, животных и деревья.

СЛАЙД 20

Знакомя детей с народным костюмом, обязательно приводила интересные факты, которые порой и для меня становились  открытием, так, например, первой пеленкой для новорожденного мальчика служила косоворотка отца, для девочки рубаха матери.

СЛАЙД 21-22

Закрепляя элементы народной вышивки, рассматривали иллюстрации к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди», «Крошечка Хаврошечка», «Сарафан в гостях у рубахи»,  предлагала самостоятельно   составить  костюм и украсить одежду жителей Древней Руси нетрадиционной техникой – пластилинография.

СЛАЙД 23

Итогом данного модуля стала интерактивная игра «Старинная одежда и предметы старинного быта».

СЛАЙД 24

В ходе реализации этого модуля,  нами был собран мини-музей «Народная игрушка», инициатива создания которого шла полностью от детей. Мини-музей является интерактивным, так как он содержит экспонаты, которые можно трогать, рассматривать, с экспонатами можно играть и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.

СЛАЙД 25

Для пополнения коллекции нашего музея я провела  мастер-класс «Игрушки из избушки», где дети превратились в умельцев из древнего русского села и изготовили  куклы  из ниток. Узнали, что раньше игрушки для своих детей родители делали сами из подручных материалов или покупали на ярмарке. Старинные игрушки мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево, узнали о том, что первая кукла была сделана из золы, и только позже их стали делать из льна или соломы.

СЛАЙД 26

СЛАЙД 27

Совместно с сотрудниками районного музея, дети совершили путешествие в прошлое, познакомились с историей возникновения матрёшки и пополнили коллекцию нашего музея своими рисунками.

СЛАЙД 28

В рамках работы с модулем, мы с детьми оформили народный календарь. Изучая его, дети  узнали о календарно-обрядовых праздниках по всем временам года.

Народные праздники, проводимые в нашем детском саду, вызывают положительный эмоциональный подъём, формируют культуру его организации, традиции, гостевой этикет, приобщают к нравственным основам культурного наследия своего народа.

СЛАЙД 29

Игра, хороводы составляют часть каждого праздника  по русской национальной культуре и подбираются согласно его тематике. Любимыми играми детей стали:  «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Дедушка Рожок»,

«Гори- гори ясно»,  «Дударь», «Жмурки», «Каравай»,  «Баба яга» и т.д.

СЛАЙД 30

С большим энтузиазмом мы с ребятами проводим народные праздники: колядки, Масленница, …

СЛАЙД 31

Тесное взаимодействие с музыкальной школой помогло детям узнать о  народных инструментах – балалайка, гармонь, домра, флейта. Ребята с интересом слушали историю их возникновения, игру на них.

СЛАЙД 32

Семейные обычаи и традиции – это обряды, привычки и представления, которые передаются из поколения в поколение и регулируют семейные отношения. Поэтому реализация нашего проекта не была бы столь плодотворной без помощи родителей моих воспитанников.

СЛАЙД 33

В сотрудничестве с семьями по приобщению детей к истокам русской народной культуры  я использовала различные формы взаимодействия:

клубный час «Преданья старины далекой», где родители вспомнили обычаи  русского народа, поделились традициями своей семьи, расписали народные игрушки;

СЛАЙД 34

выпуск фото-коллажа «Блюда русской кухни», где были представлены любимые блюда семей;

СЛАЙД 35

мастер-класс «Куклы старины». Родители узнали, что куклы были  обрядовые и игровые, что  колокольчик – куколка добрых вестей, Кувадка – кукла оберег, Кубышка-травница несёт в дом здоровье, Подорожница – верный ангел-хранитель в дорогу, Десятиручка – помощница в делах, а русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов Руси. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов.

СЛАЙД 36

Углубленная работа имеет положительные результаты: воспитанники обогатили свой внутренний мир знаниями, связанными с традициями и обычаями родного народа.

Дети:

проявляют интерес к историческому прошлому русского народа;

имеют представления о своеобразии народной культуры;

отмечается активный интерес к культуре собственного народа, интересуются традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение и были им пережиты;

проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре и в деятельности полученные знания о культурных традициях семьи;

проявляют желание использовать знания о народной культуре на практике;

используют в активной речи потешки, считалки, загадки, поговорки. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев, умеют узнавать их в других произведениях изобразительного искусства;

осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках, знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи;

используют атрибуты русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Таким образом, у детей отмечается активный интерес к культуре собственного народа и его культурным традициям. Цель и задачи проекта достигнуты в полной мере.

В ходе проекта я совместно с детьми и родителями создала пространство, в котором дети смогли реализовать различные виды деятельности: коммуникативную, познавательную, игровую, творческую. Результаты детской деятельности были представлены окружению и получили позитивный отклик родителей и социальных партнёров. Это помогло детям осознать значимость сохранения и укрепления культуры и традиций русского народа.

 

СЛАЙД 37

Считаю, что реализация данного проекта возможна в любом ДОУ района, т.к. представленный материал имеет чёткую структуру, основан на активном интересе детей и может с лёгкостью быть применён любым педагогом в рамках реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Практическая значимость заключается в разработке мероприятий, направленных на нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Материалы, содержащиеся в данной работе, могут быть использованы в качестве методического пособия педагогами дошкольных образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Алёнушка» Презентация проекта по теме: «Я – русский!» Воспитатель Коноплева Л.Н. май, 2023 г. с. Александровское

Слайд 2

Цель проекта: Создание пространства детской реализации для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста посредством их приобщения к историческим и культурным ценностям и традициям русского народа . Задачи проекта: Образовательная область «Познавательное развитие» : знакомить детей с предметами русского быта, с традицией русского гостеприимства; знакомить детей с элементами русского народного костюма; знакомить детей с русской народной игрушкой; знакомить детей с народными праздниками; Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: развивать самостоятельность и инициативность, планирование и регуляцию ребенком собственных действий в образовательном пространстве детской реализации ; воспитывать культуру общения, навыки этикета; Образовательная область «Речевое развитие»: учить детей рассказывать русские народные сказки; развивать умение использовать в речи знакомые малые формы фольклора; Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: учить играть в театрализованные игры; воспитывать интерес у дошкольников к русскому народному творчеству через: фольклор (песни, загадки, пословицы, поговорки, частушки), литературу и живопись; приобщать детей к русскому народному творчеству посредством нетрадиционных техник; воспитывать интерес и желание участвовать в совместных праздниках. Образовательная область «Физическое развитие»: учить играть в народные подвижные.

Слайд 3

«Быт русского народа». «Русский народный костюм». «Русская народная игрушка». «Традиции и праздники на Руси» Модули проекта

Слайд 4

Модуль 1 «Быт русского народа» Предметно-развивающая среда «Быт русского народа»

Слайд 5

Альбомы

Слайд 6

Лэпбук

Слайд 7

Виртуальная экскурсия «Музей под открытым небом»

Слайд 8

Развлечение «Посиделки в горнице»

Слайд 9

Модуль 2 «Русский народный костюм»

Слайд 12

Мастер-класс «Игрушки из избушки»

Слайд 14

Путешествие в прошлое: «Русская матрёшка»

Слайд 16

Взаимодействие с музыкальной школой

Слайд 17

Клубный час «Преданья старины далекой»

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект "Русские богатыри" для детей старшего возраста.

Актуальность.Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребёнок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родну...

Художественно-творческий проект "Русский сувенир"

Современные дети очень мало знают о народных промыслах, которые относятся к декоративно-прикладному искусству. В частности это относится к дымковской, загородской, полхово-майданской, филимоновской ро...

Познавательно-информационный, творческий проект "Русская берёзка"

Воспитание любви к природе родного края через ознакомление с березой, как одним из главных символов нашей Родины - России...

Краткосрочный познавательно-творческий проект "Русская матрешка"

Тематическое поле проекта: воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушкиЦель проекта: формирование духовно-нравственного отношения и чувства соприч...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

Творческий проект "Русская обереговая кукла - источник приобщения детей к русской культуре и традициям"

Проект приобщен к году народного единства и нематериального культурного наследия народов России...